Рекомендации психолога родителям по сохранению психологического здоровья детей
Если Ваш ребенок рассеян...
Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не ругайте за то, что он рассеян. Уберите с рабочего стола посторонние предметы, устраните шумы, способные отвлечь его от интеллектуальной деятельности. Научите ребенка планировать свою деятельность. При выполнении учебных заданий научите его пользоваться алгоритмами (программой действий) и на первых порах помогите их составить. Поддерживайте четкий распорядок дня.
Если ребенок тревожен и испытывает страхи...
Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться. Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность. Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка. Оказывайте внимание его проблемам, слушайте ребенка «активно». Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх. Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше). Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
Если ребенок агрессивен...
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть. Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. Расширяйте кругозор ребенка, учите правильному общению со сверстниками и взрослыми. Включайте ребенка в совместную деятельность.
Если ребенок гиперактивен...
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть. Четко придерживайтесь режима дня. Строго разграничьте целенаправленную и бесцельную подвижность. Организуйте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом. Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию. Приобщайте ребенка к командным играм, где необходимо подчиняться определенным требованиям, ставить перед собой цель и стремиться выполнить ее. Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач. Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
Если Ваш ребенок застенчив...
Выражайте безусловное расположение к ребенку. Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным тоном. Только такое общение не спровоцирует тревожность. Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только проявление способности и знаний, но также эмоций и чувств. Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен самостоятельно ее попросить. Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
Способы преодоления тревожности:
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку.
Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
Помогите ему найти дело по душе.
«Родители помните! Дети отражение своих родителей».