Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№85 ЖББОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Жау, дұшпан, қас
враг, неприятель.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 31
Жаңа сұрақтар: 5

Упражнения, направленные на развитие техники чтения.

 

Упражнения, направленные на развитие техники чтения.

 

Лемешенко С.И., СОШ № 85

Чтение – главное умение человека в жизни,

без которого он не может постичь окружающий мир.

 

    Младший школьник при выпуске из начальной школы должен овладеть чтением, которое сочетает технику и понимание. Слияние техники и понимания смысла – длительный процесс.

     В начальной школе учащиеся осваивают изучающее чтение, которое требует от ученика определенных технических навыков и понимания информации (до 100%). Изучающее чтение формируется в двух формах: вслух и молча. Оно должно быть обстоятельным, неторопливым. Для изучающего чтения характерен минимальный темп 50-60 слов в минуту, при котором осуществляется достаточно полный процесс понимания. Скорость чтения вслух колеблется от 70 до 120 слов в минуту.

     Чтение вслух способствует орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения информационного и ритмомелодического строя речи, обогащению словарного запаса и набора структурных моделей и тем самым совершенствованию устной и письменной речи школьника.

     Большое значение имеет чтение «про себя». Это связано, прежде всего, с изменившимися социальными условиями, которые предъявляют другие количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации.

     При чтении молча, за счет ослабления эффективности слухового и некоторого  сокращения деятельности речедвигательного канала, могут интенсифицироваться процессы понимания, запоминания и усвоения прочитанного. Темп зрительного восприятия возрастает почти в два раза, усиливается смысловая обработка, то есть формируются навыки параллельного мышления. Молчаливое чтение способствует появлению любви в обильному чтению книг. Овладение техникой молчаливого чтения должно происходить параллельно с обучением чтению вслух. При этом чтение «про себя» постепенно должно становиться преобладающим.

     Совершенствованию чтения способствует введение разных вариантов чтения:

первичное самостоятельное чтение небольшого текста каждым учеником; первичное чтение учителем и повторное чтение всеми учащимися; первичное чтение по вызову и повторное чтение всеми детьми «про себя»; самостоятельное чтение отдельной части с конкретным заданием. Для слабо читающих учащихся использовать чтение с четким проговариванием слогов, применять шепотное чтение, чтение для себя, выделять посильные для индивидуального чтения части текста, хоровое и групповое, выборочное и комментированное чтение. Для регуляции темпа чтения предлагают попробовать отстукивание темпа, скандирующее чтение.

     Работая над проблемой техники чтения, я пришла к выводу, что только системное применение различных методов, подобранных специально для определенной группы детей, поможет в ее разрешении. Поэтому, прежде всего, ввела в начале урока ежедневные упражнения, которые оказывают воздействие на основные параметры чтения. Сочетая работу с текстом со специальными упражнениями, мы получаем возможность управлять процессом обучения чтению. Упражнения включаются в подготовку к чтению нового текста, помогая освоить правильное произношение, безошибочность чтения и понимания отдельных слов и предложений. Упражнения предлагаются учащимся с учетом того, какой параметр чтения слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Тексты упражнений записываются на карточках или на доске. Проводятся упражнения коллективно, по группам, в парах и занимают на уроке от 3 до 5 минут ежедневно.

     Для обучения техники чтения можно выделить следующие группы упражнений:

направленные на развитие речевого аппарата; расширение оперативного поля чтения; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие догадки (антиципации) на различных уровнях; развитие скорости чтения вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

     Прежде всего, необходимо объяснить учащимся, что такое правильное чтение. Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, предлагают давать детям определенные ориентиры, например, памятку «Учись правильно читать»:

Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Следи за дыханием, читай на выдохе. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимательным к каждому слову. Старайся понять, о чем читаешь. Читай ежедневно вслух и «про себя».

     

     Развитие четкости произношенияосуществляется введением скороговорок (Саша шапкой сшиб шишку), чистоговорок (Арь-арь-арь – на стене висит фонарь), упражнение в четком чтении абзаца, строфы (здесь можно использовать предложения из текста, строчки из стихотворений). В «Букваре» встречается достаточно материала для упражнений. Следует уделять серьезное внимание артикуляции. Известно, что неправильная артикуляция может стать причиной многих орфографических ошибок. При изучении алфавита не пожалейте времени на показ правильной артикуляции. Начните упражнение с основных гласных: а, о, у, ы, и, э. Сначала хором произносятся эти гласные, затем сочетания: а-у, а-о, э-а и т.д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата, позволяет избежать монотонности, нечеткости произношения. Упражнения даются в качестве разминки перед чтением. На уроках эти упражнения мы проговариваем и пропеваем (помогает учиться дышать). После отработки произношения гласных включаются сочетания гласных и согласных (всем хорошо известная таблица слогов для скорочтения), учитывая и трудные случаи для произношения (стра-, втро-, взмо- и т.д.).

     

     Выработка внимания к слову и его частям. Детям на короткое время показываются слова для прочтения с общим корнем, но по разному оканчивающееся: вода, водный; белье, белый; родина, родной. Постипено усложняя задания, даются словосочетания: чистила зубы, чистое платье; у крутого берега, морского дна. Для обработки внимания к корню слова даются одинаково оканчивающиеся , но с разными корнями: чистота – частота, снежинка – смешинка,палка – папка и т.д. Такие упражнения имеются и в учебнике «Родное слово» для 1 класса.

     Предлагаю ввести упражнение для восприятия слов и небольших текстов. Такое упражнение получило название «Бегущая строка». Необходимо сделать карточки с хорошо читаемым текстом. Для 1 класса слова состоят из 2-3 слова, а в 4 классе – предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений. Необходимо отметить, что содержание карточек вы можете усложнять в соответствии с уровнем подготовки класса. Для начала выбираются 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием мною используется и как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет «раз, два, три», затем на «раз, два» и , наконец, не счет «раз». При выполнении упражнения следует учитывать возможности  медленно читающих и быстро читающих детей.

     Развивать оперативное поле чтения и памяти позволит упражнение, которое получило название «Пирамидка». Оно заключается в чтении: столбца из 2-3 слов, 2-3 слова в строке и строчки – для 1-2классов; 3 слова в столбце и в строчке, добавить предложение (пословицу или устойчивое выражение) – для 3 класса; до 8 слов в столбце, предложение и небольшой абзац – для 4 класса. Эта карточка будет выглядеть примерно так:

1-2 класс                                   3 класс                                 4 класс

Ученье                                       книга                                     синица

Ученый                                      продукты                              снегирь

Ученик                                       волнение                              воробей

                                                                                                мужество

                                                                                                смелый

                                                                                                ловкий

                                                                                                коллектив

                                                                                                    товарищество

Вьюга, метель,                         Прыжок, победитель,        Терпение и труд все

поземка, буря.                            участие.                               перетрут.

                                                     Ученье – вот лучшее

                                                     уменье.

     После неудачного нападения Плинтуса мальчики еще несколько раз пытались атаковать ворота противниц. Но противники действовали очень дружно.

     Пирамидку можно строить из слов, взятых из произведений, прочитанных на уроке. При выполнении упражнений следует давать установки:

- читаешь слово, смотри сразу на следующее за ним;

- постарайся сразу понять прочитанное слово. Используйте разную скорость чтения: медленно, в нормальном темпе, быстро. Скорость чтения молча и вслух нам помогают увеличить и работа по таблицам скорочтения, и жужжащее чтение, и чтение на время (молча) до указанного слова или с выделением определенной информации. Для увеличения скорости чтения молча можете использовать упражнение «Тихо!». К сжатым губам при чтении «про себя» дети прикладывают палец, что позволяет предупредить активное проговаривание, мешающее быстроте молчаливого чтения. Очень увлекательна и эффективна работа по таблице слов.

     Развитие антиципации значительно увеличит скорость чтения ваших учеников. Часто в учебнике «Русский язык» предлагается найти устойчивое словосочетание. Это задание можно использовать для обрабатывания антиципации. Первую часть устойчивого выражения предлагается прочитать, а вторую, закрыв, предлагается добавить:

                  Сделал дело,…                    гуляй смело

                  Лучше поздно…                 чем никогда   и т.д.

     Такое упражнение полезно и для развития речи.

     На антиципацию отдельных слов предлагаю выполнить упражнения по восстановлению возможных слов на основе входящих в их состав согласных. Например: Ц-Л – цель, целый; С-Л – сало, соль, сила, осел.

 

     Интересное упражнение «Угадай» вводится с момента обучения чтению и усложняется с переходом к чтению связных текстов. Напишите на доске первый слог слова, например, до- и дайте задание отгадать, какое слово спрятано (дорога, доля, домашний и т.д.) Также можно поступать и с текстом. Например: Мы с бра…(том) пош…(ли) в ки…(но).

     Записывая на уроках упражнения, надо помнить о том, что только систематическое из применение даст хорошие результаты. А чтение как важное учебное умение будет помогать детям добывать новые знания.

 

Литература

Н.Н. Светловская «Основы науки о читателе» М., 2003. Н.Д. Путина «Организация эффективного контроля над формированием у учащихся навыка беглого чтения» ж. «Н. Ш» №3 2002. В.В. «Занимательное азбуковедение» Екатеринбург, АРД, 1994. Н.Н. Максимчук «Игры по обучению грамоте и чтению» Москва «ВАКО» 2004.