Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Бауыржан Момышұлы атындағы ЖББМ

Изучаем казахский язык

Аласа
низкий
Вопрос-ответ
Всего ответов: 98
Новых вопросов: 0

Медико – социальное психологическая служба

«Вопросы обеспечения информационной безопасности детей»

(выступление педагога – психолога Тулеубековой А.А. на областной  практической конференции)

«Социально – психологическая помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию».

Сегодня мне бы хотелось обсудить такую важную и интересную проблему как обеспечение информационной безопасности детей, то есть – насколько сегодня наши дети защищены  от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 В Республике Казахстан отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и законных интересов ребенка, гарантированных Конституцией, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации,  регулируются Законом «О правах ребенка в Республике Казахстан».

Согласно пункту 1 статьи 11 данного Закона каждый ребенок имеет право на свободу слова и выражение своего мнения, свободу совести, развитие своей общественной активности, получение и распространение информации, соответствующей его возрасту.

В соответствии с пунктами 2 и  3 статьи 34 Закона:

- государство поощряет создание организации для развития творческих и научных способностей детей, выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивает их доступность в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

- использование средств массовой информации, литературы, зрелищных и других мероприятий, распространяющих порнографию, культ жестокости и насилия, оскорбляющих человеческое достоинство, оказывающих вредное воздействие на детей и способствующих совершению правонарушений, преследуется по закону.

Более того, данным Законом закрепляются основы защиты ребенка от отрицательного воздействия  социальной среды (статья 36). Так:

1. Государственные органы, физические и юридические лица обязаны защищать ребенка от отрицательного воздействия социальной среды, информации, пропаганды и агитации, причиняющих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

2. Пропаганду здорового образа жизни и правовое просвещение детей государство признает одним из приоритетных направлений своей политики.

3. Ребенку, перенесшему физическую или психологическую травму вследствие преступления, насилия или иного незаконного деяния, должна быть оказана необходимая помощь в восстановлении здоровья и социальной адаптации.

 4. Запрещается нахождение ребенка, а равно допуск его без сопровождения законных представителей в развлекательные заведения в ночное время (с 22 до 6 часов утра).

На уровне Закона закреплены нормы по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 39).

Так, запрещается осуществлять для детей показ, продажу, дарение, размножение и прокат игрушек, кинофильмов, звуко- и видеозаписей, распространение литературы, газет, журналов и других средств массовой информации, направленных на разжигание расовой, национальной, социальной и религиозной вражды, пропагандирующих сословную исключительность, войну, содержащих призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению территориальной целостности Республики Казахстан, порнографию или иным образом причиняющих вред духовному и нравственному развитию ребенка.

В этой связи также предусмотрено, что за совершение указанных деяний, применяются меры ответственности, установленные законами Республики Казахстан.

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов, произведений, пропагандирующих культ жестокости и насилия (ст.ст.273 и 274 УК).

Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за изготовление, хранение, ввоз, перевозку, распространение, рекламирование  продукции средств массовой информации, а равно иной продукции направленные на пропаганду культа жестокости, насилия и порнографии (ст.ст.339, 344 КоАП).

На первый взгляд, законодательная база вроде бы предусматривает вопросы обеспечения информационной безопасности наших детей в целях  их нормального развития.

Однако, очевидно, что этих норм недостаточно, ведь все мы знаем, что сегодня дети получают очень много негативной информации, наносящей вред их нравственному, психическому здоровью и развитию.

Не смотря на законодательный запрет распространения среди детей негативной, опасной для их развития информации, механизма выявления такой информации, в частности, осуществления экспертизы соответствующей продукции на предмет выявления содержащейся в ней такой информации, не  существует.

Вне сферы правового регулирования остаются наиболее востребованные несовершеннолетними такие информационные продукты, как компьютерные и электронные игры. Законодательно не закреплены специальные требования к содержанию печатной и аудиовидеопродукции, предназначенной для разных возрастных групп детей с учетом их психофизиологических особенностей. Не регламентирована деятельность компьютерных клубов, в которых многие дети проводят все свое свободное от учебы время.

В отличие от казахстанского законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности детей законодательство ведущих стран мира, таких как США, Канада, Германия, Великобритания,  Австрия, Франция, Италия, Япония и др. более четко регламентирует эти вопросы. В законодательстве этих стран предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, проведение соответствующей экспертизыинформационной продукции, осуществляется возрастная классификация такой продукции; установлены временные рамки трансляции передач, предназначенных для детей, созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред, действуют меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних, вплоть до уголовной.

По указанному пути развивается законодательство стран СНГ и Балтии. Так, специальный закон «О защите несовершеннолетних от вредного влияния» (2001 г.) действует в Грузии и регулирует защиту несовершеннолетних от вредного влияния, связанного с показом кино-, видео-, телефильмов и печатной продукции. Закон Литовской Республики «О защите несовершеннолетних от негативного воздействия общественной информации» (2002 г.) определяет меры защиты детей от общественной информации, оказывающей отрицательное воздействие на физическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, Закон Украины «О защите общественной морали» (2003 г.) содержит специальные меры по защите несовершеннолетних от негативного влияния продукции сексуального или эротического характера.

            Таким образом, необходимость принятия в Казахстане дополнительных законодательных мер в сфере обеспечения информационной безопасности детей бесспорна.

В этой связи следует отметить особую уязвимость детей, которые в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания) в наибольшей степени подвержены негативному информационному воздействию. Информация, распространяемая с использованием СМИ, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, при обороте рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов, все чаще оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению,   облегчает их вовлечение в совершение преступлений, иных антиобщественных и противоправных деяний. 

На сегодняшний день участились случаи детских суицидов. Статистические данные на сегодня следующие: в 2009 году покончили жизнь самоубийством 260 подростков, в 2010 году – было зарегистрировано 237 подобных случаев. 

Нельзя однозначно ответить в чем причина всплеска, так как данная ситуация порождена не одним фактом. Во-первых, дети, рожденные в 90-95 годы, или по другому «пропавшие дети», оказались вне внимания семьи, школы и государства, во-вторых, ввиду прохождения процесса становления независимости республики, родители кинули силы на содержание семьи, вследствие чего образовался «вакуум» и дети остались на «попечении» улицы и телевизора. У данного поколения сформировался иной образ мышления, нежели у тех, кто родился в СССР, когда моральные ценности человека стояли на первом месте у государства. 

 В этой связи, государство обязано обратить внимание на сегодняшнее поколение подростков и несовершеннолетних, дабы исключить случаи безнравственного воспитания, повышения культурного развития несовершеннолетних, для правильного понимания сексуальной ориентации детей, ограждения их от социальных пороков, таких как алкоголизм, табакокурение и наркомания.

  Законодательно должен быть жестко урегулирован рынок «медиа-продукции», что позволит ограничить детей от насилия, безнравственности и психологического давления, а также соответствующая ответственность государственных органов и СМИ.

 Совершенствование законодательства в этой сфере   позволит в полной мере реализовать в национальном законодательстве Решения государств-участников СНГ «О защите детства в государствах-участниках Содружества Независимых Государств», принятого 30 ноября 2000 г. и содержащего положение «о регулировании деятельности электронных и печатных средств массовой информации в целях защиты физического, психического и нравственного здоровья детей от их разрушительного влияния».

 

День опекуна в ОКШДС № 77

Педагог – психолог: Тулеубекова А.А.

                                                                                                                             Алибекова Т.К.

Цель данного мероприятия  – выражение благодарности семьям, принявшим на воспитание в свою семью ребенка, поощрение тех людей, для которых чужих детей и чужой беды не бывает, популяризация альтернативных форм устройства детей в семью (опека, патронат, усыновление).

Педагог - психолог:

Спасибо Вам, опекуны

За труд Ваш, за любовь и ласку…

Оценка просто Молодец

Ведь для детей Вы мать, отец

Им этих слов хватать не будет,

Если родные их забудут,,,

Не зря в народе говорят:

Кто воспитал детей - тот мать

А если есть еще отец –

Он для мальчишек образец:

И мужества, и доброты

Всего того чем Вы сильны!

Желаем Вам опекуны –

Дожить до старости без страха

Чтобы не пропали зря труды

Ваши детишки - Вам награда

Видеоролик «Уточка».

Вопросы родителям.

Ø  Какое впечатление   оказал видеосюжет?

Ø   Какие чувства испытывали при просмотре видеосюжета «Уточка»?

Ø  Какое воспитательное  значение имеет данный сюжет?

Ø  Как бы поступили Вы в тот момент, если бы оказались на их месте?

Педагог - психолог:

Доброта, милосердие, умение сопереживать чувствам других людей создают основу человеческого счастья. И Мы с удовольствие предлагаем вам один из рецептов «Счастья». Запомните его и поделитесь с другими. Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути. Ну как? Вам понравился наш рецепт?. Мы можем составить таких рецептов множество, поскольку только любящий человек, добрый, милосердный, может быть воистину счастливым.

Родители составляют свой рецепт «счастья». Вывешивают на дереве. Упражнение на знакомство. «Влияние сиблинговой констиляции».

Цель:

Ø  осознание воспитательных стилей применяемых родителями, для того, чтобы простить  родителей за их педагогические промахи. Осознание включает такой предмет как проговаривание – вербализация.

Ø  приобретение навыков вербализации  семейных процессов.

В жизни имеет большое значение   в  какой  констиляции родились  дети и на качество супружества  родителей влияет  каким вы были ребенком по счету.

Поделить на 4 группы

·         старшие

·          средние

·         младшие

·         единственные

1.Какие требования со стороны родителей ко мне применялись как (старшему, среднему, младшему, единственному)?

2. Как эти требования повлияли на формирование моей личности?

3. Как я понимаю «повторяю ли я в своем родительстве  своих родителей »?

Рефлексия.Найти  в своем арсенале слова любви и восхищения, адресованные вашему ребенку.

Способы сказать ребенку «Ятебя люблю».

1.Молодец!

 2. Хорошо!

 3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

 5. Великолепно!

 6. Прекрасно!

 7. Грандиозно!

 8. Незабываемо!

9. Именно этого мы давно ждали.

10. Это трогает меня до глубины души.