КМҚҚ «Мөлдір» бөбекжайы
Ф.И.О. Абулхаирова Айгуль Какимжановна
Должность: Педагог-психолог
Образование: высшее
Категория: первая
Стаж работы: 19 лет
Моё профессиональное кредо
«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества»
(В. А.Сухомлинский)
Готовность ребенка к школе
"Быть готовым к школе - не значит
Уметьчитать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит быть
готовым всему этому научиться".
Л.А. Венгер
Поступление в первый класс важный этап в жизни и ребенка, и родителей. Залогом успешной адаптации к школе, является готовность ребенка к обучению!
Что такое готовность ребенка к обучению в школе?
Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
- Физическая
- Интеллектуальная
- Мотивационная
- Эмоционально-волевая
- Социальная
- Коммуникативная
- Речевая
- Личностная готовность – отношение к учению.
- Внутренняя ребёнок хочет идти в школу, потому что там интересно, он хочет много узнать.
- Внешняя у ребёнка появится ранец, тетради, учебники и т.д. Он аккуратный, умеет бережно обращаться со школьными принадлежностями.
- Коммуникативная готовность
Общение со взрослыми – это умение общаться со взрослым собеседником (осознание контекста общения), т. е.
- не боится обращаться с вопросами к учителю,
- понимает мимику учителя,
- умеет слышать интонацию голоса учителя,
- дорожит отношением к нему учителя,
- общается с чувством дистанции к взрослым,
- соблюдает необходимые нормы приличия,
- умеет говорить свободно, не стесняясь, но скромный в общении. .
Общение со сверстниками:
- умеет кооперироваться,
- умеет спокойно чувствовать себя в условиях
конкуренции,
- отзывчивый к просьбам товарищей,
- уважающий товарищей.
3.Мотивационная готовность
- Познавательный интерес и учебный мотив
- Желание учиться, любознательность
- Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий
- Формирование нового уровня потребностей, позволяющих действовать, руководствуясь целями, нравственными требованиями, чувствами.
4.Физиологическая готовность ребенка к школе.
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка, т.е. общее состояние здоровья должно соответствовать нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
5. Эмоциональная готовность
- умение принимать критику, соревнование, давление;
- способность познать самого себя, свою значимость, переход от зависимости к самостоятельности;
- развитие уверенности в себе, веры ребенка в то, что он сможет справиться в школе;
- пониманию своего места среди других (другой тоже хочет и имеет право);
- стремление к успехам, развитие уровня желаний, умение принимать удачи и неудачи на пути к исполнению желаний;
- умение откладывать исполнение желания без чувства неудовлетворенности и унижения;
- умение преодолевать отчаяние, проблемы и разочарования и продолжать учиться;
- способность принимать авторитет, выполнять указания с позитивным чувством.
6. Интеллектуальная готовность развитие познавательных процессов.
- Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка;
- Знания и представления об окружающем мире;
- Проявляет интерес к самым разнообразным вопросам жизни;
- Развитие на уровне возраста основных познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия;
- Развитие на уровне возраста временных и пространственных представлений;
- Развито умение думать, делать выводы, фантазировать, наблюдать, узнавать новое;
- Оптимальный темп деятельности, работоспособность, умение доводить начатое дело до конца;
- Хорошо развита речь, умение выразить свои мысли;
- Развитие мелкой моторики и общей координации движений: тонких движений руки и зрительно-моторнойкоординации
7. Социальная готовность
- социальная приспособленность;
- умение делиться вещами;
- умение дать и принять, получить удовольствие от совместной;
- игры, понимать другого и считаться с ним;
- знать принятые в школе нормы и соответствовать им;
- понимать, что в школе разные правила;
- понимать, что с учителем разговаривают иначе, чем с товарищем;
- способность контролировать желания, гнев;
- умение работать в коллективе (взаимодействие и соревнование).
Таким образом, ребенок должен понять отличие между правилами и нормами, знакомыми ему по дому и детсаду, и школьными, и научиться принимать эти изменения.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для
- группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого
- развития.
8. Речевая готовность
Речевая готовность - один из критериев оценки общего развития ребенка, его утверждения как личности, умения себя позиционировать в обществе.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка,как средства общения.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам.
Приходя в школу, ребенок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Владение элементарными навыками звукового анализа
- различать звуки на слух и в произношении ;
- слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество и последовательность звуков в слове;
- называть слова с заданным звуком;
- определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов;
- слитно произносить слово, произнесенное с паузами после каждого звука;
- уметь составлять слова из звуков и т .д.
Словарный запас
- В своей речи ребенок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия).
- Подбирать синонимы, антонимы, омонимы.
- Понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты).
- Подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
- Знать детёнышей животных и т.д.
- Владеть навыками словообразования образовывать прилагательные от существительных.
Грамматический строй речи
- умение пользоваться развернутой фразовой речью,
- умение работать с предложением,
- правильно строить простые предложения,
- видеть связь слов в предложениях,
- распространять предложения второстепенными и однородными членами,
- работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их, составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Связная речь
К 6 годам ребёнок должен уметь:
- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки из 8 – 10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
- составлять рассказ по сюжетной картинке;
- составлять рассказ по серии из 3 – 6 сюжетных картинок;
- отвечать на вопросы по тексту.
При пересказе (рассказе) обращается внимание:
- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и
- точно строить пересказ);
- на лексику (полнота и точность использования слов);
- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).;
- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль)
Речевая коммуникация
- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
- уметь слушать и понимать речь;
- строить общение с учетом ситуации;
- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
- ясно и последовательно выражать свои мысли;
- пользоваться формами речевого этикета;
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- Проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- Не ругать ребенка за неправильную речь;
- Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
- Больше общаться с ребёнком, чаще читать.
- Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
- Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
- Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ждет вас успех!
Самые важные правила!
Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Встречайте ребенка после окончания уроков вопросом: «Что было интересного в школе?», «Что нового ты узнал?», «Что тебя удивило?» и т.п. Ваше участие и ваш интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка.
Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Нивелировка их роли не позволит ему испытать радость познания.
Не сравнивайте ребенка с одноклассниками,
как бы они ни были вам симпатичны или наоборот.
Вы любите ребенка таким, какой он есть, и
принимаете таким, какой он есть,
поэтому уважайте его индивидуальность.
Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему почувствовать себя повзрослевшим.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением.
Соизмеряйте свои ожидания относительно будущих успехов ребенка с его возможностями. Это определяет развитие способности ребенка самостоятельно рассчитывать свои силы, планируя какую-либо деятельность.
Помните - ваша поддержка, вера в ребенка,
в его успех помогут ему преодолеть все!
Ребенок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить.
И от того, как мы это будем делать, зависит образ будущей личности.