Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласы…
"№78 НОМ" КММ
Question answer
Всего ответов: 66
Новых вопросов: 0

Общие сведения

Формирование системы нравственных ценностей происходит в процессе чтения книг. В 2021-2022 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа». Для пополнения фонда школьных библиотек предлагается перечень художественной литературы, рекомендуемый Институтом литературы и искусства имени М.О. Ауэзова Министерства образования и науки Республики Казахстан. Данный перечень размещен на сайте НАО им. Ы. Алтынсарина www.nao.kz. Основные направления проекта нацелены на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство, продолжение участия школьников в международных исследованиях по читательской грамотности и привлечение родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества. На сайте школы должны быть представлены различные сервисы, посвящённые лучшей детской и школьной литературе, ресурсы по активизации чтения детей и подростков (интернет-викторины, рекомендательные сервисы, информация о книжных клубах и т.п.). Каждая школа внедряет 20-минутноечтение книг по расписанию в перерывах между уроками. В холлах школ рекомендуется создать уголки «Буккроссинг». Можно использовать возможности для чтения книг в электронном формате, в том числе с помощью мобильных устройств, развивать новые электронные ресурсы, которые помогают детям лучше ориентироваться в потоке литературы. В целях формирования культуры поведения в обществе рекомендуется: üРазмещение привлекающих внимание баннеров и заставок с пословицами и поговорками, например, «Отан оттан да ыстық», «Білекті бірді жығар, білімді мыңды жығар», «Білім – теңіз, мектеп – кеме», «Татулық – табылмас бақыт», «Еңбек – ердің көркі» и других, что поможет укреплению в сознании традиционных ценностей. üПри наличии возможности и по выбору школы можно использовать фоновые музыкальные заставки (классическая, национальная музыка, инструментальные произведения и др.) для создания позитивного настроения у обучающихся и уменьшения психологической напряженности.

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность проекта

29 мая 2017 г. вышел указ Президента России № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а 3 июня 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Целью этих важных документов является создание в России активной среды для творческого развития детей, для создания ЧИТАЮЩЕГО ДЕТСТВА.

Проект «Читающая школа» направлен на решение главной проблемы современного кризиса детского чтения – слабой читательской среды: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках. Поэтому решение проблемы лежит в совокупных, совместных усилиях семьи и школы.

Культура чтения современного школьника заявлена среди ключевых образовательных результатов на всех этапах обучения. Одним из достижений ФГОС является понимание необходимости целенаправленного читательского развития всех субъектов образовательного процесса и включение в основную образовательную программу школы раздела, связанного с реализацией междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Однако анализ существующей педагогической практики свидетельствует о том, что отсутствие институционального статуса данной программы стало препятствием к ее системной реализации, особенно это касается основной школы (5 – 9 классы). Образовательная стратегия проекта «Читающая школа» предлагает инструментальный механизм, позволяющий активизировать ресурсы современной школы для решения общенациональной задачи – воспитание вдумчивых и увлеченных читателей.

Указом Президента России от 9 мая 2017 г. № 203 утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы». Целью данной Стратегии является создание условий для формирования в России общества знаний.  Согласно Стратегии для формирования информационного пространства знаний необходимо реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры; сформировать безопасную информационную среду на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; усовершенствовать механизмы обмена знаниями.  Важная роль в решении этих общегосударственных задач отводится системе общего образования.  Именно в системе общего образования закладываются основы особого вида культуры граждан информационного общества и общества знаний — информационной культуры.

В настоящее время в России термин «информационная культура» является наиболее емким интегративным понятием в сфере информационной подготовки граждан к жизни в информационном обществе, он включает в свой состав  медийно-информационную грамотность, дополняя ее такими компонентами, как  информационное мировоззрение и мотивация личности, а самое главное, вписывая информационную подготовку человека в мир культуры, противодействуя конфронтации  двух культур: культуры традиционной, библиотечной, книжной и культуры новой, электронной, экранной. Это особенно актуально в контексте темы «Цифровая школа». 

Особое значение при формировании информационной культуры школьников отводится чтению. Именно  чтение является основой работы с любым видом информации: устной и письменной, традиционной книжной и новой электронной. Чтение – это сложный интеллектуальный процесс без которого невозможно обучение в течение всей жизни. Чтение – важнейший фактор формирования и развития личности. Без серьезного чтения мощь современной компьютерной техники оборачивается для человека не столько благом, сколько угрозами и рисками, опасностью манипулирования сознанием людей.

Цель проекта: повышение уровня читательской культуры школьников и роста их читательской активности

Задачи проекта:

  • Разработать пути педагогической деятельности по формированию интереса обучающихся к проблеме чтения в урочной деятельности
  • Повысить уровень культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство с учреждениями культуры
  • Разработать план мероприятий по организации читательской активности учащихся школы и пропаганде семейного чтения с учетом читательских предпочтений школьников во внеурочной деятельности
  • Привлечь родителей к мероприятиям для реализации школьного проекта
  • Создать методическую копилку материалов по привлечению детей к чтению

 

Основная идея проекта будет реализовываться через организацию сетевого взаимодействия «школа-педагог-ребенок» в рамках создаваемой модели «Читающая школа - успешная школа».

Содержательное наполнение проекта будет обеспечено технологиями развития коммуникативных компетенций, интеллектуального мышления учащихся, введением в практику массовой проектно-исследовательской, творческой деятельности и межпредметной интеграции, приёмов и техник формирования смыслового чтения и работы с текстом, использования возможностей внеурочной деятельности, создание привлекательной и развивающей среды, направленной на работу с информацией различных источников.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • Развитие коммуникативных компетенций обучающихся требует более глубокой проработки метапредметного и междисциплинарного содержания образования для обеспечения качественно иного результата проектно-исследовательской деятельности.
  • Необходимость ранней профилизации обучения, повышение престижа гуманитарных и естественнонаучных предметов.
  • Использование возможностей выездных междисциплинарных практикумов, позволяющих аккумулировать деятельность педагогов различных предметов вокруг решения одной (цели) проектно-исследовательской задачи.
  • Обеспечение транслируемости и повторяемости педагогического опыта учителей.
  • Обеспечение привлекательности чтения художественной, научной, публицистической литературы как детьми, подростками, так и взрослыми.
  • Использование ИКТ-технологий, медиасферы при работе с любой информацией.

 

Планируемые изменения в общеобразовательной организации - 

перспективы в деятельности педагогического коллектива в рамках реализации мероприятий инновационного проекта, в том числе и государственной программы «Развитие образования и науки» до 2020 года и на плановый период до 2025 года Челябинской области:

  • организация образовательной среды по продвижению детского и юношеского чтения (образовательного пространства в стенах учреждения и за его пределами),
  • выбор и использование в штатном режиме всеми педагогами продуктивных педагогических методов, техник и технологий урочной и внеурочной деятельности,
  • зонирование и оформление пространства урочной и внеурочной деятельности (кабинеты, зоны чтения, библиотечные центры и т.п),
  • целесообразные и психологически комфортные методы,
  • продуктивно-деятельные (проектные) технологии, 
  • стимулирующие развитие интереса приёмы (интерактивные, доступные, игровые, повышающие активность в чтении и социализацию, ориентированные на собственный опыт ребёнка, на задачи «из жизни»), 
  • организация способов деятельности детей, позволяющих проявить самостоятельность и творчество,
  • в 2019- 2020 г. - расширение количества классов с внеурочной деятельностью по гуманитарному и естественнонаучному направлениям (5-9 классов); увеличение числа педагогов вовлеченных в реализацию модели «Читающая школа - успешная школа».

 

Содержание проекта

Школа располагает достаточным количеством современного оборудования, позволяющего реализовать практико-ориентированный, проектный и исследовательский подход к обучению и развитию детей и подростков на всех уровнях образования, организовать индивидуальную и групповую проектную, исследовательскую и творческую работу.

Наличие действующей библиотеки позволяет организовать дополнительное образование по развитию коммуникативных компетенций обучающихся, что позволит им взаимодействовать с другими членами общества и быть успешными в любой социальной среде; обеспечивает возможность реализации индивидуальных проектно-исследовательских маршрутов учащихся и работу временных исследовательских и творческих коллективов.

Педагогический коллектив использует технологии расширения образовательного пространства урока (использование объектов культуры), технологии бинарного и интегрированного обучения, технологии сотрудничества, развития критического мышления, чтение и письмо, приёмы и техники по формированию смыслового чтения и работе с текстом, ИКТ-технологии в деятельности всех субъектов образовательного процесса при работе с информацией.

Комплекс мероприятий на уровне целевых групп, на которые направлен проект:

На уровне обучающихся:

  • обучение смысловому чтению и работе с текстом;
  • внедрение единого режима по работе с информацией;
  • проведение литературной гостиной для учащихся;
  • проведение Фестиваля семейных проектов;
  • читательские семейные клубы;
  • проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
  • привлечение партнеров проекта -  объектов культуры г. Магнитогорска;
  • проведение конкурсов, выставок, викторин, предметных декад, проектов, конференций, диспутов, олимпиад;
  • работа школьного научного общества, проведение поисковых, творческих и учебных исследований;
  • организация межшкольных ассоциаций среди обучающихся школ в рамках сетевого взаимодействия по направлению поддержки детского и юношеского чтения.

 

На уровне педагогов:

  • разработка и утверждение плана совместной деятельности участников сетевого партнерства по формированию читательской грамотности;
  • проведение педагогического совета «Территория текста: смысловое чтение как ресурс повышения качества знаний»;
  • организация работы постоянно – действующего семинара для педагогов «От смыслового чтения к качеству образования»;
  • изучение и внедрение технологий по развитию и формированию смыслового чтения и работе с текстом;
  • проведение постоянно-действующего семинара "Почитаем классику вместе";
  • проведение литературной гостиной для педагогов;
  • оформление и ведение "Золотой полки учителя";
  • разработка программ в школьной библиотеке «Я открываю книгу. Я познаю мир»; летних чтений «Каникулы с библиотекой»;
  • участие в федеральных, региональных и муниципальных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения;
  • организация заседаний предметных методических объединений в деятельностной форме с использованием стратегий и приемов для формирования смыслового чтения;
  • повышение уровня квалификации сотрудников по направлению поддержки детского и юношеского чтения;
  • размещение на сайте школы актуальной информации об инновационной деятельности школы.

 

На уровне родительской общественности:

  • проведение родительских собраний по тематике проекта «Читающая школа – успешная школа»;
  • проведение обучающего семинара – практикума для родителей «В помощь родителям. Как помочь ребенку научиться читать осмысленно.  Методы и приемы формирования читательской грамотности»;
  • организация Клуба семейного чтения;
  • проведение Фестиваля семейных проектов;
  • реализация проекта "Читающая мама - читающая семья";
  • презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».

 

Комплексный подход обусловлен активизацией 5 основных составляющих направлений  организации образовательного процесса:

  1. Урочная система («Чтение через все предметы»)
  2. Разноуровневая образовательная среда («Пространство свободного чтения»)
  3. Внеурочная деятельность («Чтение как способ самореализации»)
  4. Родительская общественность («Традиции современного семейного чтения», проект «Читающая мама»)
  5. Методическая копилка («Время читать», «Чтение – это модно!»).

Комплекс мероприятий по основным направлениям проекта «Читающая школа»

1 направление – «Чтение через все предметы»

  • Смысловое чтение и работа с текстом на уроках;
  • Проведение часов тихого чтения, 20-минуток, 5-минуток жужжащего чтения;
  • Педагогические разработки и использование компетентностно-ориентированных заданий (КОЗы) на уроках естественно-научного цикла;
  • Проведение акций «Читаем детям о войне», «Познаем географию – читая классику», «Страницы Отечественной истории по художественным произведениям» и т.д.

 

2 направление - «Пространство свободного чтения»

  • Создание на сайте школы Web-странички «Воспитываем читателя»;
  • Дни общения в библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул)
  • Проведение конкурсов в школьной библиотеке: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая читающая семья». Формирование банка «Настоящих читателей».
  • Посещение литературных мероприятий и выставок  в детской библиотеке;
  • Посещение спектаклей и литературных постановок в театре им. Пушкина;
  • Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях ролик по проблеме отказа от чтения книг: «Наши дети повторяют все за нами»;
  • Создание и размещение на сайте школы и в социальных сетях, на информационных стендах школы информационных плакатов о роли чтения книг: «Пусть всегда будет книга»;
  • Комплексное использование реальных и виртуальных ресурсов (помещения школьной библиотеки, рекреаций, кабинетов, «читающие перемены», «читающая полка в классе» (буккроссинг), а также облачных технологий, форматов дополненной реальности и др.

 

3 направление -  «Чтение как способ самореализации»

  • Использование внеклассного чтения в различных видах внеурочной деятельности;
  • Вариативность форм организации внеурочной деятельности (Движение «Молодая Россия читает!», клубы «Читаек», «Школа волонтеров чтения», «Всероссийская Школьная Летопись» – проект «Книга класса»)
  • Проведение конкурсов: «Самый читающий класс», «Лучший читатель класса», конкурс плакатов, агитирующих в пользу чтения, тематические конкурсы чтецов, в том числе конкурс «Живая классика»

 

4 направление – «Традиции современного семейного чтения»

  • Проведение дней семейного литературного отдыха;
  • Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»;
  • Проведение часов родительской грамотности «Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребѐнка-читателя», «Читающие родители - читающий ребѐнок», материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ;
  • Мастер-класс «Читать вместе с папой это классно!»;
  • Проведение конкурсов: «Лучший семейный читательский формуляр», «Самая классная книга» (конкурс компьютерных презентаций или буктрейллеров по прочитанной книге);
  • Организация работы клуба семейного чтения «Книголюбы»;
  • Акция «Книжка из детства в наследство (любимые книги детства учителей и родителей)»;
  • Изготовление и распространение  буклетов для родителей с рекомендациями «Как воспитать читателя на 100%».

 

5 направление - «Время читать»

  • Разработка педагогами конспектов уроков с применением методики осмысленного чтения;
  • Разработки внеклассных и общешкольных мероприятий по данному направлению;
  • Разработка методических рекомендации для проведения родительских собраний по вопросу привлечения обучающихся к чтению;
  • Разработка методических описаний модулей программы внутрифирменного обучения: «Основы смыслового чтения и работа с текстом», «Основы информационной культуры школьника». Приветствуются оригинальные программы и формы повышения квалификации, использование кейс-технологий, образовательных выездов, тематических погружений, мастер-классов, деловых игр, читательских практикумов и др.

 

Предполагаемые результаты проекта

1. Образовательный процесс:

  • 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • положительная динамика результатов сдачи ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и предметам естественнонаучного направления;
  • 85% обучающихся проявили индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной;
  • у 90 % обучающихся разработан индивидуальный дневник чтения;
  • доля учащихся, охваченных программой формирования читательской грамотности – 100%;
  • доля учащихся, охваченных проектной и исследовательской деятельностью - 100%;
  • увеличение доли активных читателей в сети библиотек;
  • отсутствие фактов асоциального поведения детей и подростков.
  • Управление и структура ОУ:
  • разработана модель сетевого взаимодействия по направлению продвижения детского и юношеского чтения;
  • разработана система повышения профессионального роста педагогов на основе использования потенциала «методического абонемента», потенциала сетевого взаимодействия;
  • внесены коррективы в систему стимулирования педагогов;
  • проводится отслеживание результативности реализации Проекта;
  • совершенствование деятельности школьной библиотеки;
  • расширение инфраструктуры чтения с учреждениями культуры г. Магнитогорска

 

2. Взаимодействие с социумом:

  • увеличено количество договоров, заключённых о сотрудничестве с предприятиями и организациями (расширение сети);
  • ОУ использует ресурсы учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
  • родительская общественность включена в процесс продвижения детского и юношеского чтения;
  • доля родителей, вовлеченных в инновационный проект – 80 %;
  • возрождение традиций домашнего чтения, способствующих укреплению семьи и развитию ее духовно-нравственной культуры;

 

3. Жизненное пространство школы:

  • разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности, социальных партнёров;
  • в системе дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
  • создание привлекательной образовательной среды в ОО;
  • позитивно-преобразующее развитие культурного поля "Читающей школы" и улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.

 

4. Профессионализм коллектива:

  • доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательном процессе, в общей численности учителей - 90%;
  • 90 % педагогов используют в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа (технология развития критического мышления; технологии смыслового чтения и работы с текстом; парацентрическая технология, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, кейс технологии);
  • внесены коррективы в образовательные программы, продуманы формы, методы, приёмы, содержание деятельности, учитывающие индивидуальные особенности обучающихся (обновление содержания гуманитарного и естественнонаучного направления);
  • проведены обучающие семинары, семинары-погружения, онлайн-вебинары  для педагогов на различных образовательных площадках сайтов «Инфоурок», «РЭШ», «Видеоурок», «Экстерн» и др.

 

Заключение

Данный проект несет весьма большое социальное значение. Проблема отказа от чтения на сегодняшний день является весьма актуальной. Мы провели исследование в виде анкетирования среди учащихся школы и пришли к выводу, что не только у современной молодежи нет интереса на чтение художественной литературы, но и у их родителей. Основными предметами чтения является периодическая печать и блоги в интернете. Но ведь это не одно и то же, что чтение книг художественной литературы. Если продолжать в том же направлении, общество со временем деградирует. Мы перестанем красиво говорить и писать, будем по-другому мыслить и перестанем рассуждать, ведь выразить мысль нечитающий человек не сможет, его словарный запас будет ограничен и беден. Страшно даже подумать, что станет с человечеством, если оно перестанет читать книги. Необходимо привлекать внимание общественности к данной проблеме. Этому и способствует реализация нашего проекта «Читающая школа».

Анкетирование учащихся

  • Любишь ли ты читать?
  • Сколько времени в день ты читаешь?
  • Какие источники информации ты предпочитаешь? (книги или электронные издания).
  • Согласны ли вы с утверждением «Свободный доступ в Интернет сделает ненужным библиотеки?»

 

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

  • На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?
  • По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?
  • На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература, интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением. 4. Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация в произведении? Да. Нет. Иногда
  • В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой- либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда
  • Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да Нет Иногда
  • Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас сильное впечатление
  • Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю
  • Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие, которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да. Нет. Название:
  • Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет. Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи (2–3 книги)
  • Сколько поколений собирает эту библиотеку?
  • Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на вопросы: мама, папа, другой член семьи. Благодарим Вас за помощь.

 

Ваши ответы помогут в педагогической Рекомендации по организации семейного чтения

  • Вовлечение родителей в общешкольные литературные проекты («Читающая семья»)
  • Участие детско-взрослых (семейных команд) в городских литературных конкурсах, конференциях
  • Ознакомление с возможностями применения информационных технологий
  • Обучение родителей приему «медленного чтения с остановками» при совместном чтении с детьми
  • Организация работы родительского читательского клуба
  • Составление буклетов, рекомендательных списков литературы для семейного чтения Выводы по реализации проекта работе по приобщению детей к чтению

 

Реализация совместных мини-проектов

  • Семейный проект «Здравствуй, старая книга!».
  • Открытый классный час «Обсуждаем книги вместе».
  • Детско-взрослый проект «Реклама книги».
  • Родительский читательский клуб «Академия».
  • Образовательный проект «Открывая Лермонтова».
  • Мини-проект «Читаем, рассуждаем, творим».

 

Календарный план реализации проекта  (этапы):

№ п/п

Мероприятие

Сроки

I

Организационная работа

 

1

Разработка проекта «Читающая школа», старт школьного  проекта «Читающая школа» в пространстве школы

Май 2019

2

Разработка Плана реализации проекта «Читающая школа»

Май 2019

3

Составление Плана работы школьной библиотеки на учебный год

Ежегодно

4

Организация работы внеучебных творческих объединений детей и взрослых на базе школьной библиотеки, составление планов их работы

Август 2019

5

Составление планов совместной работы  с филиалом детской библиотеки

Август 2019

6

Обеспечение работы постоянно действующих семинаров для педагогов «Почитаем классику вместе» и «Мировая художественная культура – учителю»

В течение года

7

Организация работы Читательского клуба для родителей

Сентябрь 2019

II

Совершенствование деятельности школьной библиотеки

 

1

Пополнение фондов школьной библиотеки, обеспечение  целенаправленной подписки

Постоянно

2

Аккумулирование информационных ресурсов сети Интернет, базы и банков данных, документов, создаваемых в  МОУ «СОШ №36» (публикаций и работ педагогов, лучших научных работ  и рефератов обучающихся и др.);

Октябрь 2019 года, далее - постоянно

3

Осуществление аналитико-синтезирующей  переработки информации 

Постоянно

4

Обеспечение   ведения  электронного каталога

Постоянно

5

Создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности; для  развития навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах, в системе дистанционного обучения).

Постоянно

6

Содействие  интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией

Постоянно

7

Поддержка деятельности пользователей (педагогов, обучающихся, родителей) в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, web-страниц и т.п.)

Постоянно

8

Формирование политики в области информационно-библиотечного обслуживания  МОУ «СОШ №36» через разработку  текущих и перспективных планов  развития системы информационно-библиотечного обслуживания  школы 

Постоянно

9

Осуществление проектов, способствующих становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников

Постоянно

10

Инновации в сфере развития продуктовых и сервисных услуг: обновление программ, проектов в соответствии с задачами времени; интеграция современных и традиционных подходов к проведению выставок,   фестивалей, конкурсов, театрализованных мероприятий, видеомероприятий, игр, уроков, клубов по читательским интересам.

Постоянно

11

Инновации в сфере библиотечных технологий (изменения библиотечных процессов): компьютеризация библиотечных процессов, применение компьютерных технологий в обслуживании (организация базы данных, виртуальных экскурсий, слайд-презентаций, чтения аудиокниг и т.д.)

Постоянно

12

Инновации в организационной сфере (изменения в структуре библиотеки):   создание обменно-резервных фондов, обеспечение автоматизированного рабочего места библиотекаря, комфортной  зоны для пользователей и др.

Постоянно

13

Социальные инновации в работе школьной библиотеки: повышение квалификации библиотекаря, обеспечение условий для профессиональных коммуникаций  и сетевого взаимодействия (открытие страницы на школьном сайте, создание   электронного методического кабинета, форума и т.д.)

Постоянно

14

Ориентация ежегодного плана работы библиотеки на взаимодействие со следующими целевыми аудиториями: обучающиеся ОУ; учителя и другие работники ОУ; родители обучающихся ОУ.

Постоянно

15

Преобразование школьной библиотеки в Медиа-центр «Азъ.Буки.Веди»

2020

III

Совершенствование читательской культуры педагогов

 

1

Обеспечение работы постоянного семинара для педагогов «Почитаем классику вместе…» (онлайн-вебинар)

1 раз в четверть

2

Обеспечение работы постоянного семинара для педагогов «Мировая художественная культура – учителю» (онлайн-вебинар)

1 раз в четверть

3

Информационная учительская планерка «Новинки школьной библиотеки»

1 раз в месяц

4

Мастер-классы учителей-филологов «Открытие книги»

1 раз в четверть

5

Проведение цикла семинаров для педагогов «Книга на уроке»

1 раз в четверть

6

Фестиваль методических идей: «Информационные ресурсы школьной библиотеки на уроках»

Декабрь 2019

7

Буккроссинг  «Домашняя библиотека учителя», оборудование полки художественной литературы учителя-предметника в кабинете

Январь

2020

8

Ведение на сайте страницы «Читающий учитель»

Постоянно с сентября 2019

IV

Совершенствование читательской культуры обучающихся

 

1

Организация выставок в соответствии с ежегодным планом работы библиотеки

В течение года

2

Реализация проекта «Наша классная библиотека»

Сентябрь – апрель 2019-2020

3

Реализация проекта «Рекреационный читальный зал», видео-презентации книжных новинок для обучающихся на 1 этаже школы

Ноябрь 2019

4

Проведение клубной программы «Книга в жизни моей семьи» на базе внеурочных занятий кружка «СМИ»

Декабрь 2019

5

Обеспечение системной  работы поэтического клуба на базе внеурочных занятий кружка «СМИ»

В течение года

6

Ведение информационного стенда «Литературное творчество учеников»

В течение года

7

Организация участия обучающихся в конкурсах «Самый читающий класс» и «Читатель года»

по  графику проекта

8

Ведение в школьной газете рубрики «Хорошая книга» (статьи учащихся о прочитанной книге)

В каждом номере

9

Публикации  детских литературных произведений в школьной газете

1 раз в полугодие

10

Проведение читательских конференций

1 раз в год

11

Организация исследовательской деятельности обучающихся по темам: «Читательская культура наших школьников», «Наша школьная библиотека», «Перспективы развития нашей школьной библиотеки», «Культура чтения наших предков и культура чтения современного человека» и др.

Ежегодно

12

Проведение праздников:

  • День Школы;
  • День истории;
  • День Словаря;
  • День энциклопедии;
  • День читательских радостей;
  • Фестиваль любимых книг;
  • Фестиваль любимых журналов и газет;
  • День умной книги;
  • День доброй книги;
  • День веселой книги;
  • День полезной книги

В течение года

по графику проекта

13

Выставки рисунков и произведений декоративно-прикладного творчества по любимым книгам

В течение года

14

Оформление рекреационного зала на 2 этаже начальной школы «Придуманные города и страны: по страницам любимых детских книг»

В течение реализации проекта

15

Пресс-клуб:

«Букридер – информационно-образовательное будущее школьника?»

«Электронная книга или бумажная книга? Или – керамическая? Из истории книг и библиотек»;

 «Чтение или информирование? Культура или знание?»;

«Гуманитарное и естественнонаучное знание: диалог или противостояние?»

По плану

16

Реализация проекта «Умные взрослые – умным детям» по теме «Умная книга в моей судьбе» на классных часах

В течение года

17

Киноальманах: «Экранизация литературных произведений» с последующим обсуждением качества соответствия экранизации замыслу авторов литературных текстов (создание буктрейлеров)

В течение года

18

Посещение литературных мероприятий и спектаклей в учреждениях культуры г. Магнитогорска

В течении года

V

Совершенствование читательской культуры родительского сообщества

 

1

Праздник «День семьи: книга в жизни нашей семьи»

Апрель 2020

2

Организация участия семей обучающихся в  конкурсе «Самая читающая семья»

Сентябрь 2019-Апрель 2020

3

Организация работы Читательского клуба для родителей

Октябрь 2019

4

Организация работы онлайн-семинара для родителей «Семейное чтение» (через школьный сайт)

Ноябрь 2019

5

Участие в школьных праздниках, посвященных совершенствованию читательской культуры детей и взрослых

В течение года

6

Презентация «Книга года» на классных часах: читательский опыт  родителей

В течение года

7

Открытие на сайте школы страницы «Домашнее чтение» и ее системное ведение.

Сентябрь 2019

VI

Совершенствование читательской культуры жителей г. Магнитогорска

 

1

Обеспечение  доступности  информационных ресурсов школьной библиотеки

В течение года

2

Обеспечение  доступа к  обсуждению проблем воспитания читательской культуры общества на школьном сайте (форум)

В течение года

3

Приглашение к участию в мероприятиях, способствующих воспитанию культуры чтения

В течение года

VII

Издательская деятельность

 

1

Обеспечение публикаций в школьной газете по темам: «Вечная книга», «Моя любимая книга», «Как я научился (научилась) читать: умные и добрые книги»

В течение года

2

Организация издания дайджестов «Мой читательский дневник»

В течение года

3

Публикации  детских литературных произведений в школьной газете

В течение года

Темы часов общения

Период

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

1 четверть

Что значит быть читателем?

Сказки: до какого возраста их не стыдно читать…

Что модно сейчас читать? (путеводитель для старшеклассников)

2 четверть

Лучший подарок – это книга

День любимой книги

Кто он, современный герой литературы

 и жизни?

3 четверть

Как научиться быстро читать много интересных книг

Справочная литература: Интернет или энциклопедия?

Современна ли классика? (диспут)

4 четверть

Презентация читательского дневника «Мой друг»

Роль книги в информационном мире

Человек читающий – лидер в современном обществе?!..

Темы  родительских собраний

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Секреты для взрослых, или как стать родителем читающего ребенка?

 Компьютер и книга. Устарело ли чтение?

Развитие литературного вкуса

 Чтение без увлечения, или почему ребенок не любит читать?

 Что читают наши дети?

 Книга или компьютер: гармонизация отношений

Как привить любовь к чтению?

 Подросток и взрослый: трудный диалог по поводу книги

Через чтение к убеждениям

«Самиздат» на дому

 Условие успешной учебы - начитанность

Начитанность – путь к достижению успеха

Семейная книга – это здорово!

День любимой книги – семейная традиция

 

Общение с книгой – источник развития интеллекта

Формирование читательской культуры школьника

 

Как создать домашнюю библиотеку

Каждому возрасту – своя литература

 

Грамотность – дело всей семьи

Дневник читателя: беседа о прочитанном

 

Читательский дневник: как правильно его вести

 

 

Читающий родитель – читающий ребенок