Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальной школе.
Савченкова С. Н., учитель начальных классов
СОШ № 85 Октябрьского района г. Караганды.
Этот материал учитель использует на уроках
русского языка в начальной школе,
начиная с первого класса.
Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово, по определению Михаила Ростиславовича Львова "представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".
Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:
восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;
формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.
Работу по освоению "словарных" слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.
Словарно-орфографическая работа должна быть направлена на:
1) обогащение речи младших школьников словами из словаря;
2) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных им слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;
3) развитие умения объяснять значения слов и понимать особенности их употребления в речи;
4) осмысленное написание изучаемого слова и его правильное употребление в устной и письменной речи.
Как объяснить младшим школьникам значение и написание изучаемого слова? Для этого на этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова предшествовала показу его написания. В этом случае нельзя забывать и о подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести в активный словарь ученика как с целью обогащения словарного запаса, так и с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Познакомить учащихся с изучаемым словом желательно в начале урока, для того чтобы в дальнейшем включить слово в упражнения.
Приведем пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся в ходе ознакомления со значением и написанием слова помидор во втором классе.
Первым этапом знакомства детей со словом должна стать лексическая работа. Приемы объяснения смысла слова различны. Это показ предмета или его изображения: дети рассматривают предмет, называют его словом, определяют значение и объясняют отличительные признаки. Не менее интересным приемом объяснения слова является работа с загадкой (Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки): ученики слушают загадку, отгадывают ее и доказывают, что отгадка подобрана верно.
Однако слово может быть представлено и через текст, где дается научное или художественное описание, содержащее сообщение об основных признаках и свойствах того предмета или явления, которое названо словом. Анализ текста не только поможет учителю организовать работу по осознанию детьми лексического значения слова, но и даст верное представление о предмете или явлении окружающей действительности, обогатит память ребенка образцом научно-познавательного или художественного текста, будет способствовать развитию воссоздающего или творческого воображения. Так, учитель может предложить детям следующее стихотворение:
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько красного гороха!
Огурцы, как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
пробежишься огородом -
Съешь морковку мимоходом.
Е. Трутнева.
После ознакомления с текстом учитель задает ряд вопросов:
1) Подготовьтесь прочитать выразительно текст. О чём он?
2) Что мы называем словом помидором? Найдите и прочитайте предложения, где говорится о помидоре?
3) Что вам понравилось в описании помидора? Какую картинку вы представили, читая текст? Какими бы вы нарисовали помидор?
Далее работа над словом продолжается в форме обсуждения формулировок значений слова:
1) помидор— огородное растение, овощ;
2) помидор — округлый, красный плод этого растения.
Второй этап работы над словом — его орфографический (возможно, и этимологический) анализ. Учащимся предлагается вслушаться в звучание слова помидор и определить в нем орфограммы. Учитель может записать на доске слово с пропуском букв-орфограмм: п..м..дор. Затем ученики «исследуют» возможность найти проверочное слово для каждой из пропущенных букв, в результате чего появляется цепочка однокоренных слов: п..м..дорчик, п..м..дорина, п..м..дорка, п..м..доровый, п..м..дорный;приходят к выводу: слово помидор словарное, а значит, следует воспользоваться словарем, чтобы узнать о написании слова. Ученики всматриваются в графическое написание слова в тексте (либо в словаре), учитель вписывает пропущенные гласные в слово помидор и в однокоренные ему слова, обращает внимание на единообразное написание однокоренных слов (при этом орфографическая работа сопровождается и лексическим анализом однокоренных слов). Цепочку однокоренных слов дети записывают в тетрадь, подчеркивают гласные буквы, написание которых надо запомнить.
Одновременно с орфографическим анализом может быть проведен и этимологический. Учитель может воспользоваться этимологической справкой, данной в пособии: Слово помидор происходит от итальянского помидоро, что означает" золотое яблоко".Томатом это растение назвали перуанские индейцы.
Третьим этапом работы с изучаемым словом может стать использование его в речевой практике (устной или письменной) сообразно решению задачи урока.
Работа над написанием трудного слова не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Учитель всегда может найти возможность предложить ученикам написать нужное слово, осмыслить его, составить с ним словосочетания, употребить их в предложении и тексте. Языковым материалом для проведения упражнений могут стать этимологические справки, сочетаемость слов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, загадки, пословицы, предложения и тексты, представленные на страницах пособия по каждому изучаемому слову.
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты: картинный, зрительный, комментированный, предупредительный, объяснительный, распределительный, выборочный, творческий диктант по памяти, диктант с использованием загадок, диктант с пропусками и др. Количественному и качественному обогащению словаря учащихся могут способствовать словарно-лексические упражнения, которые предполагают наблюдение над значениями однокоренных слов, многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами, фразеологизмами.
Работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи.
Работая над трудными словами можно использовать следующие задания:
Дописать предложения:
Весело чирикает……(воробей). В лесу живут ..(заяц, медведь, лисица). Столица нашей Родины - ….(Астана). На грядке растут..(морковь, огурцы, помидоры).Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК.
ВАГОН – ВАГОНЧИК,
БИЛЕТ – БИЛЕТИК,
ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК.
Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить, опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. Значит, слово БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне БЕРЁЗ - пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когда-то родственными.
Замените одним словом и напиши.
Человек, который передаёт свои знания другим, учит. (учитель) Член колхоза. (колхозник) Двенадцатая часть года. (месяц)Выборочный диктант:
При школе есть огород. Там растут разные овощи. Растут морковь, капуста, огурцы. Ребята ухаживают за ними. Хорош будет урожай!
( Ученики выписывают словарные слова: огород, овощи, морковь, капуста, огурцы, ребята, урожай. Написание этих слов проверяют по словарю.)
Работа с ребусами.
С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся
читать слова "корова", "ворона", "ворота", воробей и др., написанные в виде ребусов.
Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово "молоко". К такому
кроссворду обычно дается загадка.
|
|
|
|
|
|
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ...(молоко).
Дети хором подсказывают отгадку.
Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и
способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.
|
А |
|
У |
|
|
А |
![]() |
Две гласных "а" и "у" одна.
Угадайте-ка, друзья,
Очень много хруста
Издает ...(капуста)
|
|
|
|
|
|
|
В поле выросла она,
Колосом своим горда.
Может колосом гордиться
Лишь хорошая ... (пшеница)
|
О |
Р |
О |
|
![]() |
Прошу вас все слова назвать,
Где -оро- надо написать.
К этому кроссворду можно предложить игру "Подскажи словечко".
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ...(горох).
(Е.Благинина.)
Дедушка Рох посеял ...(горох).
- Уродился я неплох,-
С грядки хвастался ...(горох).
Привезли во двор песок-
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить ... (город).
(И.Кононов.)
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется ...(мороз).
Для правильного закрепления написания "словарного" слова можно
использовать шуточные вопросы, загадки, например:
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши, но где-то спрятались "еж" и "уж".
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.
Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдите без труда.
(картина)
Или:
Прибавьте сорок к единице длины,
И вмиг она преобразится.
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь: под землей помчится.
(метро)
После того как написание слова хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка-словарное слово.
Например: игра "Подскажи словечко".
1. Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух.
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же ...(корова).
2. Дремучий лес к стеклу прирос -
Нарисовал его ...(мороз).
(Г.Соколов.)
3. Трещала с самого утра:
"Пора! Пор-р-ра!"
А что - пора? Такая с ней морока,
Когда трещит... (сорока).
(Е.Серова.)
Значительное место в процессе словарно-орфографической работы следует отводить самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.
Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:
< >Найти его в словаре;Определить место ударения в нём;Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;Поставить к слову вопрос и определить, к какой части речи относится выписанное слово;Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;Устно составляют словосочетания, подбирая к существительному подходящие прилагательные, существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, глаголы (в данном случае составляется нераспространённые предложение).Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно указывают их принадлежность к определённой части речи.1. Арямова О. С., Мали Л. Д. «Этимологический словарик» слов с непроверяемыми написанием // Начальная школа. – 1992. - №2. – с. 19- 26.
2. Бекова Л. Р. Работа над правописанием словарных слов и развитие памяти младших школьников. // Начальная школа Казахстана. – 2005. - №1. – с. 4- 8.
3.. Гордеев Э. В., Дмитрюк Н. В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1995. - №1. – с. 16- 18.
4. Ерадкина В. В. Работа над непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1994. - №1. – с. 23-27.
5.Завацкая Г. Способы формирования речевой компетентности на уроках русского языка в начальной школе. // Обучение в начальной школе. – 2007. - №1. – с. 6 -10.
6. Канакина В. П. Работа над значением слов с непроверяемыми написаниями // Начальная школа. – 1993. - №6. – с. 4-6.
7. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. - Москва, 1991.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – Москва, 1986.
9. Картинки с сайтов: http://www.lenagold.ru; http://www.alday.ru