Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
Нұркен Әбдіров атындағы ЖББМ

Қазақ тілін үйренеміз

Таспен ұрғанды аспен ұр.
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 277
Жаңа сұрақтар: 4
АНАЛИЗ «О реализации инклюзивного образования за 2023-2024 учебный год» Коммунального государственного учреждения «Средняя общеобразовательная школа имени Нуркена Абдирова» Отдела образования города Караганды Управления образования Карагандинской области

В целях реализации инклюзивного образования и создания  образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями на начало 2023-2024 учебного года в соответствии с Приказом ГУ «Отдел образования города Караганды» в школе организована работа по открытию и функционированию инклюзивных классов.

На конец 2023-2024 учебного года в школе обучается 1068 учащихся, укомплектованы 47 классов из них 8 классов (17,4%) с инклюзивным образованием, в которых обучаются 13 учащихся (1,2%) – 6 учащихся (1-4 класс), 7 учащийся (5-8 класс).

Контингент учащихся с ООП в сравнении 2019-2024 уч.гг.:

Так же организовано обучение на дому для 2 учащихся 6 «Г», 7 «Г» классов.

Контингент обучающихся на дому учащихся:

В целях эффективной организации инклюзивного образования школой определены основные направления в данной работе:

1.Формирование состава  педагогов (рабочей группы) психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями – 41 педагога, 1 социальный педагог, 1 логопед-дефектолог (по совместительству), 1 педагог-психолог, 3 педагога-ассистента (2 по совместительству);

2.Формирование информационного банка данных об учащихся с особыми образовательными потребностями по школе (сформирован на 25 учащихся и вносится регулярно корректировка по факту движения из школы в школу и при выявлении или определении особых образовательных потребностей учащегося); ведется систематическое заполнение обновление НОБД – Национальная образовательная база данных

3.Функционирование Службы психолого-педагогического сопровождения (СППС) (осуществляется по отдельному плану) в состав входят 6 педагогов – 3 заместителя директора (УР, ВР), 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог и 1 руководитель ШМО. В течение учебного года проводилась консультативная и право-разъяснительная работа с родителями, даны рекомендации по сопровождению детей, проведено планирование коррекционного сопровождения и консультирование в ПМПК.

4.Формирование нормативно-правовых актов в рамках инклюзивного образования – разработаны и утверждены локальные акты по реализации инклюзивного образования:

п/п

наименование локального акта

дата утверждения

1

Положение о службе психолого-педагогического сопровождения

01.09.2024 г.

2

Приказ КГУ «ОШ им.Н.Абдирова» «О создании психолого-педагогической службы»

01.09.2024 г.

3

Приказ КГУ «ОШ им.Н.Абдирова» «Об открытии и функционировании инклюзивных классов в 2023-2024 учебном году» 

01.09.2024 г.

4

План развития инклюзивного образования на 2023-2024 учебный год

01.09.2024 г.

5.Изучение нормативных актов, методических рекомендаций и инструктивных писем по организации внедрения инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Вопросы по инклюзивному образованию были рассмотрены:

п/п

мероприятие

рассмотренные вопросы

дата

1

Пед.совет школы

«Особенности инклюзивного образования в формате дистанционного обучения»

28.08.2024

2

Малый пед.совет

школы

Рассмотрение и утверждение адаптивных программ индивидуального социально-психолого-педагогического сопровождения  

В течении уч.года

3

Метод.час

Консультативно-разъяснительная работа специалистов и учителей-предметников, работающих с учащимися с ООП

В течении уч.года

4

 

Консул.час

Совместная консультативно-разъяснительная работа специалистов и учителей-предметников, работающих с учащимися с ООП, а так же родителей (по запросу или необходимости)

В течении уч.года

6.Участие педагогов школы в совещаниях, семинарах, практикумах, консультациях по внедрению инклюзивных практик в учебно-воспитательный процесс (в течение учебного года принимали участие в вебинарах, Workshop и семинарах городского и областного уровня).

7.Консультативно-просветительская деятельность по обучению и социально-психологическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. Данная работа ведется в системе по факту выявления или обращения педагогов к специалистам и администрации школы.

8.Создание адаптивной среды в школе. Формирование толерантного отношения всех участников образовательного процесса.

9.Проведение правового всеобуча с учащимися школы - распространение идей о правах всех детей на качественное образование. В соответствии с Планом воспитательной работы в школе на 2023-2024 учебный  и одним из направлений по правовому всеобучу среди учащихся 1-11 классов школы 2 раза в месяц проводится правовой всеобуч, на котором рассматриваются вопросы получения качественного образования каждым школьникам в соответствии с Законом РК «Об образовании» и Законом РК «О правах ребенка»

10.Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями – осуществляется на основании разработанных и утвержденных адаптивных программ на каждого учащегося с ООП (отдельно). Проводится коррекционное воздействие специалистами школы (психолог, логопед-дефектолог) в соответствии с рекомендациями ПМПК.

11.Педагогическая диагностика (знания, умения, навыки). Социально-психологическая диагностика проводится по методике Евсеевой Н. и на основании индивидуального изучения знаний, умений и навыков учащегося по отдельным учебным дисциплинам. Полученный результат регистрируется в карте-наблюдения и или изучения ЗУН учащегося.

12.Организация сопровождения учебного процесса - на основании вышеизложенного анализа результатов исследования ЗУН, разрабатывается и утверждается индивидуальная программа СПС

В рамках создания специальных условий для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями в школе используются инклюзивные практики (специальные образовательные  программы и методы обучения и воспитания, проводятся индивидуальные коррекционные занятия); для свободного доступа школа оборудована пандусом с двусторонними поручнями; организованы учителями –предметниками и специалистами дополнительные занятия, которые проводятся по субботам (по отдельному графику) и по согласованности с родителями учащихся.

Решая задачу повышения квалификации педагогов и специалистов, обеспечивающих процесс сопровождения учащихся в условиях инклюзивного образования, в школе организована индивидуально-консультативная работа с учителями-предметниками и классными руководителями. 62 (72%) педагогов школы имеют сертификаты по пройдённым курсам  по организации инклюзивного образования. В рамках самообразования и повышения профессиональной компетенции наши педагоги и специалисты принимали участие в вебинарах, семинарах, Workshop  по данному  направлению.

Курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию:

На начало учебного года были разработаны индивидуальные Программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП. Разработка и реализация адаптированных образовательных программ предусматривала создание специальных образовательных маршрутов, которые применимы к конкретной категории каждого учащегося с ООП и в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Вывод:на основании вышеизложенного организацию инклюзивного образовательного процесса можно считать удовлетворительной. Педагогический коллектив на пути формирования высокой инклюзивной культуры, стремится к тому, чтобы ежедневная практика осуществления принципов инклюзивного образования стала обычной схемой поведения. Вопросу организации и реализации инклюзивного образования уделяется особое внимание. Каждый член педагогического коллектива вносит свой вклад в воспитание подрастающего поколения, как духовно-нравственной личности в каждом учащимся нашей школы, что позволит создать благополучный социально-психологический климат в школе для обучения и развития детей.

Пути решения:в течение 2023-2024 учебного года  в данном направлении необходимо продолжить работу – стремиться к повышению компетентности каждого педагога в направлении инклюзивного образования; способствовать формированию высокой инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса  (родители, дети, педагоги); сохранять  и расширять специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями, а так же повысить уровень компетентности  педагогов через курсы повышения квалификации по внедрению инклюзивного образования в общеобразовательных школах.

 

Исп.: заместитель директора УР Евстегенеева Л.А.

Авторство: