Коммунальное государственное учреждение «Школа–центр дополнительного…
КГУ "ШЦДО №51"

Изучаем казахский язык

Қымбат
дорогой
Вопрос-ответ
Всего ответов: 28
Новых вопросов: 0

Педагогический совет №2 «Технология портфолио как альтернативный метод оценивания деятельности ученика и учителя».

Дата: 2014-06-06 02:24:52

Заявленная тема педагогического совета представляет сегодня живой интерес и для учащихся общеобразовательных школ, и для педагогов, и для родителей, выступающих в роли заказчика образовательных услуг. В связи с переходом системы оценивания знаний учащихся к форме ЕНТ роль портфолио становится с каждым годом все более весомой. 

             Цель педагогического совета:

1.     систематизация приемов и методов формирования портфолио как альтернативного метода оценивания деятельности ученика и учителя;

2.     анализ влияния результатов портфолио при поступлении учащихся общеобразовательных школ в высшие учебные заведения;

3.     создание отдельной странички на сайте общеобразовательного учреждения, подробно информирующей пользователей сайта о форме портфолио и методе его формирования;

4.     формирование общих представлений о роли структуре и значении портфолио в системе казахстанского образования.

 

         Задачи педагогического совета:

1.     показать возможности портфолио для выявления талантливых педагогов и учащихся общеобразовательных школ;

2.     выработать требования к портфолио педагогов и учащихся, соответствующие требованиям современной концепции образования;

3.     обсудить предлагаемый альтернативный метод оценивания результата профессиональной и учебной деятельности педагогов и учащихся школ.     

 

         Ожидаемый результат:

1.     сделать собственный вариант портфолио достижений педагогов школы и учащихся;

2.     содействовать созданию комиссии для подготовки проекта собственной школы оценивания результатов портфолио;

3.     стимулировать заинтересованность учащихся и педагогов школы в формировании портфолио учебных достижений в течение всего учебного года;

4.     подготовить материалы методического сопровождения портфолио.          

 

Современная концепция развития образования предполагает активное включение в задачи качественного системного образования новых оценочных функций учителей общеобразовательной школы и учеников. Требования времени, продиктованные качественно новыми социальными условиям жизни российских граждан, диктуют общеобразовательным школам необходимость поиска и создания новых, наиболее эффективных и мобильных форм оценки знаний учащихся и уровня компетенции педагогов, работающих в общеобразовательной школе.

     В качестве альтернативной формы оценивания, соответствующей современным педагогическим технологиям, российским школам была предложена форма портфолио. Портфолио призвано нивелировать недостатки традиционной российской системы оценивания деятельности педагогов и учащихся. В его основу положены самоанализ, творчество и исследовательская деятельность.

     Благодаря новой системе оценивания качества образования общеобразовательная школа получила уникальную возможность повысить уровень образования и знаний учащихся в условиях массового обучения. На это направлен механизм стимулирования, лежащий в основе портфолио.

  

    Алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя:

1.     Портфолио – набор работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.

Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период в его деятельности:

2.     Накопительная функция: 

а) набор теоретических документов:

- фиксированные достижения учителя;

- грамоты и сертификаты;

- документы, подтверждающие повышение квалификации;

- банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей,

   публикаций;

- классификаторы и другие материалы.

б) набор рабочих материалов:

- рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов;

- авторские или индивидуальные общеобразовательные программы,

  рекомендованные (сертифицированные, утвержденные) различными органами

  управления образованием или структурами образовательного учреждения;

- опорные конспекты уроков;

- конспекты открытых уроков и мастер – классов;

- тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;

- дифференцированные задания для учащихся, карточки с заданиями и т.д.

3. Модельная функция:

- отражает динамику развития учителя;

- показывает результаты самореализации;

- демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;

- помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.

4. В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и   рабочих материалов, могут войти:

- динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития  

   классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся, их

   достижений, эффективности использования современных информационно –

   коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;

- результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;

- отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления

  образованием и региональных (МП и науки, ДИПКПК);

- отзывы или рецензии на творческие работы (достижения) учащихся

  сотрудников дополнительного образования, культуры и спорта;

- проекты и творческие работы учащихся;

- аудио – и видеоматериалы, фотографии и т.д.

5. Условная структура портфолио учителя:

- портфолио документов;

- портфолио работ;

- портфолио отзывов.

6. Портфель сертифицированных (документированных) достижений:

- представить информацию об авторе;

- дать представления о результатах деятельности;

- отобразить особенности личности автора портфолио.

 

      Таким образом, диагностика профессиональной деятельности педагога позволяет:

а) учителю:

- реально представить результаты своего труда;

- увидеть свои резервы;

- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.

б) администрации:

- осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.

 

      Научно – методические требования к методической папке (портфолио учителя):

- высокий уровень теоретической и научно – методической подготовки;

- актуальность;

- общественная и практическая значимость;

- возможность разработки учителем избранной темы;

- учет своего опыта, особенностей, условий труда;

- анализ и оценка качества знаний;

- эффективность и устойчивость результатов;

- оригинальность, творчество, новаторство;

- обобщение опыта работы, выводы.

 

       Значит, портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения учителя, фиксировать промежуточные и конечные результаты самых разных видах деятельности:  образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.      

 

       Одна из основных проблем реформирования современного образования состоит в поиске новых критериев и методик оценивания достижений и обученности школьника. Конечная цель оценки в этих условиях будет заключаться в усилении и, в перспективе, в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

      В некоторых общеобразовательных учреждениях уже апробируется система введения портфолио учеников как альтернатива традиционной оценочной системы. Что же включается в учебное портфолио? Четкого списка наименований и количества пунктов, которые необходимо включать в учебное портфолио, нет:  это полностью зависит от конкретного учителя, группы учителей или методической комиссии (методобъединение учителей), внедряющих учебные портфолио в процесс обучения.

     Например, портфолио состоит из трех основных разделов и может быть дополнен дополнительными документами:

- «Официальные документы»;

- «Творческие работы»;

- «Отзывы, рекомендации и самоотчеты».

      В разделе «Официальные документы» учащийся представляет: сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях (олимпиад, конкурсов, соревнований, тестирования и других), документы об участии в грантах, окончании музыкальных или художественных школ и других учебных заведений.

      В разделе «Творческие работы»  учащийся представляет:

- о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- представление самых работ, проектов, исследования, которые он выполнил в

  ходе обучения на курсах по выбору или выполнил самостоятельно,

  не получив  за это подтверждающего документа;

- здесь могут быть представлены сертификаты образовательных курсов,

  конкурсов, соревнований и т.д., не имеющих официального статуса на уровне

 федерации, региона, муниципалитета;

- в этом разделе ученики могут представлять собственные изделия, модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.д.

       В разделе «Отзывы, рекомендации и самоотчеты»  ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, сделано учителями, родителями, одноклассниками, педагогами дополнительного образования. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия по поводу собственной деятельности, начиная с учебной и заканчивая хобби.

      Все эти документы могут представлены в виде текстов, заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и т.д.

      Из опыта работы учителей можно судить, что в портфолио ученика могут входить:

- творческие домашние работы;

- результаты проверочных, контрольных работ, тестов;

- алгоритмы решения учебных задач повышенного уровня и проекты;

- письменные творческие работы;

- анкеты и результаты их обработки;

- письма преподавателю, родителю, другому ученику, связанные с содержанием

   портфолио или процессом работы над ним, и т.д.

    Одним словом, портфолио ученика – это творчество как учителя –экспериментатора, так и ученика.

        Заседание педагогического совета постановляет:

1.     создать творческую группу по разработке общешкольной модели портфолио достижений педагогов и учащихся как системной оценки  качества образовательных достижений с последующим обсуждением и принятием;

2.     включить портфолио в планы работы методического объединения учителей -  предметников школы;

3.     обсудить принципы и критерии оценки образовательных достижений учащихся на родительских собраниях;

4.     провести классные часы, информирующие учащихся о структуре, характере и значении портфолио.

 

 

        Директор школы                       Досымбетова У.Г.