Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"ГҮЛНҰР"бөбекжайы КМҚК

Ата-аналарға кеңес

Консультация для  родителей

«Особенности сопровождения ребенка с ООП»

                                                                                                              Подготовила:

педагог-психолог

Ким М.В.

 

        Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы, нарушению межличностных отношений с близкими людьми и сверстниками, проявлению дезадаптации. В связи с тем, что психологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности носят системный характер и сохраняются практически на всю жизнь, актуально говорить о коррекционных мерах, которые должны быть как психологическими, так и медикаментозными.

Особенности организации работы с  детьмис ООП.

 Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Я предлагаю вам общие рекомендации :

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве  родителей и психолога.

 Ребенок  с ООП лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность  детей отличается цикличностью: 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и “усидчиво”.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например, повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

 Детям с ООП сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: “Осталось 3 минуты” или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. 

У таких  детей  ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

Все инструкции, предъявляемые  ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Поскольку ребенок с ООП  очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

В отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что  дети с ООП игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Такие  дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще – повышенное внимание и ваша собственная грамотность.

Игры, рекомендованные для работы с детьми с ООПможно найти в книге Лютовой  «Шпаргалка для взрослых»

 

 

Консультация для  родителей

«Особенности детей с СДВГ»

                                                                                                              Подготовила:

педагог-психолог

Ким М.В.

 

        Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это одна из форм минимальных мозговых дисфункций, снижающая не только качество познавательных процессов ребенка, но и приводящая к нарушению эмоционально-волевой сферы, нарушению межличностных отношений с близкими людьми и сверстниками, проявлению дезадаптации. В связи с тем, что психологические проблемы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности носят системный характер и сохраняются практически на всю жизнь, актуально говорить о коррекционных мерах, которые должны быть как психологическими, так и медикаментозными.

Активные или гиперактивные дети?

     Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

Признаки гиперактивности.

     Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу – 8–10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки – нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность. 

 Как выявить гиперактивного ребенка ?

     Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие восьми из всех нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение по крайней мере шести месяцев. 

Беспокойные движения в кистях и стопах.

Сидя на стуле, корчится, извивается.

Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

Легко отвлекается на посторонние стимулы.

С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Не может играть тихо, спокойно.

Болтливый.

Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.

Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Причины гиперактивности.

       Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатально повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20–30% родителей детей с СДВГ страдают или страдали этим синдромом. Помимо этого, у родителей детей с СДВГ чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства. В некоторых случаях причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития.

Распространенность. 

     Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек – 4:1.

Как помочь ребенку с СДВГ?

- Просветительная работа. Родителям и ребенку (в понятной для него форме) обязательно разъясняют смысл предстоящего лечения. Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все "неправильным воспитанием", они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с малоинформированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

-Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь такие же, как при умственной отсталости: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

-  Медикаментозное лечение СДВГ назначает только врач – невропатолог Оно эффективно примерно в 75–80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами, при необходимости продолжая его в юношеском возрасте и у взрослых. То, что медикаментозное лечение не позволяет излечить синдром нарушения внимания с гиперактивностью, не должно умалять его роли: есть множество других хронических психиатрических и соматических заболеваний, при которых эффективна только многолетняя терапия. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми

 Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Я предлагаю вам общие рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве  родителей и психолога.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и “усидчиво”.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например, повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: “Осталось 3 минуты” или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. 

У гиперактивных детей  ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Психологи так же заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

В отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще – повышенное внимание и ваша собственная грамотность.

 

Игры, рекомендованные для работы с детьми с СДВГможно найти в книге Лютовой  «Шпаргалка для взрослых»

 

 

 

Ата-аналарға кеңес

                                                               «Казахский язык с ранних лет»

учитель казахского языка Сипатова А.Е.

               Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің  бәрін біл, өз тіліңді құрметте».

Согласно программе – 2030 каждый  казахстанец  должен говорить на государственном языке. И поэтому сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смыслом в процветание родной страны через мир и согласие всех народов Казахстана.

Как богат и красив казахский язык! Народ веками хранил и передавал из уст в уста сказки, эпосы, пословицы, поговорки. В современном  Казахстане огромное внимание уделяется изучению казахского языка. Огромный труд вложил в развитие грамматики, лексики, фонетики казахского языка такие языковеды: М. Г Арынов, С. Кенесбаев, К. Кайдари. Казахский язык мелодичен, многогранен, полон философского смысла, точен в передаче того или иного значения.

     Чтобы выучить казахский язык, достичь его понимания, необходимо начать его изучение в начале пути, когда ребенок сделал первый шаг к самостоятельности, пришел в детский сад.   

     Очень эффективно пошаговое обучение языку: шаг первый - обучение фонетике. Ведь именно фонетика – основа для изучения любого языка. Правильное произношение специфических казахских звуков необходимо отрабатывать в возрасте 3 – 6 лет. Дети наиболее восприимчивы к правильному произношению звуков, если обучение проводить в форме игры..

Изучение казахского языка в дошкольном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного общения в будущем.

Многие родители ошибочно считают, что всё, что даётся детям на занятиях по казахского языка в детском саду несерьёзно, якобы серьёзное изучение языка начнётся в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить топики по темам и т.д.

Что делать, если ребёнок не хочет заниматься казахским ?

 Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить с ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две:

- Ему трудно заниматься казахским;

- Заниматься казахским ребёнку не интересно.

Если ребёнку трудно заниматься языком, обязательно посоветуйтесь с преподавателем казахского языка. Именно он подскажет вам, как лучше запомнить слова, выражения, стихи, объяснит какие – то грамматические тонкости. Что касается интереса ребёнка к новому для него предмету в детском саду, здесь существует два момента. - С одной стороны преподаватель так строит свои занятия, чтобы в учебный процесс были вовлечены все дети, занятия проходят в игровой форме. Однако и родители могут помочь ему заинтересовать ребёнка, используя дома обучающие мультфильмы, компьютерные программы, специальные детские сайты по изучению казахского языка.

         Как с ребёнком учить слова?

Карточки – просто и эффективно. Купите блок разноцветных одинаковых листочков (либо нарежьте карточки из неиспользованных тетрадок). С одной стороны рисунок, с другой перевод. Хранить карточки можно в специальных конвертах, конверты лучше подписывать по темам. Например, «Цвет», «Животные», «Цифры», «Игрушки», «Моя семья», «Времена года» и т.д. Берите с собой эти конверты на дачу, в машину, дома, когда у вас образуется свободное время, которое бесполезно тратится.

         Как научить ребёнка правильно произносить слова?

  Прежде всего, нужно обязательно отметить, что постановка правильного произношения – это долгий процесс, который требует большого количества упражнений на развитие у ребёнка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения эти звуки правильно произносить. Если вы сами не знаете казахского, то лучшим способом помочь ребёнку освоить казахское произношение – это слушать вместе с ним и пытаться повторять слова за обучающими дисками с песнями и рифмовками, которые были начитаны носителями языка. Если же вы казахский знаете, то в принципе нужно с ребёнком делать то же самое – слушать аудио, пытаться повторять. Так же родители, которые знают язык достаточно хорошо, могут играть с детьми в весёлую игру на произношение. Игра состоит в том, чтобы брать предложения или стишок на русском и заменять в нём один «русский» звук на казахский .

Помните о том, что как родители, вы можете сыграть важную роль в обучении ребёнка. А чтобы процесс обучения всегда был увлекательным и естественным, нужно научить его любить учиться с самого детства и это в ваших руках.

 Хочу отметить, что дети с удовольствием изучают казахский язык. Если вы с детьми будете повторять слова дома, тем самым совершенствуете свое знание государственного языка. И очень приятно слышать, когда родители подходят со словами благодарности за то, что их дети начинают говорить на казахском языке.

    Я хочу, чтобы мой родной язык, стал языком общения для всех народов нашей многоцациональной страны. Пусть язык Абая, Шакарима, Жамбыла, Мухтара Ауэзова, Мұқағали Мақатаева будет языком всех народов, проживающих на необъятной территории Казахстана. Я желаю, чтобы страна моя процветала, а благосостояние народов росло. Пусть всегда будет мир и спокойствие в нашей республике!

 

 

 

 

 

 

«Бала денсаулығы біздің қолымызда»

 

Медбике Шержанова Г.И.

 

     Баланың бақытты болуы үшін, денінің сау болуы үшін үлкен қамқорлық жасауымыз керек. Дені сау баланың ақыл-ойы айқын, өз-өзіне сенімді, жан- жағына қуанышпен шаттана қарайтындай болуы шарт. Бала денсаулығының мықты болып, қозғалыс, дене құрылысының дұрыс жетілуі мектепке дейінгі кезеңде қалыптасады. Сондықтан, бала организімінің қызметін жетілдіру, қабілетін арттыру – ең басты міндетіміз.

    Балалардың денсаулығын нығайтуда спортқа әуестендіріп, күн тәртібі ережелерін сақтай білуге, жаңа инновациялық жолдар арқылы шынықтырып, салауаттылыққа  тәрбиелеуіміз қажет. Жан-жақты физикалық жетілген және денсаулығы жақсы баланы өсіріп тәрбиелеу – әрбір ата-ана мен балабақшаның міндеті.

      Организмді шынықтыру – бала денсаулығын күшейтудің ең негізгі жолы. Шынықтыру – дене тәрбиесінің маңызды бөлігі, ол табиғи факторлардың үйлестірілген әсерлеріне жүйелі түрдегі  жаттығулар  арқылы орындалады.

Денсаулық — бұл аурудың жоқтығы ғана емес, бұл оңтайлы жұмысқа қабілеттілік, эмоциялық сергектік жағдайы – жеке адамның болашақтағы жайлылығына іргетас қалау, қозғалыс белсенділігін дамыту және дене сапаларын қалыптастыру.

   Бұл міндеттердің шешімін табуға баланың дене, психикалық және әлеуметтік жағдайын сақтау бойынша тұтас жүйені жасау жолымен қол жеткізуге болады.

   Біздің балабақшаның да басым бағыттарының бірі – балалардың өмірі мен денсаулығын қорғау. «Дені  сау болса – дәулет сол» демекші балдырған балаларымыздың дендері сау, дене бұлшық еттері қалыптасқан, батыл болып өсуіне ата-аналармен бірлесе отырып жұмыс жүргізілсе қызығушылығы артады.

Осы бағытта балабақша Елбасымыздың «Шынықсаң шымыр боласың» насихат сөзіне сүйене отырып, денсаулықты нығайту мақсатында түрлі спорттық сауықтыру жұмыстарын ұйымдастырады:

  • Гигиеналық жұмыс (жуыну: шынтаққа дейін қолға су құю, дәрілік шөптермен ауызды шаю.
  • Шынықтыру жұмыстары: күн, су, ауа, су құю, сүртіну.
  • Дене шынықтыру оқу іс-қызметі таза ауадағы қимылдық ойындар.
  • Дем алу, сергіту жаттығулары.

   Осы кесте бойынша барлық топтарда жұмыстар жүргізіледі.

Жылдың барлық мезгілдерінде балалардың денсаулығына рационалды тамақтануына ерекше көңіл бөлінуде. Сонымен қатар, балабақшада күнделікті шынықтыру шараларын өткізуге жағдай жасалуда.

— Серуен және күндізгі ұйқыдан кейін беті-қолын, мойнын салқын сумен жуады;

— Күн тәртібіне сәйкес балаларды таза ауаға шығару, ертеңгілік жаттығулар жасау, оқу іс-қызметі кезінде сергіту сәттерін жасау, қимылды ойындар өткізу т.б. жүргізіледі. — Өзін-өзі күту дағдыларын дамытуға жағдай жасалған (ауа райына байланысты киінуге, мүмкіндігінше киімдерін тазалауға, жуынуға, тарануға, киімін жинауға, бет орамалды қолдануға және т.б. үйретеміз).