Коммунальное государственное учреждение «Основная средняя…
КГУ "ОСШ №11"

Изучаем казахский язык

Көне, ескі
древний.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 21
Новых вопросов: 9

Классификация профессий

Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский  психолог   Е.А. Климов.  Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):

  • c техникой - «Человек – Техника»,
  • c природой - «Человек – Природа»,
  • со знаковой системой - «Человек – Знаковая система»,
  • с художественным образом - «Человек – Художественный образ»,
  • c людьми - «Человек – Человек».

________________________________________
«Человек–Техника»: 
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик,  токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.  

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • творческие способности;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость;
  • крепкое здоровье.

«Человек – Природа»:
В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны с исследованием и использованием  природных ресурсов, уходом  за животными и растениями, профилактикой и лечением  их заболеаний.  Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод,  овощевод, фермер, зоотехник,  кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе. 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
  • ориентироваться в природных явлениях;
  • наблюдать, изучать различные природные явлениями.
  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

«Человек — Знаковая система»
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с  текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей. 

 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.
  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.


«Человек — Художественный образ»: 
Традиционно труд представителей профессий,  а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. 
Связаны с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений,  с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства  (изобразительной, музыкальной, литературной, актерско-сценической деятельностью): художник, парикмахер, кондитер композитор, аранжировщик, дирижер, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер….
Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не  сравнимую радость!
 

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • заниматься художественным оформлением;
  • заниматься художественным творчеством
  • (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.
  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей
  • (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

«Человек - Человек»:
Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.  
Связаны с с медицинским обслуживанием,  правовой защитой,  обучением и с воспитанием бытовым обслуживанием: врач, медсестра, юрист, участковый инспектор,  воспитатель, гувернер, тренер, учитель продавец, проводник, официант,  парикмахер, экскурсовод.

Склонности и предпочтения:

Выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми;
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.
  • развитые коммуникативные способности;
  • эмоциональная устойчивость;
  • сдержанность, терпение, собранность;
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.


 Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.


ТРИ ГЛАВНЫХ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИИ

 

  1. Профессия должна быть интересна для Вас. Если человеку нравится содержание труда, то он охотнее будет работать, повышать свою квалификацию, завоевывать авторитет и в итоге зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и у работодателя будет меньше поводов для его увольнения. Работа станет любимым делом.
  2. Профессия должна соответствовать Вашим возможностям. Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования: к состоянию здоровья, квалификации и профессиональным способностям. Эти параметры являются профессионально важными качествами человека. Если уровень развития качеств больше того, который требуется для овладения профессией, то человека можно считать профессионально пригодным к этой профессии. Если же уровень развития какого-нибудь качества не соответствует профессиональным требованиям, то можно говорить о профессионально непригодности человека.
  3. Профессия должна быть востребованная на рынке труда. Учитывайте возможность дальнейшего трудоустройства. Задумайтесь, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу после обучения. Спрос работодателей на определенных специалистов может меняться. Сегодня невозможно с уверенностью сказать, какие профессии перестанут пользоваться спросом через пять-десять лет. Но уже сейчас можно узнать, какие специалисты востребованы на сегодняшний день и какие будут нужны и через несколько лет.

 

 
Если вы сумеете совместить «хочу», «могу» и «надо», профессиональный выбор будет удачным.
Правильный выбор профессии – это когда в будущем специалист удовлетворен своим делом, положением в обществе и в профессиональном мире.


ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. Мало информации о профессии или она искажена
  2. Ориентировка только на престижность и доходность.
  3. Постановка знака равенства между профессией и учебным предметом.
  4. Перенос отношения к человеку на профессию.
  5. Выбор  профессии «за компанию»
  6. Подмена выбора профессии выбором уровня образования или места обучения.
  7. Игнорирование  собственных способностей и интересов.
  8. Учет мнения людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.
  9. Игнорирование требований  рынка труда в перспективе.
  10. Низкий уровень самокритики, переоценка своих способностей. 

________________________________________
 

1. Делая выбор без знаний о  том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители, Вы оказываетесь в ситуации выбора «кота в мешке».

Что нужно знать о профессии:

  • как складывается типичный рабочий день ее представителей,  
  • в каких условиях предстоит работать,
  • о размере заработной платы,
  • какие требования профессия предъявляет к способностям человека,
  • какие имеет противопоказания (некоторые профессии могут ухудшить Ваше состояние здоровья из-за особенностей условий труда или требований к физиологическим системам организма, например, компьютерщики сильно напрягают глаза),
  • востребована ли профессия на рынке труда и возможен ли профессиональный рост,
  • какой уровень подготовки необходим, где ее можно получить,
  • о необходимости использовать современную технику,
  • о необходимости постоянного повышения квалификации, обучения.

2. Многие думают, что деньги достаются просто за то, что человек обладает «престижной профессией». Нужно понимать следующее:

  • оплачивается не профессия, а выполнение конкретных функций в организации,
  • большое значение имеет место работы, уровень должности, уровень мастерства,
  • престижные профессии могут быть не самыми доходными, т.к. желающих заниматься ими оказывается гораздо больше, чем требуется и поэтому уровень зарплаты падает,
  • понятие «престижность» весьма относительно – разные люди престижными видят разные профессии и мода на профессию меняется,
  • модная профессия не всегда приносит удовольствие, потому что не соответствует вашим интересам и способностям, а значит, вы хуже будите выполнять работу и окажетесь невостребованным специалистом.

3. Учебные предметы - это не профессии, а определенные области знания. Профессий существует больше, чем школьных предметов.

Например, школьный предмет – иностранный язык, где проявляется способность к языку. Такая способность требуется во многих профессиях – переводчик, преподаватель, экскурсовод, телефонист международной связи и др.

Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, по которым, как правило, сдают вступительные экзамены. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.

Чтобы разобраться в такой ситуации лучше проанализировать вакансии на рынке труда. В заявленных вакансиях указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности.

4. «Хороший человек» – это не профессия. Особенно опасно очарование преподавателем.

Если Вас восхищает литератор - это не значит, что вам нравится литература сама по себе. Обратная сторона – разочарование в человеке, а затем и в профессии – тоже ошибочно. 
При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

5. Выбор  профессии «за компанию» - это уход от ответственности за решение.

Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь. Оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если друг решил поступать в военное училище и он - рисковый человек, а Вы осторожны и рассудительны, то поступать в военное училище не стоит - профессия может не понравиться, не подойти по способностям.

6. Более оправданный выбор профессии, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает варианты получения профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. «Буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили».

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается.   Однако на удивление часто это упускается из виду.
Человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно.  
Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов.

8. Дать верную   рекомендацию по профессиональному самоопределению  можно только при условиях:

  • знания специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда;
  • знания индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор;
  • понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и имеет опыт в определенной группе профессий.

9. Анализируйте ситуацию на рынке труда. С каждым годом появляются новые профессии.

Современный мир требует регулярного повышения квалификации и дополнительных, смежных знаний. Возможное изменение направления, сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Например, инженерно-техническое образование поможет юристу разобраться в сложных вопросах деятельности предприятия. По мере роста квалификации человека в профессиональной деятельности происходит смена занятий, должностей.

10. Чтобы стать летчиком или каскадёром, не достаточно иметь крепкое здоровье,  быстро бегать или хорошо ездить на велосипеде.

Чтобы стать художником, мало закончить художественную школу и рисовать лучше всех в классе. Если вы любите петь – вовсе не значит, что у вас есть голос. Объективно сравните свои показатели с показателями лучших представителей выбранной профессии и взвесьте свои шансы. Сделайте свой правильный выбор профессии уже сейчас.