Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
«Шәкәрім атындағы гимназиясы» КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Таспен ұрғанды аспен ұр.
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 419
Жаңа сұрақтар: 10

Cыбайлас жемқорлыққа қарсы мәдениетті насихаттау

Ахметова А.Н., Омарова Б.К.

КГУ «Гимназия №93», г. Караганды

 

ФОРМИРОВАНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

     Назидания великих сынов казахского народа всегда были ориентиром духовно-нравственного формирования личности. Этому свидетельство слова великого поэта, философа Шакарима Кудайбердыулы: «Пара алып, не қазынаның ақшасын жеп адалымсып жүретін ұлықтар, кеңсешіл пысықайлар аз емес». Если перевести, смысл приближен к следующему: есть, немало офисных чиновникови  во власти, которые берут взятки и обкрадывают казну народа. То есть, мы видим, что коррупция – порождение и издержки прошлых веков, и долгое время наше общество уходило от обсуждения проблемы  коррупции, а сегодняэта тема очень актуальна. Прозрачность антикоррупционной деятельности – залог успешности.

    В 1998 году наша страна первая на постсоветском пространстве приняла закон «О коррупции», который определил стратегию антикоррупционной политики. В настоящее время важнейшей государственной задачей становится формирование антикоррупционного мировоззрения, в первую очередь, у подрастающего поколения. С этой целью на республиканском уровне органами государственной власти реализуется Антикоррупционная стратегия на 2015–2025 гг. В своем обращении к народу Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил: «Коррупция угрожает всем устоям общества, конституционным основам государства, и поэтому противодействие ей - общенациональная задача». Поэтому главная составляющая базового антикоррупционного воспитания – формирование гражданской ответственности и непримиримого отношения к коррупции уже с детсадовского возраста. Воспитание в детях гражданской этики, позициии формирование представления об общественном контроле, как форме, необходимой социальной активности, без которой антикоррупционные стандарты прозрачности и подотчетности государства и бизнеса попросту не действуют. Профессиональное антикоррупционное воспитание направлено не только на предотвращение, но и на фактическое противодействие коррупции.Отсюда вывод -антикоррупционное образование, в целом, является воспитанием такого мировоззрения, в котором коррупционный поступок считается не нормой, а маргинальным, вызывающим общественное осуждение, фактом.Возникает вопрос: как противодействовать, какие меры эффективны и приемлемы в ученической среде, где формируются основы общественных взаимоотношений, формируется будущий государственный служащий, лидер, который может встать у руля страны? Ведь, цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования гражданской позиции в отношении коррупционных составляющих. На наш взгляд, пока такого всеобъемлющего подхода к данной проблеме не существует. И это будет порождать другую проблему: непонимание сути, бессистемность работы в данном направлении, поэтому неотъемлемой частью формированияантикоррупционного мировоззрения является принятиеобщей стандартной модели социального, то есть, антикоррупционного поведенияподростков. Разрабатывая план работы антикоррупционного клуба «Адал урпак», мы провели опросы учащихся 9–11 классов, по результатам обработки которых были выявлены следующие тенденции.

1. Коррупцией чаще всего определяют процесс подкупа вышестоящих должностных лиц (49 %), незаконное присвоение государственных денежных средств (37 %), взяточничество (11 %), прочие преступления (2 %).

2. Уверенность в возможности преодоления коррупции высказывают 67 % опрошенных.

3. Среди социальных институтов самыми коррумпированными называют — медицину (27 %), судей (20%), чиновников (19 %), ГАИ (18 %), полицию (9 %), ЖКХ (7 %).

Долгое время в системе образования коррупция рассматривалась как одно из преступлений, свойственных, прежде всего, миру взрослых, финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями, поэтому задача антикоррупционного образования не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости, честности, порядочности в системе нравственного воспитания и образования школьников обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и безнравственных действий. Рассмотрение коррупции, как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития страны, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, убеждают в необходимости создания системы антикоррупционного образования, как компонента системы образовательной деятельности. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по минимизации причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Можно выделить два направления, по которым идет развитие антикоррупционного мировоззрения: антикоррупционное воспитание и антикоррупционное просвещение, реализуемые в рамках образовательной программы. В настоящее время разработана Программа курса «Адал урпак», призванная формировать  антикоррупционное мышление, как основу антикоррупционного воспитания.

Да, у нас функционирует клуб «Адал ұрпақ», ноодна структурная составляющая, как клуб, с такой глобальной, актуальной задачей не справится, тем более,что тамосознанно воспринимающими весь спектр задач антикоррупционного противодействия являются,  в основном, учащиеся старших классов, исходя из этого, рекомендуем:

 1.Ввести в учебный план курсы, формирующие антикоррупционную культурус начального звена.

 2.При проведении уроков, близких по тематике, перекликающихся по отдельным позициям, фрагментам содержания интегрировать с темой противодействия коррупции, при этом методы и приемы можно разнообразить:ролевые игры, создание буклетов, коллажей, дискуссии и т. д.

         3.Организация родительских собраний по данной тематике с социологическим опросом.

 4.Организация внеклассных мероприятий по антикоррупционному воспитанию (театральные кружки, секции, конференции, олимпиады и.т.д.).

  5.Тесное взаимодействие с правоохранительными органами,Общественными советами, общественными деятелями по данной тематике.

Если конкретизировать организационные моменты деятельности клуба «Адал ұрпақ», то учитывалисьвозрастные особенности, интеллектуальные и творческие способности гимназистов.Исходя из этого, содержание работы разделили на тринаправления (секции):

  1. «Парасат»- агитбригада;
  2. «Интеллектуал»- лекторская групппа;
  3. «Театрал»- творческая группа.

Здесь важно, чтобы ребята поняли основную идею работы. За время деятельности клуба «Адал ұрпақ» проведено множество мероприятий различного формата и многогранным спектром взаимодействия всех участников образовательной деятельности нашей гимназии. В перспективе планируется реализация следующихмероприятий:

  1. Расширение спектра деятельности клуба «Адал ұрпақ».
  2. Активизация взаимодействия клуба «Адал ұрпақ»с общественной приемной «Антикор».
  3. Формирование нетерпимости к коррупционному поведениючерез творческие инициативы.
  4. Освещение в СМИ антикоррупционнуюдеятельностьгимназии.
  5. Разработать Кодекс академической честностигимназистов.
  6. Активизация работы с родительской общественностью.
  7. Проведение семинара по формированию антикоррупционной культуры в школьной среде.

    Таким образом, формирование антикоррупционной культуры в среде учащихся должно носить системный характер, опираться на эффективное взаимодействие с правоохранительными органами, органами местной власти. Основной акцент при этом ставится на формирование личности, которая компетентна в области антикоррупционной политики государства и понимает опасность коррупционных проявлений для благосостояния общества в целом.

Список литературы:

1.Алауханов Е. Антикоррупционная правовая политика // Заң әдебиеті, учебное пособие, ISBN9965-813-77-9 - Алматы: 2009. - 254с.

2.Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, от 26 декабря 2014 года, №986

3.Жетписбаева А. Начни с себя// Индустриальная Караганда 2020 г., 27.02, №23

4.Закон Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией»

 от 2 июля 1998 года, №267-1

5. Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции»

от 18 ноября 2015 года, №410-V ЗРК

6. Назарбаев Н. А. «Коррупция угрожает всем устоям общества», из Обращения народу Казахстана //газета «Комсомольская правда, Казахстан»,

от 27 октября, 2014 года

7. Шәкәрім Құдайбердіұлының нақыл сөздері //Ақпарат дереккөзі: https://massaget.kz/mangilik_el/tup_tamyir/asyil_soz/53203/

 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

о проведении Единого классного часа, приуроченного Международному Дню борьбы с коррупцией, других мероприятий, проведенных в рамках

 «Недели антикоррупционных инициатив»

           В КГУ «Гимназия №93» заблаговременно был составлен План мероприятий, клуба «Адал ұрпақ», в том числе и мероприятий,  приуроченных Международному Дню борьбы с коррупцией.

Основные пункты Плана, выполненные накануне Международного дня борьбы с коррупцией:

- участие в конкурсе видеороликов (организованного Агентством по противодействию коррупции Карагандинской области) - октябрь;

- организация конкурса рисунков «Коррупция – враг человечества»;

- организация конкура эссе «Образ честного человека»;

- организация дискуссионного практикума «Общественный порядок: как я понимаю» в формате «Круглый стол»;

- организация Единого классного часа «Я выбираю честную жизнь»;

- в целом работа клуба «Адал ұрпақ»: оформление стендов «Адал жол», «MENADALURPAKPYN», «Мы против коррупции». 

Также необходимо отметить активное участие учащихся 9-11 классов в организации и проведении Единого классного часа, приуроченного Международному дню борьбы с коррупцией. В частности, учащиеся 9Г класса провели конкурс слоганов и кратких схем по противодействию коррупции (классный руководитель Шайхутдинов Р.Г.).

Фотографии с классных часов прилагаются.

Дискуссионый практикум «Общественный порядок: как я понимаю»

Конкурс эссе «Образ честного человека»

  

Конкурс рисунков

  

Фотографии с классных часов

  

  

ИНФОРМАЦИЯ

о проведении Единого

«ЧАСА ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ»

 

Школа

Охвачено учащихся

Название сайтов, социальных сетей

Ссылки в СМИ или социальных сетях

 

КГУ «Гимназия №93»

 

412

Официальный сайт гимназии

htps:///kargoo.kz/blogs/view/32/136006

Инстаграмм

https://www.instagram.com/p/CJI6RAvhUv2/? igshid=18pcf6srgsz28

Фейсбук

https://www.facebook.com/103197804481700/posts/

297304818404330

Информация

о проделанной работе по республиканской акции

«Час добропорядочности» с Ренатом Бектуровым

1.В чаты классных руководителей разослана ссылка на видеолекцию Рената Бектурова с пояснением темы, цели, актуальности.

2.Организован просмотр видеолекции членами клуба «Адал  ұрпақ».

3.На сайт гимназии на специальной вкладке «Антикор» в рубрике «Пропаганда антикоррупционной культуры» размещен краткий экскурс по данной акции.

 

"АДАЛ ҰРПАҚ" РЕНАТ БЕКТУРОВПЕН ӨТКЕН "АДАЛДЫҚ САҒАТЫ"

 Сыбайлас жемқорлыққа қарсы іс-қимыл агенттігінің бастамасымен "Адалдық сағаты" өткізілді. Бүгінгі "Адалдық сағатының" қонағы жас көшбасшы, табысты бизнесмен, Президенттік кадр резервінің жеңімпазы, РЕНАТ БЕКТУРОВ болды. Ол өзінің бейнедəрісінде жастарға табысты болу жолындағы кедергілер мен қиындықтардан қалай сүрінбей жəне адал жолмен өтуге болатынын баяндап берді. Заманауи форматта, қызықты қылып өткізген дəрісі біздің жастарға ой салды, алға жетеледі. Біздің жас жеткіншектерге ұнағаны - хəкім Абайдан көп афоризмдер білуі жəне қарапайым түсінікті мазмұнда сөйлеуі. "Адалдық жолында үлгі болатын тұлға" деген қорытынды жасады біздің оқушылар.

#АДАЛҰРПАҚ "ЧАС ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ" с РЕНАТОМ БЕКТУРОВЫМ

Противодействие коррупции  - самая актуальная тема. Агентство по противодействию коррупции организовало ресмубликанскую акцию " Час добропорядочности". Сегодняшний гость - успешный бизнесмен, победитель президнтского кадрового резерва РЕНАТ БЕКТУРОВ. Его видеолекция о путях преодоления препятствий на пути к успеху, к честной деятельности не оставили равнодушными учащихся 93 гимназии г. Караганды.