Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Сәкен Сейфуллин атындағы гимназиясы" КММ
Вопрос-ответ
Всего ответов: 237
Новых вопросов: 0

Как сохранить здоровье ребенка?

Как сохранить здоровье ребенка

 Адаптация к школе

Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется прежде всего тем, что интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением мышц. Причем для детей 6-7 лет статическое состояние наиболее утомительно. Так как при удержании определенной позы, например, при письме, длительную нагрузку испытывают спинные мышцы, недостаточно развитые у детей этого возраста, а сам процесс письма (особенно безотрывного) требует продолжительного статического напряжения мышц руки.

Обычные виды деятельности школьника становятся серьезным испытанием для физиологических систем. Например, при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а при ответе у доски и контрольных работах пульт учащается на 15-30 ударов, артериальное давление повышается на 15-30 мм рт. ст., изменяются биохимические  показатели крови и т.п.

Адаптация к школе – длительный процесс, включающий ряд этапов:

Первый этап– ориентировочный, когда на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Это «физиологическая буря».

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит близкие к оптимальным варианты реакции на внешние воздействия. Если на первом этапе затраты организма чрезвычайно велики и организму приходится тратить все ресурсы, которыми он располагает, то на втором этапе эта «цена» снижается и «буря» начинает утихать.

Третий этап – относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее приемлемые для него варианты реагирования на ту или иную ситуацию.

Любая нагрузка, будь то усвоение новых знаний, длительное нахождение в вынужденной сидячей позе, общение в большом и разнородном коллективе, вызывает напряжение организма, вернее, его физиологических систем, и чем нагрузка больше, тем больше ресурсов расходует организм. Эти ресурсы далеко не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанным с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.

Длительность каждой из трех фаз адаптации составляет 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до середины октября, а наиболее сложными являются первые 4 недели. Они характеризуются прежде всего достаточно низким уровнем работоспособности и ее неустойчивостью, усиленной и в то же время несогласованной между собой работой сердечно-сосудистой, эндокринной и центральной нервной систем. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с действием на взрослый организм экстремальных условий. Между тем и учителя и родителя часто, не осознавая сложностей физиологической адаптации, форсируют эту нагрузку, что еще больше осложняет и без того непростой период адаптации.

Несоответствие предъявляемых ребенку требований его возможностям ведет к неблагоприятным изменениям центральной нервной системы, резкому падению учебной активности, снижению работоспособности. У значительной части школьников к концу занятия отмечается резко выраженное утомление. И хотя считается, что наиболее трудный период физиологической адаптации организма к школьной нагрузке заканчивается на 5-й неделе обучения, весь первый школьный год (если сравнить его по психофизиологическим показателям состояния ребенка со следующими периодами обучения – во втором и третьем классах) можно считать периодом напряженной неустойчивой регуляции всех систем организма. Об этом свидетельствует нестабильность функциональной организации мозга в течение первого года обучения, особенно значительная к концу второй четверти.

В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе может протекать по-разному: выделяют группы детей с легкой адаптацией, средней и тяжелой. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражено и может наблюдаться в течение первой половины года. При тяжелой адаптации значительные отрицательные изменения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Напряжение, испытываемое ребенком в начале обучения в школе, сказывается на его поведении: отмечаются двигательное возбуждение или, наоборот, заторможенность, плохой сон, снижение аппетита. Эти негативные реакции бывают тем больше выражены, чем резче переход от одного периода к другому. Первоклассники, посещавшие до школы детский сад, значительно легче адаптируются к школьной жизни, чем «домашние» дети, непривычные к длительному пребыванию в большом детском коллективе и режиму учебно-воспитательного учреждения.

Критерием благополучной адаптации детей к школе является улучшение их работоспособности на протяжении первых месяцев обучения, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений в состоянии здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Хуже всего переносят адаптацию дети с неблагополучным периодом новорожденности, получившие внутричерепную травму, часто простужающиеся, страдающие различными хроническими заболеваниями и в особенности расстройствами нервно-психической сферы.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, - необходимость усвоения определенных знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что психологическая готовность учиться (желание учиться) свойственна большинству детей, реальная их готовность к обучению различна. У детей с недостаточным уровнем зрелости мозговых механизмов, обеспечивающих процессы восприятия, внимания, памяти, и потому испытывающих трудности в процессе обучения, будут самые большие трудности в адаптации к школе.

Основными показателями адаптации ребенка к школе являются адекватное поведение, установление контакта с одноклассниками, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Индикатором трудностей в адаптации является отклоняющееся поведение ребенка, которое легко заметить. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, депрессия, чувство страха, нежелание идти в школу. К подобным изменениям в состоянии начинающего ученика надо отнестись очень внимательно: «плохое» поведение ребенка может быть вызвано самыми разными причинами: нарушениями в психоневрологической сфере (такие дети нуждаются в специальном лечении), неготовностью к обучению или неблагополучием в семье (такие дети нуждаются в индивидуальной педагогической поддержке) и т.п. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем также могут вызвать отчуждение ребенка и отрицательное отношение к нему сверстников, а это рождает реакцию протеста: ссорами и даже драками, вызывающим поведением на уроках ребенок старается утвердиться, привлечь к себе внимание. Если вовремя не разобраться в причинах «плохого» поведения, не соотнести их с затруднениями адаптации ребенка к школе, у него может возникнуть стойкое нарушение эмоционального состояния и даже нервно-психическая патология. Иными словами, «плохое» поведение – сигнал тревоги, повод внимательно посмотреть на ученика и разобраться в причинах трудностей его адаптации к школе.

Одним из главных условий, облегчающих адаптацию к школе и обеспечивающих сохранение здоровья ребенка, является соответствие режима школьных занятий, методов преподавания и содержания школьных программ возрастным и индивидуальным возможностям первоклассников.

Десять советов родителям

Совет 1. Внимательно отнеситесь к готовности вашего ребенка начать систематическое обучение в школе. Помните, что дело не столько в его календарном возрасте (6 ему лет или 7), сколько в степени зрелости его центральной нервной системы, обеспечивающей функциональные и адаптационные возможности его организма. Это можно оценить по поведению ребенка, по его умению произвольно организовывать деятельность. Если есть сомнения, стоит посоветоваться со специалистами.

Совет 2. Необходимо поддерживать у ребенка положительное отношение к школе, желание учиться. Не пугайте его тем, что, если он до школы не научился читать, ему будет трудно учиться. Наоборот, объясните, что трудности будут, но их можно и нужно преодолеть. При выборе школы учитывайте желания ребенка и его возможности, а не только престижность образовательного учреждения.

Совет 3. На начальном этапе обучения старайтесь уделять ребенку как можно больше времени и внимания. Играя с ним, не навязывайте ему свои способы достижения результата, а дайте возможность найти самостоятельный путь к цели, поощряйте его инициативу, находчивость, изобретательность. Это поможет развитию поисково-исследовательского компонента деятельности.

Совет 4. Учитывая достаточную зрелость зрительного восприятия, старайтесь максимально использовать наглядность для совершенствования зрительно-пространственной деятельности, лежащей в основе чтения и письма, и наглядно-образного мышления, определяющего творческое развитие ребенка. Средствами для этого могут служить рисование, лепка, рассматривание картинок, в которых нужно  найти замаскированный предмет, а также решение различных интересных для ребенка задач, основанных на восприятии зрительных образов.

Совет 5. Не заставляйте ребенка читать как можно быстрее и правильнее. Если чтение дается ребенку с трудом, читайте ему вслух, повторяйте и обсуждайте прочитанное. Это привьет ему вкус к чтению и будет способствовать развитию познавательной активности.

Совет 6. При любых формах общения с ребенком (в игре, занятиях) помните, какое значение имеет эмоциональная привлекательность информации для ее восприятия, запоминания и формирования познавательной мотивации.

Совет 7. Постоянно помните о незрелости механизмов произвольного внимания и организации деятельности. Ребенку очень трудно подчинять свои действия инструкциям, если занятие ему неинтересно. Поэтому старайтесь сделать требуемую работу интересной, увлекательной, эмоционально значимой для ребенка. Особенно это относится к учебным задачам. Эмоциональная заинтересованность будет способствовать развитию познавательной деятельности ребенка, а значит, развитию его интеллекта.

Совет 8. Не делайте за ребенка уроки, предоставьте ему возможность для самостоятельного поиска путей решения с вашей помощью. Понимание материала, а не его зазубривание – необходимое условие формирования поисково-исследовательской активности ребенка.

Совет 9. При возникновении трудностей в обучении старайтесь понять из причину, выяснить, с чем они связаны: с незрелостью механизмов внимания, особенностями памяти, слабостью механизмов программирования тонкой моторики рук и т.д. Разобравшись, вместе с учителем или, если это необходимо, со специалистом-психологом, помогите ребенку преодолеть трудности. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые трудности, возникающие у ребенка в начале обучения, могут быть связаны с адаптационными процессами, требующими большого напряжения всех систем его организма, а потому носят временный характер.

Совет 10. Не перегружайте ребенка дополнительными внешкольными занятиями, особенно в начале обучения в школе. При выборе предмета дополнительных занятий (музыка, иностранный язык, различные виды спорта) обязательно учитывайте собственные интересы ребенка.