21 ноября 2012 года проходил классный час "Мы все такие разные"
Классный час «Мы все такие разные»
Цель:
- создать ситуацию возможности прикоснуться к одной из причин нетерпимости в мире – различиям между людьми,
- помочь участникам понять, что «непохожий» не значит «плохой», осознать «красоту различий»,
- дать возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию,
- развивать способность ставить себя на место другого человека, являющуюся основой толерантности.
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Прогнозируемый результат: - испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе относиться к проявлениям нетерпимости и их жертвам.
- повысится уровень межличностных отношений в классе,
- участники поймут необходимость нести ответственность за свое отношение к людям.
Оборудование:
- презентации
- анкеты и их результаты
- детские эссе и иллюстрации к ним
- фисташки для упражнения (по две на участника)
- цветные наклейки 4-5 цветов,
- наборы фломастеров или карандашей тех же цветов, бумага
- лист ватмана в форме вороны
1 этап. Подготовка.
За 2 недели до классного часа в классном уголке вывешивается объявлениеv
Пожелавшие принять участие делятся на три группы: первая группа подбирает определения к понятиям, характеризующим слово «толерантность»;
Вторая группа - пишет эссе на тему «Что значит быть «белой вороной»?
v Классный руководитель совместно с психологом и третьей группой проводит анкетирование учеников, родителей и учителей, работающих в данном классе.
(см. Приложение)
В разработке классного часа использованы материалы Интернет-сайтов:
www.tolerance.ru
www.festival.1september.ru
www.it-n.ru
2 этап. Классный час.
Кл. рук. – Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы с вами отвечали на вопросы анкеты. Давайте посмотрим, какова оценка собственной толерантности у вас, ваших родителей и наших педагогов. (Анализ результатов анкетирования. Используется интерактивная доска)
ü Нравится ли Вам наша школа?
Сегодня мы поговорим о том, чем отличаемся мы друг от друга, и что у нас общего – мы все такие разные! (Музыка)
1.Упражнение «ФИСТАШКИ»
Цели: вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу
подготовить участников к дальнейшей работе; поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Кл. рук. - Я раздам вам по две фисташки в скорлупе. Прошу пока их не есть и не снимать скорлупу. (Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.)
- Скажите, пожалуйста,
Какие фисташки на ощупь?
А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
Как бы вы описали скорлупу?
КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
У фисташек одинаковые размер и форма?
А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
Фисташки одного цвета?
А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие?
А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?
Кл. рук. – Вы принимали участие в подготовке к нашему разговору, познакомились со словом «толерантность» и его значением. Как можно связать подобранные вами определения с теми вопросами, на которые вы сейчас отвечали?
Кл. рук. – Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет:
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
- Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться. Предлагаю вам интересный творческий конкурс. В качестве жюри выступят наши гости (На классный час можно пригласить родителей, учителей, работающих в данном классе, старшеклассников).
2. Упражнение «Мир различий»
Цель: на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;
улучшить процессы коммуникации в группе.
Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.
Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.
Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.
В качестве жюри пригласите гостей. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.
Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название.
Обсуждение. Часть 1:
трудно ли было найти людей своего цвета?
что чувствовали члены самой многочисленной группы?
что чувствовали все остальные, когда нашли «своих«?
что чувствовал участник, который остался один?
что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?
что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?
трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?
получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?
Часть 2:
Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.
Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.
В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.
3. «Белая ворона»
Цели: возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет
дискриминацию,
помочь участникам понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от них и осознать «красоту различий».
Кл. рук. – Вы отметили, что участник, который был один, чувствовал себя
не очень комфортно. А ведь люди часто оказываются в такой ситуации, в положении «белой вороны». Легко ли это? Об этом рассуждали участники нашей второй группы.
(Выступление второй группы.)
Кл. рук. – Можете ли вы привести примеры ситуаций из вашей жизни, когда вы чувствовали себя «белой вороной»?
(Высказывания детей)
Ø Никто не приготовился к уроку, кроме Володи, что делать?
Ø Все мальчишки в нашем классе курят, а я нет. Я «белая ворона»? Как мне быть?
Ø Все ушли с урока географии, кроме Маши, как быть?
Кл. рук. – Давайте попробуем сформулировать советы для себя и других людей, как относиться друг к другу, чтобы не обидеть человека, который оказался в подобной ситуации.
Ребята пишут советы на своих листках и афишируют их на общем листе в виде белой вороны.
Появляются следующие советы:
Вспомни себя, свои ощущения, когда ты сам оказывался в ситуации «белой вороны» (Кристина И.)
чтобы не обидеть “белую ворону”, нужно самому встать на ее место (Вика Г..);
я сама “белая ворона”, и уже ни на кого не обижаюсь и белых ворон не обижаю (Денис С.)
не делать вид, что вы “выше других” (Лена А.);
прислушиваться к мнению человека (Алина А..);
быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями (Рита Р.);
найти доброе начало в “вороне” (Павел Б..);
воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами (Влад М.);
не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир (Саша Д.)
не надо дразнить “белую ворону” и делать вид, что ты отличаешься от нее (Артур А.)
4. Рефлексия.
Кл. рук. – Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора?
- Что нового открыли?
- Что вас особенно удивило?
- Не хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели
сегодня? (подвести к инициативе проведения самими ребятами подобных упражнений
в младших 3-5 классах, созданию клуба «Мы – разные, и это – здорово!»)
5. Итог.
Кл. рук. – 2009 год в России объявлен Годом молодежи. Вы – будущее нашей страны, и от того, какими вы будете: терпимыми, милосердными, внимательными, великодушными – зависит и наша жизнь, жизнь людей, которые вас окружают.
Пусть вам в этом поможет золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь чтобы люди
относились к тебе»
Мы разные – в этом наше богатство.
Байланыс телефондары