ҚАРАҒАНДЫ ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ ҚАРАҒАНДЫ…
"№87 НОМ" КММ

Изучаем казахский язык

Сөздің басы қатты болса, аяғы тәтті болады.
Если начало беседы горькое, конец её будет сладким
Вопрос-ответ
Всего ответов: 51
Новых вопросов: 0

«Три дочери» (татарская народная сказка) Открытый урок

Дата: 2012-03-29 03:43:31

Открытый урок по чтению 2 класс

Учитель: Леонова С.А.

 

Тема: «Три дочери» (татарская народная сказка)

Цель: 1. Определять тему текста по его названию, восприятие текста в самостоятельном                                 прочтении, деление текста на смысловые части, нахождение главной мысли смысловой части, определение взаимосвязи событий, различение оттенков значений слов в тексте.

            2.Осознание последовательности, причинности, смысла событий в тексте. Составление плана текста, выявление смысла поступков на основе вскрытия подтекста, воссоздания внутреннего состояния  персонажей. Составление алгоритма произведения, творческого пересказа. Развивать речь, память, логическое и абстрактное мышление.

            3.Воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

 

Ход урока:

1. Орг. момент, проверка домашнего задания.

-Ребята, дома вы завершили работу над сказкой Е.Шварца  «Два брата». Итак:

 

А) -Чем сыновья огорчали своих родителей? Как пишет Шварц о ссорах между братьями?

(Братья ссорились каждый день, как чужие)

 

Б) -Почему Старший зашел к прадедушке Морозу?

-Как вы думаете, страшно ему было это делать?

-Что помогло брату пересилить свой страх?

(Надеялся найти во дворце Мороза своего братишку)

 

В) -Какой поступок говорит нам о том, что после того, как Старший потерял брата, он стал сочувствовать чужому горю, жалеть попавших в беду?

(Он отогревал замерзших птиц и зверей)

 

Г) -Почему Младший был «очень грустным и глядел прямо перед собой?»

(Ему было страшно и холодно стоять в зимнем лесу, когда старший брат его выгнал. Сильно испугался малыш и при появлении злого прадедушки Мороза. Наверное, он плакал, просил отпустить его, но слезы и мольба на старика не подействовали, он заморозил ребенка вместе со слезами, превратили мальчика в ледяную куклу. Поэтому Младший смотрел прямо перед собой, не мигая и никакие чувства не отражались в его глазах.)

 

Д) - Почему Старший бежал осторожно, потом даже остановился? Ведь он знал, что прадедушка Мороз, если догонит, убьет его?

(Он боялся разбить Младшего, наверное, Старший решил погибнуть вместе с братом, но без него не возвращаться)

 

Е) -Так что же помогло Старшему преодолеть все преграды?

(Любовь к брату)

 

-давайте прочитаем, как братья стали жить после всего случившегося (конец сказки).

 

Да, великая сила братской любви преодолевает все преграды на пути освобождения близкого человека. Кто знает, в какой еще сказке горячая любовь, нежное и доброе сердце помогает героине спасти своего брата? («Снежная Королева»)

 

2. Почти у каждого из вас есть брат или сестра, я очень надеюсь, что вы живете дружно, не ссоритесь. (Правда?) И конечно, в семье бывают такие ситуации, когда срочно нужна ваша помощь, и вы всегда готовы прийти на помощь.(Это ведь так?)

 

А могут ли быть такие причины, когда вы не в состоянии помочь вашим родным?

 (Обсуждение ситуации в микрогруппах, выписать основные предложения на доске)

 

Спасибо группам, все ваши ответы принимаются,  чуть позже мы обязательно вернемся к этому вопросу.

 

3. А сегодня мы знакомимся с татарской народной сказкой «Три  дочери».

(чтение сказки учителем)

 

- Понравилась  вам сказка?

-Правильно ли поступила рыжая белочка? Почему? Что бы вы сделали на ее месте? Или бы не стали ничего делать?

 

4. Чтение сказки детьми (шепотом), отметить непонятные слова карандашом.

 

5. Словарная работа.

 

6. Чтение I части сказки вслух, разбор по вопросам:

 

-Трудно ли было женщине растить дочерей? Найдите и прочитайте, как об этом говорится в тексте.

 

-Как вы понимаете выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну»?

 

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полет у них быстрый, стремительный.

 

Дочери, как ласточки трудились целый день без устали, работали быстро и весело, все умели делать, к тому же, видимо, были легкими, подвижными, нежными, как ласточки.

 

А вот луна у народов Востока – один из символов красоты, лицо красавицы часто сравнивали с луной. «Лицом похожая на светлую луну»- значит, очень красивые. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица».

 

- Сестры сравниваются с ласточками, с луной. Как называется этот прием в литературе? (сравнение)

 

7. (чтение сказки до конца)

-Уважительные ли были причины у старшей и средней дочерей, чтобы не пойти к больной матери? Какая причина может быть уважительной, или самое главное – это больная мать, которой нужна ваша помощь?

 

-Что пожелала белочка младшей дочери? Как вы думаете, с каким чувством надо читать эти слова? (с добротой, нежностью, любовью). Найдите эти слова.  Попробуйте именно так их прочитать.

 

-Что пожелала белочка старшей и средней дочери?

-Как вы думаете, что чувствовала белочка, когда их произносила? Найдите и прочитайте слова белочки для старшей дочери, для младшей дочери.

 

8. Выразительное чтение по ролям у доски. (1-2 раза)

 

9. -Считаете ли вы хорошим пожелание приносить людям добро? Почему?

 

-Так чем же были похожи и чем отличались 3 дочери? (похожи были внешне, все красивые, трудолюбивые, но только одна из них была отзывчивая, которая действительно любила свою маму и готова была прибежать к ней на помощь).

 

-На какую дочь вы бы хотели быть похожи? (Наверное, потому, что вы тоже очень любите свою маму и готовы, бросив все, прибежать к ней на помощь)

 

10. -Так давайте вернемся к нашему обсуждению (обратить внимание на доску) Есть ли какая- нибудь уважительная причина, чтобы не приходить на помощь матери? НЕТ.

(перечеркнуть все надписи). Такой причины нет. Ведь на всем белом свете, на всей земле мама у вас одна. И больше никогда другой не будет. Берегите, любите, жалейте свою маму. А если потребуется, бросьте все и придите к ней на помощь.

ПАУЗА

11. -Вернемся к сказке. Я предлагаю вам необычную работу. Давайте попробуем эту сказку зашифровать.

Шифровка героев сказки, составление алгоритма сказки (на доске- учителем, дети- на местах, в парах)

12. Пересказ сказки по модели.

 

13. Рефлексия.  Сегодня мы познакомились с вами со сказкой, в которой показывается истинная любовь к матери.

Каждого из вас ждет дома мама. Сейчас я предлагаю вам вспомнить о своей маме, о вашем отношении к ней. Сядьте поудобней, голову можете опустить на руки.

 

(звучит музыка И.-С. Баха «Аве - Мария»)

 

-вспомните мамины глаза, губы, волосы, руки…

-вспомните, как мама радуется или огорчается вместе с вами…

-представьте, что маме нужна ваша помощь, а вы чем- то заняты, вы, наверное, все оставите и скорее побежите к маме; обнимете ее, пожалеете, чем- то поможете, и маме станет, конечно, легче…

 

14. Вы сегодня замечательно поработали, особенно меня порадовали… Они получают за урок…(ОЦЕНКИ)

15.   Д/З   читать, пересказывать сказку, найти в энциклопедии (или в другой книжке), материал о том, какую пользу приносят пчелы.(выписать на листочке)