Коммунальное государственное учреждение "Гимназия №1"…
КГУ "Гимназия №1"

Изучаем казахский язык

Таспен ұрғанды аспен ұр.
Бьют тебя камнем, ты бей хлебом.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 215
Новых вопросов: 0
Интегрированный урок (самопознание/трудовое обучение).

Тема: «Страна, в которой мы живём. Украшения из проволоки и бусин».

Учитель: Берзан О. В.

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся  о нашей Родине через призму национального ювелирного искусства.Задачи урока: вспомнить сведения о государстве, в котором мы живём; отработать понятия Родина, Отчизна, Отечество, малая родина; учить анализировать текст, выбирать главное, определять основную мысль; закрепить полученные знания о государственной символике; развивать ассоциативное мышление, умение анализировать и делать выводы; прививать ученикам чувство гордости за свою Родину; воспитывать патриотизм.

Оборудование: карта РК; оригами «журавль», «Словарь русского языка» для каждой группы, учебник «Самопознание», тетрадь, учебник «Трудовое обучение», 2 класс; интерактивная доска; презентация «Из истории нашей страны»; кюй (запись); песня о городах РК (видеоклип); выставка книг из серии «Сен бiлесiн бе?», образцы  казахского ювелирного искусства; для творческой работы — ножницы, скрепки, самоклеящаяся бумага; 

Ход урока

1. Психологический настрой.

2. Мобилизующий этап.

- Сәлеметсiндер ме, балалар!

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня мы проведём интегрированный урок самопознания и труда. Тему нашего урока вы определите позже.

- Давайте проверим вашу готовность! (Учитель перечисляет: «Тетрадь по самопознанию, учебники, пенал, «самоклейка», ножницы, скрепки.». Каждый раз дети отвечают: «Есть!» и скрещивают указательные пальчики «плюсиком»).

- Готовы? Значит, пришло время поприветствовать друг друга.

 

3. Круг радости.

-Дети становятся в круг и, передавая из рук в руки «журавлика», слушают стихотворение в исполнении  учителя:

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая: (дети хором)
— Лучше нет родного края!

Дети занимают свои места, класс поделён на группы.

4. Сообщение темы урока:

- Догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

- Мы с вами поговорим о (ребус) Р1а) Родине, о её силе и могуществе, о людях, проживающих на территории РК.

Дети, одетые в национальные костюмы, читают стихотворение в сопровождении музыки.

Отан

Отан деген — атамекен,
Отан деген — туған жер.
Отан — ана,
Отан — улкен
Қазақстан — туған ел!

Родина

Один средь многих стран.
Отчизна — мать,
Отчизна — мир,
Отчизна Казахстан.

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «Казахстан»?

Работа на маркерной доске.

Составим кластер «Родина».

(Казахстан, степь, герб, гимн, флаг, казахстанский народ, Астана, Отчизна, Президент, юрта, «Золотой человек», казахские наряды, джайляу, кони, шанырак, свобода, барс, орёл).

На доску вывешивается плакат с изучаемыми словами.

Родина
родина
Отчизна
Отечество

— Прочитайте слова и сравните их значение.

— Как вы понимаете, что такое Родина?

Работа со словарями. Чтобы точно узнать лексическое значение этих слов, мы воспользуемся «Словарём русского языка».

5. Работа в группах. (У каждой группы на столе словарь)

1 группа ищет значение слова «Родина»
2 группа ищет значение слова «Отчизна»
3 группа ищет значение слова «Отечество»

Прочитать определения из словаря.
— В чём сходство этих понятий? (Один смысл, одинаковое лексическое значение) Эти слова обозначают место, где родился человек и является гражданином этого государства.

6. Презентация «Из истории нашей страны».          

 

 7. Работа по карте РК.

- Когда мы произносим слово Родина, каждый мысленно представляет какой-то свой, милый сердцу уголок родной земли. Наша Родина — Республика Казахстан велика и прекрасна. Казахстан по величине очень большое государство. Это равнины, и горы, и леса, и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику самолётом с запада на восток, нужно несколько часов, а поезд с севера на юг идёт несколько суток. И об этом мы узнаем, прочитав статью в учебнике «Самопознание».

8. Почитаем.

Работа по учебнику, с. 113-115 (хорошо читающие дети).

9. Побеседуем.

- Что вызывает у вас гордость за нашу страну?

10. Работа с цитатой урока (как вывод )

« Одна у человека мать, одна у него и Родина».

11. Игра брейн-ринг «Что мы знаем о своей стране».

- Вы сидите по группам. Каждая команда получит вопросы. Время обсуждения 30 секунд. По истечении времени вы должны дать ответ. Если ответ готов, подымаете сигнальную карточку. Если ответ верный, получаете флажок. Если ответ неверный, право ответа переходит другой команде. Правильный ответ приветствуется аплодисментами.

- Вспомним правила работы в группах:

совместное обсуждение; умеем слушать друг друга; отвечает один.

Вопросы:

1.                  Как называется наше государство?

2.      Какой город является столицей нашего государство?

3.      Назовите символы РК.

4.      Что изображено на гербе?

5.      О чём говорит дата:

- 16 декабря?

      6.  Работа с пословицами (собрать из слов, объяснить смысл). 

 

 «Всякому мила своя сторона»
«Нет в мире краше Родины нашей»
«Жить — Родине служить»
«Одна у человека родная мать — одна у него и Родина»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»


7. Работа в тетради, с. 58, задание 4.

8. Информация, с. 115 (читает учитель).

9. Наедине с собой.

( Звучит запись кюя «Конiл толкыны» Сакена Турысбекова).

Учитель:

- Сейчас мысленно отправимся в путешествие по нашей Родине. Закройте глаза. Представьте, что мы пролетаем над нашей любимой школой, над нашим городом, над аулом, раскинувшемся в предгорье Алатау. Мы пролетаем над горами, похожими на серых великанов. Видим голубые ленты рек и необыкновенное озеро Балхаш. От воды несёт свежестью и прохладой (пауза) На севере страны колышется золотое море пшеницы, здесь люди растят хлеб. Мы  держим путь на запад, к Каспийскому морю. Вслушайтесь в тихий плеск морских волн… Облетаем зелёные степи и направляемся к царству пустыни и песка. Пустыня похожа на бескрайнее  жёлтое море. Кажется, что это море безжизненно, но это совсем не так. Здесь даже барханы издают звуки, похожие на песни. Нам пора возвращаться (пауза). Откройте глаза.

10. Упражнение 5 (тетрадь).

- Итак, что же или кто же самое драгоценное в нашем государстве? (Народ).

            - Народ, умелый и трудолюбивый.

            11. Работа по учебнику «Трудовое обучение», с.114(дети читают информацию).

            Презентация образцов ювелирного искусства.

            12. Творческая работа.

            Инструктаж по ТБ.

            Изготовление браслетов и ожерелья из скрепок и «самоклейки».

            13. Выставка детских работ

            14. Круг «От сердца к сердцу». (Видеоклип с песней о городах Казахстана).

            15. Рефлексия (пожелания Родине)

            Учащиеся получают шоколадки «Казахстан».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

        

Авторство: