Урок литературы в 4 «Б» классе.
Тема: В.Драгунский «Арбузный переулок»
Цель:создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности и коммуникативных умений.
Задачи:
Продолжить знакомство с творчеством В.Ю. Драгунского Развивать умение работать с текстом, определять тему и идею произведения, составлять сравнительную характеристику героев. Совершенствоватьвыработку навыка осознанного, беглого, выразительного чтения Продолжить работу над обогащением словарного запаса учащихся, расширением кругозора. Воспитание нравственных качеств личности
Основная технология урока: проблемно-диалогическая
Тип урока:изучение нового материала
Вид урока: диалог в сочетании с самостоятельным чтением произведения
Приёмы работы: чтение по ролям, выборочное чтение, выражение личностных суждений, сравнительный анализ, выразительное чтение на основе осмысленного восприятия текста.
Оборудование: Портрет В.Драгунского, выставка книг В.Драгунского, презентация, подборка пословиц и поговорок, карточки для словарной работы, толковые словари
Ход урока:
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. Сегодня на уроке много гостей. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
- Нам с вами сегодня предстоит очень объёмная и сложная работа. Несмотря на присутствие гостей на уроке, мы будем делать то, что обычно делаем на уроках литературы: работать с текстом, ставить вопросы и отвечать на них, узнавать новое и интересное… Давайте мысленно пожелаем друг другу здоровья и удачи! Готовы к работе?! Тогда – вперёд! Но перед сложной и трудной работой необходимо вспомнить, какой должна быть наша речь, чтобы все задания были нам по плечу. Итак… Ваша речь на уроке должна быть: (Хоровое чтение с доски.Слайд № 2)
Обдуманной Последовательной Содержательной Четкой Правильной В меру эмоциональной В меру быстрой Проверка домашнего задания.- С творчеством какого писателя мы с вами начали знакомство на предыдущем уроке? Что вы можете сказать об авторе? («Живой микрофон» + слайды презентации № 3- 5)
В.Ю. Драгунский родился почти 100 лет назад - в 1913 году Когда он был ещё совсем маленьким, у него умер отец Воспитывал его отчим – красный комиссар Он его очень любил, сажал на коня, давал подержать настоящую саблю Отчим погиб, мать вышла замуж ещё раз - за актёра С новым отчимом и матерью маленький Драгунский объездил много городов Всегда мечтал стать актёром, как отчим Пришлось много работать – токарем на заводе, шил конскую сбрую в мастерской… Всё-таки исполнил свою мечту – стал актёром Воевал на войне Работал в цирке рыжим клоуном Очень любил детей Писал весёлые рассказы для детей
- Какие произведения Виктора Юзефовича Драгунского вы читали самостоятельно? (обзор выставки книг слайды № 6-7 ).
- Что их объединяет?
- Кто главный герой всех этих произведений? (Денис Кораблёв).
- Что вы можете сказать о Денисе? (1 рассказ о Дениске вышел в 1959 году – 53 года назад)
- Дайте краткую характеристику гл. герою составление кластера, слайд № 8
ДЕНИС
весёлый озорной добрый ленивый ……….. , словом, «обыкновенный мальчишка» , 1 из вас.
- Кто послужил прообразом Дениски Кораблёва?
-Что вы можете сказать о Денисе Драгунском? (стал талантливым журналистом, сестра Ксения – драматург)
Викторина «Внимательный читатель» (слайды презентации № 9-14)
- Произведения В.Драгунского редко кого из читателей оставляют равнодушными. Они остаются в памяти, к ним хочется вернуться вновь, продолжить знакомство с его героями в новых произведениях… Почему это происходит?
- Какие они, рассказы В.Драгунского?
1 группа (…) 2 группа (…)
весёлые грустные
эмоциональные воспитывающие
остроумные заставляющие сопереживать героям
поучительные затрагивающие серьёзные вопросы,
заставляющие задуматься
Сообщение темы урока. Целеполагание.
Сегодня мы с вами продолжим изучение творчества В.Драгунского, познакомимся
с его рассказом «Арбузный переулок».
- Как вы думаете, почему рассказ так назван? - О чём может пойти в нём речь? (Песня Ю.Антонова, варианты детей)
- На самом деле, ребята, это рассказ о войне. Как вы думаете, почему рассказ о войне назван «Арбузный переулок»? (варианты детей).
- Прочтём произведение и сравним свои ответы до и после чтения текста
IV. Работа с текстом:
Самостоятельное чтение 1-й части.- Какой рассказ В.Драгунского напоминает 1-я часть этого произведения? («Тайное всегда становится явным»).
- Можно ли ответить на вопрос, почему так озаглавлен рассказ, прочитав 1-ю часть?
- Что делать? (читать до конца).
Словарная работа (Слайд № 15):
Попробуйте в группе объяснить значения слов:
Диспут -…. - Найди синоним в тексте (жаркий спор)
Марципаны -…
Диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему
Марципан - кондитерское изделие из миндального теста.
- Объясни значение выражений, определи, как называется данное средство художественной выразительности (метафора, гипербола, эпитет, сравнение, олицетворение)
(по карточкам работа в группах):
«Тарелка так славно дымилась…»
«Я сейчас быка съесть могу!»
«Ты меня вгонишь в гроб!»
«Я просто умираю, как только вижу пенки!»
«Ты вылитый кощей!»
- Прочти данную фразу с нужной, на твой взгляд, интонацией.
- Поясни значение выделенных слов:
«Катится по конвейеру от машины до магазина»
Конвейер – устройство для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому или для транспортировки грузов.
Прожилка – тонкая цветная полоска, прослойка в камне, в дереве, а также жилка, просвечивающая сквозь кожу. (Красная п. в мраморе. Нос в синих прожилка)
« Багровая, красная мякоть (арбуза) с сахарными прожилками»
3. Чтение по ролям
Автор … Денис… Мама… Папа…
4. Беседа по содержанию
- Каким мы видим здесь Дениску? к - А маму?
голодный о расстроенной
капризный н обеспокоенной
недовольный ф озабоченной
избалованный л рассерженной
и
к
т
- Что назревает между героями? (конфликт).
- При чтении рассказа «Девочка на шаре» мы установили, что в семье Дениса существует взаимопонимание…
Денис
Папа Мама
- Как папа снял возникшее напряжениемежду мамой и Денисом? (шуткой).
- Зачитайте папину шутку! ( «Его высокоблагородие фон барон…»)
- Как папа отнёсся к тому, что Денис не ест молочную лапшу?(убирает тарелку, не упрашивает и не настаивает).
- Доволен ли папа капризами сына?
5. Постановка вопроса.
? - Мог ли папа настоять? Приказать съесть лапшу? Заставить? Наказать? Почему он так не поступает?
Озаглавьте 1-ю часть. («Денискины капризы»)
V. Физминутка.
VI. Чтение 2-й части (учителем.)
- В каком городе происходят события, описанные в рассказе? (Москва). Прочтите про себя начало папиного рассказа (1 абзац). По опорным словам воссоздайте описание трудного военного времени.
(Слайды презентации №16 – по щелчку)
УЖАСНАЯ ОСЕНЬ - В чём заключался её ужас? (Война)
НАХМУРЕННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ - Почему все взрослые такие? (Озабочены)
РАДИО СЛУШАЮТ ЕЖЕЧАСНО - Как это? Зачем?
Автор образ военного времени передаёт нам через детское восприятие. Это война глазами ребёнка.
2. Корзина мнений:
ВОЙНА - это… кровь, смерть, холод, страх, голод, беда, слёзы… (Слайд № 17)
- Что из вышеперечисленного папа Дениса испытал на себе в полной мере?- Почему он не вспоминает бомбёжки, полёты вражеской авиации, страх смерти? (Голод – самое сильное чувство, оно затмило все другие чувства и эмоции)
3. Презентация о блокадном Ленинграде, фотографии военного времени
Герой рассказа пережил голод в Москве. Но во время войны практически во всех городах и сёлах было такое же трудное положение.
Блокада-окружение города войсками противника с целью его уничтожения.
-Вес ужас блокады узнали жители Ленинграда в годы ВОВ. Мужчины ушли на фронт воевать с фашистами. Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, каждый день бомбили город. Слайд № 18
- Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Женщины и дети постарше целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Слайды № 19 -20
Малыши ходили в детские сады. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы. Слайд № 21 Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и оттуда таскали тяжелые, полные воды ведра. Слайды № 22-23.
Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки. От голода люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, кисель из клея. От слабости люди умирали прямо на улицах. Весной 1942 г во время таяния снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Слайд № 24
Самая длительная и чудовищная в истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом – голодом. Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
4. Вернёмся к рассказу.
- Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз?
-Мог ли он съесть его сам?
-Прочти последний абзац этой части так, чтобы мы почувствовали вкус и запах того арбуза.
- Почему папа Дениса, который в ту пору был маленьким мальчиком, через столько лет не забыл своих детских впечатлений, пронёс память об этом арбузе через всю жизнь?(Светлое пятно- воспоминание на фоне трудного, голодного военного детства, редкий в ту пору момент счастья. Люди, к счастью, устроены так, что больше помнят хорошее)
5. Озаглавьте 2-ю часть («Папины воспоминания», «Неожиданный подарок» …)
VII. Релаксация - «Моё самое светлое воспоминание» (Слайд № 25 - под музыку)
- Подумайте о тех, кто погиб в годы ВОВ, защищая Родину…Подумайте о тех, кто умер от голода, но не сдался врагу, о тех кто ценой своей жизни подарил жизнь нам с вами… (минута молчания)
VIII. Чтение 3-ей части (про себя)
Выборочное чтение.- Какой была осень 1941 г. в Москве? (Слайд № 26 )
ХОЛОД – описание зачитать «стало совсем холодно…»
СТРАХ – «фашисты шли и шли к Москве..»
ГОЛОД – «еды стало совсем мало… снится хлеб… снятся арбузы…»
ЛЮДИ – «совсем уже нет живота, он просто как будто прилип к позвоночнику…»
- Почему переулок мальчишки прозвали арбузным? (могли назвать счастливым переулком)
2. Озаглавьте 3-ю часть («Голодная осень», «Ожидание арбузного грузовика») (Слайд № 27)
IX. Чтение (вслух)4-й части
1. Беседа по содержанию.
- Что такое видел папа, чего ни Денис, ни мама не видели? (Себя в детстве. Война навсегда оставила след в его душе, он, рассказывая о своих переживаниях, словно снова пережил войну)
-Принял ли Денис рассказ отца близко к сердцу? Подействовал ли он на него? Докажите.
2. Озаглавьте последнюю часть. («Вкусные пенки», «Пустая тарелка»)
X. Итог урока
- Вернёмся к вопросу: мог ли папа добиться того, чтобы Денис съел лапшу другим способом? Какие варианты? (заставить, отругать, наказать, побить…)
- Почему он этого не сделал?
Наказание не всегда даёт тот результат, который мы ожидаем Наказание не всегда идёт на пользу Папа предпочёл воздействовать на чувства, на душу мальчика (удар/укол в душу)- Понял ли Денис отца?
- А вы автора? Что хотел сказать нам В.Драгунский своим произведением?
- Какую идею он вложил в него? (Война оставила след в душе каждого – и того, кто пережил войну, и того, кто родился после неё. Учись ценить то, что имеешь).
- Выбери и запиши в тетрадь ту пословицу, которая, на ваш взгляд, наиболее полно отражает идею произведения. (Самостоятельная работа по карточкам)
1. Не узнав горя, не узнаешь и радости. 2. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
3. Кто за Родину горой, тот истинный герой. 4. Труд кормит, а лень портит.
XI. Домашнее задание.
Подготовить пересказ текста по плану
ХII. Рефлексия.
- Понравился ли вам наш сегодняшний урок, если “да”, то чем?
- Какой вопрос показался самым интересным? А самым сложным? – Урок подошёл к концу, у всех у вас разные чувства и настроение. Когда вы будете уходить с урока, то оставьте на доске значок, соответствующий вашему настроению.
Я благодарю всех ребят за активное участие на уроке, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку. Всего вам самого доброго. До встречи!