Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа…
КГУ "ОШ №85"

Изучаем казахский язык

Бірінші, алғашқы
первый.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 31
Новых вопросов: 5

Внимание требует внимания!

Учитель начальных классов СОШ № 85

 Рябушко Ольга Николаевна

 

Внимание есть именно та дверь,перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.

К.Д.Ушинский.

 

   Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

   Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса. Внимание – это направленность физической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость.

   Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.

   Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние  дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

   Умение переключить внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

   Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание – это привычка, воспитание которой начинается в семье.

   Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений – все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.

   Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам ( жуки – зуки).

   Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, то они будут пропускать буквы и цифры словах, предложениях и примерах ( трва – трава).

   Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания  ( тарава – трава).

   Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.

   Внимание можно развивать. Тренировка внимания очень важна для успешной учебы, да и любой целенаправленной деятельности.

   Существует много способов развития внимания. Вот некоторые из них.

   Упражнение 1.  Рассмотреть предмет и, удалив его из поля зрения, перечислить как можно больше деталей.

   Упражнение 2. Запомнить расположение предметов и при перестановке поставить в первоначальном порядке.

   Упражнение 3. «Игра индейцев»: на столе раскладывается 15—20 мелких предметов (ключ, резинка, камешки, цветы, кусочки бумаги и т. д.), которые прикрываются бумагой или куском материи. Желающий испытать себя подходит к столу, экспериментатор (судья) на счет раз-два-три открывает покрывало, показывает кучку предметов и затем вновь закрывает. Испытуемый должен перечислить предметы, которые запомнил, и описать их. Можно устроить соревнование — кто запомнит больше.

   Упражнение 4.«Муха» — групповая игра. Требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным (или более) игровым полем и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Правила игры состоят в том, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит путем подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево») «муха» перемещается соответственно на соседнюю клетку.

   Играющие подают команды по очереди, причем они не видят игровое поле. Они должны держать игровое поле в воображении, неотступно следить за перемещением «мухи» и не допустить ее выхода за пределы поля. Игра проводится так, что один из участников стоит перед доской (или держит листок с игровым полем перед собой) и перемещает «муху» по команде играющих. Последние сидят отвернувшись и подают по очереди , команды, ориентируясь на воображаемое поле. Если ведущий видит, что играющий потерял нить игры или «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. Тот, кто дал неверную команду, выбывает из игры.

   Упражнение 5.  Использовать специальные картинки, рисунки, где изображены ситуации с большим количеством деталей, лабиринты. Задания могут быть такими: найти как можно больше отличий ; назвать как можно больше деталей, сосчитать количество сходных объектов, запомнить количество объектов и их расположение  и др.

   Упражнение 6. Считать до 30, заменяя хлопком числа, которые делятся на 3 или содержат 3 (например, 9, 13).

   Упражнение 7. Для развития способности к сосредоточению можно практиковать специальные упражнения. Например, длительное время (не менее 5 минут) смотреть на какой-то предмет, не допуская посторонних мыслей и отвлечения на другие вещи. Лучше, чтобы это был простой предмет — например карандаш, стакан или красная точка, нарисованная на белом листе.

   Упражнение 8. Для развития произвольного внимания можно пред­ложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а за­тем расшифровать их. Например:

   АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, АНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА

   Упражнение 9. Ребенку можно предложить переписать без оши­бок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова:

1.  АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕС-САС ДАТАЛАТТА

2.  РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННАДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРАФИЛИ-ТАДЕРА КЛАТИМОР

3.  РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА

4.  ОСТИМЕРА ОСТИМАРЕ

   Упражнение 10. Корректурная проба. Ребенку можно предложить выполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необ­ходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таб­лица называется таблицей Бурдона.

ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР

МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ

ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ

МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ

ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ

ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ

ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ

ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД

СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ

АХРСФСФЯУХИКЖГЕПВХСФХЧОВТЯ

ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ

ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ

БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР

ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП

ОМИЕПРШЛАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ

ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ

НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ

ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ

ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФП РДСЧ К

МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.

   Упражнение 11. В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ

(газета, дом).

   ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

(очки, пакет).

   АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ

(береза, книга).

   ВОНГАРСИЫПЧЬЛШДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ

(кошка, весна).

   ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

(пенал, лес).

   Упражнение 12. Ребенку предлагается разделить «склеенные» меж­ду собой слова.

   ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА

   КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКИО

   Упражнение 13. Ребенку предлагается разделить «склеенные» меж­ду собой предложения;

   БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПО-ГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИ-РАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ

   Упражнение 14.Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:

   МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБО-ВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯ-ПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

   Упражнение 15. Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:

5,8,1,6,4,12,7,2,1,8,10,4,3,2,0,5,2,8,5,7,18,22,11,16,8,13, 8,6, 19,21, 15,17, 12,14,30,27,32,6,4,8, 19,42.

   Упражнение 16. Даны 36 примеров на сложение и вычитание и ребенку предлагается найти 12 ошибок.

   Упражнение 17. Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что поло­жили на стол?

   Упражнение 18. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо, что же он забыл купить?

   Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребенка. Для того чтобы ребенок был внимательным нужно помочь ему тренировать его внимание.