Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№85 ЖББОМ" КММ

Learning the Kazakh language

Жарық
светлый
Question answer
Всего ответов: 31
Новых вопросов: 5

Дифференцированный подход в учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работе учащихся.

 

Дифференцированный подход  в учебно-познавательной деятельности и самостоятельной работе учащихся.

 

 

                                                                   Мешалкина В.В., учитель русского языка и

                                                                    литературы, СОШ № 85 г. Караганды

 

     Процесс обучения – это направленное, последовательное изменяющееся взаимодействие учителя и ученика, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.

     В последнее время мы много говорим и работаем над преодолением пробелов в знаниях, умениях учащихся. А ведь тормозом в обучении школьников явля­ется и недостаточное развитие реальных учебных возможностей всех учеников.. Чтобы добиться каких-то сдвигов в этом направлении, прежде всего необходимо выяснить, насколько сформированы на­выки самоконтроля, умение выделять главное, сравнивать, уровень развития произвольного и непроизвольного вни­мания, критичности мышления, опреде­лить тип памяти каждого ученика. Толь­ко учитывая реальные учебные возмож­ности всех учащихся, можно организо­вать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцирован­ное обучение на уроке.

     Дифференциация – это основа индивидуально-ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности учащегося, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных способностей. Главным критерием оценки при педагогической технологии уровневой дифференциации является ее эффективность и результативность, обучения каждого на уровне его возможностей.

     На наш взгляд, дифференциация за­даний по объему и трудности дает слиш­ком мало для развития учебных воз­можностей учащихся. Решающую роль играет дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоя­тельности учащихся при выполнении за­дания. Это особенно важно для слабых учеников. Задача учителя — довести этих учащихся до уровня средних, обу­чить их приемам рациональной умст­венной деятельности. Работа организу­ется так, чтобы со временем степень самостоятельности школьников возра­стала, а доза помощи учителя посте­пенно снижалась. Сильные учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности, нестандартных работах творческого характера,— именно это позволит им максимально реализовать и развить  свои   учебные   возможности.

     Для подобной дифференциации мы в своей практике используем образцы выполнения задания, указание на пра­вила, на которые опирается данное упражнение, выбор правильного реше­ния из предложенного ряда (например, предлагается несколько схем состава слова, из которых нужно выбрать ту, которая соответствует составу данного слова), используем памятки-опоры, па­мятки-планы, памятки-алгоритмы и т. д.

     Организуя учебную деятельность, на своих уроках стараемся создать условия, при которых ученик в меру своих сил и возможностей добивается успехов в учебе. Для этого применяем задания по уровням с возрастающей сложностью.

     Устанавливая уровень развития, на­пример, зрительной памяти, учитель по­казывает учащимся записанные на до­ске 10 слов и предлагает объяснить их правописание, составить с ними слово­сочетания, разобрать их по составу и т. д. Учащиеся записывают слова по памяти. Соотношение количества запи­санных и предложенных слов (напри­мер, 7/10) характеризует уровень раз­вития зрительной памяти.

     Вот задания для учащихся с недоста­точно хорошо развитой зрительной па­мятью.

I. О какой части речи идет речь?

    Подберите слово с указанными призна­ками.

1. Что? Нач. форма...

2. Неодуш.; нариц.; ж. р.; 1 скл.; ед. ч.; вин. п.

3. Что? ________, _ _ _ _ _.

    После того как ребята подберут су­ществительное, им предлагается запи­сать морфологический разбор этого су­ществительного по памяти. Далее сле­дует самопроверка задания.

П. Проверьте, правильно ли выполнен разбор.

Читающая (девочка) — причастие.

1.  Какая девочка? читающая  (признак по действию). Нач. форма — читающий.

2.  Действит.; наст, вр.; несов. вид; им. п.; ед. ч.; ж. р.

3. Какая? читающая.

 

III.  Выполните задание на выбор:

1. Запишите морфологический разбор этого причастия по памяти.

2. Сделайте морфологический разбор при­частия сражающегося (взвода).

3. Подберите причастие с данными при­знаками:

Какого? Действит.; наст, вр.;  несов.  вид;  р. п.; ед. ч.; м. р. Какого?

IV.  Игра «Кто зоркий?». Прочитайте вни­мательно предложение, записанное на до­ске: Сибирь богатая страна с густыми лесами, со степями и широкими реками, с холмами,  переходящими в горные  цепи. Найдите  орфограммы,   которые  «спрята­лись» в этом предложении.

Сформулируйте вопросы и задайте их классу.

Запишите предложение по памяти и про­верьте себя.

 

     Во всех случаях учащиеся, которые чувствуют себя неуверенно, могут по­смотреть на записи на доске и получить помощь, поддержку, когда им трудно.

     Работа над развитием зрительной па­мяти приносит большую пользу. У многих учащихся возникает желание само­стоятельно заниматься в этом направле­нии. Им я предлагаю рекомендации «Как развить зрительную память»:

1.  Открой словарик, выбери три слова на любую букву.

2.   Молча смотри на каждое слово не­сколько секунд (5 секунд).

3.   Закрой книгу, попробуй записать сло­ва по памяти, соблюдая их последователь­ность.

4.   Через десять минут (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами.

5.    Если убедился, что три слова тебе под силу, увеличь объем до 4—5 слов   (до 10 слов и больше).

     Дифференцированный подход к уча­щимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибка­ми, которая является важным средст­вом повышения грамотности учащихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка «Как работать над орфогра­фическими ошибками»:

1.  Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.

2.  Устно объясни правописание.

3.   Найди проверочное слово, подбери два примера   на  это  правило   (река —  реки; идешь несешь, поешь; не был не писал, не знал).

4.   Если слово из словаря, подбери не­сколько родственных слов, составь слово­сочетание или предложение (интересный интерес, интересоваться, интересно, инте­ресный рассказ).

     В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая обра­зец. Через определенное время он делает только часть записи, остальное выполняет ученик.  Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетра­дях учитель оставляет такую запись: Работа над ошибками.

1.  ...

2.  ...

3.  ...

     Домашние задания я тоже предлагаю дифференцированные. Три варианта рассчитаны на учеников

1) увлеченных, легко усваивающих материал,

2) испы­тывающих определенные затруднения,

3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе.

Задание даю обязательно в первой половине уро­ка, когда ребята еще не устали и внима­ние их не рассеивается. Но очень часто, если ребята хорошо потрудились на уро­ке, обхожусь вообще без домашнего задания. Это является эффективным стимулом для активной работы класса на уроке.

     Приведу примеры дифференцирован­ных домашних заданий по теме «Имя существительное» в V классе.

Имя существительное как часть речи.

1-й урок.

I.  Подберите синонимы, определите скло­нение,  падеж:  радость,  талант,  работа, храбрость, желание, горе.

II.  Составьте план § 66, расскажите о сущ. по этому плану.

III.  Выпишите из упр. 772 только су­ществительные.

I) Прочитайте предложения.

2) Найдите сло­ва, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

3) Выпишите слова, четко проговаривая слова по слогам.

2-й урок.

I. Запишите существительные, обозна­чающие возраст, профессию, качество, чувство, событие, металл, насекомое, ку­старник, гору.

П. Составить 4—5 предложе­ний по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье», употребив существительные, которые обозначают признак и действие как предмет.

III. От данных слов образовать существительные.

 

Существительные собственные и нарицательные.

I. Составьте заявку на радиопередачу. Укажите, о ком или о чем вы хотели бы по­слушать. Можете указать любимого писате­ля, ученого, героя, любимую книжку.

Ука­жите адрес. Употребите собственные имена существительные.

II.  Упр. 803. Подберите к именам нарицательным имена собственные.

III. Упр. 807. Спишите, вставляя пропущенные буквы в имена собственные.

 

Морфологический разбор имени существительного,

I—II. Вспомните свою любимую песен­ку или стихотворение. Выпишите два суще­ствительных и сделайте их морфологиче­ский разбор.

III. Из упр. 845 выберите существитель­ные 3-го скл., выполните морфологический разбор, пользуясь планом и образцом на с. 241—242.

 

Род имен существительных.

I. Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами; толь, тюль, мозоль, шампунь, туфля, фланель, вестибюль. Поль­зуйтесь орфографическим словарем.

П. Составьте предложения.

Мышь (пробежать, маленький). Рельс (лопнуть, стальной). Впечатление (остать­ся, незабываемый). Сомнение (появиться, сильный).

III. Упр. 810. Выпишите из текста имена существительные в три колонки: 1) ж.р.; 2) м.р.; 3) ср.р. Графически обозначьте окончания.

 

Имена существительные, имеющие только форму множественного числа.

I.    Составьте задание «Найти лишнее» по теме урока.

II.    Найти лишнее: 1) ворота, 2) двери, 3) сани, 4) салазки.

III.   Упр.828. Выборочный диктант.

 

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

I. Составьте меню, употребив существи­тельные, имеющие форму только мн. числа.

И. Упр. 834. Вставьте пропущенные по смыслу имена существительные в нужном падеже. Определите их число.

III. Упр. 835. Выпишите имена существительные в следующем порядке:

1) имеющие оба числа;

2) имеющие только единственное число;

3) имеющие только множественное число.

 

Три склонения имен существительных.

I. Напишите коротенькую записку с просьбой товарищу зайти за вами, чтобы пойти вместе в кино, на каток, в библиотеку. Используйте существительные всех трех склонений. Склонение обозначьте.

П. Вместо цифр запишите существитель­ные нужных склонений. 331 211 123. Ис­пользуйте словарные слова.

III. Проверьте, правильно ли записаны слова по столбикам:

1 скл.                                                   2 скл.                                                            3 скл.

зима                                                     поход                                                  корабль

газета                                                 дождь                                                           смерть

даль                                                      вещь                                                   жизнь

яркая                                                    осень                                                  январь

 

Падеж имен существительных.

I.  Подготовьте сообщение о происхожде­нии названий падежей. (См.: Панов.Б. Т. «Внеклассная работа по русскому языку», с. 44—45.)

II.  Вспомните 2—3 пословицы о книгах, запишите их, определите падеж существи­тельных.

III.  Просклоняйте существительное кни­га.

 

     К оценке знаний, умений учащихся тоже подхожу дифференцированно, т. е. учитываю и личностные критерии. Ведь очень важно отметить ученика, который отстает в силу разных причин, но ста­рается догнать класс.

     К уроку контроля я подбираю зада­ния разных уровней с учетом подго­товленности ребят по предмету, их раз­вития. Задания даются по вариантам на выбор самих учащихся. Задания первого варианта требуют воспроизве­дения материала, содержат определен­ную дозу помощи. Задания второго ва­рианта направлены на применение зна­ний, умений в новой ситуации, уста­новление связей между понятиями. За­дания третьего варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую сте­пень самостоятельности (творческие задания). Оцениваются задания разных вариантов неодинаково. Так, на уроке контроля в VI классе по теме «Лексика» предлагаются следующие задания по вариантам:

I. 1) Из предложенных слов выберите и запишите парами синонимы, антонимы, омо­нимы: печальный, влажный, сердитый, сы­рой,   ленивый,   работа,   грустный,   бокс (стрижка), труд, мокрый, трудолюбивый, бокс (спортивная игра).

2)  Подберите синонимы к словам стро­ить, храбрый и антонимы к словам жара, враг.  Что  обозначают  омонимы:  месяц, Месяц; овсянка, овсянка?

3)  Составьте и запишите предложения так, чтобы слова плачет, золотой, камен­ный были употреблены сначала в прямом, а потом в переносном значении.

II.  1) Выпишите только профессиональ­ные слова: кафтан, барабан, октава, свек­ла, кровать, космос, нота, гамма, дерево, аккорд,

2) Приведите примеры заимствований (не менее пяти слов).

3) Докажите, что слова лапти, фунт, ботфорты — устаревшие.

III. 1) Что такое неологизмы?

2) Когда профессиональные слова стано­вятся общеупотребительными?

3) Какие слова старше по возрасту: космонавт, Советы, субботник, колхоз, пио­нер, целинный?

IV. 1) Замените фразеологические обо­роты словами-синонимами: в час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, пове­сить нос.

Слова для справок: лгать, близко, мед­ленно, грустить.

2)  Замените фразеологические обороты словами-синонимами: себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, кожа да кости.

3)  Замените слова близкими по смыслу фразеологическими оборотами: бездельни­чать, плохо, много, грустить; или подберите по 3—5 фразеологизмов с общим для них словом: нос, язык, глаз.

     Предлагая задания различной труд­ности, учитель дает всем учащимся воз­можность справиться с ними, поверить в свои силы, поддерживает интерес к учению, дает возможность почувство­вать радость посильного труда.

     Дифференцированный подход к уча­щимся можно осуществить и на уроках по развитию речи, например при под­готовке к изложению.

1. Учащимся V класса, имеющим сла­бую подготовку по предмету и низкий уро­вень развития зрительной  памяти,  предлагается дома  заранее  познакомиться  с текстом изложения по учебнику.

2.  На уроке изложения слабоуспеваю­щим учащимся дается больше времени для восприятия материала. В то время, когда класс уже приступил к самостоятельной ра­боте, с ребятами, затрудняющимися в вос­произведении текста, работает учитель. Все они собираются в одну группу и негромко, чтобы не мешать остальным, отвечают на вопросы учителя, пересказывают текст по плану, объясняют правописание отдельных орфограмм.

3.  При работе над сочинением отдельным учащимся предлагаются карточки с опорны­ми словами, с планом изложения, с воз­можным   началом   или   заключительной частью. И т.д.

     Дифференцированный подход к уча­щимся позволяет каждому школьнику работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с зада­ниями, вселяет уверенность в собствен­ных силах, способствует повышению ин­тереса к учебной деятельности, форми­рует положительные мотивы учения. Но все это требует знания возможно­стей учащихся, регулирования учебной нагрузки, предупреждения перегрузок и, конечно, культуры труда учителя и учащихся.

 

 

Литература:

Булгакова В.И. «Проблемное обучение – понятие и содержание». «Воспитание школьника», 1985год. № 8.  Кобдикова Ж.У. «Педагогическая технология уровневой дифференциации обучения в средней школе». – Монография. – Алматы: «Print», 2000, с.165. Лернер И.Я. «Процесс обучения и его закономерности». – М; Педагогика, 1980, с.96. Логинова О.Б. «Уровневая дифференциация обучения». – Москва, 1994. Пидкасистый П.И. Роспедагогика. – М, 1995. Селевко Г.К. «Дифференциация обучения». – Ярославль, 1995.