150 лет со дня рождения Ахмета Байтурсынулы
Поэтическая деятельность Ахмета Байтурсынова
Поэтическая деятельность его начинается с переводов басен Крылова. Принимаясь переводить басни Крылова, он, прежде всего, имеет в виду огромную возможность басен для воспитания детей и взрослых. Он выбирает для перевода такие басни, которые были понятны и соответствовали казахскому духу. Ахметом Байтурсыновым было переведено 40 басен Крылова, и под названием «Кырык мысал» (Сорок басен) сборник выдержал несколько изданий. Этот сборник увидел свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика и человека, болеющего всей душой за свой народ. Как поэт-протестант, Ахмет Байтурснов превращает поэзию в оружие борьбы с монархической политикой России, угнетавшей казахов. В своих стихотворениях поэт не воспевает любовь, женщин, природу, у него нет ни высокопарных стихов, ни крылатых фраз. Он простым и понятным народу языком воспевает свободу, говорит об угнетённой казахской нации, призывая её к просвещению, к труду и к освобождению от вековой спячки, пробуждая в каждом казахе чувства гражданства. Стихотворения А. Байтурсынова по внешней своей простоте, по внутреннему содержанию, лёгкости и равномерности занимают одно из первых мест в казахской литературе. У поэта кроме «Кырык мысал» имеется ещё небольшой сборник оригинальных и переводимых стихотворений под названием «Маса» и несколько не напечатанных стихов лирического характера. Через всю литературную деятельность А. Байтурсынова красной нитью проходит беспощадная критика, строгий анализ царской политики и протест против неё. Стремясь вызволить народ из оков отсталости, Буйтурсынов глубоко понимал, что подъём культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало его пути по стезе науки. Исследуя природу казахского языка, он пишет статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные исследования по языкознанию.
Как публицист, не имея почти никаких материальных средств, в 1913 году Байтурсынов открывает в Оренбурге газету «Казах». В программной статье, помещённой в первом номере «Казах», пояснив пользу и значение периодической литературы, и намекая на колониальную политику царского правительства пишет: «…Народ казахский с давних пор занимавший определённую территорию, жил обособленной жизнью; теперь мы видим наплыв переселенцев в казахские степи. Какова будет судьба наша в будущем. Судя по историческому ходу вещей, не трудно предугадать, что если пришлый элемент окажется в культурном отношении сильнее коренного населения, то со временем последнее должно быть поглощено первым. И наоборот: если оба окажутся в равной мере культурными. Тогда только они могут развиваться самостоятельно, существуя на одинаковых правах, и сохранить национальный облик свой. Теперь перелом в экономической жизни казахов неизбежен…», «…Если этого мы не хотим, то необходимо разрешить этот вопрос в корне и отныне приступить к усовершенствованию казахского языка и литературы». От этой идеи А. Байтурсынов никогда не отступал ни на шаг. По этому поводу были на него нападки со стороны татарской печати, А. Байтурсынов всегда давал должный отпор. Благодаря Байтурсынову, пусть и несознательно, но на самом деле поддававшаяся обрусению и отатариванию часть казахской интеллигенции живо опомнилась и стала осознавать и исправлять свои ошибки. Даже бывали такие курьёзные случаи: учащаяся молодёжь в некоторых русских учебных заведениях в целях сохранения чистоты казахского языка, обусловилась разговаривать между собой обязательно по-казахски.
В случае нарушения кем-либо этого правила, виновный за каждое случайно вырвавшееся неказахское слово платил 3-5 копеек штрафа в пользу ученических кружков. Вскоре газета «Казах», как единственный орган, отвечающий культурным и общественным запросам казахской жизни, завоевала общую симпатию и стала популярной в широких массах. Тогда как выходящие в то время газета «Казахстан» и журнал «Айкап», не находя среди читающей казахской публики даже несколько сот человек, вскоре прекратили своё существование. «Казах» к концу первого году издания имел же 3000 подписчиков. Насколько газета «Казах» была дорога для молодёжи, можно судить из того, что ежегодно в день выхода первого номера в свет изо всех университетских и других городов от учащихся получались в редакции приветственные телеграммы и письма. Вскоре к её изданию примыкает Алихан Букейханов и становится одним из ведущих авторов. Ахмету Байтурсынову удалось сплотить вокруг газеты «Казах» таких видных деятелей и поэтов как: Мыржакып Дулатов, Шакарим Кудайбердиев, Жусупбек Аймауыов и мн. др. Благодаря энергии и усилиям таких видных деятелей газета стала общественным изданием, сыграв значительную роль в пробуждении сознания казахского народа. Восьмитысячный тираж газеты (не малый по тем временам) позволял донести до народа волнующие проблемы. Но «Казах» нажил и немало врагов. За всё время своего существования «Казах» вёл систематическую борьбу с развивающимися в степи злоупотреблениями, разоблачая грязные поступки обирателей; взяточников и аферистов разных мастей. Они-то, зорко следя за каждым шагом и за каждой строкой «Казах», занялись доносами; они переводили резко написанные, осуждающие действия и политику правительства статьи с комментариями от себя и представляли начальству. Поэтому А. Байтурсынова таскали к губернатору или жандармскому начальнику на допросы. В 1914 г. за помещенную в № 80 газеты «Казах» передовицу, где Байтурсынов критиковал только что выработанный М.В.Д. проект положения об управлении Киргизским краем, Оренбургский губернатор Сухомлинов оштрафовал А. Байтурсынова, как редактора, на 1500 руб. и в случае его несостоятельности постановил заменить штраф арестом на 8 месяцев.
Утрата 1500 рублей была равносильна закрытию газеты, поэтому, не смотря на слабость своего здоровья, заявил полиции, что он согласен сидеть, но платить штрафа не может. 20 октября Байтурсынова посадили в тюрьму. Об этом событии узнал его друзья из разных городов и вскоре в адрес редакции посыпались переводы по телеграфу и не отсидев и 4-5 дней был освобождён. «Казах» и после этого подвергался штрафам на разные суммы, доходящих иногда до 3000 рублей (в 1916 г.), и всегда отзывчивые читатели аккуратно вносили штрафы, не доводя дело до ареста или закрытия газеты. «Казах» просуществовал до октября 1918 года. Созданная почти из ничего и существовавшая в тяжёлых условиях царско-полицейского режима, благодаря умелому руководству и самоотверженному труду А. Байтурсынова газета перед закрытием имела свою собственную типографию, большой запас бумаги и тираж более 8000. В начале XX века форсированными темпами шли колонизация азиатского Востока, и интенсивное переселение крестьян из европейской части страны. В результате в 1916 году казахи лишились 40 млн. гектаров лучших земель и были вытеснены в бесплодную степь и горы. Особенно откровенным и хищническим стало ограбление Степного края в годы первой мировой войны, когда из степи в огромном количестве по принудительным ценам вывозили скот. Была проедена реквизиция кибиток и кошм для царской армии. Одновременно подготовлялось изъятие новых земель для славянских колонистов. А если к этому прибавит социальный гнёт, безнаказанность и поборы чиновников, то становится понятно, что такие личности, как Ахмет Байтурсынов не могли оставаться в стороне от происходящего. Газета просуществовала 5 лет - до 1917 года. За это время она стала главным национально-общественно-политическим и научно литературным изданием, и не случайно в годы сталинских чисток была учинена жестокая расправа над сотрудниками газеты «Казах».
Таким образом, возглавляемая Ахметом Байтурсыновым газета «Казах» в истории молодой казахской прессы заняла первое и почётное место. После февральской революции Ахмет Байтурсынов втянулся в водоворот общественно-политической жизни. На всех съездах краевых и областных он являлся одним из активнейших руководителей. После свержения царизма он занимал разные выборные должности и затем был избран в члены Всероссийского Учредительного Собрания от Тургайской области по списку националистической партии «Алаш». До 1919 года, находясь в рядах автономистов-националистов, в марте того же года Амет Байтурсынов, убедившись в пагубности для казахского народа националистической политики правых партий, перешёл на сторону Советской власти. При советской власти Ахмет Байтурсынов занимал разные ответственные должности и в то же время он не прекращал учительско-педагогическую деятельность. Наряду с рабой учителя и занятием наукой, активной общественной деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических просветительских традиций казахской литературы в условиях XX века. На рубеже XIX-XX веков одной и главных проблем казахской литературы был национальный вопрос - состояние казахского общества и пути его развития. А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов, изданием образцов фольклора. Разработкой проблем истории и теории казахской литературы в научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.
В ходе гражданской войны советское руководство стремясь привлечь квалифицированных специалистов на сторону революции, издаёт постановление ВЦИК от 4 апреля 1919 г., в котором говорилось, что «киргизы (казахи). Принимавшие участие в гражданской войне против советской власти. А так же члены и сотрудники бывшего национального киргизского правительства «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию не подлежат». После этого постановления многие лидеры правительства «Алаш-Орды» перешли на сторону советской власти. В августе 1919 года в статье «Революция и киргизы» Ахмет Байтурсынов писал: «…Провозглашение «Декларации прав народов России» можно считать началом внимательного отношения к казахскому национальному вопросу, я могу от чистого сердца успокоить товарищей, что предпочитая советскую власть колчаковской, мы не ошиблись». Однако волна жестоких репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая на сторону советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. С уничтожением таких личностей как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев и др. серьёзный урон понесли наука и литература Казахстана. Надо отметить должное: советская власть не жалела сил для развития просвещения. Особое внимание уделялось женщинам-казашкам. В1930-31 учебном году был введён всеобуч в оседлых районах, а с 1931 года - в районах с кочевым населением. Огромное внимание на ускорение культурного процесса оказали многие деятели национальной интеллигенции. В те годы огромной популярностью пользовались написанные Ахметом Байтурсыновым учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 20-годы несколько изданий. 20-30-е годы были так же периодом становления науки в Казахстане. В работе естественно-географической, этнографической и историко-археологтческой секций общества принимали участие видные учёные, такие как С. Асфендияров, А. Затаевич, Ж. Аймауытов и, непосредственно, и сам А. Байтурсынов. В те же годы в Казахстане началось преследование деятелей дореволюционной интеллигенции, которой инкриминировалась нелегальная деятельность по воссозданию алаш-ординского движения. В 1920 г. Был арестован Ахмет Байурсынов. Он был выслан в Архангельск, а жена с дочкой Шолпан - в Томскую область. В 1934 году благодаря вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью международного Красного Креста его освободили. В этом же году ему удаётся соединиться с семьёй и вернуться в Алма-Ату. Но прежний ярлык «классового врага» как клеймо позора постоянно преследует его. В 1937 году А. Байтурсынова вторично арестовали и 8 декабря он был расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.
Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988 году советским судом он посмертно оправдан за отсутствие состава преступления. Его бесценные творения возвращены народу. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей культуры казахского народа. Память об Ахмете Байтурсынове увековечены в г. Костанае. Его имя носит Костанайский Государственный Университет. В Городском парке установлен памятник, одна из центральных улиц города носит его имя. Многогранный талант А. Байтурсынова позволял ему пробовать силу пера в поэзии, публицистике, науке и других отраслях культуры. Он является не только учёным, составителем многих учебников, переводчиком, этнографом, но и автором многих стихов, доступных для детей младшего возраста. В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынова мы имеем казахскую азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом А. Байтурсынов поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и казахской литературы. Ахмет - был великим Устазом - Учителем с большой буквы детей и взрослых. Он был и остался в памяти народа светлым лучом казахской науки и культуры.