Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли…
КГКП я/с «Мөлдiр»

Страница психолога

                         

                    КМҚҚ «Мөлдір» бөбекжайы

     

         Ф.И.О.  Абулхаирова Айгуль  Какимжановна

         Должность:  Педагог-психолог

         Образование: высшее

         Категория: первая

         Стаж работы: 19 лет

 

 

 

Моё профессиональное кредо

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

(В. А.Сухомлинский)

 

Готовность ребенка к школе

 

"Быть готовым к школе - не значит 

Уметьчитать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть

 готовым всему этому научиться".

Л.А. Венгер

 

Поступление в первый класс важный этап в жизни и ребенка, и родителей. Залогом успешной адаптации к школе, является готовность ребенка к обучению!

Что такое готовность ребенка к обучению в школе?

Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:

  • Физическая      
  • Интеллектуальная   
  • Мотивационная                 
  • Эмоционально-волевая    
  • Социальная               
  • Коммуникативная
  • Речевая
  • Личностная готовность – отношение к учению.
  • Внутренняя ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно, он хочет много узнать.
  • Внешняя у ребёнка появится ранец, тетради, учебники и т.д. Он аккуратный, умеет бережно обращаться со  школьными принадлежностями.
  • Коммуникативная готовность

Общение со взрослыми – это умение общаться со взрослым собеседником (осознание контекста общения), т. е.

  • не боится обращаться с вопросами к учителю,
  • понимает мимику учителя,
  • умеет слышать интонацию голоса учителя,
  • дорожит отношением к нему учителя,
  • общается с чувством дистанции к взрослым,
  • соблюдает необходимые нормы приличия,
  • умеет говорить свободно, не стесняясь, но скромный в общении. .

Общение со сверстниками:

  • умеет кооперироваться,
  • умеет спокойно чувствовать себя в условиях

    конкуренции,

  • отзывчивый к просьбам товарищей,
  • уважающий товарищей.

3.Мотивационная готовность

  • Познавательный интерес и учебный мотив
  • Желание учиться, любознательность
  • Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий
  • Формирование нового уровня потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.

4.Физиологическая готовность ребенка к школе.

Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, т.е. общее состояние здоровья должно соответствовать нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.

5. Эмоциональная готовность

  • умение принимать критику, соревнование, давление;
  • способность познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности;
  • развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе;
  • пониманию своего места среди других  (другой тоже хочет и имеет право);
  • стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний;
  • умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения;
  • умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться;
  • способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.

6. Интеллектуальная готовность развитие познавательных процессов.

  • Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка;
  • Знания и представления об окружающем мире;
  • Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни;
  • Развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
  • Развитие на уровне возраста временных и пространственных представлений;
  • Развито умение думать, делать выводы, фантазировать, наблюдать, узнавать новое;
  • Оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
  • Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли;
  • Развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-моторнойкоординации

7. Социальная готовность

  • социальная приспособленность;
  • умение делиться вещами;
  • умение дать и принять, получить удовольствие от совместной;
  • игры, понимать другого и считаться с ним;
  • знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
  • понимать, что в школе разные правила;
  • понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
  • способность контролировать желания, гнев;
  • умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование).  

        

    Таким образом, ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения.

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

  • настроен исключительно на игру;
  •  чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
  •  не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для
  • группы знакомых предметов и др.;
  • имеет серьезные нарушения речевого
  • развития.

8. Речевая  готовность
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые  предъявляются к усвоению ребенком родного языка,как средства общения.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.

 Приходя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи.  Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение элементарными навыками звукового анализа

  • различать звуки на слух и в произношении ;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове;
  • называть слова с заданным звуком;
  • определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным  количеством слогов;
  • слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
  • уметь составлять слова из звуков и т .д.

Словарный запас

  • В своей речи ребенок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
  • Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
  • Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).
  • Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
  • Знать детёнышей животных и т.д.
  • Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.

Грамматический строй речи

  • умение пользоваться развернутой фразовой речью,
  • умение работать с предложением,
  • правильно строить простые предложения,
  • видеть связь слов в предложениях,
  • распространять предложения второстепенными и однородными членами,
  • работать с деформированным предложением,  самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам.

Связная речь

К 6 годам ребёнок должен уметь:

  • пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • составлять рассказ по сюжетной  картинке;
  • составлять рассказ по серии  из 3 – 6 сюжетных картинок;
  • отвечать на вопросы по тексту.

При пересказе (рассказе) обращается внимание:

  • на структурирование текста (он должен уметь последовательно и
  • точно строить пересказ);
  • на лексику (полнота и точность использования слов);
  • на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
  • на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)

Речевая коммуникация

  • Ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
  • уметь слушать и понимать речь;
  • строить общение с учетом ситуации;
  • легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
  • ясно и последовательно выражать свои мысли;
  • пользоваться формами речевого этикета;

 

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  • Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
  • Больше общаться с ребёнком, чаще читать.
  • Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
  • Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
  • Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!

Самые важные правила!

Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Встречайте ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что тебя удивило?» и т.п. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.

Не сравнивайте ребенка с одноклассниками,

как бы они ни были вам симпатичны или наоборот.

Вы любите ребенка таким, какой он есть, и

принимаете таким, какой он есть,

поэтому уважайте его индивидуальность.

 

Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.

С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением.

Соизмеряйте свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.

Помните - ваша поддержка, вера в ребенка,

в его успех помогут ему преодолеть все!

 

Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить.

И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности.