УТВЕРЖДАЮ:
Директор
КГКП «Детская
музыкальная школа №3»
__________С.Мадиева
«___»____________2023
ПРОГРАММА
работы по организации летнего отдыха детей
КГКП «Детской музыкальной школы №3»
Караганда – 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………….3
Цель, задачи, принципы работы ………………………...…5
Коллектив: его особенности и структура………………….6
Педагогические принципы программы……………….......7
Предполагаемые результаты программы…………………7
План работы в лагере………………………………............8
Приложение…………………………………………………9
- Пояснительная записка
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи.
Детский контингент в условиях лагеря – это дети 7–15 лет из семей разного статуса. И именно лагерь, включая разновозрастных детей в игровую и досуговую деятельность, может организовывать детей на основе их самоопределения, социализации и самореализации. Здесь преобладают такие методы, как авансирование успеха, подчёркивание достижений, самооценка результатов, “расшатывание” традиционных позиционных ролей.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Ежегодно педагогами «Детской музыкальной школы №3» проводятся различные мероприятия в пришкольных лагерях дневного пребывания на базах общеобразовательных школ, где расположены филиалы нашей музыкальной школы: это в СШ № 6, 41, 79, в ОШ № 4, 51, 87, в школе-лицее №57, в школе-гимназии №102, Уштобинская СШ.
- Цель и задачи программы
Цель - создание условий для организации отдыха и оздоровления учащихся, разностороннего развития их личности в летний период.
Задачи:
· проведение комплекса мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление;
· создание условий, благоприятствующих формированию у учащихся внутренней позиции, обеспечивающей социально-нравственное становление личности;
· преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью;
· создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества;
· приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, музыкального слуха, такта и ритмики.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
· Безусловная безопасность всех мероприятий
· Учет особенностей каждой личности
· Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
· Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
· Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
· Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
· Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
- Коллектив: его особенности и структура
Педагогический коллектив школы разделен на 8 групп для работы в восьми пришкольных лагерях при общеобразовательных школах города, где расположены филиалы нашей музыкальной школы: это в СШ № 6, 41,58,81, в ОШ № 4, 51, 87, в школе-лицее №102.Педагоги готовят мероприятия в виде концертов с участием учащихся нашей музыкальной школы, устраивают просмотры музыкальных сказок и мультфильмов, разучивают с детьми песни, проводят различные конкурсы и игры.
Подобное разделение коллектива позволяет охватить почти все филиалы школы, за исключением тех, где работают совместители, и проводить повсеместно как развлекательно-познавательную, так и рекламно-агитационную работу.
- Педагогические принципы программы
Педагогическими принципами деятельности коллектива ДМШ №3 являются:
- Принцип педагогического профессионализма.
- Принцип уважения личности ребенка.
- Принцип сотрудничества, сотворчества, содружества.
- Принцип поддержки детских инициатив, творчества.
- Принцип включенности детей в социально значимые отношения (самоуправление детского коллектива).
- Принцип индивидуального подхода и коллективного творчества.
- Принцип личностной активности.
- Принцип исследовательской позиции.
Данные принципы являются системой основополагающих требований в педагогической деятельности.
- Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникнет мотивация к знакомству с другими детскими коллективами.
Успешное выступление детей в мероприятиях, конкурсах повысит социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами по организации жизни в школе. Дети станут дружным, сплочённым, творческим коллективом, ставящим перед собой новые цели.
Критерии эффективности программы:
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
- План работы в пришкольных лагерях преподавателей ДМШ № 3
в 2022--2023учебном году
Дата |
Время |
Название мероприятия |
Ответственн |
Iсезон (05.06 – 18.06) при СШ № 87 |
|||
05.06 |
10.30-11.30 |
Игровая программа «В мире музыки» |
Группа №1 |
06.06 |
11.00-12.00 |
Познавательно-игровая программа «Страны народов мира» |
Группа №2 |
12.06. |
10.30-11.30 |
«Веселая карусель» игровая программа |
Группа №1 |
13.06 |
11.00-12.00 |
Концертно-игровая программа «Здравствуй лето!» |
Группа № 2 |
Iсезон (05.06 – 18.06) при СШ №59 |
|||
05.06 |
10.30-11.30 |
Праздничный концерт ко Дню защиты детей |
Группа №3 |
13.06 |
11.00-12.00 |
Конкурсно-развлекательная программа «Давай подружимся» |
Группа №3 |
Iсезон (05.06 – 18.06) при СШИ им.Жамбыла |
|||
05.06 |
10.30-11.30 |
«Веселые ноты» развлекательно-игровая программа |
Группа №4 |
Iсезон (05.06 - 18.06) при СШ № 41 |
|||
06.06 |
11.00-12.00 |
«Біз өмірдің гүліміз» концертная программа |
Группа № 5 |
16.06 |
10.00-11.00 |
«Бақытты балалық шақ» развлекательно-игровая программа |
Группа № 5 |
I сезон (05.06 – 18.06) при СШ №4 |
|||
05.06 |
10.00-11.00 |
«Хощ келдің, жаз!» развлекательно-игровая программа |
Группа №6 |
12.06 |
10.30-11.30 |
«Көңілді мозаика» викторина |
Группа №6 |
Iсезон (05.06-18.06) при СШ №51 |
|||
06.06 |
10.30-11.30 |
«Музыкальный калейдоскоп» концерт |
Группа №7 |
15.06 |
10.00-11.00 |
«Прекрасный мир музыки» викторина |
Группа №7 |
Iсезон (05.06 – 18.06) при школе-лицее №57 |
|||
08.06 |
10.00-11.00 |
«Ел бірлігі- ақыл қасиет» концертная программа |
Группа №8 |
15.08 |
10.30-11.30 |
«Өнерлі қол-бақытқа жол» интерактив |
Группа №8 |
Iсезон (05.06-18.06) при СШ № 6 |
|||
05.06 |
10.00-11.00 |
«Бақытты балалық шақ» праздничный концерт ко Дню защиты детей |
Группа № 9 |
14.06 |
10.30-11.30 |
«Қазақтың ұлттық ойындары» развлекательно-игровая программа |
Группа № 9 |
Iсезон (05.06-18.06) при Уштобинской СШ |
|||
05.06 |
10.00-11.00 |
«Мемлекеттік рәміздер- ел мәртебесі» праздничный концерт ко Дню государственных символов РК |
Группа №10 |
12.06 |
10.30-11.30 |
«Әуенді тап» музыкальный конкурс |
Группа №10 |
Iсезон (05.06 - 18.06) при школе-гимназии №102 |
|||
06.06 |
10.00 -11.00 |
Концерт, посвященный Дню государственных символов РК |
Группа №11 |
13.06 |
10.30-11.30 |
«Музыкалық калейдоскоп» викторинасы |
Группа №11 |
Iсезон (05.06 - 18.06) при СШ № 79 |
|||
07.06 |
10.00-11.00 |
Конкурсно-развлекательная программа «Давай подружимся» |
Группа № 12 |
14.06 |
10.30-11.30 |
«Алақай, жаз келді!» концертная программа |
Группа № 12 |
- Приложение
РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ
«К НАМ ПРИЕХАЛИ ЗВЕЗДЫ»
Это большая ролевая игра, в которой развивается стремление к творчеству. Дети представляют различных «звезд»: Шуру, «Стрелки», «Чиж & Ко» и т.д. Для костюмов используется подручный материал. Пародируется стиль, манеры поведения под фонограмму.
Конкурс «МЫ + ВЫ»
Это состязание между мастерами и ребятами. Всем ребятам раздаются листочки с номерами. Номер на листочке соответствует порядковому номеру конкурса.
Конкурсы:
- «Петушиные бои» – противники прыгают на одной ноге и должны вытолкнуть плечом противника за начерченную линию
- «Инсценировка рассказа»: из пакета достаются различные предметы, участникам необходимо придумать и проинсценировать рассказ так, чтобы все эти предметы были задействованы.
- «Атомы и молекулы»: все бродят по сцене, по сигналу ведущего команда должна собраться в одну так называемую молекулу. Команды могут быть такими, например: нос к носу, ухо к уху, пятка к пятке, рука к руке, рука к носу и др.
- «Балет»: делается балетная постановка сказок: «Теремок», «Волк и семеро козлят» и др.
- «Самолет»: команда выстраивается в шеренгу. На скорость передается бумажный самолетик (с локтя на локоть, с ладони на ладонь, с носка на носок, между коленями и др.).
КОНКУРС АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
Задание 1. Представьте ситуацию: вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по сигналу нужно показать:
- действия человека, который, опоздав и заскочив в отправляющийся поезд, через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.
- Вот уже пятый час вами ведется поиск свободного места в зале ожидания. Наконец вы его нашли.
- Вы спешите к вагону. В руках чемодан, стека с яблоками, за спиной рюкзак. Вдруг сетка рвется, яблоки падают.
- Вы прибыли домой и обнаружили, что чемодан не ваш.
Задание 2.
Каждому участнику нужно показать звуками, мимикой, жестами: скрип дверей, кипящий чайник, заводящийся транспорт, вентилятор, листание книги, как жарятся котлеты, скрип снега под ногами, как бьется стекло.
Кто справился с этим заданием, допускается во второй тур.
IIТУР
Задание 1.Ребятам нужно сесть, как садится:
- обезьяна
- пчела на цветок
- космонавт в скафандре
- наказанный Буратино
- один из трех толстяков
- страстный болельщик футбола
- очень усталый человек
Задание 2. Участники должны пройти так, как ходит:
- младенец, только что научившийся ходить
- лев
- артист балета
- канатоходец
- турист, несущий тяжелый рюкзак
- пьяный человек
На IIIтур допускаются победители предыдущих туров.
IIIТУР
Задание 1.
Дается фраза, которую участник должен произнести, как солдат в строю; диктор телевидения. Фразы:
- Улыбайтесь, за вами следят.
- Спокойно Маша, я Дубровский.
- Скоро будет совсем по-другому.
- Летите, голуби, летите.
- Люся, у меня тут лампочка не зажигается.
- Я жду тебя уже целый день.
Задание 2.
Фразу «Нет ничего печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» нужно сказать так, как сказал бы ее: робот, учитель, человек в хорошем настроении.
IVТУР
В данном случае надо побывать в роли переводчика.
Задание 1.Нужно прослушать фразу и через 1 минуту передать ее смысл своими словами. Например:
На столе стоит лампа (на сооружении на 4 ножках стоит осветительный прибор).
- На потолок села муха.
- На опушке стоит избушка.
- Судья ударил в гонг.
Задание 2. Представьте, что вы спите сладко-сладко и ваш сон прерывает телефонный звонок. Поднимаете трубку и слышите фразу:
- Это зоопарк?
- Почему не пришла машина на базу?
- Такси вызывали?
- Скажите, что мне делать с зубом?
- Говорят, вы хорошо танцуете.
- Кирпич привезли. Куда сгружать? И т.д.
Победителям вручают сувениры, а всем остальным участникам отборочного смотра остаются на память экзаменационные листки с оценками участников в каждом туре.
Список используемой литературы.
1. Е.И. Гончарова, Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
2. М.Е.Сысоева. Организация летнего отдыха детей. ГИЦ «Владос». М.2003 г.
3. Организация детского отдыха. Нормативно-правовые документы. ТЦ Сфера.
4. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база /сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.