Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Жас натуралистер станциясы

Рабочий учебный план КГУ Станции юных натуралистов

Рабочий учебный план

коммунального государственного учреждения

«Станция юных натуралистов»

отдела образования города Караганды

управления образования Карагандинской области

на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка

КГУ «Станция юных натуралистов» осуществляет образовательную деятельность по образовательным направлениям: естествознание, искусство, социальная практика.                                                                                      Педагогический коллектив КГУ «Станция юных натуралистов» постоянно в активном действии, ведет поиск новых форм и направлений работы. Эта ориентация реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс образовательных программ, имеющих социальную и досуговую направленность, внедрения современных методик обучения и воспитания детей, а также диагностики уровня усвоения обучающимися программного материала и диагностики экологической культуры.                          Годовой, учебный рабочий план КГУ «Станция юных натуралистов» разработан в соответствии со стоящими перед педагогическим коллективом задачами. Обеспечение непрерывности экологического образования и воспитания осуществляется через реализацию образовательных (общеразвивающих) программ на всех ступенях роста и развития обучающихся. Функции осуществляемые КГУ «Станция юных натуралистов»: образовательная, воспитательная, организационно-методическая, информационно-просветительская.

Дополнительные общеобразовательные программы (далее программы) составлены в соответствии с Законами РК:

  • Закон РК «Об образовании» от 27.07.2007 г.;
  • Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 г. № 345;
  • Закон РК «О языках в Республике Казахстан» от 11.07.1997 г. № 151;
  • Гражданский кодекс РК от 27.12.1994 года № 268-XIII;
  • Приложение 5 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года № 614 «Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей»;
  • Приложение 21 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 года № 496 «Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы (с сокращением учебной нагрузки) по учебному предмету «Естествознание» для 5-6 классов уровня основного среднего образования»;
  • Приложение 24 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 года № 496 «Долгосрочный план по реализации Типовой учебной программы (с сокращением учебной нагрузки) по учебному предмету «Биология» для 7-9 классов уровня основного среднего образования»;
  • Приложение 25 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 года № 496 «Типовая учебная программа (с сокращением учебной нагрузки) по учебному предмету «География» для 7-9 классов уровня основного среднего образования»;
  • Приложение 35 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 года № 496 «Типовая учебная программа (с сокращением учебной нагрузки) по учебному предмету «Биология» для 10-11-классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования»;
  • «Правила оказания государственной услуги «Прием документов и зачисление в организации дополнительного образования для детей по предоставлению им дополнительного образования» утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 22.05.2020 года № 219;
  • Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года.

Образовательная деятельность КГУ «Станция юных натуралистов» осуществляется на основании Устава, лицензии, локальных актов, Программы развития.

Образовательные программы утверждены на педагогическом совете организации протокол №1 от 31.08.2022г. , имеют внешнюю рецензию.

Образовательные программы направлены на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

Учебный план обеспечивает широту развития личности, учитывает потребность отдельного человека и социума, резерв учебного времени и недопустимости перегрузки учащихся. Учебный план составлен с учётом:

  • целей КГУ «Станция юных натуралистов»;
  • обеспеченности учреждения учебно-методическими материалами;
  • познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
  • кадрового потенциала;
  • преемственности и перспективности обучения;
  • соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований.

Учебный план отражает непрерывность экологического образования, преемственность (от простого к сложному).

Oн включает в себя реализацию общеобразовательных программ дополнительного образования детей для трёх возрастных категорий:

1) 1-4 классы;

2) 5-9классы;

3) 10-11 классы, ориентированных на уровень обученности детей, их наклонности, способности и интересов.

Первая возрастная категория – младшее школьное звено, как правило, на этой ступени происходит первое знакомство ребенка с учреждением, здесь очень важно создать мотивацию выбора конкретного вида деятельности; в дополнительном образовании для данной категории имеет место процесс формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира, здесь начинается процесс формирования установок, мотивационной культуры личности.

Вторая возрастная категория – среднее звено, на данной ступени реализуется образовательно-развивающая деятельность с детьми, у которых уже сформировался интерес к определенному направлению и виду деятельности.

Третья возрастная категория – старший школьный возраст, на данной ступени формируется дополнительно - профессиональное и социальное самоопределение.

Рабочий учебный план обеспечивается: 11 - модифицированными программами по эколога - биологическому направлению:«Дизайнер цветовод», «Интерьерный и ландшафтный дизайн», «Охрана окружающей среды», «Экологическая мастерская», «Эколог-исследователь», «Природа и фантазия», «Путешествие с комнатными растениями», «Флористика и фитодизайн», «Юный садовод», «Юный эколог».

Программы рассчитаны на срок реализации от 1 года до 3-х лет обучения. Из них: одного года обучения, десяти, многолетние – 1 (двулетние –1).

Содержание их направлено на:

  • создание условий, обеспечивающих переход от интересов детей дошкольного возраста к развитию их способностей;
  • создание условий для развития личности ребёнка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
  • приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
  • профилактика асоциального поведения.

Общеобразовательные программы разработаны с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • в формах и методах обучения (активные методы обучения, нетрадиционные формы занятия: конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
  • в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
  • в средствах обучения (обеспечение необходимым оборудованием, инструментами, материалами);
  • в формах подведения итогов реализации общеобразовательной программы (выставки, олимпиады, конференции и др.).

Формы организации образовательного процесса:

  • учебные занятия в объединениях;
  • группы переменного состава (по экскурсионным программам);
  • клуб выходного дня;
  • выездные мероприятия в зоне города;
  • экспедиции за город и др. регионы;
  • экологические акции, конференции, конкурсы, творческие выставки;
  • проектная деятельность и др. формы.

Инновационными методами реализации программ и педагогических технологий стала практико – ориентированная, личностно – деятельностная, проектная и исследовательская деятельность через индивидуальные и групповые занятия.                                                                                                 Кружки проводятся на бесплатной основе. Выбор форм работы происходит с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Образовательная область: Эколого-биологическое направление

Наименование ДОП

Вид ДОП

Ф.И.О. педагога

Недельная нагрузка в часах

Количество учебных недель

Итого часов

  1.  

«Дизайнер цветовод»

Модифицированная

Олишевец Надежда Константиновна

18

32

612

  1.  

«Эколог

–исследователь»

Олишевец Надежда Константиновна

4

32

136

  1.  

«Флора и дизайн»

Катпатаева Кулшат

Кабыловна

12

32

408

  1.  

«Интерьерный и ландшафтный дизайн»

Абушакимова Асем Темирхановна

20

32

680

  1.  

«Путешествие с комнатными растениями»

Бекмурзаева Айкерим Лескановна

20

32

680

  1.  

«Флористика и фитодизайн»

Калыкбергенова

Алия Муратовна

20

32

680

  1.  

«Юный садовод»

Катпатаева Кулшат

Кабыловна

8

32

272

  1.  

«Юный эколог»

Қасымбекова Айман Маратовна

20

32

680

  1.  

«Экологическая мастерская»

Касенханова Жанель Рамазановна

8

32

272

  1.  

«Природа и фантазия»

Алибаева Айжан Сериковна

24

32

816

  1.  

«Охрана окружающей среды»

Аяшева Бахытжан Темирбековна

8

32

272

В кружках станции юных натуралистов обучаются учащиеся городских школ, дошкольных образовательных организаций и учреждений социального направления.                            

Рабочий учебный план определяет все направления и объем образовательных услуг в организации для учащихся на 2022-2023 учебный год.

Реестр дополнительных общеобразовательных программ

Педагогами дополнительного образования в течение учебного года проводится:

  • диагностика усвоения обучающимися программы кружка (2 раза в год на конец 1 полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май);
  • диагностика экологической культуры обучающихся.

По итогам диагностики усвоения программного предметного материала обучающимися, педагоги дополнительного образования выявляют уровень качества знаний обучающихся.

Оценки усвоения программного материала обучающихся в объединениях проводится в форме выставок, конкурсов, конференций, тестирования, олимпиад, творческих отчетов, защиты проектов. Основанием для перехода на следующий год обучения является успешное усвоение программного материала обучающимися.

По итогам диагностики экологической культуры обучающимися, педагоги дополнительного образования выявляют уровень качестваэкологической культурыобучающихся.

Оценки усвоения экологической культуры в объединениях проводится  в формеэкологических акций, сортировке мусора, сдаче мукулатуры и использовании экологических продуктов и предметов быта.