Коммунальное государственное учреждение «Гимназия имени…
КГУ «Гимназия имени Шакарима»

Изучаем казахский язык

Аласа
низкий
Вопрос-ответ
Всего ответов: 419
Новых вопросов: 10

Опытно-экспериментальная деятельность

Особенности организации  экспериментальной работы и реализации пилотных проектов   в КГУ «Гимназия № 93» за 2019-2020 учебный год

  Обладая высокой инновационной активностью, гимназия является экспериментальной  площадкой,  реализующей несколько инновационных  проектов:  В 2019-2020 учебном году гимназия продолжала  участвовать в экспериментальной работе и пилотных проектах от областного до Республиканского уровней, которые имеют различные направления, но призваны оптимизировать  учебно- воспитательный процесс в гимназии и помогают внедрению инноваций.  

    В рамках работы со школами- партнерами, которая осуществляется четвертый год, проведено  4  семинара  городского уровня.  В 2019-2020 учебном году реализация  обновленного содержания образования  АОО «НИШ» каскадным методом  осуществлялась в ходе взаимодействия с партнерскими  (базовыми ) школами  № 10, 21, 37, 48, 78, 79, 83, 91, 97  города Караганды посредством совместного взаимодействия на базе Ведущего Компетентностного центра  КГУ «Гимназия № 93». По итогам работы в течение учебного года был составлен аналитический отчет о совместной работе. Цель работы со школами: Организация трансляции обновленного содержания образования и опыта  АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» каскадным методом  через совместное сотрудничество  Ведущего Компетентностного центра  КГУ «Гимназия № 93»   с  партнерскими (базовыми)  города Караганды  для поддержания  информационных  и организационно-методических  условий,  обучения  кадрового состава и диссеминации лучшего опыта работы КГУ «Гимназия № 93».

        На основании Письма   МОН РК за № 622  от 5 ноября  2015 года  «О реализации и внедрении в систему образования триязычия»»,  Приказа  управления образования Карагандинской области  за № 306  от  13 ноября, Приказа отдела образования города Караганды от 26 февраля  2016 года, КГУ «Гимназия № 93» работает в пилотном режиме по реализации триязычного образования в учебный  процесс. На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан за № 556 от 31 октября 2017 года  и  Приказа  отдела образования города Караганды за № 1340 от 03.11.2017 года «О пилотном внедрении обновленного содержания образования», КГУ «Гимназия № 93» города Караганды была внесена в список пилотных  школ, изучающих предметы ЕМ- направления на английском языке. Учитель информатики Акишева Гулим Жалиловна  с марта  2017 года по декабрь 2017 года  проходила обучение в ФАО «Өрлеу» на  девятимесячных предметных курсах английского языка. Учителю был выдан сертификат «СЕРТ» на знание английского языка  по  окончанию курсов  в декабре 2017 года- В1 (37 баллов). С целью пропедевтики и организации подготовительной работы по изучению «Информатики»,  для учащихся  восьмых и девятых классов гимназии  был введен курс  по выбору: «Ақпараттық процесс терминдері ағылшын тілінде» («Информационные процессы в терминах на английском языке»), рассчитанный на 34 часа в год, 1 недельный час. Данный курс предполагает работу с предметными физическими терминами на английском языке и постепенное погружение учащихся в языковую среду. После окончания учителем девятимесячных курсов, происходило постепенное внедрение предметного преподавания «Информатики» в госстандарте в 8 классах с третьей четверти 2018 года. Если отметить  методические ресурсы, учебники, УМК, интернет-ресурсы, применяющиеся учителями в данном направлении, то это: Билингвальный учебник информатики для 8 класса издательства Астана-Кiтап. Авторы-Шаниев Е., Гесен И., Айдарбаев Н., Ахметов Н., Ержанов Э. ( Учебник рекомендован МОН РК). Интернет-ресурсы, используемые учителями: Информационно-образовательный  портал www.«Білімал.kz»,www.«Білімland.kz» .Следует отметить, что метод  CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметно-языковое интегрированное обучение) учитель Акишева Г.Ж. применяет в системе, где английский  язык выступает  не целью, а средством изучения другого предмета (информатики), то есть ученики видят, что с помощью английского языка  можно узнавать новую интересную информацию. Изучение  английского языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас. Такие интегрированные  уроки существенно повышают у  учащихся мотивацию к изучению  английского языка. Информатика сопровождается речью  английском  языке с использованием  предметной терминологии. Английский язык помогает в освоении компьютерных терминов, встречающиеся в подготовленных  для чтения и перевода текстах. Чтобы обучение проходило  более эффективно, учитель  на своих уроках  использует билингвальный учебник. Учащиеся работают с глоссарием терминов  как из учебника, так и самостоятельно  составляют под руководством учителя. Выполняют практические задания на английском языке. Практические работы  из билингвального  учебника активизируют учебный процесс, облегчают восприятие информационных  понятий, которые в дальнейшем постоянно применяются при решении задач. Учитель физики Шокалова О.П в период с 03.10.2016 по 21.12.2016 года обучалась в соответствии с поручением МОН РК на курсах  по обучению учителей ЕМ- направления на базе языковой  школы «Study Inn» в Караганде (которая имеет аккредитацию как  школа EAQUALS-ALTE)  на  курсах английского языка для учителей естественно- математического направления с целью улучшения языковой компетенции учителей в рамках внедрения трехъязычного обучения предметов ЕМ –направления.На данный момент учителем получен сертификат о прохождении курсов с определенным уровнем языковой компетенции и уровнем базовых знаний по предмету «Физика на английском» ( Сертификат В1). Учителем для учащихся 8  и 9 классов  ведется курс по выбору «Основные физические явления в терминах на английском языке» (1 час в неделю,  этап внедрения терминологических понятий). Учитель физики Жунусова Д.Ш. так же обучилась  на языковых курсах в декабре 2017 года. Ею преподается курс по выбору для учащихся 8  и 9 классов с государственным языком обучения «Мastering physics terms in English» .Учитель участвовала в областном семинаре по полиязычию в марте 2019 года и ею подготовлено методическое пособие «Activiti», предполагающее использование активных методов обучения входе изучения физики в рамках данного курса по выбору.  Учитель биологии Арконова С.Т. в период с 14.11.2016 по 25.12.2017 проходила  языковые курсы повышения квалификации по  английскому языку  по программам Назарбаев Университета для учителей ЕМ- направления, проходящие на базе КарГТУ. Учителя, осуществляющие подготовку- преподаватели английского языка АОО «НИШ» ХБН г. Караганды. Статус курсов- А1, А2, В1. С января 2018 года  проводит  курс по выбору для учащихся 8 классов с государственным и русским языками обучения. С сентября 2018 года  курс по выбору «Адам анатомиясы» курсындағы ағылшын терминдері»  и «Нuman anatomy» преподается для учащихся 8 и 9 классов с государственным языком обучения. А курс по выбору   «Английская терминология в курсе «Анатомия человека» в 8 классах с русским языком обучения. Учитель участвовала в ноябре 2018 года в областном семинаре по полиязычию и проводила открытый урок. Так же в марте 2019 года приняла участие в республиканском конкурсе разработок уроков по полиязычию.В 2019-2020 учебном году Арконовой С.Т. в соавторстве подготовлено методическое пособие в терминологии на английском языке. В течение года проходило посещение занятий по полиязычию как администрацией гимназии, так и представителями ГорОО, курирующих данное направление.

 В этом учебном году продолжалась реализация  пилотного  проекта по апробации учебников «Основы предпринимательства и бизнеса» для учащихся 11 классов с государственным  языком  обучения.На основании приказа Министерства образования и науки Республики Казахстан за № 556 от 31 октября 2017 года  и  Приказа  отдела образования города Караганды за № 1340 от 03.11.2017 года «О пилотном внедрении обновленного содержания образования», КГУ «Гимназия № 93» города Караганды была внесена в список  пилотных школ для апробации учебной программы, учебников и учебно- методических  комплексов предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» в 10 классе.   На основании этих нормативных документов в гимназии с 18 ноября 2017 года преподается   предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» в 11 «А» классе с казахским языком обучения с учебной нагрузкой – 2 недельных часа. Преподает   предмет- учитель экономики Мусабекова К.А. Данная апробация проходит  в 14 организациях образования Республики. В гимназии № 93 учебный предмет «Основы предпринимательства и бизнеса» реализовывался  со второй четверти 2017 года в 10 « А»  классе. А с сентября 2018 года- в 10 классах с казахским и русским языками обучения- учителя- Мусабекова К.А. и Тимошкина И.Н. И этот выбор не был случаен. В 2020-2021 учебном году «Основы предпринимательства и бизнеса» будут преподаваться в 10  классах с казахским  и русским языком обучения с учебной нагрузкой – 2 недельных часа.  В гимназии в течение десяти лет проходило изучение основ экономических знаний учащимися. Сформирован кадровый состав. Учителя экономики под руководством методистов УМЦ РО Карагандинской области  являлись соавторами областной  программы по развитию экономических знаний для учащихся 5-7 классов. Поэтому, в гимназии сложились социальные,  мотивационные и кадровые условия для реализации пилотного проекта Республиканского уровня. В чем же особенность нового образовательного предмета и как проходит апробация? Программа  для учащихся 10-11 классов  состоит из 68 часов и рассчитана на 2 года обучения. Целью изучения предмета «Основы предпринимательства и бизнеса» является получение учащимися базовых знаний основ предпринимательства, бизнеса, экономики, менеджмента и маркетинга. Разработаны и апробировались  в учебном процессе  интерактивные  учебники «Основы предпринимательства и бизнеса», авторами которых являются Е.С. Дусейханов, А.А. Сейтенова  и     А.С. Щеглов. Е.С. Издательство-Алматы: «Көкжиек-Горизонт», 2017 г. Учебники изданы на государственном и русском языках. В гимназии в ходе учебного процесса проходила апробация учебника для 10 класса. Этот учебник  состоит из нескольких взаимосвязанных тематических групп: «Экономические бизнес-понятия и термины», «Подготовка к созданию компании», «Организационная структура компании», «Устав компании»,  «Бизнес-план», «Регистрация юридического лица»,  «Правовое регулирование обязательств», «Финансовый учет». В ходе обучения  предполагается опора  на  системно-деятельностный подход и интеграцию. Так, 40 %   учебного времени занимают теоретические аспекты  предпринимательства и бизнеса.  Кейсы по направлениям  занимают 15 %. А проведение  экономических игр, выполнение бизнес- проектов составляет 45 % учебного времени. В десятом классе учащиеся знакомятся с теоретическими основами бизнеса и предпринимательства, посещают успешные предприятия области, участвуют в деловых играх. В 11 классе -генерируют  перспективные бизнес- идеи в своем регионе, на основе которых составляют свои  бизнес- планы и проекты. Учатся бизнес-моделированию  и адаптации в изменяющихся условиях конкуренции в целях повышения выживаемости бизнеса,  проводят исследования с  использованием  современных информационных технологий и аналитики.     С целью  создания  условий для  апробации пилотного проекта,  в гимназии проходила подготовительная работа: состоялось информирование для учащихся и их родителей о задачах и структурных компонентах новой учебной дисциплины. Учащиеся 11 А класса принимали активное участие в проведении Дня финансовой грамотности 17 февраля 2020 года.

По результатам реализации пилотного проекта учителем  экономики Мусабековой К.А была проведена экспертиза учебников как на базе УМЦ РО Карагандинской области, так и в дистанционном режиме по заданию МОН РК.

Четвертый пилотный проект  начался  с сентября 2018 года  по апробации электронных учебников для учащихся 3,6,8 классов издательства «Алматы Кiтап», которые помогут учащимся  повысить учебную и предметную мотивацию, облегчить собственный рюкзак, ведь учебники в бумажном виде приносить будет в школу не нужно, если в планшетах или телефонах будут учебники по некоторым учебным  предметам в электронном виде. Так же каждый электронный учебник содержит домашние  и дополнительные задания формативной направленности, призванные закрепить полученные знания  на уроке в практические навыки. Нужно отметить, что  на данный момент гимназия номер девяносто три является  единственным реализатором  этого проекта в  Карагандинской области. Такой выбор был сделан не случайно.  Гимназия является пионером  во многих инновационных проектах, которые внедряются как в нашем славном шахтерском городе, так и на уровне  области  и республики. Несколько лет назад мы  были пилотной площадкой по  разработке и внедрению информационно- образовательной платформы «Бiлiмал»,  которая на сегодняшний день охватывает более 300 учебных заведений    Карагандинской    области   в  направлении   информатизации. В начале учебного года в гимназии была сформирована  команда учителей-предметников, тестирующих электронные учебники  и ресурсы платформе opiq.kz  в пилотном режиме. Каждый из  них применяет информационно- обучающие ресурсы платформы исходя из потребностей учащихся,  учета возрастных особенностей и возможностей гимназистов по применению разработок  как на уроке, так и  дома. Это платформа, объединяющая в себе возможности мультимедийного обучения, интерактивной связи с учителями и родителями. Данная интерактивная платформа  помогает решать вопросы ведения электронного  журнала класса, дневников учеников, предлагает варианты интересных и разноплановых домашних заданий с учетом разноуровневого обучения. Дает возможность повторения пройденного материала из предыдущих классов и изучения новых тем  на основе межпредметных связей. Образовательный ресурс имеет большую мобильность и вариативность применения на разных электронных гаджетах от смартфонов до планшетов и персональных компьютеров. Информационные ресурсы можно использовать как в урочное время, так  и в ходе выполнения  домашнего задания. Так же  учитывается принцип мобильности, когда учащийся может в любое удобное для  него   время воспользоваться информационным ресурсом.

Представим  первые результаты апробации: платформы  opiq.kz  в  том, что она очень проста в применении  и состоит из трех частей.

Первая часть содержитпечатные тексты учебников, которые  отлично оцифрованы, изложены  на казахском и русском языках. Нужно отметить, что учебник позволяет плавно перейти к прочтению и пониманию текста с использованием латиницы.  При этом если вдруг в текст или задания вкралась ошибка, система поможет ее моментально устранить. Ведь  учителя  поддерживают тесную двустороннюю связь с разработчиками.

Вторая часть- электронная   версия учебников, который  являются  аналогом  печатных  изданий  для учащихся  третьих, шестых и восьмых  классов, подготовленных издательством  «Алматыкiтап»  и рекомендованных  МОН РК для использования в школах Казахстана.

В данной части  также предусмотрен для использования  электронный  классный журнал. В нем фиксируются результаты освоения каждым учеником материала урока.

Шкала в процентах от 1 до 100 показывает результат ученика на уроке, в четверти и за учебный год. Можно также провести мониторинг успеваемости класса по каждому параграфу или уроку, что способствует оценке учителем уровня освоения учебного материала обучающимися и помогает   проводить соответствующую корректировку. Так же эти данные помогаю ученику и родителям предварительно ориентироваться в итоговых результатах обучения по обновленной программе. Следует отметить, что учитель сам выбирает удобный тип обратной связи в дистанционном режиме.

Третья часть платформы разрабатывалась для углубления и расширения  знаний учащихся в ходе изучения учебных предметов через различные ресурсы.  В одном из блоков  содержатся все практические задания из учебника и тетради  по предмету в виде открытых или закрытых тестов. Ученик может неоднократно выполнять их, закрепляя полученные знания как на уроках, так и в ходе выполнения домашних заданий, расположенных на образовательной платформе. Система определяет,  насколько верно или не верно выполнено  предложенное  задание. Удобно, что обучающийся, находясь   в любой  географической точке республики или даже зарубежья,   в любое  удобное для него время и место  может использовать систему как тренажер. Это помогает дистанционному обучению и сопровождению учащегося в ходе ДО.

Более того, ученик и  учитель  при подготовке к урокам может использовать по любой  предметной тематике  материалы всех учебников, размещенных на платформе, что способствует интеграции полученных знаний. В результате- цифровые возможности образовательного процесса  становятся ближе к учащимся  не только в урочной деятельности, но и  повседневной жизни,  что способствует формированию и развитию компетенций двадцать первого века и помогает каждому быть мобильным.

Цифровой ресурс на платформе opiq.kz,  сравнительно недавно используемый в нашей гимназии, получил достойную оценку не только среди учащихся, но  и  со стороны учителей и  родителей обучающихся.                      С целью обратной связи о реализации проекта проводился опрос. По его результатам большинство  респондентов отметили актуальность внедрения электронных учебников и информационных ресурсов в образовательный процесс. Родителями было отмечено, что ресурсы используются учителями и учащимися  по несколько раз в неделю как на уроках, так и при выполнении домашних заданий. На уроках учитель использует интерактивное оборудование, а учащиеся- чаще всего - собственные смартфоны и планшеты. Дома в большинстве случаев- персональные компьютеры. Конечно, для  успешной  реализации проекта необходимо наличие  у каждого учащегося мобильного устройства с возможностью выхода в интернет,  школьный  вай-фай в свободном доступе и  сформированный у учеников навык работы с платформой  opiq.kz.

На данный момент, с учетом пожеланий родителей,   педагоги     используют  в комбинированной форме электронные и  традиционные учебники, что   дает возможность сочетать  обучение с применением цифровых  технологий.   особенно хорошо данная платформа зарекомендовала себя в ходе дистанционного обучения с марта 2020 года.

Областной проект «Экономика для всех»-«Основы экономики и финансовой грамотности»- в гимназии в 5 классах с русским и казахским языками обучения учителями экономики Мусабековой К.А. и Тимошкиной И.Н. проводятся 1 раз в неделю по  34 часа в год  уроки экономики. Программу по экономике Тимошкина И.Н. для 5-6 классов составляла в УМЦ РО с командой учителей школ города и является соавтором. Методическое пособие по реализации проекта в гимназии имеется, сами книги ( пособия по экономике)- только в электронном виде и оттуда берутся задания. Данный проект помогает учащимся использовать экономические знания в жизни. Так же в гимназии в феврале 2020 года проходил День финансовой грамотности, который помогает приобщиться к экономическим знаниям.

 Областной социально-педагогический  проект «Чтение в радость»                     (1 этап) гимназия участвует  третий  год. Проект предполагает чтение книг из определенного списка из произведений Абая в кругу семьи. Цель проекта-поддержка  детского  чтения,  ориентированная  на  развитие  читательского  интереса,  культуры  чтения  и,  как следствие, читательской грамотности  школьников. В гимназии данный проект интегрируется с проектом АОО «НИШ» по буккроссингу. В этом году был составлен план по реализации городского проекта «Бір отбасы -бір қітап», в котором приняли участие все параллели начальной школы и готовили видеоролики социальной направленности по произведениям Абая и семейному чтению.

Так же в ноябре 2019 года в гимназии проходил  День открытых дверей для педагогической и родительской общественности  «Ұлы дала мұрагерлері», который предполагает трансляцию опыта АОО «НИШ»  и направлен на информирование родительской общественности об особенностях обновленного содержания образования.

С целью реализации проектной технологии и успешной социализации личности,  в гимназии  с учетом данных проектов, составлены 11 проектов локального характера, включающие элементы проектов городского, областного и Республиканского уровней, дополняющих друг друга и помогающих поддерживать инновационную среду в гимназии.