Занимательные задачи по математике.
Цель: 1) Закрепление приёмов сложения и вычитания в
пределах 10 и 20.
2) Учить преобразовывать одни примеры в другие.
3) Развитие различных сторон мышления.
1. Загадки на сложение и вычитание.
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой –
Плюшевый мишка.
Зайка косой.
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? ( 6 )
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? ( 5 )
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки,
Рыбак Корней
Поймал трёх окуней,
Рыбак Евсей –
Четырёх карасей.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки? ( 7 )
Семь гусей пустились в путь.
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. ( 5 )
Я, Серёжа, Коля, Ванда –
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится? ( 6 )
Мы – большущая семья,
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Саша
И Наташа тоже есть.
Мы по улице идём –
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей? ( 8 )
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа,
В огороде зайцы сели
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? ( 15 )
1. Математическая эстафета.
Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:
10 + 5 10 + 9 10 + 7
Вызываются к доске по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить пример, составить другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все примеры с этими числами. Учащиеся по команде составляют цепочки взаимосвязанных примеров вида:
10 + 5 = 15 10 + 9 = 19 10 + 7 = 17
5 + 10 = 15 9 + 10 = 19 7 + 10 = 17
15=10 + 5 19 = 10 + 9 17 = 10 + 7
15=5 + 10 19 = 9 + 10 17 = 7 + 10
15 – 10 = 5 19 – 10 = 9 17 – 10 = 7
15 – 5 = 10 19 – 9 = 10 17 – 7 = 10
Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав числа.
В конце игры по одной цепочки примеров дети воспроизводят название компонентов сложения, переместительное свойство сложения, название компонентов вычитания.
2. Задачи – смекалки.
Мне на встречу бежали поросята: один впереди двух, один между двух и один сзади двух. Сколько всего бежало поросят? (3)
Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина? (Дима)
4. Загадка.
Учитель на доске чертит квадраты и вписывает в них цифры и слоги, затем он предлагает прочитать слоги в порядке их номеров и отгадать загадку:
2 1 4 3 6 5 8 7 9 10 12 11
маль пять ков чи чу пять чи лан ков Разо маль шлись
14 13 15 17 16 19 18 20 21
ки чи в ные раз лан чу чи ки
5. Математические фокусы.
1) Для закрепления нумерации чисел в пределах 20.
Задумайте число от 1 до 10. Прибавьте к нему 1, ещё 1, ещё 1, отнимите 1, ещё 1, прибавьте 1. Скажите результат, а я скажу, какое число вы задумали? (Для отгадывания надо из результата вычесть 2 ).
2) Угадывание номера дома.
Учитель рисует на доске 10 домов с номерами. Учитель предлагает из задуманного номера дома вычесть 1, прибавить 1, ещё 1 и ещё 1. Дети поочерёдно называют ответы, учитель отгадывает, какой номер дома загадал каждый ученик. (Для этого он вычитает из результата число 2).
6. Найди правильный ответ.
Карточка делится на части. Ученики соединяют пример с ответом.
Задачи.
С трёх грядок накопали 9 мешков картошки. С первой грядки накопали 3 мешка,
со второй – 4 мешка. Сколько мешков картофеля накопали с 3 грядки?
* * *
Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый
из ребят, если Петя на 2 года старше Белова?
* * *
Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий?
* * *
На одной чашке весов лежат два одинаковых пакета с мукой, а на другой – гири 1кг и 5 кг. Весы находятся в равновесии. Какова масса одного пакета.
* * *
Миша принёс для поливки огорода 3 ведра воды, Петя – 5 вёдер, а Оля – 1 в.
Сколько вёдер воды они принесли вместе? Какая здесь единица измерения?
* * *
В одну банку входит 5 литров воды, а в другую – 3 литра. Как с их помощью отмерить 8 литров воды? Как отмерить 2 литра воды?
* * *
У Димы 2 палочки длиной 9 см и 4 см. Как ему отмерить 5 см? Как ему отмерить 1 см?
* * *
Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Игоря, а Олег – ближе Игоря.
Кто кинул мяч дальше – Володя или Олег?
* * *
Винни - Пух такого же роста, как крокодил Гена, а крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже: Винни - Пух или Чебурашка?
* * *
Винни - Пух подарил ослику Иа 3 шарика, а Пяточок – на 1 шарик больше.
Сколько всего шариков они подарили Иа?
* * *
На арене цирка 2 жонглёра, а акробатов – на 5 больше. Сколько всего артистов на арене цирка?
* * *
У каждой из 3 сестёр по одному брату. Сколько в семье детей?
* * *
На грядке сидели 6 воробьёв. К ним прилетели ещё 3. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось на грядке?
* * *
Год назад Ире было 5 лет. Сколько ей будет через 3 года?
* * *
Куда войдёт больше воды: в 3-х литровый чайник или 3-х литровый самовар?
* * *
Маши и Даши было поровну конфет. Маша отдала Даше 2 конфеты.
На сколько конфет у Даши стало больше?