Информация для родителей и учителей 5 классов.
Меры, способствующие адаптации детей к средней школе.
Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период из
жизни школьника. То, что принесет ребенку этот период, радость или
огорчение, во многом будет зависеть от учителей средней школы, в первую
очередь, от классного руководителя.
Несложные рекомендации по содействию учащимся в период их адаптации
к средней школе могут пригодиться каждому учителю.
Меры, облегчающие знакомство детей друг с другом и учителей с детьми
1. Дети не знают имен учителей ― на протяжении первой четверти,
приходя на урок, учитель может надевать визитку, на которой крупными
буквами написано его имя и отчество.
2. Дети не знают по именам новых учеников ― на первой неделе классному
руководителю стоит познакомить класс с новичками в неформальной
обстановке. Можно организовать какую-нибудь совместную деятельность.
3. Классному руководителю следует встретиться с «новенькими» до
первого сентября.
4. Чтобы знакомство произошло быстрее (если классы формировались
заново), а учителя быстрее запомнили имена детей, можно сделать визитки
с именами для всех учеников.
Меры, способствующие организации работы в классе
1. Учителям, которые принимают пятый класс после выпускного, следует
провести подготовительную работу («переключиться», т.е. настроиться на
возрастные особенности пятиклассников, вспомнить методы работы с ними
или обучиться им).
2. Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое
родительское собрание, чтобы ознакомить родителей с программой и
требованиями по предмету.
3. Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность
ребенка к уроку: наличие учебных пособий, тетрадей и т.п. Это поможет
выработать у детей навыки подготовки к урокам.
4. Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно
распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь
это относится к домашним заданиям.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года можно провести экскурсию по
школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других
помещений.
2. Классному руководителю следует составить список правил для дежурных
и ознакомить с ним всех учеников.
3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на
перемену.
4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности
выработать единые требования, например:
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
здороваться стоя;
не перебивать ни учителя, ни ученика;
поднятая рука ― сигнал о вопросе или ответе;
постараться исключить опоздания и т.п.;
б) организация учебного процесса:
наличие необходимых учебных пособий;
соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
в) отношения между детьми, между учителем и ребенком:
проявлять уважение друг к другу;
стараться услышать и понять друг друга;
оказывать посильную помощь друг другу;
помогать заболевшим ученикам и т.п.
5. Можно провести с детьми беседу о пользе дневника, о требованиях к
ведению дневника.
6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и
днях рождения одноклассников, именах и отчествах их родителей.
7. Можно подготовить и провести в первые дни учебного года специальные
мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные
часы и др., снимающие основные проблемы общения детей внутри класса).
8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между
старшеклассниками и «малышами».