Инновационная деятельность – ведущая тенденция развития образования
учитель начальных классов СШ № 85 Андабасова С.А.
Ведущая тенденция развития современной науки - её обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку. Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях стали основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Выпускники школ Казахстана должны понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. Основными предпосылками для этого являются качество образования, готовность человека к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.
Под качеством образования в современных условиях понимается достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л. С. Выготского, П. Я.. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. В. Рубцова, Д.. Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7—10 лет.
Ведущей тенденцией развития образования на сегодняшний день выступает инновационная деятельность учителя. Инновационные процессы, пронизывающие систему общего образования, помогают найти выход из застойного состояния, служат эффективным средством разрешения противоречий, перехода от констатации существующих проблем к поиску их рационального решения. Об этом свидетельствует тот факт, что инновационная деятельность школы рассматривается основанием для участия в государственных национальных проектах в области общего образования.
Инновационное творчество учителя приводит к становлению новых качественных характеристик деятельности самого педагога - возрастанию системности в профессиональной педагогической деятельности и сознании учителя; расширению его свободы в целевой, содержательной и процессуально-методической сферах и осознание этой свободы как права на творческое самовыражение; ориентации учителя на реализацию гуманистической, личностной направленности образования, преодолению авторитарности, установке на сотрудничество, диалог с воспитанником, соавторство учителя и ученика в разработке всех компонентов педагогического процесса - его целей, средств, ожидаемых результатов, критериев их оценивания и т.д.; технологичности педагогической деятельности.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности.
В психологии и педагогике разработан ряд способов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих способов, создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.Предлагаю некоторые способы активизации мыслительной деятельности учащихся, которые могут применить учителя начальных классов в своей работе.
В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использованиеприема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения.
Самостоятельная работаучащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Пост ановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач.
Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являетсяэвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний.
Важная роль в решении задачи по активизации познавательной деятельности отводится новым информационным технологиям. Применение ИКТ способствует созданию обстановки психологического комфорта. Дети не боятся собственных ошибок. Все это позволяет обеспечить для большинства учеников переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации учебной деятельности. Широкое применение ИКТ при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.
Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти.
Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними.
Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. При этом второстепенные не столь значимые факты служат либо общим фоном развития данной научной области, либо вовсе не принимается во внимание. Тем самым осуществляется координация наиболее значимых понятий, их систематизация, позволяющая видеть не отдельные факты, целостную картину явления. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Переход к новым технологиям в преподавании приводит к повышению качества образования, к решению целей и задач, которые стоят сегодня перед школой.
Инновационный процесс в школе будет педагогически допустимым, если среди прочих, субъекты инновационной деятельности будут иметь постоянную мотивацию на развитие и действенно участвовать в целевом планировании организационно - педагогических мероприятий.
Обновление устаревших знаний, замена устаревших элементов педагогической деятельности на новые, более прогрессивные и является целью переподготовки учителя. Это должен быть процесс приобретения новых способов мышления, инновационных методов и приемов работы, новых ценностных ориентиров.
При обучении учителей должен соблюдаться принцип информационной достаточности: учителя должны получать все знания, которые необходимы для правильного использования новой технологии в практике.
Для этого недостаточно просто теоретического ознакомления с новыми научными разработками, необходимы практические занятия по применению полученных знаний: деловые и имитационные игры, тренинги, мастер-классы, педагогические мастерские и др.
Можно выделить следующие факторы, благоприятно сказывающиеся на обучении (переподготовке) кадров:
установка связи с авторами или научными объединениями, работающими над инновационными (авторскими) программами, применяемыми учителями школы; наличие кадров, способных и желающих обучать других и передавать им свой опыт; обучение всех или, по крайней мере, большинства учителей школы; микроклимат, ориентированный на обмен опытом и сотрудничество; наличие возможностей для профессионального сотрудничества; наличие задач, требующих совместной деятельности; наличие изменений в профессиональной среде; приведение предметной среды в соответствие с новыми образовательными технологиями.Отсюда вытекает вывод, что методическая работа, а также работа курсов усовершенствования учителей должна носить массовый, обязательный характер, но не ограничиваться только чтением и прослушиванием лекций и докладов, а быть практически направленной, то есть актуальной и максимально полезной.
Список литературы:
Вертгейкер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М. Танио, 1989. Якунин В.А. Обучение, как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988.