Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№85 ЖББОМ" КММ

Learning the Kazakh language

Аш құлақтан тиыш құлақ.
Пусть в желудке пусто, зато ушам спокойно.
Question answer
Всего ответов: 31
Новых вопросов: 5

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения

 

    Формирование коммуникативной компетенции младших школьников  на уроках литературного чтения 

 

Шкарупина И.В.СОШ № 85

учитель начальных классов

 

     Мы живем в обществе бурно развивающихся технологий. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

   Другими словами, государство ставит перед нами задачу подготовить выпускников начальной школы, обладающих не только базой знаний, но и ключевыми компетенциями, позволяющими осуществить успешную социализацию в современном мире.

   Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Однако, как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.   Сказывается недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,  отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

    Формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения – это, прежде всего:

Умение раскрывать тему, основную мысль; Находить материал к высказыванию; Систематизировать материал,  собранный к высказыванию; Строить высказывания правильно, точно, ясно и, по возможности, ярко; Определять авторскую позицию; Высказывать собственное отношение.

 

    При формировании  коммуникативных умений особое внимание уделяется самому тексту, его свойствам, характеристикам и структуре.Текст - центральный компонент структуры языкового учебника, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе. 

     Начиная с первого класса,  знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками. Большое внимание уделяю диалогу. Это способствует  умственному поиску, заставляет ребёнка быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы.

 

 Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

 

игровые приёмы; занимательный текстовой материал; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

    Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как простроить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел, так как он относится ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа, уделяю на уроке особое внимание.  Учу детей:

Определять основной тезис рассказа. Выделять вступительную часть. Обдумывать вывод.

     Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их тоже вызывают у учащихся большие затруднения.

     Требования к формулировке пунктов плана:

1. В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.

2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.

3. Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

     Работа над планом.

Прочитать текст. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её. Разделить текст на части. Озаглавить каждую часть. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

 

     Далее организую работу над текстом индивидуально, в парах. Это развивает коммуникативные навыки общения. В заключение даю памятку для самопроверки.

    Памятка для самопроверки.

Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)? Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль? Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов? Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?

 

     Практически каждый урок начинается с “речевой зарядки” как этапа вхождения, погружения в речевой материал урока. Так, на заключительном уроке раздела «Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт» в 3 классе, который я назвала «В ожидании чуда», во время речевой зарядки ребятам предлагается:

самостоятельно объяснить значение слова “чудо” на индивидуальной карточке, обсудить в группе, подготовить коллективный ответ, экспертной группе работать с толковым словарем и корректировать коллективные ответы в ходе обсуждения, индивидуально: предположить, о чём на уроке пойдёт речь или поразмышлять, какую роль играют чудеса в жизни людей, что значит выражение «ожидать чуда»

     Метод создания речевого портрета и автопортрета выполняет одновременно диагностическую и рефлексивную функции. Он не только позволяет увидеть индивидуальную неповторимость речевого высказывания, ее связь с внеязыковыми явлениями, но и формирует осознанное отношение ребенка к речи, критическое отношение к речевому опыту другого человека, развивает внутреннюю речь, способность понимать другого человека: почему он говорит так, а не иначе. Например, при подведении итогов урока детям предлагается составить свой речевой портрет “Я сегодня на уроке”. В качестве опорных предлагаю следующие вопросы:

– Какие слова для тебя сегодня стали значимыми, почему? – Какое твое высказывание сегодня было самым удачным, а какое не очень? – Какую мысль тебе не удалось высказать? Почему? – Говорил ли ты выразительно? – Назови слово, которое в твоей речи сегодня было самым ярким? – Как ты считаешь, собеседники поняли твои высказывания правильно?

     Обновление и инновации в процессе обучения способствуют  развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала. Положительная динамикауже сейчас  наблюдается в умении озаглавливать текст, делить текст на абзацы, озаглавливать части текста, воспроизводить его подробно, сохранять порядок действий, не допускать фактических ошибок.

     По итогам 2010-2011 учебного года  планирую отследить результаты по следующим критериям;

понимание:

октябрь 2010 г

январь 2011

май2011 г

1. Озаглавили текст

76%

88%

 

2.Разделили текст на абзацы

65%

85%

 

3. Озаглавили части

65%

88%

 

письменное воспроизведение:

 

 

 

1. Подробно изложили текст

62%

77%

 

2. События не пропустили

57%

69%

 

3. Порядок действий сохранили

62%

77%

 

4. Фактических ошибок нет

57%

69%

 

 

     Формирование  коммуникативных умений и навыков  в процессе обучения литературному чтению  вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой деятельности.

 Литература:

Абылкасымова «Современный урок»/ Астана «Центр 12летнего обучения», 2006г. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход / М., «Кнорус»,  2007  Санкибай К.С. Развитие творческих способностей учащихся начальных классов/ Алматы «Мектеп»,  2006г.