Коммунальное государственное казенное предприятие "ЯСЛИ-САД…
КГКП "Ясли - сад "Айналайын"

Программа Консультационного пункта

УТВЕРЖДЕНА

на методическом совете КГКП

я/с «Айналайын» протокол № 2

от «10» октября 2023 г.

Программа работы консультационного пункта

психолого – педагогической помощи семьям,

воспитывающим детей на дому.

Караганда 2023

Актуальность  и  методологическое обоснование:

Основным преимуществом детского сада является возможность для ребенка общаться со сверстниками. Не все дети имеют возможность посещать детские сады, в силу разных причин.  Круг общения многих “домашних” детей ограничивается родителями и родственниками. Со сверстниками они зачастую общаться не умеют. Да и общение с незнакомыми взрослыми может быть затруднительным для таких детей.                                                

Ребенку очень важно помочь почувствовать себя членом детского сообщества, облегчить его вхождение в мир. Дети должны научиться понимать, что проживание в мире сопряжено с выполнением целого ряда правил, с учетом мнения другого, уважением его прав. Все это является важным для дальнейшего полноценного развития ребенка.

 Существует проблема семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  У таких детей есть постоянная потребность в общении с другими детьми и педагогами.  Особенно эта помощь нужна родителям детей, которые не посещают детский сад. Более компетентны в этом специалисты дошкольных образовательных учреждений. Они могут осуществлять прямой контакт с родителями, наблюдать развитие ребенка, получать “обратную связь” от родителей.  Актуальным остаётся вопрос  консультирования детей школьного возраста, нуждающихся в коррекции речевого развития, так как не все школы имеют штатных учителей-логопедов.  Поэтому семьям необходима консультативная помощь специалистов.

В КГКП я/с «Айналайын» созданы условия и возможность для оказания помощи семьям, воспитывающим детей на дому. Существенно пополнилась предметно-пространственная развивающая среда, имеются помещения для работы специалистов и проведения совместных мероприятий.  Так как это направление в работе детского сад является принципиально инновационным, всем педагогам и сотрудникам предстоит большая работа по изучению, апробированию и внедрению разнообразных форм работы, с целью получения положительного результата.

Программа работы консультационного пункта направлена на решение задач по обеспечению государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования для подрастающих граждан РК

Цель программы:

Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи консультационного  пункта:

-    оказание методической, педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, а также родителям (законным представителям), чьи дети обучаются в образовательных организация, реализующих образовательную программу дошкольного и общего  образования; 

- повышения педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста от  года до 6 (7) лет,  в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

- обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

-  проведение комплексной профилактики различных отклонений в психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;

-  обеспечение взаимодействия между государственным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

-  ознакомление родителей с новыми информационными технологиями в воспитании и обучении детей.

Механизм реализации программы:

1 этап: Подготовительный  (15.10.2023-30.10.2023)

Задачи и содержание работы:

1. Изучение возможности для организации КП (приказ об организации консультационного  пункта).

2. Изучение Положения о работе консультационного  пункта.

3. Информационное оповещение в соцсети,  изучение спроса родителей на организацию консультационного  пункта.

4. Выбор творческой группы.

             Результат: 

Для обеспечения деятельности КП творческим коллективом был разработан пакет  документов:

Анкеты для родителей;

Годовой план работы консультативного пункта на 2023 – 2024 уч. год;

Журнал предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

Журнал учёта работы Консультативного пункта помощи семьям;

График работы специалистов.

2. этап: Основной(01.11.2023-31.05.2024)  - этап практический.

Содержание работы:

5. Разработаны  анкеты и диагностики, которые позволили выявить характер запросов родителей.

6. Выявили основные блоки консультационного  пункта:

- психолого-педагогическая помощь семьям при адаптации детей;

- консультативная помощь родителям;

- помощь семьям в вопросах социализации детей;

- профилактика различных отклонений;

- помощь родителям по подготовке детей к школе;

- консультативная помощь родителям, воспитывающих детей с ограниченными  возможностями здоровья.

    Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Это позволяет подготовить квалифицированную консультацию.

   Специалисты КП планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей, стараясь подобрать наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют необходимую психологическую литературу, полезные упражнения, игры и игрушки для ребенка.

    Педагог-психолог помогает выявить  эмоционально-личностные проблемы,определить уровни развития познавательных процессов (внимания, память, мышление, воображение) детей, анализирует детско-родительские отношения, проводит по желанию родителей диагностическое обследование уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе, консультирует родителей   в адаптационный период.

   Логопед помогает определить уровень познавательно-речевого  развития  ребенка, показывает, как  можно помочь ребенку избавиться от речевых недостатков, учит родителя  и  ребенка интересным речевым  играм и упражнениям.

    Дефектолог подскажет родителям различные приемы, игры, упражнения для познавательного и физического развития ребенка, проконсультирует  по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

    Директор  и делопроизводитель оказывают помощь при оформлении ребёнка в ДО, знакомят с нормативно-правовыми документами и локальными актами ДО, дают советы по вопросам оформления льгот при оплате за детский сад, помогают решать любые спорные вопросы.

      Кроме этого специалистами ведется работа:

-по созданию банка педагогических знаний специалистами и педагогами детского сада;

-по подбору диагностических методик участниками проекта для работы с родителями;

-по оформлению и регистрации журнала предварительной записи родителей на консультацию к специалистам;

-по обучению различным развивающим коррекционным технологиям в процессе проведения  семинаров-практикумов.

     На данном этапе происходит разработка и накопление научно-методического материала, его применение на практике, апробация новых технологий и внедрение практического опыта, который представлен различными формами взаимодействия с родителями:

разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей;

организация “Дней открытых дверей” для родителей;

проведение  семинаров-практикумов, тренингов специалистами;

формирование электронной библиотеки  для семейного самообразования;

организация "телефона доверия”.

        Родители получают помощь в индивидуальном подборе игр, занятий, видов деятельности, в наибольшей степени способствующих развитию ребенка, знакомятся с дидактическими играми, развивающими внимание, память, воображение, мелкую моторику, литературой.

      В консультационном  пункте ведётся работа и с детьми: игровое взаимодействие ,тематические беседы,коррекционно-развивающая работа,творческие лаборатории, мониторинг, психолого-педагогическое сопровождение детей с различными отклонениями, совместные праздники и выставки творческих работ.

3 этап: Аналитический.  (31.05.2024-31.08.2024)

   На заключительном этапе реализации предполагается  мониторинг изучения качества оказания педагогической помощи семьям, воспитывающим детей на дому, мониторинг изучения уровня удовлетворённости качеством деятельности ДО, определение направления работы  в системах «Родитель-Ребёнок», «Родитель-Взрослый».   

Планируется:

- разработка  рекомендаций для всех участников образовательного процесса ДО по коррекции взаимоотношений.

Функциональные обязанности специалиста КП

Цель деятельности специалиста КП: оказание адресной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей раннего и предшкольного возраста на дому, а также нуждающимся в помощи специалистов.

Задачи деятельности специалиста КП:

Обеспечение индивидуального психолого - педагогического сопровождения семей;

Обогащение воспитательно-образовательного потенциала семей;

Своевременное выявление детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии;

Функции деятельности КП:

аналитическая

консультативная

диагностическая

информационная

методическая.

координационно - организационная

Формы организации деятельности КП:

Диагностика и составление индивидуальных программ развития детей;

Информирование об услугах ДО;

Индивидуальные (очные) консультации;

Дистанционное консультирование;

Совместные с родителями тренинги, дискуссии;

Диагностические занятия с ребёнком в присутствии родителей;

Совместные занятия с родителями и с детьми;

Использование ключевых ситуаций по созданию условий для игровой деятельности и воспитанию детей в семье.

Критерии  оценки  эффективности  результатов  деятельности  работы КП:

Статистика количества семей, обратившихся за помощью к специалистам КП ДО.

Обобщённый методический материал по работе с семьями.

Оценка деятельности ДО родителями и социумом.

Перспективы развития инновации

Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям в консультационном пункте строится  на основе интеграции деятельности разнопрофильных специалистов.

      Посетив наш консультативный пункт, родители могут  получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердить или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на детей. Эффективность работы консультативного пункта в первую очередь   связана с профессионализмом его сотрудников, их искренним желанием успешно развиваться, умением вступать в контакт с родителями, найти к ним и их детям индивидуальный подход.

Сложившемуся в процессе работы коллективу специалистов консультационного пункта по силам решение задач исследовательской работы в области дошкольного образования. Реализованный проект может быть использован другими образовательными организациями.

Ожидаемый результат:

Благодаря работе консультационного  пункта ожидается:

1. Безболезненная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.

2. Успешная социализация дошкольников, не посещающих детский сад.

3. Тесное сотрудничество между родителями и ДО.