Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№60 ЖББМ" КММ

Нормативные документы

О проекте Закона Республики Казахстан "О статусе педагога"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2019 года № 645

 

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О статусе педагога".

      Премьер-Министр
Республики Казахстан

А. Мамин

 

 

Проект

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

"О статусе педагога"

      Настоящий Закон определяет статус педагога и устанавливает права, социальные гарантии и ограничения, обязанности и ответственность педагога.

      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) совет по педагогической этике - коллегиальный орган, создаваемый в организации образования для рассмотрения нарушений правил педагогической этики, по результатам которого вносит соответствующие рекомендации, а также для реализации мер, направленных на предупреждение и профилактику нарушений;

      2) профессиональный стандарт педагога - стандарт, определяющий требования к уровню квалификации и компетентности педагога, содержанию, качеству и условиям труда;

      3) педагог - лицо, имеющее педагогическое и (или) профессиональное образование по соответствующим профилям, осуществляющее профессиональную деятельность по обучению и (или) воспитанию обучающихся и воспитанников, в том числе в организациях дополнительного образования и (или) по организации и (или) методическому обеспечению образовательной деятельности, а также отвечающее квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах;

      4) наставничество - оплачиваемая деятельность наставника в организации среднего образования по оказанию практической помощи в профессиональной адаптации лицу, впервые принятому на работу на должность педагога;

      5) наставник - педагог, осуществляющий наставничество;

      6) педагогическая этика - правила поведения педагогов, установленные настоящим Законом и правилами педагогической этики.

      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога

      1. Законодательство Республики Казахстан о статусе педагога основывается на Конституции Республики Казахстан, Законе Республики Казахстан "Об образовании", состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

      Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

      Настоящий Закон распространяется на всех педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствующих организациях образования, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе на педагогов Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, организаций образования в сферах здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, физической культуры и спорта, а также военных, специальных учебных заведений, в части не противоречащей положениям, установленным Кодексом Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", законами Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с особыми образовательными потребностями", "О культуре", "О физической культуре и спорте", "Об образовании", "О воинской службе и статусе военнослужащих", "О правоохранительной службе", "О специальных государственных органах Республики Казахстан".

      Статья 4. Лица, имеющие статус педагога

      1. Статусом педагога обладают лица, имеющие педагогическое и (или) профессиональное образование по соответствующим профилям, осуществляющие профессиональную деятельность по обучению и (или) воспитанию обучающихся и воспитанников, в том числе в организациях дополнительного образования, а также по организации и (или) методическому обеспечению образовательной деятельности, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере труда.

      2. Педагоги, осуществляющие профессиональную деятельность, обладают единым статусом и различаются между собой особенностями профессиональной деятельности.

      Статья 5. Педагогическая этика и присяга педагога

      1. Педагог соблюдает нормы педагогической этики.

      2. Правила педагогической этики утверждаются уполномоченным органом в области образования.

      3. Лицо, впервые назначаемое на должность педагога, приносит присягу.

      4. Текст присяги и порядок ее принятия педагогами утверждаются уполномоченным органом в области образования.

      Статья 6. Условия обеспечения профессиональной деятельности педагога

      1. Педагогу создаются благоприятные условия для осуществления им профессиональной деятельности.

      2. Не допускаются:

      1) привлечение педагога к видам работ, не связанным с его профессиональными обязанностями;

      2) истребование от педагога представления отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан;

      3) проведение проверки профессиональной деятельности педагога, не предусмотренной законами Республики Казахстан;

      4) возложение на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг.

      3. Нарушение требований пункта 2 настоящей статьи влечет за собой ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

      Статья 7. Права педагога в профессиональной деятельности

      1. Педагог в своей профессиональной деятельности имеет право на:

      1) свободный выбор способов и форм организации педагогической деятельности при условии соблюдения требований государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования;

      2) защиту от вмешательства должностных и других лиц, воспрепятствования профессиональной деятельности, влекущих нарушение его прав и законных интересов;

      3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

      4) организационное и материально-техническое обеспечение и создание необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности;

      5) осуществление научной, исследовательской, творческой, экспериментальной деятельности, внедрение новых методик и технологий в педагогическую практику;

      6) творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания, развитие и распространение новых, более совершенных методов обучения и воспитания;

      7) выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой;

      8) участие в разработке образовательных программ, учебных планов, методических материалов и иных компонентов образовательной деятельности, а также учебников, учебно-методических комплексов и учебных пособий;

      9) избрание и занятие выборной должности по месту работы;

      10) участие в обсуждении вопросов, направленных на совершенствование качества образования, в том числе относящихся к деятельности организации образования;

      11) участие в работе коллегиальных органов управления, методических объединений и советов, органов самоуправления организации образования;

      12) повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;

      13) непрерывное профессиональное развитие и выбор форм повышения квалификации;

      14) досрочное присвоение квалификационной категории, за исключением педагогов организаций высшего и (или) послевузовского образования;

      15) бесплатное пользование библиотекой и информационными ресурсами, имеющимися в организации, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления профессиональной деятельности;

      16) объединение в общественные профессиональные организации в формах и порядке, установленных законодательством Республики Казахстан;

      17) индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      18) поощрение за успехи в профессиональной деятельности;

      19) отсрочку от призыва на воинскую службу в соответствии с Законом Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих";

      20) справедливое и объективное служебное расследование в соответствии с Правилами педагогической этики в случаях нарушения норм педагогической этики;

      21) прохождение стажировки по международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" для поддержания и повышения профессиональных навыков в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Казахстан;

      22) обжалование принимаемых в отношении него актов, действий и решений руководителя организации вышестоящим должностным лицам или в суд;

      23) уважение чести и достоинства со стороны обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

      24) иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

      2. Права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются педагогом при условии соблюдения прав и свобод других лиц, а также норм педагогической этики.

      Статья 8. Право педагога на материальное обеспечение

      1. Система оплаты труда, должностные оклады, доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера педагога, осуществляющего профессиональную деятельность в государственных организациях, определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Оплата труда работников частных организаций образования определяется их учредителями или уполномоченным на то лицом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Особенности исчисления заработной платы педагога государственных организаций, финансируемых за счет средств бюджета, утверждаются уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду.

      3. Должностные оклады педагога и руководящих работников государственных организаций высшего и (или) послевузовского образования, имеющих особый статус, определяются с учетом повышающего коэффициента.

      4. Педагогу государственных организаций по месту работы устанавливается доплата за:

      степень доктора философии (PhD), доктора по профилю в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

      ученую степень кандидата наук в размере 17-кратного месячного расчетного показателя, доктора наук в размере 34-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      5. Педагогу государственной организации среднего образования, за исключением организаций образования, реализующих деятельность в области культуры и спорта, военных учебных заведений, по месту работы устанавливается доплата за степень магистра по научно-педагогическому направлению в размере 10-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

      6. Годовая учебная нагрузка профессорско-преподавательского состава организаций высшего и (или) послевузовского образования устанавливается в пределах годовой нормы рабочего времени и утверждается руководителем организации высшего и (или) послевузовского образования на основании решения коллегиального органа управления.

      7. При определении государственного образовательного заказа для расчета общей численности профессорско-преподавательского состава среднее соотношение количества обучающихся к профессорско-преподавательскому составу организаций высшего и (или) послевузовского образования, за исключением Академии правосудия при Верховнем Суде Республики Казахстан, военных, специальных учебных заведений, утверждается уполномоченным органом в области образования.

      8. Местные исполнительные органы вправе устанавливать дополнительные стимулирующие выплаты педагогам, в том числе обладателю звания "Лучший педагог", вознаграждение в размере не менее 300-кратного месячного расчетного показателя.

      Статья 9. Право педагога на поощрение

      1. За добросовестный труд и образцовое исполнение своих профессиональных обязанностей к педагогу применяются поощрения, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, а также правилами внутреннего распорядка организации.

      2. За выдающиеся заслуги в педагогической деятельности перед республикой педагогу присваивается государственная награда Республики Казахстан "Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы".

      3. Местные исполнительные органы вправе утверждать дополнительные меры поощрения труда педагога, в том числе к праздничным датам, установленным в Республике Казахстан, а также учреждать местные знаки отличия и почетные звания, в том числе с выплатой единовременного вознаграждения.

      Описание, правила присвоения местных знаков отличия и почетных званий, в том числе размеры выплат единовременного вознаграждения определяются местным исполнительным органом.

      4. Ежегодно за счет средств республиканского бюджета выплачиваются:

      1) обладателю звания "Лучший педагог" - вознаграждение в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя;

      2) обладателю звания "Лучший преподаватель вуза" - государственный грант в размере 2000-кратного месячного расчетного показателя, направления расходования которого определяются Правительством Республики Казахстан.

      Статья 10. Допуск педагога к профессиональной деятельности

      1. Право на осуществление профессиональной деятельности педагога возникает при наличии документа о педагогическом и (или) профессиональном образовании по соответствующим профилям, а также подтверждения соответствия квалификации педагога.

      Порядок, условия, сроки подтверждения соответствия квалификации педагога определяются уполномоченным органом в области образования.

      2. Подтверждению соответствия квалификации педагога подлежат лица, впервые приступающие к осуществлению профессиональной деятельности в качестве педагога.

      3. Лицам, имеющим педагогическое или профессиональное образование не по соответствующему профилю, а также не имеющим педагогического образования, но имеющим высшее и (или) послевузовское, техническое и профессиональное, послесреднее образование и квалификацию по соответствующему направлению подготовки, предоставляется право заниматься профессиональной деятельностью в качестве педагога после прохождения соответствующей педагогической переподготовки.

      Статья 11. Ограничение доступа к занятию профессиональной деятельностью педагога

      К профессиональной деятельности педагога не допускаются лица:

      1) лишенные права осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

      2) признанные недееспособными, с ограниченной дееспособностью в порядке, установленном законами Республики Казахстан;

      3) имеющие медицинские, психиатрические противопоказания или состоящие на наркологическом учете;

      4) на основании ограничений, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Казахстан.

      Статья 12. Социальные гарантии

      1. Педагоги имеют социальные гарантии на:

      1) жилище, в том числе служебное и (или) общежитие, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;

      3) ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск продолжительностью 56 календарных дней;

      4) пособие на оздоровление один раз в календарном году при предоставлении им очередного трудового отпуска в размере не менее одного должностного оклада за счет средств соответствующих бюджетов.

      2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагога, за исключением организаций, реализующих образовательные программы высшего и (или) послевузовского образования, определяются правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования, по согласованию с уполномоченными органами соответствующей отрасли.

      3. Детям педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность, местные исполнительные органы предоставляют первоочередные места в детские дошкольные организации по месту жительства.

      4. Педагог имеет социальные гарантии на охрану здоровья, реализуемые проведением периодических медицинских обследований, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. Педагогу, проживающему и работающему в сельской местности:

      1) по решению местных представительных органов могут устанавливаться повышенные не менее, чем на двадцать пять процентов оклады и тарифные ставки по сравнению со ставками педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность в городских условиях;

      2) оказывается социальная поддержка по оплате коммунальных услуг и приобретению топлива за счет бюджетных средств в порядке и размерах, утвержденных местными представительными органами.

      6. Педагогу, прибывшему для работы и проживания в сельские населенные пункты, по решению местных представительных органов предоставляются подъемное пособие или социальная поддержка для приобретения или строительства жилья.

      7. Местные исполнительные органы вправе предусматривать компенсационные выплаты педагогу за аренду жилья и коммунальные услуги, полные или частичные выплаты для приобретения путевок на санаторно- курортное лечение и отдых, а также иные льготы, направленные на социальную поддержку педагога.

      8. Положения настоящей статьи не распространяются на педагогов Академии правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан, педагогов, являющихся военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, для которых законами Республики Казахстан "О воинской службе и статусе военнослужащих", "О специальных государственных органах Республики Казахстан", "О правоохранительной службе" установлены соответствующие гарантии.

      Статья 13. Порядок закрепления наставников

      1. На период одного учебного года за педагогом, впервые принятым на работу в организацию среднего образования на должность педагога, закрепляется наставник, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации.

      2. Требования к педагогам, осуществляющим наставничество за молодыми педагогами, порядок организации наставничества определяются уполномоченным органом в области образования.

      Статья 14. Присвоение (подтверждение) педагогу квалификационной категории

      1. Педагогам, работающим в организациях образования, за исключением организаций высшего и (или) послевузовского образования, присваиваются (подтверждаются) квалификационные категории.

      2. Порядок присвоения (подтверждения) квалификационных категорий, определяющих профессиональную компетенцию педагогов, необходимую для выполнения профессиональной деятельности, определяется уполномоченным органом в области образования.

      Статья 15. Обязанности и ответственность педагога

      1. Педагог обязан:

      1) обладать соответствующей профессиональной компетенцией в сфере своей деятельности;

      2) соблюдать педагогические принципы обучения и воспитания, обеспечивать качество обучения и воспитания не ниже требований, предусмотренных государственными общеобязательными стандартами образования;

      3) непрерывно совершенствовать свое профессиональное мастерство, исследовательский, интеллектуальный и творческий уровень, в том числе повышать (подтверждать) уровень квалификационной категории не реже одного раза в пять лет;

      4) соблюдать правила педагогической этики;

      5) повышать навыки, компетенцию по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников;

      6) проходить профилактические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      7) содействовать социальному, культурному и экономическому развитию общества;

      8) уважать честь и достоинство обучающихся, воспитанников и их родителей или иных законных представителей;

      9) воспитывать детей в духе уважения к закону, правам и обязанностям человека (гражданина), высокой нравственности, патриотизма, уважения к родителям, старшим, семейным ценностям, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству и символам, бережного отношения к окружающему миру;

      10) развивать у обучающихся и воспитанников жизненные навыки, компетенции, самостоятельность, творческие способности;

      11) информировать незамедлительно органы системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних о фактах выявления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации;

      12) сообщать незамедлительно правоохранительным органам о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, а также ставших ему известными в связи с профессиональной деятельностью вне организаций;

      13) консультировать родителей законных представителей по вопросам обучения и воспитания обучающихся и воспитанников, разъяснять им принципы солидарной ответственности за обучение и воспитание.

      2. Педагог не вправе использовать образовательный процесс для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях наций и народностей Республики Казахстан, а также побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Казахстан и законодательству Республики Казахстан.

      3. Педагог за нарушение обязанностей и совершение проступка, дискредитирующего звание педагога, привлекается к ответственности, установленной законами Республики Казахстан.

      4. Служебные разбирательства, дисциплинарные расследования в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его согласия.

      5. При проведении дисциплинарного расследования педагогу гарантируются права на:

      1) получение информации в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и основаниях для этих претензий;

      2) ознакомление со всеми материалами по данному делу;

      3) защиту лично или через представителя по своему выбору с предоставлением достаточного времени для защиты;

      4) получение информации в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также мотивах этого решения;

      5) подачу апелляции в органы управления образованием или обжалование решения в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      6. При принятии решения о мере ответственности педагога за совершенный дисциплинарный проступок руководитель организации образования учитывает рекомендации совета по педагогической этике, деятельность которого осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования.

      Статья 16. Профессиональная подготовка педагога

      1. В Республике Казахстан профессиональная подготовка педагога осуществляется в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования.

      2. Образовательные программы для подготовки педагога разрабатываются на основе требований профессионального стандарта педагога.

      Статья 17. Повышение квалификации и переподготовка педагога

      1. Педагог в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, проходит курсы повышения квалификации, периодичность и порядок прохождения которых определяются уполномоченным органом в области образования.

      2. Обучение на курсах повышения квалификации по образовательным программам дополнительного образования в целях повышения квалификации педагога осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных направлений, предметов, дисциплин (модулей), в том числе прохождения стажировки по международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак".

      3. Участие в тренингах, конференциях, семинарах, визиты в другие организации образования с целью обмена опытом, проведение мастер-классов, индивидуальных и коллективных исследований, наставничество, наблюдения уроков с предоставлением обратной связи, издание методических пособий и публикаций являются формами профессионального развития педагога.

      4. Образовательные программы курсов повышения квалификации должны содержать кроме теоретических знаний посткурсовое методическое сопровождение деятельности педагога для качественной реализации на практике полученных знаний.

      Организации, проводящие курсы повышения квалификации, обязаны осуществлять посткурсовое методическое сопровождение в течение не менее одного учебного года.

      5. В целях получения квалификации педагога, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получения педагогического образования по смежной специальности лица проходят переподготовку в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Переподготовка осуществляется в организациях высшего и (или) послевузовского образования. По итогам переподготовки выдается соответствующий документ об образовании.

      6. Порядок и условия переподготовки определяются уполномоченным органом в области образования.

      Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о статусе педагога влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 19 Введение в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением статьи 10 настоящего Закона.

      Статья 10 настоящего Закона вводится в действие с 1 января 2022 года.

 

 

Правила педагогической этики

      В соответствии с подпунктом 34-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", пунктом 3 статьи 5 и пункта 1 статьи 16 Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые:

      1) Правила педагогической этики согласно приложению 1 к настоящему приказу;

      2) Типовые правила организации работы совета по педагогической этике согласно приложению 2 к настоящему приказу.

      2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 января 2016 года № 9 "Об утверждении Правил педагогической этики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13038, опубликован 1 января 2017 года в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан в электронном виде).

      3. Юридическому департаменту Министерства образования и науки Республики Казахстан (Байжанов Н.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Каринову Ш.Т.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан

А. Аймагамбетов

 

 

Приложение 1 к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 11 мая 2020 года № 190

Правила педагогической этики

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила педагогической этики (далее - педагогическая этика) разработаны в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года "О статусе педагога", а также основаны на общепризнанных нравственных принципах, а также нормах Республики Казахстан.

      2. Педагогическая этика представляет собой свод общих принципов и норм педагогической этики, которыми руководствуются педагоги организаций образования.

      3. Знание и соблюдение педагогами положений педагогической этики является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины.

      4. Текст педагогической этики размещается в доступном для участников образовательного процесса месте.

      5. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

Глава 2. Основные принципы педагогической этики

      6. Основными принципами педагогической этики являются:

      1) добросовестность:

      добросовестность педагога предполагает его ответственность за результат обучения и воспитания, умение осуществлять коррективы в своей деятельности, развитую способность к критике и рефлексии, открытость для любых мнений, обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      2) честность:

      честность педагога предполагает открытость его оценочной деятельности, прозрачность создаваемой им образовательной среды. Честность запрещает педагогу нарушать права обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), коллег;

      3) уважение чести и достоинства личности:

      Педагог уважает честь и достоинство обучающихся и воспитанников, их родителей (законных представителей), людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, тактичен в общении с ними. Он искренне желает развития ребенка, проявляет готовность всегда прийти ему на помощь, обеспечивает деликатность в оценке успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника с целью способствования развитию его личностного роста.

      Не допускается применение методов физического, морального и психологического насилия по отношению к участникам образовательного процесса;

      4) патриотизм:

      Педагог преданно и с любовью относится к своей Родине - Республике Казахстан, истории, традициям и языку. Сохраняет культурные и исторические традиции Республики Казахстан, передает это отношение обучающимся и воспитанникам.

      5) уважение общечеловеческих ценностей и толерантность:

      Признавая приоритет общечеловеческих ценностей, педагог с уважением относится к особенностям, ценностям и достоинству каждой национальной культуры.

      Педагог воспитывает культуру межнациональных отношений, пробуждает у обучающихся уважение прав и достоинства всех наций и всех людей вне зависимости от возраста, пола, языка, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      Толерантность педагога предполагает терпимость к обучающимся и воспитанникам, их родителям (законным представителям), терпимость к их социальному, должностному и имущественному положению, полу, расе, национальности, языку, отношению к религии, культуре, убеждениям, месту рождения и жительства, а также умение понимать и учитывать в работе несовершенства обучающихся и воспитанников.

      Педагог способствует созданию климата доверия и уважения в школьном коллективе;

      6) профессиональная солидарность:

      Педагог заботится о престиже профессии, уважает честь и достоинство коллег, не допускает действий, наносящих ущерб авторитету учительства.

      Не допускается в какой бы то ни было форме злоупотреблять доверием своих коллег, мешать им выполнять профессиональные обязанности, наносить им какой-либо ущерб. Педагог оказывает содействие коллегам в повышении уровня теоретического и методического мастерства, в развитии творческих способностей, приходит на помощь к коллегам, попавшим в беду. Профессиональная солидарность не может служить оправданием неправды и несправедливости;

      7) непрерывность профессионального развития:

      Педагог совершенствует свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень.

Глава 3. Основные нормы педагогической этики

      7. Педагоги в служебное и неслужебное время:

      1) соблюдают основные принципы педагогической этики;

      2) способствуют воспитанию обучающихся и воспитанников в духе высокой нравственности, уважения к родителям, этнокультурным ценностям, бережного отношения к окружающему миру;

      3) прививают обучающимся уважительное отношение к Родине - Республики Казахстан, вселяют дух патриотизма.

      4) не допускают совершения действий, способных дискредитировать высокое звание педагога Республики Казахстан;

      5) добросовестно и качественно исполняют свои служебные обязанности;

      6) непрерывно совершенствуют свое профессиональное мастерство, активно занимаются самообразованием и самосовершенствованием;

      7) неукоснительно соблюдают трудовую дисциплину;

      8) бережно относятся к имуществу организации образования и не используют его в личных целях;

      9) принимают меры по предупреждению коррупции, своим личным поведением подают пример честности, беспристрастности и справедливости;

      10) не допускают использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;

      11) личным примером способствуют созданию устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в коллективе;

      12) придерживаются делового стиля в одежде в период исполнения своих служебных обязанностей;

      13) избегают использование своего статуса педагога в корыстных и иных личных целях;

      14) в своей деятельности неукоснительно соблюдают принципы академической честности, в том числе обеспечение академической честности как основной институциональной ценности, формирующей честность и взаимоуважение в академической среде, проявлять уважение педагогом к своим обучающимся и воспитанникам как наставник, способствующий формированию академической культуры, поощрять и стимулировать участников образовательного процесса к продвижению и защите высоких стандартов академической честности, определение педагогом четкой политики дисциплины, ожидаемых требований от обучающихся, обеспечение ответственности обучающихся и принятие действующих мер за нарушение ими принципов и стандартов академической честности, создание академической среды, которая оказывает образовательную, социальную и психологическую поддержку обучающимся и не позволяет проявлять академическую нечестность;

      15) публикуют материалы в СМИ, в том числе интернет-изданиях, выступают публично только от собственного имени как частного лица, при этом обеспечивают ведение дискуссии в корректной форме, воздерживаются от неконструктивной критики и неэтичных высказываний, не разглашают служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию, не подрывают высокого звания педагога в обществе;

      16) публичные выступления, публикации СМИ от имени организации образования согласовывают с руководителем данной организации;

      17) в социальных сетях не распространяют непроверенную и (или) недостоверную, и (или) неэтичную информацию, способствуют укреплению в обществе высокого звания педагога;

      18) способствуют реализации государственной политики в области образования и науки;

      19) обеспечивают конфиденциальность успехов (неуспехов) обучающегося и воспитанника, его социального положения, места работы родителей (законных представителей), и данные сведения разглашаются только с письменного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника, либо с письменного согласия совершеннолетнего обучающегося и (или) воспитанника.

      8. В отношениях с участниками образовательного процесса педагоги:

      1) уважают права, честь и достоинство человека независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, гражданства, происхождения, социального, должностного и имущественного положения или любых иных обстоятельств;

      2) обращаются к участникам образовательного процесса по имени, в уважительной форме, а также с соблюдением общепринятых морально-этических норм, не допускают фактов произвольного искажения в написании и произношении имен участников образовательного процесса;

      3) не допускают фактов финансовых и иных вымогательств по отношению к участникам образовательного процесса, прилагают усилия по пресечению таких действий со стороны своих коллег;

      4) своими действиями не дают повода для обоснованной критики со стороны общества, терпимо относиться к ней, используют конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;

      5) оказывают профессиональную поддержку участникам образовательного процесса;

      6) не подвергают дискриминации лиц, обратившихся с жалобой на нарушение педагогической этики;

      9. В отношениях с коллегами педагоги:

      1) соблюдают общепринятые морально-этические нормы, вежливы и корректны;

      2) не ставят публично под сомнение профессиональную квалификацию другого педагога.

      3) воздерживаются от голословных и бездоказательных жалоб и обращений, не принимают ответных мер против лица, который обратился с жалобой на нарушение педагогической этики.

      10. За нарушение педагогической этики педагоги в соответствии с законодательством Республики Казахстан привлекаются к ответственности.

      11. Мониторинг соблюдения педагогической этики осуществляют соответствующие Советы по педагогической этике организации образования в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.

 

Приложение 2
к приказу

Типовые правила организации работы совета по педагогической этике

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют организацию деятельности совета по педагогической этике.

      Совет по педагогической этике (далее – Совет) является коллегиальным органом, создаваемый в организациях образования, рассматривающий вопросы, соблюдения педагогами педагогической этики.

      В Совет по педагогической этике организации образования могут обращаться физические и юридические лица по вопросам соблюдения педагогами педагогической этики.

      2. Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Республики Казахстан "Об образовании", "О статусе педагога", настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и руководствуется принципами объективности и справедливости, этичности.

Глава 2. Основные задачи и полномочия Совета

      3. Основными задачами Совета являются:

      1) мониторинг, профилактика и предупреждение нарушений педагогической этики;

      2) способствование улучшению нравственно-психологического климата коллектива организации образования, урегулированию конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями педагогической этики;

      3) всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств, необходимых и достаточных для правильного рассмотрения вопроса об ответственности педагогов;

      4) рассмотрение причин и условий, способствующих нарушению педагогической этики, и выработка на их основе рекомендаций руководителю организации образования.

      4. Совет в пределах своей компетенции:

      1) заслушивает на своих заседаниях педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

      2) запрашивает документы, материалы и информацию организации образования, необходимые для выполнения стоящих перед ним задач;

      3) истребует объяснения и (или) пояснения у педагогов и лиц причастных к рассматриваемым вопросам;

      4) вносит предложения руководителю организации образования о проведении проверки фактов нарушения педагогической этики;

      5) вносит руководителю организации образования рекомендации по укреплению дисциплины труда, профилактике нарушений педагогической этики;

      6) вносит на рассмотрение руководителю организации образования, рекомендации об ответственности за нарушения педагогической этики;

      7) обращается к компетентным государственным органам или соответствующим должностным лицам с предложениями о рассмотрении ответственности должностных лиц организации образования, не рассмотревших надлежащим образом рекомендации Совета.

      8) проводит работу по примирению сторон.

Глава 3. Организация деятельности Совета

      5. Срок полномочий Совета составляет три года.

      6. Совет состоит из председателя, секретаря и других членов Совета. Число членов Совета должно быть нечетным и составлять не менее 7 человек (без учета секретаря Совета).

      7. В Совет входят следующие лица:

      1) представители управлений (отделов) образования, представители профсоюзов и (или) неправительственных организаций и (или) общественных объединений, осуществляющих деятельность в отрасли образования;

      2) не менее двух педагогов;

      3) педагоги, вышедшие на заслуженный отдых.

      Руководитель организации образования, работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования, родители обучающихся и воспитанников данной организации образования не могут быть включены в состав Совета в качестве его членов. При этом в качестве секретаря Совета допускаются работники управленческого, административного, вспомогательного персонала организации образования.

      8. В состав Совета не входят лица:

      1) признанные судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

      2) лишенные судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;

      3) уволенные за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;

      4) ранее судимые или освобожденные от уголовной ответственности за совершение преступления на основании пунктов 3), 4), 9), 10) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан;

      5) уволенные по отрицательныммотивам из правоохранительных органов, специальных государственных органов и судов, воинской службы, за исключением случаев увольнения лица на основании отсутствия на работе (службе) без уважительной причины в течение трех и более часов подряд.

      9. Совет избирается на педагогическом совете организации образования.

      10. Руководитель организации образования:

      1) обеспечивает соблюдение требований законодательства при формировании Совета;

      2) обеспечивает проведение процедур, необходимых для своевременного избрания Совета;

      3) создает условия и оказывает содействие в работе Совета.

      11. Состав Совета утверждается приказом руководителя организации образования.

      12. Председатель и секретарь Совета избираются большинством голосов из состава Совета на первом заседании.

      13. Секретарь Совета не принимает участие в голосовании Совета и обсуждении вопросов, выносимых на заседание Совета.

      Секретарь Совета является лицом, обеспечивающим ведение делопроизводства Совета: извещение членов и приглашенных лиц, о дате и месте проведения заседания Совета, составление проекта плана работы Совета, ведение протокола и ее хранение, прием заявлений и предложений, а также регистрацию писем, поступающих на имя Совета.

      Секретарь Совета обеспечивает мониторинг исполнения решений Совета и доводит об их результатах исполнения членам Совета.

      14. Председатель Совета созывает заседания Совета и определяет повестку дня.

      Члены Совета:

      1) вносят предложения по повестке дня заседания;

      2) участвуют в подготовке материалов к заседаниям Совета и проектов его решений;

      3) принимают участие в обсуждении вопросов, рассматриваемых Советом.

      Внеочередное заседание Совета, может быть проведено по решению председателя и (или) по предложению руководителя организации образования, и (или) по инициативе более одной трети от общего числа членов Совета.

      15. При рассмотрении вопроса о соблюдении педагогической этики педагог имеет право на:

      1) получение в письменном виде информации о рассматриваемом вопросе;

      2) ознакомление со всеми материалами по рассматриваемому вопросу;

      3) защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами лично или через представителя в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      4) получение решения в письменном виде;

      5) обжалование принятого решения в порядке, установленном законодательствомРеспублики Казахстан.

      16. Деятельность члена Совета прекращается в случае наступления обстоятельств, предусмотренные пунктом 8 настоящего Положения, а также в случае смерти члена Совета.

      17. По решению Совета, член Совета может быть выведен из его состава в случаях:

      1) непосещения заседаний Совета более трех раз в течение года, за исключением времени нахождения в состоянии временной нетрудоспособности, освобождения от работы для выполнения государственных или общественных обязанностей, нахождения в отпуске, командировке;

      2) подачи заявления члена Совета о выходе из состава Совета;

      3) в случае разглашения деталей разбирательства в отношении педагога без его письменного согласия;

      4) предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил;

      5) нарушения требований пункта 19 настоящих Правил.

      18. Заседания Совета:

      1) считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Совета;

      2) проводятся согласно Плану работы, но не реже одного раза в квартал, а также по мере поступления обращений и жалоб.

      3) о дате и повестке дня Совета уведомляются работники, а также заинтересованные лица секретарем Совета не позднее 7 календарных дней до его проведения.

      Члены Совета участвуют на его заседаниях без права замены.

      19. Член Совета не может участвовать в обсуждении и голосовании по делу, если он либо совместно проживающие с ним близкие родственники связаны с лицом, в отношении которого рассматривается дело, родственными отношениями либо находятся в служебной или иной зависимости от указанного лица. Член Совета извещает членов Совета о данных обстоятельствах до обсуждения и голосования Совета по соответствующему делу.

      20. Совет принимает решения простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Члены Совета не могут воздерживаться при голосовании.

      21. В отсутствие председателя Совета по его поручению исполняет обязанности председателя один из членов Совета.

      22. Заседание Совета оформляется в виде протокола, который подписывается председателем и секретарем Совета. Протокол заседания Совета - официальный письменный документ, отражающий ход заседания Совета и принятые на нем рекомендации. Протокол должен храниться в организации образования и должен быть включен в номенклатуру дел организации образования.

      23. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом в течение пятнадцати календарных дней со дня поступления.

      Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого требуются получение информации от иных субъектов, должностных лиц, рассматривается Советом и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления.

      Об итогах его рассмотрения должно быть незамедлительно сообщено заявителю на самом заседании либо по итогам его рассмотрения секретарем Совета.

      24. Рассмотрение дела в отношении педагога приостанавливается на период:

      1) временной нетрудоспособности;

      2) нахождения в отпуске или командировке;

      3) освобождения от исполнения своих должностных обязанностей на время выполнения им государственных или общественных обязанностей;

      4) нахождения на подготовке, переподготовке, курсах повышения квалификации и стажировке.

      25. Секретарем принимаются меры по извещению лиц, привлекаемых к ответственности, о месте и времени проведения заседания Совета не позднее, чем за 7 календарных дней.

      Рассмотрение дела на заседании Совета может происходить без участия лиц, привлекаемых к ответственности, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте заседания Совета не менее чем за три дня до проведения заседания.

      26. Надлежащим извещением в настоящих Правилах признается извещение лица письмом, заказным письмом или телеграммой, которые вручаются ему лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под расписку либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.

      27. При рассмотрении вопроса ответственности педагога на заседании Совет разрешает следующие вопросы:

      1) имело ли место конкретное действие (бездействие), являющееся основанием для рассмотрения ответственности педагога;

      2) является ли это действие (бездействие) нарушением этики;

      3) совершено ли это нарушение этики педагогом;

      4) усматривается ли вина педагога в совершении нарушения.

      28. По итогам рассмотрения дела Совет рекомендует руководителю организации образования налагать и (или) не налагать соответствующее взыскание на педагога.

      29. Решение Совета носит рекомендательный характер.

      30. Руководитель организации образования при рассмотрении рекомендации Совета принимает решение в соответствии с требованиями трудового и иного законодательства.

      31. Разбирательства в отношении педагога и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только с его письменного согласия.

      Секретарь Совета письменно сообщает заявителю результаты рассмотрения его обращения в установленные законодательством сроки.

      При этом, заявителя информируют о необходимости соблюдения требований пункта 4 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О статусе педагога" и пункта 31 настоящих Правил.