Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№60 ЖББМ" КММ
Карлаг/ Музей памяти жертв политических репрессий п. Долинка

Музей памяти жертв политических репрессий поселка Долинка, открытый в 2002 году, содержит факты о трагических судьбах тысяч заключенных, пострадавших от политики советского режима. Он находится в Карагандинской области республики Казахстан, на расстоянии порядка 45 км от Караганды. Классный руководитель 8 А класса Олло А.С. организовал экскурсию для своих учащихся.

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь (сокращенно Карлаг) был создан в 1931 году. Он являлся одним из крупнейших лагерей в СССР, его территория простиралась на несколько сотен километров. Людей, ранее живших в местности, принудительно выселили. Управление Карлага НКВД размещалось в поселке Долинка, здесь для него, используя труд заключенных, возвели административное здание. Это была двухэтажная постройка с колоннами, которые придавали ей величественный вид.

Когда лагерь расформировали, здание впоследствии использовалось различными организациями — сельскохозяйственным техникумом, детским санаторием, производственным объединением. С 2010 года в нем располагается музей, в котором содержатся документы, фотографии и личные вещи заключенных.

Экспонаты музея рассказывают не только о Карлаге, но и о событиях, предшествовавших его образованию. Демонстрируется жизнь казахов, предметы быта, затрагивается тема принудительной коллективизации, конфискации имущества и их последствий. Одним из самых трагических результатов был общенациональный голод, унесший жизни более миллиона людей.

Один из залов посвящен истории создания карагандинского лагеря, документы знакомят с особенностями репрессивной политики Советского союза и деятельностью ГУЛАГа.

Многие помещения музея реалистично воссоздают устройство лагеря, условия содержания заключенных, их быт и занятия. Можно составить представление о распорядке дня репрессированных, их обязанностях и огромном труде, который они прилагали для выполнения всех дел.

Отдельный зал посвящен семьям заключенных — женщинам и детям, которые тоже подвергались наказанию. Жуткие условия, жестокое обращение, непосильный труд смогли вынести не все, смертность, особенно среди детей, была высокой. Недалеко от музея расположено Мамочкино кладбище, ставшее мемориальным. Здесь похоронены многочисленные жертвы репрессий — женщины и дети.

Среди репрессированных было много представителей интеллигенции. Сюда попадали ученые, художники, историки, журналисты. Воссоздана лаборатория, в которой проводили исследования содержащиеся в лагере ученые. В одном из залов представлены работы художников, оказавшихся узниками Карлага. Отдельная экспозиция посвящена людям и их судьбам, здесь размещены фотографии и документы, хранящие память о многочисленных репрессированных.

На цокольном этаже музея представлена экспозиция, рассказывающая о доследственном и следственном периоде содержания заключенных.

Воссоздана обстановка в мужских и женских общих камерах. Гипсово-восковые фигуры заключенных, осунувшихся и надломленных, на фоне аскетичных условий проживания реалистично передают страдания неповинных людей.

Тяжелое впечатление производят инсталляции изолятора, карцера, дивизионной ямы, камеры пыток. Особо опасные с точки зрения властей политические заключенные были расстреляны, об этом напоминает камера человека, приговоренного к расстрелу.

Также в музее можно увидеть обстановку кабинета начальника управления, следователя, комнаты, в которой фотографировали заключенных и проводили дактилоскопическую экспертизу.

Хоть условия, в которых оказались люди, были крайне тяжелыми, но они находили в себе силы жить дальше и вносить что-то светлое в свое существование. Заключенные занимались творчеством, читали, проводили выставки и концерты, это демонстрируют экспонаты музея.

Экспозиция рассказывает и о политике насильственного переселения народов, труде заключенных в период Великой Отечественной войны, репрессиях 1950—1980 гг., становлении и развитии Казахстана как самостоятельного государства.

Среди объектов музея есть крайне образные предметы, к примеру, композиция, демонстрирующая сломанный шанырак — символ семейного благополучия. Он показывает, как политика властей разрушила счастливую жизнь многих семей.

Авторство: