ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
(с изменениями и дополнениями от 07.12.2009 г.)
О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями
Оглавление
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Государственное регулирование вопросов социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с оіраниченными возможностями
Глава 3. Деятельность по оказанию социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями
Глава 4.Права детей с ограниченными возможностями, права и обязанности их родителей и иных законных предекшиимей
Глава 5.Заключительные положения
В оригинале оглавление отсутствует
Настоящий Чакон определяет формы и методы социальной, медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями, направлен на создание эффективной системы помощи детям с недостатками в развитии, решение проблем, связанных с их воспитанием, обучением, ірудовой и профессиональной подготовкой, профилактику детской инвалидности.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Термины и определения, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:
1) социальная и меди ко-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями - деятельность организаций образования, социальной защиты населения, здравоохранения, предоставляющих специальные социальные, медицинские и образовательные услуги, обеспечивающие детям с ограниченными возможностями условия для преодоления и компенсации ограничения жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества:
2) ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лете физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм подтвержденными в установленном порядке:
3) ребенок группы «риска» - ребенок (дети) до трех лег. имеющий высокую вероятность отставания в физическом и (или) психическом развитии при отсутствии раннего вмешательства и оказания социальной и мсдико-псдагогичсской коррекционной поддержки;
4)физический недостаток - стойкое нарушение развития и (или) функционирования органа (органов), требующее длительной социальной, медицинской и коррскционно-псдагогичсской поддержки;
5) психический недостаток - временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая: последствия сенсорных нарушений: нарушения речи: нарушения эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга: нарушения умственного развития, в том числе умственную отсталость: задержку психического развития и связанные с этим специфические трудности в обучении:
6) сложный недостаток - любое сочетание психического и физического недостатков;
7) тяжелый недостаток - психический и (или) физический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются овладением навыками самообслуживания.
істарными знаниями об окружающем мире и простыми ірудовымн навыкам», или узкой профессиональной подготовкой:
8) раннее вмешательство (ранняя поддержка) - социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей раннето возраста (до трех лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую исихолого-псдагогимсскую диагностику, лечение, развивающее обучение;
9) социальная адаптация - активное приспособление детей с ограниченными возможностями к условиям социальной среды путем усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, и трудовой подготовки в процессе целенаправленной социальной и мсдико-псдаюі нчеекой коррекционной поддержки:
10) социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным лицам, семьям в реализации их социальных прав и тарантий компенсацией нарушенных или утраченных функций, препятствующих их полноценному социальному функцион ированию:
11) скрининг - массовое стандартизированное обследование с целью выявления детей группы «риска»:
12) медицинская и психолого-исдагогичсская диагностика - комплексная междисциплинарная оценка психофизического развития детей для выявления различных недостатков и определения адекватных условий лечения, обучения и воспитания:
13) медицинская реабилитация - комплекс медицинских мероприятий, направленных на лечение, восстановление нарушенных или утраченных функций организма:
14)специальные образовательные программы - программы, предназначенные мм обучения детей с оіраничсннымн возможностями:
15) специальное образование - образование, предоставляемое детям с оі раниченными во іможнос іямн с со и а пнем с пециальных условий:
16) специальные образовательные условия - условия для получения специального образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных проі рамм детьми с отраниченными возможностями:
17) специальные организации образования - организации, созданные inдиагностики и консультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями: исихолого-мсдико-исдагогичсскис консультации.
реабилитационные центры, кабинеты нсихолого-исдагогичсской коррекции, детские сады, логопедические пункты при школах и другие организации:
18)специальные коррекцнонные организации - организации для детей с ограниченными возможностями в развитии:
с нарушениями слуха (нсслышащис. слабослышащие, позднооглохшис):
с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, ноздноосленшие);
с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата:
с нарушениями речи:
с умственной отсталостью;
с задержкой психического развития:
с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения: со сложными нарушениями, в том числе со сленоглухотой;
19)психологическое обследование - определение особенностей психическою состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с
о! ран именными во тможнос тями:
20) социальное обследование - определение степени социальной недостаточности, которая может быть обусловлена ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, экономической самостоятельности и способности к интеграции в общество с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста:
21) медицинское обследование - определение вида, тяжести нарушения (отсутствия) функции (функции) отдельного органа или организма в целом, обусловливающих ограничение жизнедеятельности детей:
22) педагогическое обследование - определение особенностей интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к иіровой деятельности, получению образования и общению с учетом возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
23) профессиональная диагностика - определение потенциальных возможностей детей к усвоению и выполнению навыков трудовой дсятс.тьности или профессии с учетом имеющегося психического и (или) физического недостатка:
24) индивидуальная проірамма реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - перечень медицинских, психологических, не дат отичееких и социальных мероприятий, направленных на восстановление способности ребенка к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозирования уровня его соматического состояния, психофизической выносливости, социального статуса семьи и возможностей социальной инфраструктуры;
25) уполномоченный государственный орган (далее - уполномоченный орган) - центральные исполни тельные органы. осущсств.тяющис руководство в области охраны здоровья граждан, образования, социальной защиты населения.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями
1.'Законодательство Республики Казахстан о социальной и медико-
педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями основывается на конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Чакона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. 1-е inмеждународным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем тс. которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
3. Отношения, связанные с государственной поддержкой детей-сирот, детей с психическими заболеваниями, малообеспеченных семей и иных категорий лиц. нуждающихся в государственной поддержке, регулируются настоящим Законом
в той части, в какой это связано с социальной и медико-педагогической коррекционной поддержкой детей с ограниченными возможностями.
Статья 3. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями, се цели, задачи и принципы
1. Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований и профессиональной диагностики, разработки индивидуальной программы реабилитации, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.
2. Целями социальной и мсдико-исдагоіичсской коррекционной поддержки являются:
1) раннее (с рождения) выявление врожденных и наследственных заболеваний, отклонении от нормального развития;
2) профилактика отставания и нарушении в развитии детей, предупреждение тяжелых форм инвалидности:
3) снижение уровня детской инвалидности.
4) компенсация или восстановление физических, психических и иных способностей детей с ограниченными возможностями, реализация их социальных прав, содействие наиболее полной их социальной адаптации
3.'Задачами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки являются:
1) создание единой государственной системы выявления и учета детей с ограниченными возможностями:
2) развитие сети организаций, осуществляющих специальные образовательные и специальные социальные услуги;
3)социальная адаптация детей с ограниченными возможностями:
4) социальная поддержка семей, имеющих детей с оіраннчснными возможностями:
5) кадровое, научное и организационно-методическое обеспечение организаций, осуществляющих социальную и медико- педагогическую коррекционную поддержку;
6) интеграция деятельности организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования по вопросам СОЦИАЛЬНОЙ и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями.
4.Социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка основывается на следующих принципах:
1) гарантированность оказания социальной поддержки и реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям:
2) сотрудничество семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, и специалистов организаций, осуществляющих социальную и медико-педагогическую коррекционную поддержку:
3) доступность равные права детей на раннюю поддержку и образование, независимо от степени ограничения способностей, возраста, социального статуса.
4) индивидуальное п. подхода к каждому ребенку и дифференциация оказания социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки.
Глава 2. Государственное реіл.інроваіінс вопросов социальной и mi- ціко-ін■ іаі hiinnкип коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан:
1) утверждает проіраммы социальной поддержки детей с ограниченными возможностями:
2) определяет государственные стандарты социального обслуживания и социального обеспечения в области социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями;
3) по представлению уполномоченного органа в области охраны здоровья граждан утверждает бесплатный гарантированный объем медицинской помощи в сфере социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями:
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РКот 27.07.07г.
Aft320-Ш (см. стар, ред.)
4)определяет порядок разработки, утверждения государственных общеобязательных образовательных стандартов специального дошкольного воспитания и обучения и специального начального, основного среднего, общего среднего образования для детей с ограниченными возможностями.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области охраны здоровья I раждан
Уполномоченный орган в области охраны здоровья граждан:
1) определяет порядок организации скрининга для максимально раннего выявления детей группы «риска» в родовспомогательных учреждениях, детских поликлиниках, учреждениях первичной медико-санитарной помощи и направления выявленных детей группы «риска» и с ограниченными возможностями в исихолого-мсдико-исдагогичсскис консультации:
2) определяет порядок организации диагностики, лечения различных видов патологии детей с физическими и (или) психическими недостатками:
3) обеспечивает совместно с уполномоченным органом в области образования подготовку врачей общей практики, педиатров и средних медицинских работников но вопросам раннего выявления детей группы «риска»:
4) способствует использованию международного опыта но диагностике и лечению детей с ограниченными возможностями.
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа в области образования Уполномоченный орган в области образования:
ISподпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07 .\ё 320-1/1 (см. стар, ред.)
1) устанавливает государе iвенные образовательные стандарты специального дошкольного воспитания и обучения и начального, основного среднего, общего среднего образования:
2) определяет единые принципы и нормативы специальных образовательных условий для всех организаций образования;
Статья дополнена подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Лг 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.)
2-1) проводит мониторинг республиканских, местных программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями совместно с органами социальной защиты населения на основе государственной статистической отчетности:
3) оіірсдсляст предельную наполняемость специальных классов (групп), где обучаются дети с ограниченными возможностями:
4) устанавливаст перечень типов и видов специальных организаций образования: определяет необходимое количество мест в организациях образования для лиц. нуждающихся в специальном образовании:
5) ус танавливаст обязательные минимальные требования к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования, осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями:
6)определяет методики аттестации обучающихся:
7)совместно с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан, социальной защиты разрабатывает и утверждает нормативные требования на технические средства обучения детей с ограниченными возможностями;
В подпункт 8внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. ЛЬ 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
8) осуществляет координацию деятельности но научно-методическому обссисчс нию органнзацн й образован ня:
9) осуществляет государственный контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области специального образования:
10)совместно с друі ими заншерссоваиными іосударствснными органами организует научное сопровождение программ социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями:
11)Иск.тючсн в соответствии с 'Законом РК от 20.12.04 г. .V; 13-111
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения
Уполномоченный орган в области социальной защиты:
1)Исключен в соответствии с 'Законом РК от 20.12.04 т. ,M> 13-111
2)разрабатывает программу социальной поддержки детей с охраниченными возможное тя ми:
3) определяет функции и характер деятельности социальных работников, устанавливает перечень специальностей и квалификационные требования к ним. оказывает методическую помощь социальным работникам:
4) разрабатывает социальные нормативы, виды и формы предоставления специальных социальных услуг:
5)Исключен в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Ss13—1II
В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20. 12.04 г. ЛЬ 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
6) осуществляет координацию деятельности но научно-методическому обсспсчс ни ю соци ал ьн ых с .ту жб:
7) разрабатывает государственные стандарты социального обслуживания, порядок бесплатного социального обслуживания:
8) организует повышение квалификации и переподготовку социа.тьных работников.
Статья 8. Компетенция органов местного государственною управления В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. ЛЬ 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
1.Местные представительные органы области (города республиканского значения, столицы):
1)утверждают региональные нроіраммы по социальной и меди ко- педагогической коррекционной по.тдержке детей с ограниченными возможностями:
Пункт дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с 'Законом РК от20.!2.04г. № 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.)
1-1) утверждают программу но социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому:
2)осуществляют контроль за исполнением программ по социальной и меднко- педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченны ми возможностями.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Л? 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
2.Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):
Подпункт 1 ихтожен в редакции Закона 1т\ от 20.12.04 г. Xs13-III(введен в действие с 01.01.2005 г.) (см стар, ред.)
1) разрабатывают и представляют на утверждение маслихатов программу по социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, включая программы обучения на дому: разрабатывают положение об отделении социальной помощи на дому детям с ограниченными возможностями из числа инвалидов: создают отделения социальной помощи на дому:
Подпункт 2 ихтожен в редакции Закона 1*К от 20.12.04 г. Si13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см стар, ред.)
2) осущсстаіяіот материально-техническое обеспечение государственных организаций занятых вопросами социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки детей с ограниченными возможностями:
3) организуют скрининг в учреждениях первичной медико-санитарной помощи, детских поликлиниках, родовспомогательных учреждениях:
4) обеспечивают с согласия родителей и иных законных представителей направление выявленных в результате скрининга детей группы «риска» в психолого-мсдико-нсдагогичсскис консультации:
5) организуют обучение детей с ограниченными возможностями в специальных организациях образования и создают условия для их обучения в других организациях образования:
6) Исключен в соответствии с 'Законом РК от 20.12.04 г. Хй 13—1II
7) планируют и организуют переподготовку, повышение квалификации и аттестацию кадров, работающих в специальных организациях образования и в сфере выявления, учета и коррекции психических и (или) физических недостатков:
8) координируют деятельность по организации и оказанию социальной помощи по уходу за детьми с тяжелыми недостатками;
9) обеспечивают реализацию прав на гарантированное медицинское обслуживание и бесплатное образование с соблюдением общегосударственных стандартов, а также получение социальной помощи и специальных социальных услуг;
10)обеспечивают защиту прав и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями:
11)содействуют в трудоустройстве детей с оіраннчснными возможностями. В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Л&
13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
3. Решением акима области (города республика некого значения, столицы) поэтапно, в ісчснис ірсх леі. пеихолоіо-меднко-псдагогичсскис консультации создаются на шестьдесят тысяч детского населения, реабилитационные центры - в городах республиканского и областного значения, кабинеты психолого-педагогической коррекции - в районных центрах.
Глава 3. Деяте.тыюсгь по оказанию социальной и меднко-пе,биотической коррекционной поддержки детям с ограниченными возможностями
Статья 9. Организации, оказывающие медицинские, специальные образовательные и специальные социальные услуги детям с ограниченными возможностями
1. Медицинские услуги осуществляют: организации охраны материнства и детства, организации первичной медико-санитарной помощи, консультативно-диагностические поликлиники, медицинские реабилитационные центры, независимо от организационно-правовых форм.
2. К медицинским услугам относятся:
1) массовое стандартизированное обследование детей раннего возраста с цслыо выявления детей труппы «риска» (скрининг):
2) углубленная диагностика врожденной, наследственной и приобретенной патологии:
3) медицинская коррекция и реабилитация детей с отклонениями в психофизическом развит и:
4) иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3.Специальные образовательные услуги ,гчя детей с ограниченными возможностями оказывают специальные организации: психолого-меди ко- педагогичеекие консулмации. кабинеты иснхолого-исдагогнчсской коррекции, реабилитационные центры, логопедические пункты, детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании.
4.К" специальным образовательным услугам относятся:
1) углубленное и комплексное обследование детей с цслыо выявления особенностей их интеллектуального развития и определения их возможностей для выбора вида и формы обучения и воспитания.
2) исихолого-исдагогичсская коррекция, обучение и воспитание детей раннею, до школьною и школьного возраста с ограниченными возможностями:
3)трудовое воспитание, профессиональная диагностика:
В подпункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.01.01 г. Aft320*111 (см. стар, ред.)
4)техническое и профессиональное, послссрсднсс. высшее образование:
5)иные услуги, оказываемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5.Организации, оказывающие специальные социальные услуга: учреждения социальной защиты населения, организации по производству протезно- ортопедических изделий, изготовлению технических и вспомогательных средств.
6.К специальным социальным услугам относятся:
Показание социальной помощи в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области социальной защиты инвалидов:
2) предоставление услуг но протезированию и обеспечению протезно-ортопедическими изделиями:
3)обеспечение специальными техническими и комненсагорными средствами:
4)оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями:
5)предоставление услуг социальных работников.
Правовой статус социальных работников определяется законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 10. Психолого-мсдико-псдаюгичсскис консультации
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Ms13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
1. Психолого-медико-исдагогичсскис консультации являются государственными учреждениями, осуществляющими проведение диагностики и исихолого-мсдико-педагогического обследования детей с ограниченными
можностями в целях установления показаний на социальную и медико-псдагоіическую коррекционную поддержку, определения вида и формы образования, состав,лсння индивидуальной программы реабилитации.
Организация деятельности нснхолого-мсдико-исдаготичсских консультаций определяется правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области образования по согласованию с уполномоченными органами в области охраны здоровья граждан и в области социальной защиты населения.
2. Исихолого-мсдико-нсдагогичсскис консультации направляют детей с ограниченными возможностями в специальные коррекционные и другие организации для получения медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг только с согласия родителей и иных законных нредста ви тс лей.
Статья 11. Организация образования детей с ограниченными возможностями
В пункт I внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07г.
320-111 (см. стар, ред.); Законом РК от 07.12.09 г. .\s222-IV(см. стар, ред.)
1.В соответствии с заключением нснхолого-мсднкомісдагогичсских консультаций и индивидуальным планом обучения дети с ограниченными возможностями могут получать дошкольное воспитание и обучение с трехлетнего возраста, начальное и основное среднее образование с семи- десятилетнего возраста. При этом продолжительность начального и основного среднего образования в соответствии с государственными образовательными программами не может быть менее десяти лет.
При наличии показаний по заключению психолого-мсднко-исдагогичсскнх консультаций воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями осуществляется индивидуально и бесплатно на дому.
2.Дсіи с оі раннченными возможностями имеют право на получение образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовани и.
Государство содействует профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.
См. также: Типовые правила деятельности специальных организаций образования.
Статья 12. Государстве!!пая статистическая отчетность Государственная статне гическая отчетность по социальной и медико-
исдагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями
определяется уполномоченным органом по статистике в соответствии с
законодательством Республики Казахстан.
В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г.
ЛЬ 13-111 (введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.)
Статья 13. Финансирование социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки
Финансирование социальной и мсдико-исдагогичсской коррекционной поддержки осуществляется за счет бюджетных средств, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Статья 14. Трудовая нодгоговка и профессиональное образование детей с elрлниченнымн во іможнос іямн
1. Лети с ограничснны\ш возможностями могут получать профессиональное образование в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан об образовани и.
2. Трудовая подготовка детей с ограниченными возможностями проводится в семье, в специальных организациях образования. Для определения возможностей и характера будущей профессиональной деятельности детей с ограниченными возможностями проводится профессиональная диагностика в профессионально-консультативных центрах, специальных организациях образования.
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 20.12.04 г. Лг 13-III(введен в действие с 01.01.2005 г.) (см. стар, ред.); изложен в редакции Закона РК от 27.07.07 г. Л& 320*11/ (см. стар, ред.)
3.Техническое и профессиональное образование детей с ограниченными возможностями осуществляется в специальных организациях образования, специальных коррекцнонных организациях.
I .тана 4. Ирана детей с ограниченными вотможиостями, права н обязанности и\ родителей и иных законных представителей
Статья 15. Права детей с ограниченными возможностями 1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на:
1) гарантированное бесплатное получение социальной и медико-недагогической коррекционной поддержки:
2) бесплатное обследование в государственных медицинских организациях, нсихолого-мсдико-исдагогичсских консультациях или отделах медико-социальной экспертизы и бесплатную медицинскую помощь в порядке, установленном законодагсльством Республики Казахстан:
3) бесплатную мсдико-психолого-исдагогичсскую коррекцию физической или психической недостаточности с момента обнаружения, независимо от степени се выраженности, в соответствии с заключением пеюсолого-мсдико-нсдагогичсской консультации:
4)бесплатное обеспечение но медицинским показаниям протезно- ортопедическими изделиями и обувью, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, компенсаторными техническими средствами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан:
В подпункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07г. Х° 320-11/ (см. стар, ред.)
5)получение бесплатного нреднисольного и общего среднего образования в специальных организациях образования или государственных общеобразовательных
оных заведениях в соответствии с заключением неихолого-меднко-педатотических консультаций:
В подпункт б внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07г. Л6 320-Ш (см. стар, ред.)
6) бесплатное, на конкурсной основе, техническое и профессиональное, нослссрсднсс. высшее образование в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных программ;
7) трудоустройство но окончании обучения в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональной подготовкой в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 27.07.07г. Л& 320-Ш (см. стар, ред.)
2. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование, образовательных фантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, которым согласно заключению отделов медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.
3. Дети с ограниченными возможностями из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, находящие-я на ПОЛНОМ государственном обеспечении, после окончания пребывания в специальных организациях образования и достижения совершеннолетия обеспечиваются жильем местными исполнительными органами в установленном законодательством порядке.
Статья 16. Права родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможное тями
Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями имеют право:
1) присутствовать при освидетельствовании ребенка в психолого-медико-педагогической консультации:
2) получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и мсдико-псдагогичсской коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг:
3)на получение их детьми установленной законодательством Республики Казахстан социальной и мсдико-псдагогичсской коррекционной поддержки:
4) на возмещение затрат на воспитание и обучение на дому детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов но индивидуальному учебному плану в порядке и размерах, определяемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 17. Обязанности родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможное тями
1. Родители и иные законные представители детей с ограниченными возможностями, помимо обязанностей, установленных законодательством, должны спсчиватъ своим детям содержание, воспитание, образование, медицинский осмотр, лечение, осуществлять уход за ними, защищать их права и интересы, участвовать в реализации индивидуальной ііроіраммы реабилитации.
2. Родители и иные законные представители детей с ограниченными вогможностями за уклонение от выполнения обязанностей но уходу и воспитанию детей, жестокое обращение с ними, нанесение вреда их здоровью несут ответетвенность, установленную законами Республики Казахстан.
Глава 5. заключительные положении
Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области социальной и мсдико-псдагогичсской коррекционной поддержки детей с ограниченными вогможностями
Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в облаеш социальной и мсдико-псдагоі ической коррекционной поддержки детей с ограниченны.\ш возможностями, несут ответственность, установленную законами Рссиублию( Кагзхстан.
Статья 19. Порядок введения в действие настоящего 'Закона
Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2003 года.
Президент
Республики Казахстан Н.А. Назарбаев