Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"Әлімхан Ермеков атындағы мектеп-лицейі" КММ

"Зейін" жобасы

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 4, 5-8 КЛАССОВ
ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ ИМЕНИ А.ЕРМЕКОВА
на 2020/2021 учебный год
 
Цель: создать условия для развития функциональной грамотности школьников.
Задачи:
1. Изучить отечественную и международную практику по развитию функциональной грамотности учащихся;
2. Определить механизмы реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников;
3. Провести практические семинары, вебинары по методике применения эффективных способов работы, позволяющими развивать функциональную грамотность учащихся и умение применять полученные знания в практике;
 
4. Разработать  и утвердить авторские программы, сборники заданий, методические рекомендации по формированию функциональных навыков в области  в области читательской, естественнонаучной, математической, информационной грамотности;
 
5. Систематически проводить мониторинг с целью повышения уровня функциональной грамотности учащихся 4, 5-8 классов.
 
Основные направления
  1. Использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности.
  2. Содержание образовательного процесса.
  3. Обновление форм, методов и технологий обучения.
  4. Развитие системы оценки сформированности функциональной грамотности учащихся.
  5. Развитие внеурочной деятельности.
  6. Развитие дополнительного образования.
 
Мероприятия
Сроки исполнения
Ответственные исполнители
Форма завершения
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1
Мозговой штурм: установочное совещание с заведующими предметных кафедр по организации работы формирования функциональной грамотности в рамках реализации областного проекта «Зейін»:
  • изучение нормативных документов по формированию функциональной грамотности;
  • изучение методик и опыта международных исследований.
 
 
 
 
Август
 
 
 
Научный руководитель
 
 
 
 
Протокол
2
Составление перспективного плана прохождения курсовой подготовки педагогами по формированию функциональной грамотности учащихся.
 
Август
 
Научный руководитель
 
Список
3
Открытые заседания кафедр на тему «Теоретическое обоснование необходимости формирования функциональной грамотности».
Сентябрь (первая неделя)
Заведующие кафедрами
Протокол
4
Изучение критериев оценивания функциональной грамотности школьников. Подбор заданий по читательской, естественнонаучной, математической, информационной, финансовой грамотности.
 
Сентябрь
 
Заведующие кафедрами
Сборник заданий с критериями оценивания
5
Проведение входного мониторинга  сформированности функциональной грамотности учащихся 4, 5-8 классов.
Цель: Определение фактического уровня сформированности ФГ и выявление западающих зон.
 
Сентябрь
(четвертая неделя)
 
Замдиректора
по УВР,
заведующие кафедрами
 
 
Анализ
6
Проведение серии методических вебинаров, семинаров:
«Новые подходы в обучении», «Инновационные формы и методы, направленные на установление партнерских отношений между учителем и учениками», «Математическая грамотность как один из результатов », «Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности» «Функциональная грамотность: главное, что нужно знать»и т.д.
 
 
 
 
В течение года
 
 
 
Тренеры, педагоги-исследователи, педагоги-эксперты
 
 
 
Разработки, фото-отчеты
7
Формирование первичной Базы тестовых заданий, ориентированных на выявление уровня компетенций обучающихся.
Ноябрь
Заместитель директора по УВР
База  тестовых заданий
8
Разработка единых требований к уроку и схемы его анализа в соответствии с содержанием формирования функциональной грамотности учащихся.
Ноябрь
Заместитель директора по УВР
Схема анализа урока
9
Разработка авторских программ, сборников заданий, методических рекомендаций по формированию функциональной грамотности учащихся:
- первичная апробация в 4-8 классах;
- обмен опытом внутри школы;
- утверждение ГорОО, УМЦ;
- обобщение в методических семинарах, конференциях, конкурсах городского, областного, республиканского уровней.
 
 
 
В течение года
Научный руководитель
Методический маркетинг
10
Формирование банка творческих материалов педагогов:
- электронная копилка методических материалов.
В течение года
Научный руководитель
Методические материалы
РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ
11
Расширение развивающего пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования с учетом склонностей, удовлетворение потребностей и развитие способностей учащихся:
- кружки по интересам;
-секции;
-элективныекурсы.
 
 
В течение года
 
Заместитель директора по УВР, учителя
План по профориентации
12
Качественно-количественный охват детей школьными и областными проектами, формирующие функциональные навыки:
- «Бір отбасы бір кітап»;
- «Бірге оқимыз»;
- «Өнегелі өмір»;
- Дебаты и др.
 
 
В течение года
 
Заместители директора по УВР, ВР, библиотекарь
 
 
Информационный отчет
13
Мониторинг эффективности вариативных программ:
- входной;
- промежуточный;
- итоговый.
 
По плану
 
Заместители директора по УВР, ВР, библиотекарь
 
 
Информационный отчет
14
Повышение качества и количества проектно-исследовательских работ, представленных на конкурс различных уровней.  
 
В течение года
Заместитель директора по УВР
Итоговые индивидуальные проекты
15
Анализ результатов эффективности развивающего пространства. Задачи на следующий учебный год.
Май
Заместитель директора по УВР
Анализ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА УРОКА,
ФОРМИРУЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ
16
Проведение месячника «Функциональная грамотность – приоритетная задача реализации Программы развития школы-лицея имени А.Ермекова»с включеним в содержание уроков заданий по формированию функциональной грамотности учащихся:
  • Разработка и утверждение Плана месячника;
  • Посещение открытых уроков педагогов;
  • Внеклассные развивающие мероприятия;
  • Трансляция в соц.сетях;
  • Обобщение в форме сборника.
Ноябрь, февраль
Заместитель директора по УВР, заведующие кафедрами
Анализ
17
Проведение недель по формированию функциональной грамотности учащихся:
  • Читательская грамотность;
  • Математическая грамотность;
  • Информационная грамотность;
  • Естественнонаучная грамотность;
  • Финансовая грамотность.
Согласно Плану школы
Заведующие кафедрами
Информационный отчет,
сборник
18
Анализ готовности учащихся 4-8 классов к участию в дальнейших исследованиях в рамках исследований
TIMMS, PISA, PIRLS, ICILS.
 
Май
Заместитель директора по УВР
Анализ