Инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с особыми образовательными потребностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.
Инклюзивное образование дает возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, реализовать свой потенциал и право на получение образования.
Преимущество инклюзивного образования заключается в смешении учеников.
Общение – отправная точка преподавания.
Учителя должны общаться с детьми, ученики с учителем и друг с другом.
Одним из возможных вариантов решения этой проблемы является развитие в Республике Казахстан инклюзивного образования, которое направлено на:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- адаптация детей-инвалидов в современном обществе
- создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; • умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями.
Национального научно-практического центра коррекционной педагогики (далее - ННПЦ КП) и Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.