Концепция
развития органов самоуправленияобучающихся
«Школьный парламент» в организациях образования
Карагандинской области
Детии молодежь Казахстана – стратегическая ценность ибудущий человеческий капитал казахстанского общества.
Молодоепоколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.
Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодогопоколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.
Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияютна качество предоставляемых организацией образования услуг.
В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.
Сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.
Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения может стать единая структурная модель в виде школьных парламентов(далее –Парламент).
Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный парламент» в организациях образования Карагандинской области разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан».
Парламент– незаменимый помощник администрации школы в решении проблем учебно-воспитательного процесса.
В Парламенте школьники и педагоги учатся вместесотрудничать, становятсяполноправными партнерами в решении важных проблем.
Парламент – это форма участия обучающихся в соуправленииорганизацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.
ЦельПарламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитаниегражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.
Задачи Парламента:
- создание условий для развития способностей и интересовобучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;
- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров.
Структура Парламента состоит из 8 фракций:
- Фракция патритизма («Жас сарбаз», «Жас ұлан», «Жас қыран»);
- Фракция права и порядка (детские представительства);
- Фракция информации (пресс-служба);
- Фракция спорта и здорового образа жизни;
- Фракция самопознания и счастья (психология);
- Фракция заботы (волонтерство);
- Фракция образования и культуры («Ұшқыр ой алаңы», «Дети и театр»);
- Фракция экологии и труда.
Высший органПарламента – общее собрание лидеров фракций.
Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе.
В каждом классе, каждой группеорганизации образования избираются депутаты всех 8 фракций.
Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.
Основная форма управления Парламентом– проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами.
Депутатами Парламента могут стать школьники.
Направления проектной деятельности Парламента:экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальныеи другие творческие проекты.
Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ создаются школьные проектные офисы, а на базе организаций дополнительного образования создается районный или городской проектный офис(далее – Проектные офисы).
Проектные офисы координируют:
- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;
- выборы Президента школы и дни самоуправления;
- участие в работе коллегиальных органов.
В каждый проектвходят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.
Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.
Президент школы
ДЖАЙЛИБАЕВА ТАМИРИС
Президент школьного самоуправления – это тот человек, который будет отвечать за все происходящее в вашем коллективе в течение 2-лет!
И сегодня в нашей школе прошли выборы президента в Школьный Парламент, чтобы сделать свой выбор и проголосовать за достойного кандидата. Но это сложное решение, т.к. все наши кандидаты достойны звания лидер.