Қарағанды қаласы әкімдігінің «Қарағанды қаласының…
"Е.А.Букетов атындағы ЖББМ" КММ
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 337
Жаңа сұрақтар: 1
Статистика

Статистика посещений

Бір жылда0
Бір айда0
Бір аптада0
Кеше0

НЕ ДОПУСТИТЬ БЕДЫ

НЕ  ДОПУСТИТЬ БЕДЫ

(памятка родителям о подростковом суициде)

 

Определение понятий:

Суицид– умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Суицидальное поведение это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидент– человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.

 

В чём же таятся причины детских и подростковых суицидов?

1) Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2) Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4)  Дисгармония в семье.

5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией  протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является, как правило,  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению.

 

К  «группе риска» по суициду относятся подростки:

-                     с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

-                     злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

-                     с затяжным депрессивным состоянием;

-                     сверхкритичные к себе подростки;

-                     страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат,  от хронических или смертельных болезней;

-                     фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

-                     страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

-                     из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

-                     из семей, в которых были случаи суицидов.

 

Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

-                      потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

-                      частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

-                      необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

-                      постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

-                      ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

-                      уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

-                      нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

-                      погруженность в размышления о смерти,

-                      отсутствие планов на будущее,

-                      внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

 

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если  решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

 

Возможные мотивы

Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а  также душевные переживания, препятствующие осуществлению  суицидальных намерений. К ним относятся:

-                     эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

-                     выраженное чувство долга, обязательность;

-                     концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

-                     учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

-                     убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

-                     наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

-                     наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

-                     психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

-                     наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

-                     проявление интереса к жизни;

-                     привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

-                     уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

-                     планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

-                     негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов  обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

Тест для родителей

Уважаемые родители!Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.

Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.

1. Рождение вашего ребенка было желанным?

2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?

3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?

4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?

5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?

6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?

7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?

8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?

9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?

10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?

11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?

12. Вы знаете, кто его любимый учитель?

13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?

14. Вы первым идете на примирение, разговор?

15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?

 

Подсчет результатов

Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!

 

Требования к проведению беседы с подростком,

размышляющем о суициде.

 (Зрл Гроллман)

Для начала рекомендуется принимать суицидента как личность, способную на самоубийство, но признать за человеком формальное право совершить такой шаг.

Во время диалога взрослому рекомендуется:

·         Внимательно выслушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и невозможности излить перед кем-то свою душу;

·         Правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

·         Не выражать удивления от услышанного и не осуждать ребёнка за любые, самые шокирующие высказывания;

·         Не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живётся лучше других, поскольку высказывания типа «у всех есть такие же проблемы» заставят ребёнка ощущать себя ещё более ненужным и бесполезным;

·         Постараться изменить романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

·         Не предлагать неоправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы;

·         Провести конструктивные способы её решения;

·         Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

 

 

 

 

Напоминаем, что в СОШ 52 имени академика Е.А.Букетова  действует «почта доверия», с помощью которой Вы можете обратиться за анонимной консультативной помощью:

pochta_doveriya@mail.ru