Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Нұркен Әбдіров атындағы ЖББМ

Изучаем казахский язык

арзан
дешёвый
Вопрос-ответ
Всего ответов: 277
Новых вопросов: 4

Общая информация об учебной работе в ОШ имени Нуркена Абдирова

 

Анализ работы учебно-воспитательной работы

за 2018-2019 учебный год

            В 2018-2019 учебном году  педагогический коллектив школы работал (2016-2019г.г.) над реализацей  стратегии развития школы по теме «Школа успешного развития» и методической темы «Повышение качества образования как путь к успешной социализации учпщихся».

Работа школы  была ориентирована на решение следующих целей изадач:

Цели:

создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей ученика, повышение качества образования и здоровья обучающихся, оказание помощи и поддержки учащимся в решении социальных проблем, проблем свободы выбора и социального творчества, формирование законопослушного поведения и позитивной правовой культуры несовершеннолетних.

  Задачи:

-усилить работу ШМО;

-организовать работу школьного НОУ;

-активизировать деятельность педагогов, направленную на повышение уровня самообразования и обобщение педагогического опыта;

-обобщить опыт работы учителей Лисицыной С.М., Кудиновой А.А. на школьном  уровнях.

-провести серию обучающих семинаров по организации инновационной деятельности педагогов  в рамках проведения экспериментальной работы;

-продолжить активное внедрение инновационных методов и форм работы с целью повышения качества оказываемых школой образовательных услуг;

-усилить работу по взаимопосщению уроков педагогами школы;

-разработать программу института наставничества;

-усилить работу по формированию навыков самоуправления учащихся;

-работать по улучшению МТБ школы

-активно внедрять элементы здоровьесбережения в учебно-воспитательный процесс

      -систематизация и пополнение дидактической базы кабинетов, оформление кабинетов  согласно современным требованиям.

Деятельность педагогического коллектива направлена  на обеспечение соблюдения закона РК «Об образовании»,на  выполнение государственного образовательного стандарта, прав учащихся на доступность, адаптивность образования через личностно-ориентированный подход на основе дифференциации учебно-воспитательного процесса; повышение качества образования на основе применения педагогического мониторинга, современных педагогических и информационных технологий.

В целом организация образовательного процесса  школы в 2016-2017 учебном году решила ряд поставленных перед педагогическим коллективом задач, направленных на реализацию главной методической цели школы. Но выявленные проблемы свидетельствуют о целесообразности  дальнейшего развития школы по решению поставленных задач, являющихся актуальными  и при планировании учебно-воспитательного процесса на следующий учебный год.

Для реализации поставленных задач в школе на начало года имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. В наличии необходимая нормативно-правовая документация: Закон РК «Об образовании», Закон РК «Оязыках», КонституцияРК, «Стратегия «Казахстан – 2050», Инструктивно – методическое письмо об организации учебно-воспитательного процесса, Конвенция о правах ребенка,  нормативно-методический комплект: государственные стандарты, учебный план, учебные программы,  рабочий учебный план школы.

Анализ эффективности работы за  2018-2019  учебный год состоял из следующих разделов:

1.      Анализ деятельности, направленной на получение среднего образования

2.      Анализ методической работы школы

3.      Мониторинг образовательного процесса

4.      Анализ итоговой аттестации выпускников школы

5.      Внутришкольное руководство и контроль

6.      Анализ экспериментальной работы

7.      Анализ воспитательной деятельности школы

 

1.Анализ деятельности, направленной на получение среднего образования

Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, создает условия для реализации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней, руководствуясь ст.30 Конституции РК, Законом РК«Об образовании», Государственным общеобязательным стандартом образования РК, Уставом школы, методическими письмами, «Программой развитияобразования».

Рабочий учебный план на 2018-2019 учебный год составлен на основе следующих нормативных документов:

Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК от 13 мая 2016 года № 292;

- Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК от 25 апреля 2015 года № 327 (далее - ГОСО РК-2015);

- Государственного общеобязательного стандарта среднего (начального, основного среднего, общего среднего) образования (далее - ГОСО РК-2012), утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080;

- типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 15 июля 2016года№ 453;

- типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года № 500»;

- типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 27 ноября 2013 года № 471 «О внесении изменений в приказ Министра образования и науки РК от 8 ноября 2012 года №500»;

- типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 февраля 2014 года № 61 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и наукиРеспублики Казахстан от 8 ноября 2012 года № 500»;

- инструктивно – методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан   в 2016 – 2017 учебном году».

- изучение предмета «Самопознание» осуществляется по учебным программам для средней школы, которые были разработаны институтом МОН РК «Гармоничное развитие человека» (Алматы, ННПООЦ «Бөбек», утвержден приказом Министра образования и науки РК №115 от 03.04.2013 г.).

Полностью сохранен базовый компонент, школьный компонент ориентирован на развитие ученика в соответствии с его интересами и склонностями к изучению.

При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Вариативная часть учебного плана состоит из школьного и ученического компонента.Его содержание построено на принципах созданияоптимальных условий для личностного и здоровьесберегающего развития учащихсяи отражает педагогическую проблему, над которой работает школа. В 10-классах ведется профильная подготовка в естественно-математическом направлении.

В 2016-2017  учебном году школа работала  в режиме 6-дневной недели  и 5-дневной недели – 1-е классыпо обнавленному содержанию образования, на конец учебного года обучалось-808 (по сравнению с прошлым учебным годом  больше на  88 ученика) учащихсяи 69дошкольников. Отличников -71 (по сравнению с прошлым учебным годом  больше на  8 ученика), хорошистов – 298  ( по сравнению с прошлым учебным годом  больше на  36 ученика)  Процент качества знаний составил  45,7% (стабильный) неаттестованн 1 ученик (3А класс Жанайдаров Махди) и неуспевающий 1 ученик (1Г класс Касимов Даниэль, по заявлению родителей и решению педагогического консилиума оставлен на повторный курс обучения) .

4 ученика обучаются на дому (Волкова Валерия, 3В класс, Гусеинов Азиз 6В класс, Шейкина Арина 6В класс, Оболонская Инна 10Б класс.

Одна из задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников является обеспечение единства действий всего педагогического коллектива, направленных на достижение результатов в обучении и воспитании, установление межпредметных связей, а также координация действий педагогов  с родителями и общественностью.

 

Выработаны рекомендации по предупреждению неуспеваемости учащихся:

1.Воспитывать у учащихсяся личное осознание важности и необходимости продвижения вперед по пути расширения своих знаний, что является важным звеном в повышении эффективности обучения.

2.Разнообразитьиспользование современных технологии обучения, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

3.Текущий контроль должен иметь всеохватывающийхарактер, своевременно высвечивающий отставания и пробелы в знаниях уч-ся и опирающийся на самопроверку и взаимопроверку уровня знаний.

4.Эффективности обучения, характер отношения ученика к учебной деятельности зависят от его активности жизненной позиции. Воспитывая её, необходимо учитывать обязательную взаимосвязь всех структурных звеньев образовательного процесса, оказывающих воздействие на личность уч-ся); учитывать важность создания в процессе «ситуации успеха» для понимания учеником своих достоинств. Ученик, недостигший в школе успеха, становится неудачником. Поэтому жизнь ученика в школе: уроки, внеклассные мероприятия должны быть такими интересными, чтобы каждому ребенку захотелось принять участие в них, чтобы работа ученика была самостоятельной, творческой.

 

ІІ.Анализ методической работы школы.

В 2016-2017 учебном году в соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям и формам:

Тематические педагогические советы. Методические объединения. Деятельность методического совета. Повышение квалификации и курсовой подготовки учителей, педагогического мастерства, самообразование учителей. Индивидуально-методическая и инновационная деятельность – обобщение опыта работы. Педагогический мониторинг. Открытые уроки и их анализ. Предметные недели. Участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации методической работы. С их помощью осуществлялась реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление содержания образования через использование актуальных педагогических технологий.

Для реализации поставленных задач были созданы следующие условия:

Составлен и утвержден учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень усвоения стандартов образования. Создана система методической работы школы. Составлены и утверждены планы работы методического совета школы, педагогического совета. Методические объединения работали по чётким планам в соответствии с утвержденными методическими темами, проблемой школы. Составлены индивидуальные планы работы учителей-предметников над темами самообразования. Создана система ВШК, как одно из условий эффективной работы. Создана система работы по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни учащихся.

Высшей формой коллективной методической работы всегда был и остаётся педагогический совет. В течениеучебного года были проведены следующие педагогические советы:

·         Педсовет: анализ работы за 2016-2017 учебный год, план учебно-воспитательной работы на 2017-2018 учебный год;

·         Педсовет «Повышение качество образования- главная задача образовательного учереждения. Перспективы и развития»;

·         Педсовет «Распределенное лидерство среди педагогов как основа усовершенствования системы ученического самоуправления»;

·         Педсовет «Интеграция программ общего и среднего образования как средство повышения качества образовательных услуг»;

·         Педсовет об утверждении промежуточных и итоговых экзаменов;

·         Педсовет о допуске к промежуточной аттестации;

·         Педсовет о допуске к  итоговой аттестации;

·         Педсовет о переводе учащих 1-4 классов, 5-8 классов;

·         Об окончании основной школы учащихся  9-х классов.

·         Итоговый педсовет по завершению учебного года, 

Тематика проведения педагогических советов была актуальной и востребованной, соотносилась с поставленной проблемой школы. Контроль за выполнением решений педагогического совета возлагалась на администрацию, руководителей методических объединений. Результаты контроля обсуждались на совещаниях при директоре, заседаниях методических объединений учителей предметников. Выполнение принятых решений позитивно отразилось на качестве преподавания и результативности обученности учащихся.

В 2016-2017  учебном году педагогический коллектив составляло  68 педагогов  (7 педагогов  на декретном отпуске).

Профессиональное развитие педагогов в 2016-2017учебном году производилось  по следующим направлениям:

·         Прохождение курсов повышения квалификации;

·         Прохождение курсов повышения квалификациипо обнавлению содержания образования;

·         Уровневые курсы;

·          Работа учителя по обобщению и распространению собственного педагогического опыта (самообразование учителя, проведение городских семинаров, участие в городских семинарах);

·         Участие в школьных,городских,областных, республиканских региональных и всероссийских профессиональных конкурсах(очных, заочных);

·         Аттестация руководящих и педагогических кадров общеобразовательного учреждения.

Для систематизации методической работы  в школе была создана комплексно-целевая программа по работе школы над единой методической темой, включающая в себя работу педагогического совета, систему семинаров-практикумов, план работы МО школы, методического совета.

Важным направлением методической работы и администрации школы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через курсовую систему повышения квалификации приАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР Карагандинской области, ЦПМ и стимулирование педагогов школы к аттестации.

Для прохождения курсов повышения квалификации имеется перспективный план прохождения курсов, ежегодно руководители МО проводят сверку прохождения курсов повышения квалификации и оформляют сведения по прохождению курсов сроком на пять лет.

В  2016-2017  учебном году курсы повышения квалификации  прошли: руководящий состав -3, по преподоваемому предмету -16 педагогов,по сампознанию – 4,  что составляет  34 %от общего числа педагогов.

Выводы: таким образом, в школе отлажена работа по повышению квалификации педагогов через курсовую подготовку.

В 2016-2017  учебном году на аттестацию было подано 12заявлений. В связи с  выездом на ПМЖ в РФ учитель географии Червева Е.Г. неаттествана. Аттестацию прошли 11 педагогов.  Из них:  подтвердил высшую категорию - 1 педагог (Максутова К.Ж., учитель русского языка и литературы); подтвердила  первую категорию -  Омарова Д.С., учитель начальных классов; получили 1 категорию 3 педагога:Искакова Г.М..,учитель математки, Смирнова И.Ю. - учитель географии, Абишев Т.К.-учитель физической культуры; вторую категорию получили 6 педагогов:Касымова Д.А.., учительсамопознания, Айтуганов Б.Н., учитель физической культуры,Имангалиева А.Т., учитель английского языка, Лагуткина О.В., учителя начальных классов,  Макенова Ж.Ж.,учитель казахского языка и литературы,  Горбатова О.Д., учитель информатики.

Составлен текущий и перспективный график повышения и подтверждения квалификационных категорий.

Работа ведется по отработанной системе:

а) изучение педагогического мастерства учителя членами аттестационной и экспертной комиссии, администрацией  в течение учебного года;

б) творческий отчет учителя из опыта работы в марте;

в) заседание комиссии в марте с выработкой решения.

 

Качественный состав педагогов по категориям:

Педагогический коллектив школы насчитывает68  учителя.      

Из них:

-          высшую категорию имеют –9 учителей( что составляет13% )

-          первую категорию – 14учителей(что составляет 21%)

-          вторую категорию – 17учителей(что составляет 26 %)

-       без категории – 28  учителей(что составляет 40%, из них  9 % составляет молодые специалисты).

 В  2017году  1 педагогподтвердил высшую категорию,                                  1 педагог подтвердил первую категорию, 3 педагога получилипервую категорию,6 педагогов  получили вторую категорию.

Качественный состав педагогических кадров(68 педагога) по образованию:

С высшим образованием – 58 учителей (85,2 %)

Со среднее-специальным образованием  - 10 учителей (14,5 %).

 

Качественный состав педагогических кадровпо стажу работы:

В школе 10педагоговсо стажем работы до 3-х лет  – 16 педагогов (23,5%),  от 3-х до 10 лет –21педагогов(31%), от 10-до 20 лет –  15педагогов(22%), от20до 25 лет- 10педагогов(14,5%) , свыше 25 лет –               6 педагогов (9 %)                                                                                                                                     

Вывод: 85,2% учителей имеют высшее образование, 14,5% -  среднее-специальное,  34 % педагогов имеют первую и высшую категории.

Качественный и количественный состав учителей школы позволяет осуществлять качественно учебно-воспитательный процесс.

В школе создана система, которая позволяет совершенствовать педагогическое мастерство, ведется систематическая работа по распространению передового педагогического опыта.

Исходя из современных требований, определились основные пути развития профессионализма учителя:

Работа в методических объединениях; Исследовательская деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; Трансляция собственного педагогического опыта;

7.      Использование ИКТ и других современных технологий.          Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать такие условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

В данном учебном году в школе работало  6  молодых специалистов.  Из них 2 учителя  (успешно прошли  все этапы аттестационного периода) получили  досрочно 2 категорию.

Все молодые специалисты являются членами школьной профсоюзной организации, принимают активное участие во всех городских и школьных мероприятиях.

За каждым молодым специалистом закреплен наставник, которые посещают уроки, анализируют их, выявляют проблемы, совместно составляют планы сложных тем, проводят совместные мероприятия и т.д.

В работе с молодыми специалистами используются различные формы: круглый стол, коучинг, обучающии семинар, взаимопосещение уроков, консультации, обсуждаются вопросы по методике планирования занятий.

Организуются консультации по:

- оформлению журналов;

- составлению календарно-тематических планов.

   Проводятся практикумы по:

- разработке планов воспитательной работы;

- поурочному планированию;

- проектированию методической структуры занятия;

- планированию учета знаний.

Оказание помощи молодым специалистам осуществлялось  как учителями-наставниками, так и другими более опытными педагогами, администрацией школы. В рамках работы ШМУ (школа молодого учителя) проводилось:

            - беседас целью выявления трудностей, возникших у молодых учителей в начале профессиональной деятельности;

               -  консультации по ведению школьной документации;

             - зам. директора по воспитательной работе проводились консультации по вопросам организации внеклассной воспитательной работы в  школе;

- учителями-наставниками давались методические рекомендации по планированию и проведению уроков;

2 молодых учителей являются классными руководителями, что способствует укреплению взаимодействия педагогов со школьниками и их родителями.

Молодые учителя Тарыбаева А.К., Нурланова Н.Н. активные организаторы и участники внеклассной работы с учащимися.

К настоящему времени сформировался индивидуальный стиль педагогической деятельности у каждого из них.

Проблемы:

-          недостаточно ведется работа по обобщению педагогического опыта

-          недостаточный уровень вовлеченности педагогов в инновационые процессы

-          низкий уровень победителей городских олимпиад, различных интеллектуальных марафонов

-          недостаточно налажена связь «ученик-учитель-родитель»

-          малая посещаемость открытых уроков, взаимопосещение уроков.

Рекомендации:

-          Всему педагогическому коллективу необходимо продолжить работу над проблемой повышения качества обучения, обьективно оценивать знания, умения и навыки учащихся

-          На МО учителей-предметников рассмотреть приемы и методы работы над темами, которые вызывают наибольшее затруднее у учащихся

-          Организовать работу учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих образовательных технологий

-          Расширять применение индвидульного и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию учащихся

-          Активизировать взаимопосещение уроков

 

Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, являются методические объединения учителей.

В минувшем году в нашей школе функционировали 6 методических объединений учителей:

Ø  ШМО учителей казахского языкаи литературы  (руководитель Жилкишенова А.Е.)

Ø ШМО учителей гуманитарного цикла (руководитель                   Максутова К.Ж.)

Ø  ШМО учителей естественно-математического цикла (руководитель Калкаманова Г.Т.)

Ø  ШМО учителей эстетическогоцикла (руководитель Бутузова Т.В.)

Ø  ШМО учителей начальных классов с казахским языком обучения (руководитель Байгелова Ш.Т.)

Ø  ШМО учителей начальных классов с русским языком обучения(руководитель Побережная Л.В.)

Каждое МО работало над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, деятельность которых ориентирована прежде всего на обеспечение методической помощи учителю в организации процесса обучения, внедрение новых педагогических технологий, изучение нормативных документов, программно-методического обеспечения.

Руководители ШМО провели по 5-6заседаний, уделили внимание правильному составлению и оформлению календарных планов в соответствии с нормативными письмами МОН РК, организации самообразования (взаимопосещение уроков и творческие отчеты), взаимопроверке тетрадей (наличие, соблюдение единого орфографического режима и норм проверки), индивидуальной работе с разными категориями учащихся, организации и проведению школьной олимпиады, подготовке учащихся к городской олимпиаде, анализу результатов городской олимпиады, подготовке учащихся выпускных 9-классов к итоговой аттестации, учащихся 5-8,10-классов к сдаче переводных экзаменов, учащихся  9-классов -  к ВОУД,  становлению естественно-математического направления в обучении 10-классов.

На заседаниях ШМО рассмотрены результаты четвертных и годовых контрольных работ; определены пробелы в знаниях учащихся, выработаны пути ликвидация пробелов и повышения качества знаний. Проведены заседания учителей, работающих в 9-классах, рассмотрены результаты мониторинга успеваемости выпускных классов.

Традиционным видом работы ШМО, являющимся демонстрацией достижения педагогов в области инноваций, а также результатов деятельности по повышению качества образования, воспитания интереса к преподаваемому предмету является проведение предметных декад.  В 2016-2017учебном  году было проведено  6 предметных декад, в рамках которых дано 35открытых урока и 29 внеклассных мероприятий по предмету. Практически каждый учитель явился автором интересной методической разработки урока или внеклассного мероприятия.

Провели открытые уроки для педагогов и родителей практически все, уменьшился процент учителей, не принимавших участие в методической работе по проведению открытых уроков.Следует отметить достаточно хороший уровень подготовки и ответственности учителей, давших открытые уроки с последующим обсуждением и анализом.

Все вопросы, рассматриваемые на заседаниях методических объединений, способствовали совершенствованию процесса обучения, достижения наилучших результатов в работе, повышению качества преподавания, профессиональному росту педагогов, вопросам модернизации образования. Тематика обсуждаемых вопросов соответствовала методической теме школы, а также утвержденным темам методических объединений.

На базе школы проведено 3 городских мероприятии: 1 –городской семинар для учителей начальных классов, 1- панорамный урок  для молодых специалистов по математике, 1- городской семинар для организаторов НВП.

Также в течение всего учебного года педагоги школы активно посещали семинары, мастер-классы, конференции, онлайнуроки, видеоконсультации и другие мероприятия, городского, областного, республиканского и международного уровня.           Методическая деятельность осуществлялась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Методическая тема школы, темы МО и темы самообразования педагогов соответствовали основным задачам, стоящим перед школой. Тематика заседаний методического совета и методических объединений отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед коллективом школы. Заседания методического совета и методических объединений были тщательно подготовлены и продуманы. В течение года отмечался небольшой рост активности педагогов, их стремление к творчеству, возрастающее желание участвовать в инновационных процессах.

Рекомендации:

·         Скорректировать план работы методического совета школы на 2017-2018учебный год с учетом выбранной методической темы школы (учитывая наработки за предыдущиегода). При составлении планов работы ШМО спланироватьработу «Школы олимпиского резерва»,  проведение научно-практических конференций обучающихся, научно-методической декады, открытых уроков, семинаров.

·         Включать учителей в творческий педагогический поиск.

·         Мотивировать педагогический коллектив к участию в городских, областныхи респуликанскихсеминарах, конференциях, интернет-проектах.

Работа с одаренными детьми спланирована в общешкольном планевключена в разделы ВШК.По работе с одаренными детьми учителя составляют индивидуальные календарные планы работы. Дети привлекаются к занятиям факультативов и предметных кружков, принимают участие во всех школьных и городских конкурсах и марафонах,  активно участвуют в предметно-методических декадах; пишут рефераты, доклады, проекты; посещают занятия в летней, профильнойшколе.

 

ІІІ.Мониторинг образовательного процесса.

Однойизнаиболееактуальныхпроблем образования всегда были способы выявления качество знаний учащихся, поиск наиболее активных форм контроля знаний.

Результаты мониторнга обобщаются, представляются в аналитических справках, графиках, являются предметом обсуждения малых педагогических советов, совещаний, МС школы.

По итогам 2016-2017 учебного года качество знаний составляет – 45,7%,  успеваемость – 99,8%. отличников – 8,8% (71уч-ся), хорошистов 36,9% (298 уч-ся).

Неуспевающий -1 (ученик 1г класса Касимов Даниэль), неатестованный -1 (ученик 3а класса Жанайдаров Махди).

Начальные классы

Качество знаний.

 

1 – 4 классы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего

292

354

410

Отличн.

48

51

55

Хорош.

135

160

176

Неуспев.

0

0

1

Неаттест.

0

0

1

% усп.

100%

100%

99,7%

% кач.

61,2

60,3

56,8

 

 

 

Предмет

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

С русским языком обучения (1-4 классы)

 

казахский язык

65,4

100

63,5

100

63,8

99,6

русский язык

62,2

100

65

100

53,6

100

литературное чтение

78,3

100

87

100

86,2

100

математика

71,7

100

68,82

100

69,4

100

познание мира

89,6

100

88,21

100

87,3

99,6

трудовое обучение

98,2

100

99,62

100

99,1

100

ИЗО

100

100

99,62

100

100

100

музыка

99,1

100

98,86

100

93,1

100

физическая культура

99,5

100

99,61

100

96,2

100

английский язык

75

100

80,45

100

77,1

100

обучение грамоте

78,7

100

71,43

100

86,4

98,5

 

 

Данные показатели качества обученности учащихся по предметам, в целом, имеют тенденцию к стабильности. Из таблицы следует, что учителя начальной школы добиваются достаточно высокого качества знаний, прикладывая максимум усилий, знаний и терпения для достижения хороших результатов. Высокое качество знаний прослеживается по литературному чтению, математике, познанию мира. Наблюдается незначительное колебание качества знаний  по русскому языку и казахскому языку.

Пути решения: при конструировании урока продумывать отбор методов в плане формирования учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Более глубоко и качественно индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Каждому учителю совершенствовать формы и методы мониторинга состояния преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества преподавания и степени обученности учащихся.

Качество знаний при переходе из начальной школы в среднее звено

 

% качества

% успеваемости

2015-2016 уч.год - 4класс

62,6%

100

2016-2017 уч.год - 5класс

38,9%

100

Проблема перехода учащихся из начальной школы в школу второй ступени заключается: Педагогический аспект - снижают показатели обученности, встречаются с большим числом учителей, предметов, требований, технологий. Психологический аспект - происходит процесс смены ведущей деятельности, формируется новая социальная позиция.

С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного и учебного характера:

1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.

4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

5.Наличие большей свободы и самостоятельности.

Состояние детей с педагогической точки зрения характеризуется: низкой организованностью; учебной рассеянностью и недисциплинированностью; снижением интереса к учёбе и её результатам у значительной части пятиклассников. С психологической точки зрения: снижением самооценки; высоким уровнем ситуативной тревожности.

Динамика качества знаний в разрезе трех лет

 

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

по школе

 

% кач.

% усп.

% кач.

% усп.

% кач.

% усп.

% кач.

% усп.

2014-2015

61,2

100

32,9

100

26

100

45

100

2015-2016

60,3

100

31,7

100

24,1

100

45

100

2016-2017

57,5

99,7

33,5

100

35,9

100

45,7

99,8

Из приведенной таблицы видно, что качество знаний резко падает при переходе учащихся из начальной школы в основную школу.

Для дальнейшего повышения качества знаний учащихся, развития личности, способной самостоятельно добывать знания, необходимо продолжить работу по внедрению инновационных технологий, включая каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников и организаторов образовательного процесса. Вместе с тем, необходимым является и повышение профессиональной компетентности учителейпутём вовлечения в активную самообразовательную деятельность.

Качество знаний по предметам в 5-11 классах

Предмет

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

Кач.

Усп.

С русским языком обучения (5-10  классы)

казахский язык

53

100

50

100

55,1

100

казахская литература

56

100

56

100

50,8

100

русский язык

44

100

52

100

45,4

100

русская литература

52

100

63

100

63,5

100

английский язык

56

100

59

100

63,9

100

математика

42

100

48

100

48,9

100

алгебра

39

100

38

100

33,3

100

геометрия

40

100

41

100

37,5

100

физика

50

100

48

100

43,9

100

естествознание (5кл)

82

100

76

100

62,5

100

биология

53

100

53

100

58,7

100

география

62

100

60

100

59,9

100

химия

52

100

59

100

50

100

история всемирная

63

100

55

100

51,6

100

история Казахстана

67

100

59

100

51,6

100

ЧОП

61

100

70

100

63,6

100

Информатика

68

100

73

100

72,7

100

ИЗО

100

100

100

100

100

100

черчение

52

100

74

100

93,1

100

музыка

97

100

93

100

88,5

100

физкультура

78

100

82

100

86,6

100

НВП

77

100

86

100

56

100

технология

100

100

85

100

92,4

100

 

Если сравнить качество знаний по предметам в среднем и старшем  звене, то наблюдается нестабильность по предметам – геометрия, физика, история Казахстана, всемирная история .

Нестабильное качество знаний среднего звена можно объяснить средней мотивацией учащихся к учению, неумением учиться и преодолевать трудности.

Проанализировав качество знаний по предметам, предложены следующие пути решения: учителям-предметникам необходимо использовать на уроке активные формы обучения с целью повышения мотивации и активизации учебного процесса, Усилить личностно-ориентированную направленность образовательного процесса, применяя деятельностный подход в обучении. Систематически осуществлять контроль и оценку промежуточных результатов обучения, своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся. Уделять внимание отработке пропущенного материала, своевременно планировать опрос учеников и вести четкий мониторинг уровня успешности учащихся.

Информация об учащихся, обучающихся на  «хорошо» и «отлично»

 

5-9 классы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего

249

316

361

Отличн.

11

12

14

Хорош.

71

88

106

Неуспев.

0

0

0

Неаттест.

0

0

0

% усп.

100%

100%

100%

% кач.

32,9

31,6

33,24

 

 

 

10-11 классы

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Всего

96

54

39

Отличн.

0

0

0

Хорош.

25

13

13

Неуспев.

0

0

0

Неаттест.

0

0

0

% усп.

100%

100%

100%

% кач.

26

24

33

 

В целом, за последние три года отсутствует выраженная динамика, как повышения, так и снижения показателей состояния качества знаний. Наблюдается стабильность. Показатель качества относительно стабилен и на сегодняшний момент, что составляет 33,05%. Показатель успеваемости стабилен – 100%.

В 2015 - 2016учебном году учителям – предметникам нужно усилить работу с мотивированными детьми; продолжить работу по предотвращению неуспешности учащихся, планировать и систематически проводить индивидуальную работу с учащимися, имеющими затруднения в обучении.

Включить в план работы школы на 2015-2016учебный год тематическую проверку преподавания предметов по достижению максимально возможного процента качества знаний.

Взять под контроль качество преподавания предметов в классах, показавших снижение результатов(6Б, 6В, 7А, 7Б, 7В, 9А, 9Б).

Каждому учителю совершенствовать формы и методы мониторинга за состоянием преподавания учебных дисциплин с целью повышения качества преподавания и степени обученности учащихся.Повысить качество обучения, возможность максимального развития индивидуальных познавательных способностей школьников за счет освоения учителями педагогических технологийв работе с детьми разной адаптации к обучению.

 

ІV. Анализ итоговой аттестации выпускников школы

К итоговой аттестации были допущены все выпускники, освобожденный – 1(Боронов Ахмет).

В 9-х классах были проведены 3 экзамена по основным предметам и 1 экзамен по выбору. По итогам итоговой аттестации в 9-х классах качества знаний составил:

Класс

каз.яз

рус.яз

матем

география

биология

 

год

экз

год

экз

год

экз

год

экз

год

экз

9 «А»

(23)

56%

52%

43%

56%

30%

39%

47%

 

73%

 

 

9 «Б»

(28)

51%

57%

44%

50%

48%

50%

51%

 

61%

(26)

51%

 

100% (2)

 

Из таблицы видно, что  в 9 А классе качество знаний по казахскому языку понизились на 4 %, по русскому языку повысились на 13 %,  по математике на  9 %, по географии на  26 %,   в 9 Б классе по русскому языку на 6 %, по географии на 10 %,  по казахскому языку на 6 %, по математике на 2 %.

   

V. Внутришкольное руководство и контроль

В 2016-2017 учебном году внутришкольный контроль осуществлялся согласно плану.

Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в истекшем году явились:

- контроль за ведением документации;

- контроль за качеством знаний;

- контроль за уровнем преподавания;

- контроль за выполнением учебных программ;

- контроль за подготовкой к итоговой аттестации учащихся;

- контроль за успеваемостью учащихся;

- контроль за посещаемостью учащихся.

В течение  всего учебного года осуществлялся внутришкольный контроль по следующим направлениям: контроль за ведением школьной документации, контроль за уровнем преподавания предметов, контроль за выполнением учебных программ, контроль за подготовкой к ВОУД, контроль за подготовкой к итоговой аттестации, контроль за успеваемостью и посещаемостью учащихся,  контроль за работой с одаренными учащимися, контроль за воспитательной работой классных руководителей, за организацией индивидуальной работы с неуспевающими, контроль за подготовкой учителей к аттестациии повышения квалификации учителей.   Контроль осуществлялся как в форме инспектирования, так и в форме оказания методической помощи. План контроля корректировался по мере необходимости, с учётом результатов мониторинга, диагностики, итогов четвертей, полугодий. Осуществление контроля сопровождалось соблюдением принципов научности, гласности, объективности, плановости. Итоги контроля отражены в справках, составленных заместителями директора по УВР,  руководителями ШМО, протоколах совещаний при директоре, заседаниях МС, ШМО, в приказах директора. Внутришкольный контроль осуществляется на плановой основе. Проведено несколько видов контроля:  предварительный, текущий, периодический, классно – обобщающий, предметно – обобщающий, выборочный, промежуточный, систематический, индивидуальный, проверка классных журналов, дневников и тетрадей учащихся.   Диагностическое тестирование учащихся 5-10-классов «Айқын» помогала обнаружить успехи учащихся, своевременно предупреждать о проблемах и пробелах, помогать в их ликвидации.Работы анализировались, обсуждались на заседаниях ШМО. Данная система работы позволяет делать вывод о том, что материал по данным предметам  усвоен учащимися на допустимом и оптимальном уровнях.

Два раза в год были проведены месячники по Всеобучу. Анализ уровня реализации прав учащихся наобразование осуществлялся в соответствии с социальным заказом родителей, мотивацией, интересами, склонностями учащихся.

Изучалась система работы учителей-предметников во время проведения предметных недель. В конце каждой четверти и по итогам года с учителями – предметниками проводились собеседования о выполнении государственных стандартов, базисного учебного плана. Главные объекты контроля из года в год остаются постоянными. Внутришкольный контроль является основным источником информации о состоянии дел в школе. По результатам проверок осуществлялась коррекция и регулирование.   

Уровень обученности учеников 2-10 классов изучался и анализировался систематически путем проведения контрольных, тестовых работ, проведенных в рамках контроля за качеством преподавания предметов, классно-обобщающего контроля. Осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого являлось отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин. По посещенным урокам в ходе классно-обобщающего контроля следует отметить, что учителя в системе проводят работу по формированию общеучебных умений и навыков: выделения главного, умения сравнивать, давать полные ответы на поставленные вопросы, анализировать. Большая часть уроков проходит на допустимо-оптимальном уровне. Учителя испытывают затруднения в организации деятельности обучающихся с низкой мотивацией.

Итоги успеваемости,анализ знаний по итогам контроля, анализ выполнения программ, посещаемости учащихся, анализ выполнения плана по организованному завершению учебного года, подготовки к итоговой и промежуточной аттестации учащихся рассматривались на заседаниях педагогических советов, совещаниях при директоре, на заседаниях ШМО учителей-предметников.

В результате анализа внутришкольного контроля были выявлены следующие проблемы:

ü  не систематическое ведение мониторинга у учителей-предметников;

ü  недостаточное владение и применение педагогами отдельных компонентов современных педагогических технологий;

ü  недостаточное ведение самоанализа и самоконтроля учителя;

ü  взаимопосещение уроков учителями  на недостаточном уровне;

ü  не в полной мере созданы условия для самовыражения учащихся и развития их познавательной активности на уроках;

ü  большинство уроков проводятся на допустимом уровне

Рекомендации:

ü  продолжить работу по формированию основных ключевых компетенций обучающихся;

ü  совершенствовать работу с одаренными и                                       высокомотивированными  обучающимися;

ü  продолжить работу по внедрению в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий;

ü  создать условия для самовыражения личности учащихся и развития их познавательной активности;

ü  создать активную образовательную среду, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни и формированию у него культуры здоровья;

ü  организовать целенаправленную индивидуальную работу с выпускниками и их родителями по подготовке к государственной (итоговой) аттестации.

Вывод:Администрация считает необходимым развитие самоконтроля и самоанализа учебно-воспитательного процесса. Основная роль в отслеживании качества УВП, его коррекции отводится администрации, методическим объединениям школы.

Рекомендации:Учителям - предметникам использовать разнообразные формы и методы для активизации познавательных способностей учащихся, активно внедрять при проведении урочной и внеурочной деятельности информационно – коммуникативные технологии,  вести мониторинг качества знании и успеваемости, активизировать самоанализ и самоконтроль деятельности,  активизировать взаимопосещение уроков.

Вывод: В течение года педагогический коллектив работал над  повышением контингента учащихся.            Следует отметить, что благодаря целенаправленной работе учителей-предметников, классных руководителей совместно с социальной службой и родителями учащихся, оперативному и своевременному контролю со стороны администрации в 2016-2017учебном году предотвращены возможные случаи неуспеваемости и  ученики переведены в следующий класс, в этом учебном году нет  учащихся, оставленных на повторный  год обучения. 

            Педагоги школы систематически проводят работу по учету детей микрорайона, регулярно уточняют списки будущих первоклассников, организуют информационную работу по привлечению детей в школу.

            С целью изучения владения преподавателями организацией учебных занятий, за 2016-2017учебный год администрацией школы  210   уроков, заместителем директора по ВР было посещено  внеклассных мероприятий 180. Основными направлениями посещений уроков были:

l  разнообразие форм и методов, применяемых на уроках, качество организации учебного процесса;

l  эффективность применения инновационных коммуникативных  технологий;

l  организация работы на уроке со слабоуспевающими и одаренными учащимися;

l  эффективное использование времени на уроке и его рациональное использование;

l   приемы для поддержания активного внимания учащихся;

l  работа по предупреждению неуспеваемости;

l  отслеживание воспитательного момента на уроке;

l  оказание методической помощи молодым специалистам;

l  применение на уроках физминуток;

l  организация повторенияизученного материала на уроке.

            При  посещении  уроков заметно то,  что трудности у педагогов связаны с неумением создавать такие учебные ситуации, которые обеспечивали бы эффективную познавательную деятельность учащихся в меру их способностей и склонностей, неумением комплексно применять различные средства обучения, направленные на повышение темпа урока и экономию времени для освоения нового учебного материла, со сложностью формирования мотивов учения, познавательного интереса учащихся к данному предмету. В течение учебного года у педагогов возникали проблемы с рациональным распределением времени.  

Вывод: Из посещенных уроков прослеживаются следующие недочёты в работе:

 - отдельные  учителя производят отбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных особенностей, не все уделяют время на работы с мотивированными учащимися.

 - домашнее задание не носит дифференцированный характер с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

- не  используют в полном объеме информационные технологии  (практически у болшинстваучителей -предметников).

Рекомендации:Учителям - предметникам в новом учебном году при планировании уроков в полном объеме применять информационные технологии; отбор содержания форм и методов обучения рассчитывать на сильного ученика.

Продолжить коллективу работу по улучшению своего педагогического мастерства, через использование новых компьютерных технологий, развивать умения в подборе методов и форм  проведения  уроков, уметь находить связующее звено между учителем и учеником, правильно рассчитывать временные рамки урока, уделять внимание развитию личности ребенка через привитие интереса к предметам.

Создание условий для формирования творческой  личности  учителя и ученика осуществлялось, в том числе и  через повышение уровня квалификации педагогических кадров, обеспечение их научной информированности, овладение всеми участниками образовательного процесса навыками самообразования.

В рамках совершенствования внутришкольной системы управления качеством образования, обеспечивающей объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, в течение года  проводились срезы знаний, тестирование, осуществлялся мониторинг качества знаний с последующими управленческими решениями.

Необходимо активизировать работу администрации школы по мотивации педагогов к педагогическому развитию, внедрению инноваций, преодолению инертности педагогического мышления.

Вывод:Учителями школы апробируются и используются новые образовательные технологии. Большинство учителей умеют вести уроки с применением информационных технологии. Ими  используются интернет-ресурсы,цифровые образовательные ресурсы,тестеры по предметам (по темам).   Все открытые уроки и мероприятия проведены с использованием информационно - коммуникативных технологий. 

Таким образом, работа педагогического коллектива школы, направленная на обновление содержания образования, внедрение новых образовательных технологий, совершенствование внутришкольной системы управления качеством образования, использование механизмов  в целом  была результативной, что позитивно отразилось на итогах учебного года.

В течение учебного года  было проведено  9  совещаний при директоре, на которых рассматривались актуальные вопросы обучения и воспитания, внутренний распорядок дня,  деятельности образовательного учреждения: выполнение Закона РК «Об образовании»,Закон РК«О языках в РК», учёт детей на микрорайоне школы; обеспеченность учебниками,работа с одарёнными детьми,состояние преподавания предметов, организация работы слабоуспевающих учащихся, работа экспериментальной площадки, состояние школьной документации, обеспечение учащихся льготным питанием, организация питания школьников, обобщение опыта работы учителей, контроль уровня ЗУН учащихся, обучающихся на дому, состояние и меры по профилактике правонарушений, вопросы организации детского питания, обеспечение учащихся школьными учебниками и принадлежностями, о соблюдении техники безопасности в школе,  оценивание качества работы по правовому воспитанию, социальной и психологической поддержки детей – сирот и детей из малообеспеченных семей    и другие организационные мероприятия,  вопросы о результативности деятельности педагогического коллектива по подготовке учащихся к сдаче ВОУД  и посещаемсоти учащимися учебных занятий.