Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№ 46 ЖББМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Жарық
светлый
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 7
Жаңа сұрақтар: 3
21 ноября 2012 года проходил классный час "Мы все такие разные"

21 ноября 2012 года проходил классный час "Мы все такие разные"

Классный час «Мы все такие разные»

Цель:

- создать ситуацию возможности прикоснуться к одной из причин нетерпимости в мире – различиям между людьми,

- помочь участникам понять, что «непохожий» не значит «плохой», осознать «красоту различий»,

- дать возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет дискриминацию,

- развивать способность ставить себя на место другого человека, являющуюся основой толерантности.

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.

Прогнозируемый результат: - испытав неожиданные для себя чувства, участники смогут иначе относиться к проявлениям нетерпимости и их жертвам.

- повысится уровень межличностных отношений в классе,

- участники поймут необходимость нести ответственность за свое отношение к людям.

Оборудование:

- презентации

- анкеты и их результаты

- детские эссе и иллюстрации к ним

- фисташки для упражнения (по две на участника)

- цветные наклейки 4-5 цветов,

- наборы фломастеров или карандашей тех же цветов, бумага

- лист ватмана в форме вороны

1 этап. Подготовка.

 За 2 недели до классного часа в классном уголке вывешивается объявлениеv

Пожелавшие принять участие делятся на три группы: первая группа подбирает определения к понятиям, характеризующим слово «толерантность»;

Вторая группа - пишет эссе на тему «Что значит быть «белой вороной»?

v Классный руководитель совместно с психологом и третьей группой проводит анкетирование учеников, родителей и учителей, работающих в данном классе.

(см. Приложение)

В разработке классного часа использованы материалы Интернет-сайтов:

www.tolerance.ru

www.festival.1september.ru

www.it-n.ru

2 этап. Классный час.

Кл. рук. – Готовясь к нашей сегодняшней встрече, мы с вами отвечали на вопросы анкеты. Давайте посмотрим, какова оценка собственной толерантности у вас, ваших родителей и наших педагогов. (Анализ результатов анкетирования. Используется интерактивная доска)

ü Нравится ли Вам наша школа?

Сегодня мы поговорим о том, чем отличаемся мы друг от друга, и что у нас общего – мы все такие разные! (Музыка)

1.Упражнение «ФИСТАШКИ»

Цели: вызвать заинтересованность, создать позитивную атмосферу

подготовить участников к дальнейшей работе; поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.

Кл. рук. - Я раздам вам по две фисташки в скорлупе. Прошу пока их не есть и не снимать скорлупу. (Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Многое здесь зависит от тона вашего голоса.)

- Скажите, пожалуйста,

Какие фисташки на ощупь?

А КАКИЕ ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?

Как бы вы описали скорлупу?

КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?

У фисташек одинаковые размер и форма?

А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?

Фисташки одного цвета?

А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?

Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?

А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?

Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?

А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?

Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?

А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?

Съешьте фисташки. Какие они на вкус?

МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?

Можно ли делить фисташки на плохие и хорошие?

А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?

Кл. рук. – Вы принимали участие в подготовке к нашему разговору, познакомились со словом «толерантность» и его значением. Как можно связать подобранные вами определения с теми вопросами, на которые вы сейчас отвечали?

Кл. рук. – Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

- Мы все такие разные! Хорошо это или плохо – мы попробуем разобраться. Предлагаю вам интересный творческий конкурс. В качестве жюри выступят наши гости (На классный час можно пригласить родителей, учителей, работающих в данном классе, старшеклассников).

2. Упражнение «Мир различий»

 

Цель: на практике осознать преимущества разнообразия в обществе;

улучшить процессы коммуникации в группе.

Вам потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых, и т.д. (4 - 8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета - разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой.

Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Раздайте каждой группе карандаши ее цвета и листы бумаги. При этом каждый участник получает собственный карандаш, который он не имеет права никому отдавать. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание - конкурсное, и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.

Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют.

В качестве жюри пригласите гостей. Договоритесь с ними заранее. Позвольте группам представить свое название, лозунг и картину. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл Вы объявляете, что приз не получает никто. Спрашиваете собственное мнение участников о причинах таких результатов. Когда группа приходит к мнению, что все дело в том, что рисунки одного цвета, скажите, что даете всем дополнительное время, чтобы они могли что-нибудь придумать. Вы можете незаметно направлять участников к принятию решения об объединении.

Когда участники, наконец, образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует. Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре. Придумайте ей название.

Обсуждение. Часть 1:

трудно ли было найти людей своего цвета?

что чувствовали члены самой многочисленной группы?

что чувствовали все остальные, когда нашли «своих«?

что чувствовал участник, который остался один?

что участники чувствовали в отношении других команд? Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?

что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?

трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?

получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?

Часть 2:

Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.

Разные люди могут приносить различную пользу обществу. Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.

В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.

3. «Белая ворона»

Цели: возможность попробовать на себе роль дискриминируемого и того, кто осуществляет

дискриминацию,

помочь участникам понять, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами и страхами по поводу тех, кто отличается от них и осознать «красоту различий».

Кл. рук. – Вы отметили, что участник, который был один, чувствовал себя

не очень комфортно. А ведь люди часто оказываются в такой ситуации, в положении «белой вороны». Легко ли это? Об этом рассуждали участники нашей второй группы.

(Выступление второй группы.)

Кл. рук. – Можете ли вы привести примеры ситуаций из вашей жизни, когда вы чувствовали себя «белой вороной»?

(Высказывания детей)

Ø Никто не приготовился к уроку, кроме Володи, что делать?

Ø Все мальчишки в нашем классе курят, а я нет. Я «белая ворона»? Как мне быть?

Ø Все ушли с урока географии, кроме Маши, как быть?

Кл. рук. – Давайте попробуем сформулировать советы для себя и других людей, как относиться друг к другу, чтобы не обидеть человека, который оказался в подобной ситуации.

Ребята пишут советы на своих листках и афишируют их на общем листе в виде белой вороны.

Появляются следующие советы:

Вспомни себя, свои ощущения, когда ты сам оказывался в ситуации «белой вороны» (Кристина И.)

чтобы не обидеть “белую ворону”, нужно самому встать на ее место (Вика Г..);

я сама “белая ворона”, и уже ни на кого не обижаюсь и белых ворон не обижаю (Денис С.)

не делать вид, что вы “выше других” (Лена А.);

прислушиваться к мнению человека (Алина А..);

быть внимательнее и терпеливее к окружающим, дорожить друзьями (Рита Р.);

найти доброе начало в “вороне” (Павел Б..);

 

воспринимать каждого человека как целостную личность, так как все люди со своими причудами (Влад М.);

не смеяться над внешностью, пока не узнаешь внутренний мир (Саша Д.)

не надо дразнить “белую ворону” и делать вид, что ты отличаешься от нее (Артур А.)

4. Рефлексия.

Кл. рук. – Что полезного для себя вы извлекли из сегодняшнего разговора?

- Что нового открыли?

- Что вас особенно удивило?

- Не хотели бы вы поделиться с кем-нибудь опытом, который приобрели

сегодня? (подвести к инициативе проведения самими ребятами подобных упражнений

в младших 3-5 классах, созданию клуба «Мы – разные, и это – здорово!»)

5. Итог.

Кл. рук. – 2009 год в России объявлен Годом молодежи. Вы – будущее нашей страны, и от того, какими вы будете: терпимыми, милосердными, внимательными, великодушными – зависит и наша жизнь, жизнь людей, которые вас окружают.

Пусть вам в этом поможет золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь чтобы люди

относились к тебе»

Мы разные – в этом наше богатство.