Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Григорий Потанин атындағы ЖББМ" КММ
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 249
Жаңа сұрақтар: 2

План работы по формированию ЗОЖ на 2019-2020 учебный год.

 

 

    

 

Проект ВОЗ "ШСУЗ"

Концепция реализации проекта ВОЗ «Школ, способствующих укреплению здоровья» в Казахстане

 

С мая 1999 года Республика Казахстан является официальным членом Европейской сети «Школы, способствующие укреплению здоровья» (далее- «ШСУЗ»). Европейская сеть школ, способствующих укреплению здоровья, в которую входят и казахстанские школы, существует более 17 лет и во многих государствах – участницах проекта показала значительный прогресс в усилении сотрудничества между образованием и здравоохранением в обеспечении здоровья,  как одной из основных неотъемлемых частей деятельности школы. Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной. В школах, способствующих укреплению здоровья, учащиеся приобретают и закрепляют личностные, социальные навыки и нацеленные на здоровый образ жизни поведенческие установки, которые способствуют повышению их академической успеваемости. Школы, реализующие политику укрепления здоровья, повышают возможности детей и взрослых в плане обеспечения безопасной и благоприятной для здоровья социальной, физической и психологической среды, способствуют формированию у учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Школы, способствующие укреплению здоровья, должны стать ведущим звеном в деле укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях в интересах всего подрастающего поколения. Секретариат Сети «ШСУЗ» находится в Сотрудничающем Центре ВОЗ на базе Университетского Колледжа Южной Дании, а поддержку странам Восточной Европы и Центральной Азии оказывает Московское отделение Сети на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «Научный центр здоровья детей». В 2017 году в республике функционировало 730 «ШСУЗ», в том числе в г. Астане – 26, г. Алматы – 27, Акмолинской области – 30, Актюбинской – 72, Атырауской – 49, Алматинской – 21, Восточно-Казахстанской – 34, Жамбылской – 79, Западно-Казахстанской – 49, Карагандинской – 43, Костанайской – 70, Кызылординской – 2, Мангистауской – 2, Павлодарской – 102, Северо-Казахстанской – 9, Южно-Казахстанской областях – 115 школ. Важным событием 2017 года в Республике Казахстан былопилотноевнедрениеруководство «5 шагов к школе, способствующей 2 18.03.2019 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0) Копия электронного документа. Положительный результат проверки ЭЦП. укреплению здоровья»по совершенствованию «ШСУЗ» (http://www.schoolsfor-health.eu/for-schools/manual)в6 школах в Мангистауской (СШ № 12 Мунайлинского района и СШ № 20, г. Актау), Кызылординской (СШ № 35 и № 198г. Кызылорда) областях и городах Алматы (СШ № 116) и Астана (Школа-гимназия № 10). В течение года 6 школ осуществляли ряд мероприятий при организационно-методическом руководстве Европейского бюро ВОЗ, Странового офиса ВОЗ, Сети Школ Здоровья в Европе и при поддержке Министерства здравоохранения Республики Казахстан. По итогам пилотного внедрения руководства по «ШСУЗ», 6 школ отметили рост качества знаний и улучшение показателей здоровья в классах, активизация внеклассных мероприятий по ФЗОЖ, повышение качества питания школьников; установлены диспенсеры для воды / питьевые фонтаны с фильтром; приобретены спортивные формы, спортивный инвентарь, методическая литература; открыты новые кружки и другое. В рамках создания Службы общественного здравоохранения (СОЗ) необходимо содействовать укреплению здоровья, профилактике заболеваний среди школьников и формированию здоровой школьной среды, путем вовлечения организации образования в проект ВОЗ ШСУЗ. В этой связи, а также для совершенствования деятельности ШСУЗ рекомендуем рассмотреть и принять к внедрению руководство «5 шагов к школе, способствующей укреплению здоровья». Почему важно внедрение проекта ВОЗ ШСУЗ? Здравоохранение и образование взаимосвязаны: • Здоровые дети лучше обучаются и лучше посещают школу • Более вероятно, что дети, которые посещают школу, будут здоровы • Потенциально опасное поведение реже встречается среди учеников, у которых имеется положительная связь со школой и значимыми взрослыми; также они чаще показывают положительные результаты обучения • Уровень образования положительно влияет на долгосрочное экономическое процветание и показатели здоровья • Укрепление здоровья и благополучия персонала школы может привести к снижению количества пропусков работы и повышению уровня удовлетворенности работой • Благодаря активному укреплению здоровья персонала и учеников школы, сотрудники будут иметь потенциал для того, чтобы стать положительным примером для подражания Таким образом, укрепление здоровья в Вашей школе может помочь Вам в достижении образовательных, социальных и кадровых целей, а также оказать влияние на здоровье всего школьного сообщества. 3 18.03.2019 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0) Копия электронного документа. Положительный результат проверки ЭЦП. Каков результатот внедрения проекта ШСУЗ в школах? Было обнаружено, что несколько факторов повышают эффективность школ, способствующих укреплению здоровья. Эти факторы включают в себя: • Развитие и поддержка участия в школьном сообществе • Поддержание чувства причастности к жизни школы у членов школьного сообщества, включая учеников, сотрудников и родителей • Применение общешкольного подхода вместо традиционных подходов, ориентированных на отдельные классы или разовые мероприятия • Создание социальной среды, которая поддерживает открытые и честные отношения внутри школьного сообщества • Создание атмосферы, способствующей высоким ожиданиям учеников в области социальных отношений и успеваемости • Использование различных образовательных и преподавательских стратегий, включая предоставление одной и той же информации по различным каналам (например, учебный план, политика/нормы, внеурочная деятельность)  Изучение вопросов здоровья в контексте жизни учеников и сообщества • Понимание того, что результаты деятельности школ, способствующих укреплению здоровья, появляются в средне и долгосрочной перспективе (3-4 года после начала процесса), а также того, что эффективное внедрение является ключом к успеху Общешкольный подход Получение результатов в области образования и здравоохранения возможно благодаря подходу, который ориентирован на систематичность, практические действия и широкое участие. Общешкольный подход можно разделить на шесть компонентов: Политика здоровых школ предполагает конкретные официальные документы, направленные на укрепление здоровья в школах. Такая политика может регулировать школьное питание или описывать меры предотвращения хулиганства в школах. Политика является частью школьного плана. Физическая школьная среда включает в себя здания, площадки и территорию школ. Например, создание здоровой физической среды может включать действия, направленные на то, чтобы сделать школьные площадки более привлекательными для отдыха и физической активности. Социальная школьная среда касается качества отношений между членами школьного сообщества, например, между учениками и персоналом школы. Отношения с родителями и более широким кругом людей также оказывают влияние на социальную среду. Индивидуальные навыки и компетенции в отношении здоровья· могут развиваться в рамках учебного плана и посредством мероприятий, способствующих повышению практических знаний. 4 18.03.2019 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0) Копия электронного документа. Положительный результат проверки ЭЦП. Связи с сообществом – связи между школой и семьями учащихся, между школой и ключевыми группами/лицами из окружающего сообщества. Консультирование и сотрудничество с представителями общественности будет содействовать деятельности школы, способствующей укреплению здоровья, и поддержит действия школьного сообщества, направленные на укрепление здоровья. Службы здравоохранения представляют собой местные и региональные учреждения здравоохранения на базе школ, либо имеющие связь со школами, которые отвечают за оказание медицинской помощи ученикам и укрепление здоровья, путем предоставления прямых услуг. Также это относится и к ученикам с особыми потребностями.

Проект «Школы, способствующие укреплению здоровья».

 

Укрепление здоровья в школах можно определить следующим образом: «Любая деятельность, осуществляемая с целью улучшения и/или защиты здоровья каждого члена школьного сообщества».

Школа, способствующая укреплению здоровья представляет общешкольный подход. Это больше, чем школа, в которой проводятся мероприятия, направленные на укрепление здоровья. В школе, способствующей укреплению здоровья решаются вопросы здоровья и благополучия на систематической и комплексной основе, также, такая школа имеет документированный план действий или политику, которые ориентированы на практические действия и широкое участие; все школьное сообщество, включая учеников, учителей, не преподавательский персонал и родителей, принимает активное участие в деятельности и принятии решений. Кроме того, основное внимание уделяется повышению потенциала, что связано с улучшением знаний и навыков, а также с обязательством всех членов школьного сообщества заниматься укреплением здоровья и благополучия.

Целью и задачами проекта «Школы, способствующие укреплению здоровья» является укрепление здоровья и профилактика неинфекционных заболеваний среди детей и подростков в Республике Казахстан.

Школы, способствующие укреплению здоровья, должны стать ведущим звеном в деле укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях в интересах всего подрастающего поколения.