Социально- психологическая служба КГУ ОШ №48
Социальный педагог: Абдибекова Лайла Каденовна
Вожатая: Латыпова Зарина Дамировна
Педагог-психолог: Ержанова Карлыгаш Асылхановна
Педагог: Ержанова Карлыгаш Асылхановна
Работа школьной психологической службы по созданию благоприятного психологического климата и предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе и неблагоприятного личностного развития учащихся
«Целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой должно лечь в основу всех исседований» (Л.С.Выготский)
«У ребенка есть свое особое умение видеть, думать и чувствовать, нет ничего глупее, чем попытаться подменить у него это умение нашим» (Ж.Ж.Руссо)
Задачи психологической службы
- Создание условий для максимальной самореализации каждого ребенка, обеспечение ему индивидуальной траектории развития на всех этапах обучения
- Педагогическое регулирование отношений, влияющих на процесс социализации и развития личности
- Преобразование социально-педагогической действительности в целях создания благоприятных условий для жизнедеятельности личности, ее социализации, развития и успешной интеграции в общество
- Социально- психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в условиях гимназического образования
- Своевременное проведение коррекционно-реабилитационной работы по итогам диагностики
- Глубокое знание школьного контингента, разработка коррекционных программ развития, начиная с прогимназии
- Работа по созданию положительной мотивации учителей к профессиональной деятельности, исследовательской работе
- Создание благоприятного психологического климата в школе
План работы социального педагога КГУ ОШ № 48
на 2022-2023 учебный год.
Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся, их всестороннего развития.
Задачи:
- Изучение психолого-педагогических особенностей контингента учащихся.
- Обеспечение социальной защиты несовершеннолетних.
- Профилактика девиантного поведения, негативного семейного воспитания.
- Повышение правовой грамотности среди участников образовательного процесса.
1. Изучение социально-педагогических особенностей контингента учащихся.
№ |
Направление, тематика деятельности |
Сроки реализации |
Реализация |
Примечание |
1 |
Составление социального паспорта школы |
сентябрь |
социальный паспорт школы |
совместно с классными руководителями |
2 |
Корректировка базы данных учащихся из социально незащищенных слоев населения: - малообеспеченные; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - многодетные семьи; - неполные семьи (утеря кормильца, мать-одиночка); - дети оралманов; - дети - инвалиды |
сентябрь |
база данных |
|
2. Работа с учащимися из социально незащищенных слоев населения и их семьями.
1 |
Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам социальной защиты детей. |
в течение года |
журнал проведения бесед и консультаций |
|
2 |
Проведение индивидуальных консультаций для классных руководителей по вопросам социальной защиты детей. |
в течение года |
журнал проведения бесед и консультаций |
|
3 |
Выступления на классных, общешкольных родительских собраниях, совещаниях при директоре, педагогических советах по вопросу оказания социальной помощи отдельным категориям учащихся. |
в течение года |
доклады, тексты выступлений |
|
4 |
Сбор документов на оказание социальной помощи в виде бесплатного питания за счет бюджетных средств и арендатора школьной столовой |
в течение года |
база данных |
|
5 |
Посещение семей учащихся данной категории с целью ознакомления с материально-бытовыми условиями и определения нуждаемости в различных видах социальной помощи |
в течение года |
акт обследования ЖБУ |
|
6 |
Оказание материальной помощи учащимся в виде горячего питания в школьной столовой за счет средств Фонда Всеобуч, корректировка списков льготников |
в течение года |
списки учащихся и табеля питания |
совместно с комиссией по распределению Фонда Всеобуч |
7 |
Формирование списков учащихся остро нуждающихся в материальной помощи. |
август- сентябрь |
списки учащихся |
совместно с попечительским советом школы |
8 |
Оказание помощи учащимся и их семьям в рамках благотворительных акций «Забота» и «Дорога в школу» |
август-сентябрь, январь-февраль |
отчет, страничка на сайте школы |
совместно с попечительским советом школы |
9 |
Сотрудничество с Органами социальной защиты населения |
по мере необходимости |
документация СП |
|
10 |
Организация летнего отдыха учащихся из малообеспеченных семей в загородном и пришкольном лагере |
апрель-август |
путевки |
через отдел образования |
3. Работа с группами учащихся, состоящих на различных видах учета и учащимися «группы риска».
1 |
Составление и обновление базы данных на учащихся из неблагополучных семей, состоящих на различных видах учета, в «группе риска» |
в течение года |
база данных |
|
2 |
Обследование условий проживания учащихся, состоящих на учетах и в «группе риска», особенностей семейного воспитания |
ежегодно |
акты обследования ЖБУ, учетная карта |
совместно с кл. руководителями и школьным инспектором |
3 |
Участие в работе Совета профилактики правонарушений |
ежемесячно |
документация СПП |
|
4 |
Выявление родителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и развитию детей |
в течение года |
|
совместно со школьным инспектором и кл. руководителями |
4. Мероприятия по профилактике правонарушений среди учащихся.
1 |
Работа с учащимися по выявлению причин отклоняющегося поведения, конфликтности и слабой успеваемости |
в течение года |
анализ работы |
совместно с кл. руководителями,
психологами школы |
5. Работа с учащимися, оставшимися без попечения родителей.
1 |
Обновление базы данных учащихся, оставшихся без попечения родителей (ОБПР) |
сентябрь |
база данных |
|
2 |
Оказание помощи учащимся, находящимся под опекой, в виде бесплатного горячего питания в школьной столовой |
в течение года |
списки учащихся и табеля питания |
|
3 |
Обследование условий проживания учащихся, ОБПР, особенностей семейного воспитания и микроклимата в семье |
сентябрь, октябрь |
акты обследования ЖБУ |
совместно с кл. руководителями |
4 |
Индивидуальная работа с законными представителями этих детей в виде бесед, консультаций, проведения круглых столов и т.п. |
в течение года |
журнал проведения бесед и консультаций |
совместно с зам. директора по ВР, психологами школы |
5 |
Мониторинг посещаемости и успеваемости учащихся, ОБПР |
в течение года |
экран посещаемости |
совместно с кл. руководителями |
6 |
Консультации педагогов по вопросам работы с данной категорией учащихся |
по мере необходимости |
журнал проведения бесед и консультаций |
совместно с психологами школы |
7 |
Освещение работы с данной категорией учащихся на педсоветах, совещаниях при директоре |
согласно плану проведения совещаний |
выступления на совещаниях |
|
8 |
Вовлечение учащихся в социально значимую деятельность через организацию общешкольных и классных мероприятий |
постоянно |
анализ работы с учащимися, ОБПР |
совместно с зам. директора по ВР, кл. руководителями |
9 |
Сбор отчетов опекуна по расходованию средств на содержание подопечного |
декабрь, июнь |
отчет опекуна |
|
10 |
Организация летнего отдыха учащихся из малообеспеченных семей в загородном и пришкольном лагере |
апрель-август |
путевки |
через отдел образования |
План работы психологической службы КГУ ОШ № 48
на 2021-2022 учебный год
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Обеспечение адекватных условий для охраны психического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, создание условий для развития личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению каждого ребенка.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования у обучающихся младшего школьного возраста и обучающихся основной школы.
4. Сопровождение обучающихся в условиях основной школы:
- адаптации к новым условиям обучении;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
- предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;
- сопровождение одаренных обучающихся, детей «группы риска», обучающихся, находящихся под опекой.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Ожидаемые результаты:
- Активное включение в образовательный процесс всех категорий обучающихся.
- Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.
- Разработанные рекомендации помогут оказать помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и педагогов школы, будут способствовать их личностному росту.
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.
- Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса.
- Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
ПСИХОДИАГНОСТИКА
ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
1 |
Запросы учителей и родителей, результаты исследований.Составление списков учащихся отклоняющегося поведения, склонных к правонарушениям и суицидальному поведению. Составление характеристик учащихся, склонных к девиантному поведению |
0 - 11 классы |
сентябрь |
|
2 |
Индивидуальная адаптация личности по требованию – когнитивная сфера, тревога, беспокойство, депрессия, тревожность, агрессивность, трудности в общении, разработка упражнений на адаптацию к личностному росту |
1– 9 классы |
втечениегода |
|
3 |
Программа «Адаптация первого класса» |
1класс |
І четверть |
|
4 |
Программа «Адаптация пятого класса» |
5класс |
І четверть |
|
5 |
Программа «Мой профессиональный выбор» |
7 – 9 классы |
2и 3 четверть |
|
6 |
Коррекционные занятия с детьми с ООП |
1 – 9классы |
в течение года |
|
7 |
Коррекционные занятия для детей требующие особого педагогического внимания |
1 – 11классы |
втечениегода |
|
|
Работа с педагогами, родителями, учащимися (беседы, консультации) |
|
в течение года |
|
|
Областной месячник «Эмоции лета» (Коммуникативные тренинги) |
7-11 классы |
Сентябрь - октябрь |
|
|
Школа молодого педагога (уровень развития, психолого-педагогическая компетенция, эмоциональный интеллект, адаптация), посещение уроков, анализ |
Вновь прибывшие учителя и молодые специалисты до года |
сентябрь-октябрь |
|
|
Мероприятия посвященные дню семьи |
родители |
сентябрь-май |
|
|
Участие на заседании Совета по профилактике |
учащиеся и педагоги |
ежемесячно |
|
|
Участие и выступление на совещаниях при директоре, педагогических советах по вопросам психологического сопровождения |
педагоги |
ежемесячно |
|
|
Составление и коррекция социального паспорта |
классов и школы |
октябрь, январь |
|
|
Обучение вахтеров суицида (всех) |
педагоги |
октябрь |
|
|
Городская информационная компания «Безопасное детство» |
учащиеся |
октябрь |
|
|
Тренинги по повышению педагогических компетенции |
педагоги |
ноябрь |
|
|
Заполнение базы данных по социализации |
учащихся |
ноябрь, январь, май |
|
|
Республиканская акция «16 дней без насилия» |
учащиеся |
ноябрь, декабрь |
|
|
«Декада психологии». Мероприятия по медиа грамотности |
учащиеся |
15-25 декабря |
|
|
Тренинги по профилактике профессионального выгорания для педагогов |
педагоги |
декабрь, февраль, март |
|
|
Тренинги для учащихся по развитию коммуникативных навыков детей, профилактика девиантного поведения |
учащиеся |
ежеквартально |
|
|
Педагогический консилиум |
педагоги |
декабрь, май |
|
|
Месячник по профориентации работа с учащимися |
9-11 классы |
декабрь |
|
|
Республиканская акция «Скажи жизни ДА!» |
учащиеся |
январь |
|
|
Развитие общечеловеческих ценностей учащихся |
учащиеся |
февраль |
|
|
ІІ этап работы по профориентации учащихся |
9-11 классы |
февраль |
|
|
Городская информационная компания «Мир без насилия» |
учащиеся |
февраль |
|
|
Республиканская информационная компания «Безопасный интернет» |
учащиеся |
март |
|
|
Работа по преемственности, переход в среднее звено |
4 классы |
апрель |
|
|
Профилактика половой неприкосновенности |
6- 11 классы |
в течении года |
|
|
Родительское собрание по темам (по запросу) |
1- 11классы |
в течение года |
|
|
Психологический час: Профилактика суицида среди учеников (по запросу) |
7- 9 классы |
в течение года |
|
|
Психологические часы: профилактика правонарушений
|
5- 9 классы |
декабрь |
|
|
Психологические часы: профилактика буллинга и кибербулинг |
5-9 классы |
февраль |
|
|
Психолого-педагогические консилиумы по адаптации учащихся 1-х,5-х классов (психологические аспекты) |
1и 5 классы |
январь |
|
|
Психологический час с элементами тренинга по подготовке к экзаменам для учащихся старшего звена |
9 - 11 классы |
март- май |
|
|
Профилактика суицидального поведения |
7 - 11 классы |
апрель |
|
КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
Индивидуальные и групповые консультации учащихся, родителей и педагогов (по запросу)
|
СОЦИАЛЬНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
Взаимодействие с зам. по ВР, школьным инспектором, социальным педагогом и мед. работником. |
1-11 классы |
В течении года |
|