Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"№85 ЖББОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Күту, тосу
ждать.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 31
Жаңа сұрақтар: 5

«Арбузный переулок»

 

Урок литературы  в 4 «Б» классе.

 

Тема: В.Драгунский «Арбузный переулок»

 

Цель:создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности и коммуникативных умений.

 

Задачи:

Продолжить знакомство с творчеством В.Ю. Драгунского Развивать умение работать с текстом, определять тему и идею произведения, составлять сравнительную характеристику героев. Совершенствоватьвыработку навыка осознанного,  беглого, выразительного  чтения Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся, расширением кругозора. Воспитание нравственных качеств личности

 

Основная технология урока: проблемно-диалогическая

 

Тип урока:изучение нового материала

 

Вид урока: диалог в сочетании с самостоятельным чтением произведения

 

Приёмы работы: чтение по ролям, выборочное чтение, выражение личностных суждений, сравнительный анализ, выразительное чтение на основе осмысленного восприятия текста.

 

Оборудование: Портрет В.Драгунского, выставка книг В.Драгунского,  презентация, подборка пословиц и поговорок, карточки для словарной работы, толковые словари

 

Ход урока:

 

Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!  Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня на уроке  много гостей. А гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.  Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.   Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего  урока.   Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и   тихонечко  присядем за парты.

- Нам с вами сегодня предстоит очень объёмная и сложная работа.  Несмотря на присутствие гостей на уроке,  мы будем делать то, что обычно делаем на уроках литературы: работать с текстом, ставить вопросы и отвечать на них, узнавать новое и интересное… Давайте мысленно пожелаем друг другу здоровья и удачи! Готовы к работе?! Тогда – вперёд! Но перед сложной и трудной работой необходимо вспомнить, какой должна быть наша речь, чтобы все задания были нам по плечу. Итак…  Ваша речь на уроке должна быть: (Хоровое чтение с доски.Слайд № 2)

Обдуманной Последовательной Содержательной Четкой Правильной В меру эмоциональной В меру быстрой Проверка домашнего задания.

- С творчеством какого писателя мы с вами начали знакомство на предыдущем уроке? Что вы можете сказать об авторе? («Живой микрофон» + слайды презентации № 3- 5)

В.Ю. Драгунский родился  почти 100 лет назад -  в 1913 году Когда он был  ещё совсем маленьким, у него умер отец Воспитывал его отчим – красный комиссар Он его очень любил, сажал на коня, давал подержать настоящую  саблю Отчим погиб, мать вышла замуж ещё раз - за актёра С новым отчимом и матерью маленький Драгунский объездил много городов Всегда мечтал стать актёром, как отчим Пришлось много работать – токарем на заводе, шил конскую сбрую в мастерской… Всё-таки  исполнил свою мечту – стал актёром Воевал на войне Работал в цирке рыжим клоуном Очень любил детей Писал  весёлые рассказы для детей

 

- Какие произведения Виктора Юзефовича Драгунского вы читали самостоятельно? (обзор выставки книг слайды № 6-7 ).

- Что их объединяет?

- Кто главный герой всех этих произведений? (Денис Кораблёв).

- Что вы можете сказать о Денисе?  (1 рассказ о Дениске вышел в 1959 году – 53 года назад)

- Дайте краткую характеристику гл. герою составление кластера, слайд № 8

ДЕНИС

 

 весёлый         озорной          добрый           ленивый   ……….. ,  словом, «обыкновенный мальчишка» , 1 из вас.

 

 

 - Кто послужил прообразом Дениски Кораблёва?

 -Что вы можете сказать о Денисе Драгунском? (стал талантливым журналистом, сестра Ксения – драматург)

 

Викторина «Внимательный читатель» (слайды презентации  № 9-14) 

 

- Произведения В.Драгунского редко кого из читателей оставляют равнодушными. Они остаются в памяти, к ним хочется вернуться вновь, продолжить знакомство с его героями в новых произведениях… Почему это происходит?

- Какие они, рассказы В.Драгунского?

1 группа  (…)                                                    2 группа (…)

      весёлые                                                              грустные

      эмоциональные                                                 воспитывающие

      остроумные                                                       заставляющие сопереживать героям

      поучительные                                                    затрагивающие серьёзные вопросы,

                                                                                  заставляющие задуматься

 

Сообщение темы урока.  Целеполагание.

 Сегодня мы  с вами продолжим изучение творчества В.Драгунского, познакомимся

 с его рассказом «Арбузный переулок».

- Как вы думаете, почему рассказ так назван? - О чём может пойти в нём речь? (Песня Ю.Антонова, варианты детей)

-  На самом деле, ребята, это рассказ о войне. Как вы думаете, почему рассказ о войне назван «Арбузный переулок»? (варианты детей).

- Прочтём произведение и сравним свои ответы до и после чтения текста

 

  IV. Работа с текстом:

Самостоятельное чтение  1-й части.

- Какой рассказ В.Драгунского напоминает  1-я  часть этого произведения? («Тайное всегда становится явным»).

- Можно ли ответить на вопрос, почему так озаглавлен рассказ, прочитав 1-ю часть?

- Что делать? (читать до конца).

 

Словарная работа (Слайд № 15):  

Попробуйте в группе объяснить значения слов:

Диспут -….    - Найди синоним в тексте (жаркий спор)

Марципаны -…

Диспутпубличный спор на научную или общественно важную тему

Марципан  - кондитерское изделие из миндального теста.

 

- Объясни значение выражений, определи, как называется данное  средство художественной выразительности (метафора, гипербола, эпитет, сравнение, олицетворение)

 (по карточкам работа в  группах):

«Тарелка так славно дымилась…» 

«Я сейчас быка съесть могу!»

«Ты меня вгонишь в гроб!»

«Я просто умираю, как только вижу пенки!»

«Ты вылитый кощей!»

-  Прочти данную фразу  с  нужной, на твой взгляд, интонацией.

- Поясни значение  выделенных слов:

«Катится по конвейеру от машины до магазина»

Конвейер – устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов.

Прожилка – тонкая цветная полоска, прослойка в камне, в дереве, а также жилка, просвечивающая сквозь кожу. (Красная п. в мраморе. Нос в синих прожилка)

« Багровая,  красная мякоть (арбуза) с сахарными прожилками»

 

 3. Чтение по ролям

Автор …              Денис…                        Мама…                       Папа…

 

4. Беседа по содержанию

- Каким мы видим здесь Дениску?  к                           - А маму?

голодный                                             о                           расстроенной

капризный                                             н                         обеспокоенной

недовольный                                           ф                       озабоченной

избалованный                                            л                     рассерженной

                                                                       и

                                                                         к

                                                                           т

 

- Что назревает между героями? (конфликт).

- При чтении рассказа «Девочка на шаре» мы установили, что в семье Дениса существует взаимопонимание…               

                                                                      Денис

                                                  Папа                                 Мама

                                                                 

- Как папа снял возникшее напряжениемежду мамой и Денисом? (шуткой).

- Зачитайте папину шутку! ( «Его высокоблагородие фон барон…»)

- Как папа отнёсся к тому, что Денис не ест молочную лапшу?(убирает тарелку, не упрашивает и не настаивает).

- Доволен ли папа капризами сына?

 

5. Постановка вопроса.

? - Мог ли папа настоять? Приказать съесть лапшу? Заставить? Наказать? Почему он так не поступает?

 

Озаглавьте 1-ю часть. («Денискины капризы»)

 

V. Физминутка.

 

VI. Чтение 2-й  части (учителем.)

- В каком городе происходят события, описанные в рассказе? (Москва). Прочтите про себя  начало папиного рассказа (1 абзац). По опорным словам воссоздайте описание трудного военного времени.

(Слайды презентации №16 – по щелчку)

УЖАСНАЯ ОСЕНЬ  - В чём  заключался её ужас?  (Война)

НАХМУРЕННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ   - Почему все взрослые такие? (Озабочены)

РАДИО СЛУШАЮТ ЕЖЕЧАСНО  - Как это? Зачем?

 

Автор образ военного времени передаёт нам через детское восприятие. Это война глазами ребёнка.

 

2. Корзина мнений:

ВОЙНА  - это…    кровь, смерть, холод, страх, голод, беда, слёзы… (Слайд № 17)

- Что из вышеперечисленного папа Дениса испытал на себе в полной мере?- Почему он не вспоминает бомбёжки, полёты вражеской авиации, страх смерти? (Голод – самое сильное чувство, оно затмило все другие чувства и эмоции)

 

3. Презентация о блокадном Ленинграде, фотографии военного времени

Герой рассказа пережил голод в Москве. Но во время войны  практически во всех городах и сёлах было такое же трудное положение.

Блокада-окружение города  войсками  противника с целью  его уничтожения.

   -Вес ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы ВОВ.  Мужчины ушли на фронт воевать с фашистами. Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались,  каждый день бомбили  город.  Слайд № 18

 - Вскоре в магазинах  совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Женщины и дети постарше целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Слайды  № 19 -20

Малыши  ходили в детские сады. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили  в темный подвал Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы. Слайд № 21  Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и оттуда таскали тяжелые, полные воды ведра. Слайды № 22-23.

Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки. От голода люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, кисель из клея. От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 г во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Слайд № 24

Самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом – голодом. Почти три года провели  люди в блокадном  Ленинграде.  Но не сдались!

4. Вернёмся к рассказу.

- Почему рабочий побежал за мальчиком  и отдал ему арбуз?

-Мог ли он съесть его сам?

-Прочти последний абзац этой части так, чтобы мы почувствовали вкус и запах того арбуза.

- Почему папа Дениса, который в ту пору был маленьким мальчиком,  через столько лет не забыл своих детских впечатлений, пронёс память об этом арбузе через всю жизнь?(Светлое пятно- воспоминание  на фоне  трудного, голодного военного детства, редкий в ту пору момент счастья. Люди, к счастью, устроены так, что  больше помнят хорошее)

 

 5. Озаглавьте  2-ю часть («Папины воспоминания»,    «Неожиданный подарок» …)

 

VII. Релаксация  - «Моё самое светлое воспоминание» (Слайд № 25 - под музыку)

-  Подумайте о тех, кто погиб в годы ВОВ, защищая Родину…Подумайте  о тех, кто умер от голода, но не сдался врагу, о тех кто ценой своей  жизни подарил жизнь нам с вами… (минута молчания)

 

VIII. Чтение 3-ей части (про себя)

Выборочное чтение.

- Какой была осень 1941 г. в Москве?  (Слайд № 26 )

ХОЛОД – описание зачитать «стало совсем холодно…»

СТРАХ – «фашисты шли и шли к Москве..»

ГОЛОД – «еды стало совсем мало… снится хлеб… снятся арбузы…»

ЛЮДИ – «совсем уже нет живота, он просто  как будто прилип к позвоночнику…»

- Почему переулок мальчишки прозвали арбузным? (могли назвать счастливым переулком)

 

2. Озаглавьте 3-ю часть («Голодная осень», «Ожидание арбузного грузовика») (Слайд № 27)

 

IX. Чтение (вслух)4-й части

 

1. Беседа по содержанию.

- Что такое видел папа, чего  ни Денис, ни мама не видели? (Себя в детстве. Война навсегда оставила след в его душе, он, рассказывая о своих переживаниях, словно снова пережил войну)

-Принял ли Денис рассказ отца близко к сердцу? Подействовал ли он на него? Докажите.

 

2. Озаглавьте последнюю часть. («Вкусные пенки», «Пустая тарелка»)

 

X. Итог урока

 - Вернёмся к вопросу: мог ли папа   добиться того, чтобы  Денис съел лапшу другим способом? Какие варианты? (заставить, отругать, наказать, побить…)

- Почему он этого не сделал?

Наказание не всегда даёт тот результат, который мы ожидаем Наказание не всегда идёт на пользу Папа предпочёл воздействовать на чувства, на душу мальчика (удар/укол в душу)

 - Понял ли Денис отца?

- А вы автора? Что хотел сказать нам В.Драгунский своим произведением?

- Какую идею он вложил в него? (Война оставила след в душе каждого – и того, кто пережил войну, и того, кто родился после неё. Учись ценить то, что имеешь).

- Выбери и запиши в тетрадь ту пословицу, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею произведения. (Самостоятельная работа по карточкам)

 

1. Не узнав горя, не узнаешь и радости.                         2. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

3. Кто за Родину горой, тот истинный герой.            4. Труд кормит, а лень портит.

 

XI. Домашнее задание.

 Подготовить пересказ текста по плану

 

ХII. Рефлексия.

-  Понравился ли вам наш сегодняшний урок, если “да”, то чем?

-  Какой вопрос показался самым интересным? А самым сложным?                                                                               – Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске значок, соответствующий вашему настроению.

 

 

 

       Я благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего  вам самого доброго. До встречи!