Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа…
КГУ "ОШ №85"

Изучаем казахский язык

Күрес, тартыс
борьба, столкновение.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 31
Новых вопросов: 5

Методика работы классного руководителя

В условиях современного развития системы образования в Казахстане, воспитание является стратегически важной задачей каждой организации образования. Исполняя роль главного звена всей системы, воспитание включает в себя целостный процесс учебно-воспитательных мероприятий.

Современное казахстанское общество, изменения, происходящие в нем, обновление содержания образования требуют от классных руководителей внедрения новых форм и методик обучения, при этом, сохраняя в своей работе педагогический опыт, целостность системы образования и воспитания, традиционные подходы к системе обучения. Сегодня школе нужны психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Классные руководителям необходимо совмещать в своей деятельности функции всех вышеперечисленных специалистов, овладеть современной методикой работы, т.к. они являются главным звеном в цепочке участников учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.

Цель методической работы – оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.

Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами:

− научности − т.е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;

− гуманитаризации – основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

− системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса − осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;

− актуальности и востребованности, т.е. направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т.д.;

− культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов.

Основная задача методической работы в школе по вопросам воспитания заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности по направлениям:

− повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы;

− организация программно-методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;

− обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся;

 − информирование о нормативно-правовой базе, регулирующей работу классных руководителей, формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;

− обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;

− вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы;

− координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах;

− оценивание результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива.

Программно-методическое и нормативное обеспечение деятельности классного руководителя предусматривает:

1. Наличие программы воспитательной работы, плана воспитательной работы с классным коллективом.

2. Реализация планов воспитательной работы (комментарии к плану).

3. Инструментарий определения эффективности проведения воспитательной работы.

4. Анализ результатов работы методического объединения (МО) за отчетный период.

Объектами анализа являются:

− характеристика творческого потенциала кадрового состава членов МО;

− статистический анализ изменений социального паспорта организации образования (динамический аспект за последний год);

− статистические данные, характеризующие объем и качество оказания воспитательных услуг; выявление проблемного поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер по их устранению);

− состояние внеучебной работы с позиции сформированности мотивации педагогов, родителей и учащихся к здоровому образу жизни, профилактике противоправных действий, проведению совместных воспитательных мероприятий.

 

 

Приоритетные направления деятельности классного руководителя

 

Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе. В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства:

− учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;

− освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции;

− классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой;

− тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

− воспитательная (социальная защита ребенка);

− организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

− координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);

− управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и др.).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса.