ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4, 5-8 КЛАССОВ
ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ ИМЕНИ А.ЕРМЕКОВА
на 2020/2021 учебный год
Цель: создать условия для развития функциональной грамотности школьников.
Задачи:
1. Изучить отечественную и международную практику по развитию функциональной грамотности учащихся;
2. Определить механизмы реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;
3. Провести практические семинары, вебинары по методике применения эффективных способов работы, позволяющими развивать функциональную грамотность учащихся и умение применять полученные знания в практике;
4. Разработать и утвердить авторские программы, сборники заданий, методические рекомендации по формированию функциональных навыков в области в области читательской, естественнонаучной, математической, информационной грамотности;
5. Систематически проводить мониторинг с целью повышения уровня функциональной грамотности учащихся 4, 5-8 классов.
Основные направления
-
Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности.
-
Содержание образовательного процесса.
-
Обновление форм, методов и технологий обучения.
-
Развитие системы оценки сформированности функциональной грамотности учащихся.
-
Развитие внеурочной деятельности.
-
Развитие дополнительного образования.
№
|
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
Форма завершения
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
|
||||
1
|
Мозговой штурм: установочное совещание с заведующими предметных кафедр по организации работы формирования функциональной грамотности в рамках реализации областного проекта «Зейін»:
|
Август
|
Научный руководитель
|
Протокол
|
2
|
Составление перспективного плана прохождения курсовой подготовки педагогами по формированию функциональной грамотности учащихся.
|
Август
|
Научный руководитель
|
Список
|
3
|
Открытые заседания кафедр на тему «Теоретическое обоснование необходимости формирования функциональной грамотности».
|
Сентябрь (первая неделя)
|
Заведующие кафедрами
|
Протокол
|
4
|
Изучение критериев оценивания функциональной грамотности школьников. Подбор заданий по читательской, естественнонаучной, математической, информационной, финансовой грамотности.
|
Сентябрь
|
Заведующие кафедрами
|
Сборник заданий с критериями оценивания
|
5
|
Проведение входного мониторинга сформированности функциональной грамотности учащихся 4, 5-8 классов.
Цель: Определение фактического уровня сформированности ФГ и выявление западающих зон.
|
Сентябрь
(четвертая неделя)
|
Замдиректора
по УВР,
заведующие кафедрами
|
Анализ
|
6
|
Проведение серии методических вебинаров, семинаров:
«Новые подходы в обучении», «Инновационные формы и методы, направленные на установление партнерских отношений между учителем и учениками», «Математическая грамотность как один из результатов », «Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности» «Функциональная грамотность: главное, что нужно знать»и т.д.
|
В течение года
|
Тренеры, педагоги-исследователи, педагоги-эксперты
|
Разработки, фото-отчеты
|
7
|
Формирование первичной Базы тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня компетенций обучающихся.
|
Ноябрь
|
Заместитель директора по УВР
|
База тестовых заданий
|
8
|
Разработка единых требований к уроку и схемы его анализа в соответствии с содержанием формирования функциональной грамотности учащихся.
|
Ноябрь
|
Заместитель директора по УВР
|
Схема анализа урока
|
9
|
Разработка авторских программ, сборников заданий, методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности учащихся:
- первичная апробация в 4-8 классах;
- обмен опытом внутри школы;
- утверждение ГорОО, УМЦ;
- обобщение в методических семинарах, конференциях, конкурсах городского, областного, республиканского уровней.
|
В течение года
|
Научный руководитель
|
Методический маркетинг
|
10
|
Формирование банка творческих материалов педагогов:
- электронная копилка методических материалов.
|
В течение года
|
Научный руководитель
|
Методические материалы
|
РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
|
||||
11
|
Расширение развивающего пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования с учетом склонностей, удовлетворение потребностей и развитие способностей учащихся:
- кружки по интересам;
-секции;
-элективныекурсы.
|
В течение года
|
Заместитель директора по УВР, учителя
|
План по профориентации
|
12
|
Качественно-количественный охват детей школьными и областными проектами, формирующие функциональные навыки:
- «Бір отбасы бір кітап»;
- «Бірге оқимыз»;
- «Өнегелі өмір»;
- Дебаты и др.
|
В течение года
|
Заместители директора по УВР, ВР, библиотекарь
|
Информационный отчет
|
13
|
Мониторинг эффективности вариативных программ:
- входной;
- промежуточный;
- итоговый.
|
По плану
|
Заместители директора по УВР, ВР, библиотекарь
|
Информационный отчет
|
14
|
Повышение качества и количества проектно-исследовательских работ, представленных на конкурс различных уровней.
|
В течение года
|
Заместитель директора по УВР
|
Итоговые индивидуальные проекты
|
15
|
Анализ результатов эффективности развивающего пространства. Задачи на следующий учебный год.
|
Май
|
Заместитель директора по УВР
|
Анализ
|
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА УРОКА,
ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ
|
||||
16
|
Проведение месячника «Функциональная грамотность – приоритетная задача реализации Программы развития школы-лицея имени А.Ермекова»с включеним в содержание уроков заданий по формированию функциональной грамотности учащихся:
|
Ноябрь, февраль
|
Заместитель директора по УВР, заведующие кафедрами
|
Анализ
|
17
|
Проведение недель по формированию функциональной грамотности учащихся:
|
Согласно Плану школы
|
Заведующие кафедрами
|
Информационный отчет,
сборник
|
18
|
Анализ готовности учащихся 4-8 классов к участию в дальнейших исследованиях в рамках исследований
TIMMS, PISA, PIRLS, ICILS.
|
Май
|
Заместитель директора по УВР
|
Анализ
|