Кузгибекова Г.М.
Замдиректора по УВР ОСШ № 51
Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе
Первый вопрос, который обсуждается с учениками на первом уроке информатики: Что такое информация? И выясняют, что это знания, которые они получают, новые сообщения, новости. Если задать второй вопрос: Что мы делаем с информацией? Передаем, храним, обрабатываем. Так вот, процессы получения, хранения, передачи и обработки информации называются информационными процессами. А что же такое информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
В своей педагогической работе постоянно приходится учителю работать с огромным количеством информации, и это количество увеличивается с каждым годом. Но вся эта информация направлена на достижение одной цели – научить детей думать. Меняются средства для решения этой проблемы. Но этого требует от нас наша современная жизнь.Процесс «информатизации» на сегодняшний день рассматривается Министерством образования и науки РК как одно из стратегических направлений развития образования.
Поэтому тема сегодняшнего педсовета выбрана не случайно "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе"
Можно выделить несколько разнообразных направлений деятельности учителя по применению ИКТ в учебном процессе. Рассмотрим их более подробно на примерах.
1. Использование мультимедийных дисков на уроках и при подготовке к урокам является в нашей школе наиболее распространенным среди учителей. Активно в данном направлении работают: Архив мультимедийных дисков находится у учителей, часть – в библиотеке.
2. Использование презентаций. В «компьютерный» урок можно включить как текстовый материал, так и аудио эффекты (музыка, фонодокументы и т. д.), видеоряд (графика, схемы, фотографии, видео) и др. Это позволяет добиться разнообразия форм подачи материала, что, в свою очередь, дает возможность удерживать внимание учеников на предмете обучения, избегая опасности перенапряжения их в ходе урока. Информация, продублированная через различные сенсорные пути, через текст, видео, графику и звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше, согласно теории ассоциативного запоминания.
Презентации используются на уроке и во внеурочной деятельности . В данном направлении активно работают
Проектная деятельность. Данная деятельность в нашей школе в основном поддерживается учителями начальных классов.
3. Самоконтроль знаний. Один из эффективных способов — обучающее тестирование. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой, предложенной учителем. По данному направлению уже не первый год работают учителя они создают свои авторские интерактивные задания, в том числе и тесты.
4. Использование ресурсов сети Интернет на уроках и при подготовке к урокам. Многие педагоги умело могут использовать ресурсы интернет на своих уроках. О том, как можно организовать эту деятельность расскажут нам сегодня наши педагоги.
5. Использование компьютера во внеурочной деятельности.Здесь можно выделить несколько видов использования информационных технологий в нашей школе.
a. Дистанционные конкурсы.Принимать участие в дистанционных конкурсах могут не только педагоги, но и ученики.
b. Используя неограниченные ресурсы сети Интернет учащиеся и педагоги могут повышать свою квалификацию (дистанционные курсы, желательно бесплатные
c. Распространение педагогического опыта Внедрение информационных технологий в учебный процесс влечет за собой применение новых методов учебно-воспитательного процесса, повышения педагогической компетентности учителя.
Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;
2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;
3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;
4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.
5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.
7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;
8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
1. возросшие требования к педагогу;
2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;
3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;
4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:
- множество рефератов на CDдисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;
- технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;
5. невысокая информационная культура;
6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;
7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;
8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата
коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;
Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Перечислю несколько возможностей компьютерных технологий:
Компьютер как средство поиска информации (текстовой, видео и аудиоряды): можно использовать с этой целью интернет-ресурсы, информацию на дисках, видео- и аудио- носителях.
Интеренет-ресурсы
Электронные справочники и энциклопедии
Базы данных
Фонотеки
Видеотеки
Компьютер как средство обработки информации:
Создание базы данных на учащихся;
Анализ успеваемости;
Учёт посещаемости;
Учёт индивидуальных достижений учащихся (портфолио);
Обработка анкет;
Преобразование информации (устранение текста из песен, преобразование аудио-);
Компьютер как средство хранения информации – базы данных, фото- и видеоархивы, электронные музеи.
Фотоальбомы в электронном виде;
Сборники творческих работ учащихся и учителей в электронном виде;
Видеоархив;
Сайт;
Компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.
Сайты;
Презентации;
Издательская деятельность;
Экспресс-материалы для стендов с использованием цифрового фотоаппарата и др.
Компьютер как средство коммуникации– сайт, почта и т.п.
Гостевая книга;
Электронная почта;
Телемосты и телеконференции;
Форумы и др.
Введение ИКТ в процесс образования – неизбежный процесс, веление времени. Педагог востребован, пока он учиться, повышает свой профессионализм, то есть шагает в ногу со временем, умело применяя в своей работе новые технологии. Педсовет является одной из форм делового совещания, с помощью которого можно организовать обмен информацией, опытом между педагогами, повысить степень заинтересованности к проблеме. И проведение данного педагогического совета актуально и значимо для пропаганды по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий. Обмен творческими наработками преподавателей в этой области немаловажно. Наши педагоги стали чаще использовать компьютер в образовательно-воспитательном процессе. Учителя постепенно оценивают преимущества компьютера для совершенствования методики урока.
Тема педагогического совета является перспективной, так как в современных условиях качество образования зависит не от объема знаний учащегося, а от владения им ключевых компетентностей.
Сафонова Т.В.
Учитель физики и ИВТ
Использование ИКТ на разных этапах урока физики
Использование ИКТ во время проверки выполнения домашнего задания.
С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании. Для решения дидактической задачи этапа проверки домашнего задания можно использовать: 1. мультимедиа технологии:
презентация-контроль - для организации самопроверки, взаимопроверки домашнего задания или заданий для первичного закрепления можно использовать презентацию-тест, в конце указать критерии оценивания работы (PowerPoint); презентация-тест с анимацией - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью анимации отмечается правильный ответ или отбрасываются неверные (PowerPoint); презентация-тест с гиперссылками - содержит формулировку задания и варианты ответа, с помощью гиперссылки организуется переход на слайд с информацией о правильности выбора ответа. В случае правильного выбора осуществляется переход на следующий вопрос; если же ответ неправильный, происходит возврат на этот же вопрос (PowerPoint).
2. раздаточный материал:
тесты (Excel) (Word); карточки (Word); кроссворды (Excel); самостоятельные работы (Word); контрольные работы (Word).
Пример организации объяснения нового материала с помощью ИКТ.
При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель. Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем: 1. мультимедиа технологии:
презентация-лекция - демонстрация слайдов, содержащих иллюстрации, тезисы, видеоролики или звук для объяснения нового материала, обобщения, систематизации (PowerPoint), в данном случае используются презентации с целью познакомить учащихся с объектом или явлением, процессом; видеофрагменты фильмов; презентация-модель - с помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи (PowerPoint); слайд-шоу - демонстрация иллюстраций с минимальным количеством текста, с наложением музыки, с установкой автоматической смены слайдов, иногда с циклическим повторением слайдов (PowerPoint); изображение - корректировка фотографий, отсканированных изображений, раскрашивание изображений (PhotoShop); коллаж - создание собственных оригинальных ребусов, изображений (PhotoShop); видеоклип - на основе фотографий, видео- и звуковых файлов; с использованием эффектов и переходов, создается демонстрационный ролик (Movie Maker)
2. компьютерные технологии:
диаграммы (Excel); схемы (Excel); таблицы (Word) .
Пример организации закрепления и систематизации знаний.
Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока проводим обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. Для решения дидактической задачи данного этапа мы используем: 1. мультимедиа технологии: 2. презентация-задание - содержит формулировку задания, с помощью анимации организуется поэтапное решение задания и ответ (PowerPoint). 3. мобильный класс:
работа в группе – задание – составить текст для слайдов презентации (PowerPoint); выбрать иллюстративное сопровождение для текста (PhotoShop, PowerPoint);
4. Интернет-ресуры:
для работы в группах.
Пример использования ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации мы используем следующие технологии 1. мультимедиа технологии:
презентация-выступление - для сопровождения выступления, содержит иллюстрации, основные тезисы (PowerPoint); презентация-итог (PowerPoint, Word) – на слайде выводится итоговая таблица участия в соревнованиях, мероприятиях.
2. компьютерные технологии:
стенные газеты - информационный материал (Word, Publisher); -буклеты, памятки - информационный материал (Word, Publisher); брошюра - сборник дидактических, методических материалов (Word); плакат, заголовки - текстовое оформление стендов, помещений (Word); открытка - оригинально оформленное поздравление (Word, Publisher); анкета - документ для сбора статистических данных (Excel).
Пример использования ИКТ при выполнения проектной работы.
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
выполнения исследовательской части проекта, получения или систематизации данных (Интернет, электронный учебник, электронная библиотека); оформление портфолио проекта (Word); создание продукта проекта – буклеты, презентации, проспекты и т.п. (Word, Excel, Publisher, PowerPoint).
С помощью компьютерных технологий создается портфолио проекта (Word ), проводится исследование по теме проекта (Интернет), выполняется продукт проекта. Пример использования сети Интернет на уроках: Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
1. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя; 2. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;
Рассмотрим, каким образом можно использовать эти возможности для организации учебной деятельности учащихся. Поиск информации в Интернете может сопровождать такие виды учебной работы, как:
• написание рефератов, • сбор материала по теме, • иллюстрирование своих текстов материалами из Интернета;
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями. Уроки с использованием ИКТ повышают учебную мотивацию, а, следовательно, и интерес к предмету. При активном использовании ИКТ успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Список литературы
1. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд. Филинъ, 2003. - 616 с. 2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М.,Центр «Педагогический поиск» 2004 г. 3. Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г. 4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с. 5. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа: http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ 6. Картель А.И. КОЗ по теме "Биологическое действие радиации" 7. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» -педагогическое Общество России, М., 2001 г. 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 9. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997. 10. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с. 11. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ 12. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110. 13.Ictsport.wehse.ru/.../VOZMOZHNOSTI_SREDSTV_NOVYH_INFORMATSIONNYH_TEHNOLOGIY_1228126672.doc 14. pedsovet.org/.../Itemid,118/ Использование ИКТ в образовательном процессе. Афанасьева О.В. 15. festival.1september.ru/.../513744/