КУЗНЕЦОВА Л.И.
учитель-дефектолог высшей категории.
КГУ «ОСШ №27» г. Караганды
В статье рассматривается психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВР в классах предшкольной подготовки,как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзивного образования.
Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан.
Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями развития (далее ОВР) и нормально развивающихся сверстников. Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.
Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзивного образования.
В общеобразовательной школе №27 группу сопровождения детей с ОВР классов предшколы представляют специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог, врач-психоневролог, координатор кафедры инклюзивного образования, социальный педагог. Психолого-педагогическое сопровождение классов предшколы в образовательном учреждении строится на принципах: - Непрерывности. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системности. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, таких как семья детей с ОВР, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
- Обеспечение положительного эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие детей с ОВР, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию коммуникативных навыков взаимодействия детей.
- Осуществление индивидуального подхода. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР– индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
- Важную роль играет междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения классов предшколы. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка с ОВР и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Междисциплинарный подход выражается в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий как групповых, так и индивидуальных , взаимопосещение уроков и занятий.
В классы предшкольной подготовки приняты и зачислены дети с ОВР на основании направления Областной психолого - медико - педагогической комиссии (далее ОБЛ. ПМПК), которая рекомендует данному ребенку обучение в школе, в рамках инклюзивного образования.
В начале учебного года специалистами сопровождения проведена комплексная диагностика детей с ОВР, зачисленных в классы предшколы, принятых с условием «пробного обучения», по заявке родителей, классного руководителя. Диагностика детей с ОВР в классах предшколы , сопряжена со значительными трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому важно обратить внимание на ряд следующих моментов:
- Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.
- В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
- Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок с ОВР инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
- Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса.
- Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач (заданий), сосредоточенность и работоспособность ребенка с ОВР, умение пользоваться предложенной ему помощью.
- Необходимо обратить внимание на общую эмоциональную реакцию ребенка с ОВР, на реакцию похвалы или неодобрения.
Целью диагностики является:
Определение уровня актуального развития и ЗБР, причин и механизмов трудностей в обучении, общении, поведении. Учтены диагнозы, рекомендации врачей, специалистов Областной ПМПК. Принято во внимание своебразие психоэмоционального развития детей с ОВР, состояние моторики, выраженности астенических проявлений (пониженная работоспособность, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти). Почти у всех детей с ОВР наблюдаются трудности в формировании пространственных, временных и сенсомоторных представлений.
На основании диагностики, командной оценки специалистами сопровождения детей с ОВР, каждым специалистом (в частности учителем - дефектологом), составлены индивидуальные коррекционно - развивающие программы.Разработка и составление индивидуальных коррекционно - развивающих программ, является важным моментом, так как сопровождается поисками ответов на вопросы: каковы требования школьной программы, возрастного развития к актуальному и потенциальному личностному росту ребенка с ОВР.
Таким образом, индивидуальная коррекционно - развивающая программа отражает этапы личного развития, организует каждого ребёнка в соответствии с предметной нормой, помогает этому ребёнку «не выпадать» из возрастной нормы, включаться в ведущую возрастную деятельность, иметь позитивные сдвиги в психоэмоциональной сфере и, главное, - в пределах своей индивидуальной нормы реализовать свои резервы. Как показывает наблюдение, импульсивная активность у детей с ОВР обычно бесконтрольна. Дети с ОВР в этом возрасте (6-8 лет) не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.
Отсюда задачи совместных действий учителя и специалистов – обеспечить продвижение каждого ученика на уровне его возможностей. В начальный период к разработке программы были привлечены родители, с которыми обсуждены причины отставания и низкой мотивации к обучению, желательное направление развития, оптимальные способы воздействия на ребёнка. С целью успешной реализации индивидуальных коррекционно – развивающих программ, были учтены рекомендации классных руководителей, специалистов.
Подобран комплекс профилактических, компенсаторных, коррекционно – развивающих занятий и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, коррекции мелкой моторики рук).
Индивидуальные занятия проводятся 20-25 минут три раза в неделю (в зависимости от специфики и сложности нарушений, от частных задач коррекционного воздействия, и психоэмоционального состояния учащихся) по расписанию(внеурочное время).
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВР классов предшколы, каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных процессов, развитие и подготовки мелкой моторики пальцев рук к письму, речевой активности, но и задания, направленные на нейтрализацию тревожных состояний, элементов творчества, развитию коммуникативных навыков.
Занятия учителя - дефектолога имеют четкую структуру:
1. Разминка, эмоциональный настрой, психологический комфорт (дидактические игры на развитие внимания, творческого воображения) (3 – 5 мин.).
2. Основная часть занятия (15-17мин.)
- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;
- динамическая пауза (энергетическая минутка или малоподвижная игра, познавательное конструирование);
- пальчиковая гимнастика;
- игра (задание) на развитие речи.
3. Заключительная часть (рефлексия, самооценка) (3-5мин.)
Занятия проводятся по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, и имеют непосредственную связь со всеми основными предметами предшкольного обучения, таким образом, осуществляется межпредметная связь. При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность ребенка с ОВР. В начале каждого занятия включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям с ОВР постепенно включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Использование развивающих игр и упражнений на индивидуальных занятиях оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям к условиям обучения в школе. На каждого ребенка с ОВР заведены дневники наблюдений, в которых отмечается даже незначительная положительная динамика в развитии познавательной деятельности, выполнение определенных заданий (динамичное наблюдение). Показателивыполнения учащимися тех или иных практических заданий представляют непосредственную информацию о текущем уровне развития ребенка.
Большое внимание уделяется развитию психолого – педагогической компетентности педагогов, родителей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями проходит через консультирование, оказание практической помощи, проведение бесед, анкетирование, посещение занятий. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВР, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Таким образом, говоря о психолого – педагогическом сопровождении детей с ОВР, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ОВР. Деятельность качественного психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательном учреждении, создает особый морально-психологический климат в коллективе, помогает ученику с ОВР раскрыть и реализовать свои способности, стимулировать его к саморазвитию, максимально подготовить к условиям обучения в общеобразовательном учреждении.