Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа…
КГУ "ОШ №15"

Изучаем казахский язык

Дос
друг
Вопрос-ответ
Всего ответов: 136
Новых вопросов: 23

Рекомендации педагогам

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ

«Если дисциплина – проблема …»

СУЩЕСТВУЕТ  ТРИ  СПОСОБА  РЕАГИРОВАНИЯ

НА  «НЕПОДХОДЯЩЕЕ»  ПОВЕДЕНИЕ  ВОСПИТАННИКОВ.

 Невмешательство. Учителя  в лучшем случае  разъясняют, что случилось, когда все уже случилось, рассчитывая, что дети сами постепенно научатся управлять своим поведением.

 Контроль. Учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я … (далее называется наказание, демонстрирующее хорошее знание «слабых мест» каждого).

 Взаимодействие. Учителя берут на себя  роль ненавязчивого лидера, каждый раз ставящего ребенка перед необходимостью осознанного выбора и ответственности. Они включают самих ребят в процесс установления правил. Программа дисциплины строится  на повышении самоуважения учеников с помощью стратегии поддержки.

ПОВЕДЕНИЕ УЧЕНИКОВ: ЗАКОНЫ.

 1 закон.    Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон.    Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни ( чувствовать свою важность и значимость). Такое желание воплощается в 3 частных целях.

- Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности ( интеллектуальную состоятельность).

- Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками ( коммуникативная состоятельность).

- Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем «нарушением дисциплины», или «плохим поведением».

3 закон.     Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит. А это одна из четырех целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избежать неудачи.

 Привлечение внимания.Некоторые выбирают «плохое поведение», чтобы привлечь особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая вести урок, а остальным – понимать учителя.

Власть.Некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» - и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

Месть.Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.

 Избегание неудачи.Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выполнить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышенные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, находятся в изоляции, неприступные и «непробиваемые» ни для каких методических ухищрений педагога.

СТРАТЕГИИ  ПЕДАГОГОВ: ПРАВИЛА.

Все, о чем мы будем сейчас говорить, касается личности самого учителя – изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно ни были они подготовлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.

Правило 1. Акцентировать внимание на поступках ( поведении), а не на личности.

Мы должны быть твердыми в отношении проступка и в то же время – доброжелательными в отношении ученика, чтобы у него не возникло желание «отбиться» и не пропало желание общаться. Это правило может быть выражено таким девизом:»То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!» Такая установка декларирует веру в то, что ученики могут вести себя как следует. Ваша вера в них – самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.

Правило 2. Управлять своими эмоциями.

Когда ученик демонстрирует плохое поведение – властное или мстительное, - наши собственные эмоции очень неприятны. Это могут быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально.

Но контролируйте эмоции! Когда нас душат гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Наш гнев – то, чего добивается ученик, жаждущий власти. Если мы демонстрируем свои отрицательные эмоции, - мы заставляем такого ученика продолжать свое поведение. Ведь маленький человек, который способен так потрясать взрослого, в самом деле обладает силой!

Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки «благородного гнева», он дает классу очень много: а) просто лишает властолюбца желаемой реакции и б) готовит почву для успешного взаимодействия.

Часто учителя просто переполнены отрицательными эмоциями и нуждаются в установлении равновесия, иначе головной боли к концу дня не избежать.

Попробуем все же без нее обойтись. Можно «разряжаться» в ванной, включив на полную мощность воду, чтобы вас не слышали. Затем представьте, что перед вами сидит ваш юный обидчик, и выговаривайте ему все, что не сказали в классе. На время забудьте про принцип «не оценивать», про вежливость и т.д. Кричите все, что хотите, оценивайте, обвиняйте, и как можно громче. В конце концов вы почувствуете себя успокоенным, даже опустошенным.

Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации. Это очень трудно – научиться не преувеличивать, а снижать напряженность ситуации. Перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки.

Мы ошибаемся, если в ответ на выходку в напряженной ситуации:

Повышаем голос

Произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я»

Оставляем последнее слово за собой

Используем позы и жесты, которые «давят»: напряженные позы, сжатые челюсти и сцепленные руки, говорим «сквозь зубы»

Используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения

 Прибегаем к сарказму

Обращаемся к оценке характера

Действуем как начальник( с превосходством)

 Используем физическую силу

 Втягиваем других людей в конфликт

 Настаиваем на своей правоте

Читаем проповеди

 Ставим учеников в угол

Оправдываемся, защищаемся или снисходительно соглашаемся

Делаем обобщения вроде « Вы все одинаковы»

Позволяем себе необоснованно изобличать

Изображаем негодование

Придираемся, добиваясь своего придирками

Передразниваем учеников

Сравниваем одного ученика с другим

Командуем, требуем, давим.

Некоторые из этих реакций могут изменить ситуацию лишь на короткое время. Отрицательный эффект такого поведения учителя приносит куда больше неприятностей, чем сама его причина.

Зачем же использовать столь рискованные методы, когда можно выбрать более эффективные?

Правило 4. Обсуждать проступок позже.

Когда же обсуждать случившееся? Возможно через час, а может быть,через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учитель будет в состоянии говорить объективно, причем именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет показать действия, а не действующего.

Ученики будут уверены, что вы не попустительствуете выходкам их одноклассников, если время от времени организуете общие дискуссии о нарушениях поведения. На этих дискуссиях вы можете объяснить им, что является приемлемым, а что нет в определенных ситуациях. Кроме того, они  будут знать, что вы всегда готовы быть на стороне порядка.

Правило 5. Позволять ученику «сохранить лицо».

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят «шоу».Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои «козыри», чтобы  вынудить их поступить по-другому. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: «По-своему». В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой :» Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом». Мудрый учитель умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему «сохранить лицо», а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба  игрока тем самым выигрывают.

 Правило 6. Демонстрировать  неагрессивное поведение.

Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань – все это агрессивное общение.

Даже если мы научились контролировать свои эмоции ( например, с помощью  аутотренинга), - в момент конфликта они все же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:

Отложить «на потом» дисциплинарные меры.

Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.

 Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведем себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.

Конечно, сказанное – лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти – главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас – проблемой.

Рекомендации учителям, как работать с гиперактивными детьми.

  —- работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание отвлекаемости и слабой организации деятельности;

—- по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;

—- во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка - в центре класса напротив доски;

—- предоставлять ребенку возможность

быстро обращаться за помощью к учителю

в случаях затруднения;

—учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;

—- научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;

—- задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;

—- на определенный отрезок времени давать только одно задание;

—- дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически

контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;

—- во время учебного дня предусматривать возможность для двигательной "разрядки": занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

 Рекомендации учителям, как работать с агрессивными, эмоционально – расторможенными, тревожными детьми.

—1. Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.

—2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.

—3. Не надо ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность.

—4. Чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные аффективные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.

 

Рекомендации по работе с детьми ЗПР:

 —Развитие воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний.

—Использование проблемных заданий. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и активизирует все виды мыслительных операций.

—Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действий на основе их проговаривания.

—Формирование у ребенка рефлексии, которая связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем их выполнения.

—Заботиться о создании положительной атмосферы на уроке

—Постоянно снижать тревожность детей, исключать иронию, выговор

—Создать ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение

—Целенаправленно стимулировать детей на уроке (игровые приемы), возбуждать интерес, эмоции, удивление, новизна, формирование оптимистического настроения.