Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№27 ЖББМ" КММ

Изучаем казахский язык

Күрес, тартыс
борьба, столкновение.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 86
Новых вопросов: 1

Ресурсные материалы для родителей

  КУЗНЕЦОВА  Л.И.

учитель-дефектолог высшей категории.

КГУ «ОСШ №27» г. Караганды

 

 В статье рассматривается психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВР в классах предшкольной подготовки,как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзивного образования.

 Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений   Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан. 

  Сегодня инклюзивное образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями  развития (далее ОВР) и нормально развивающихся сверстников. Развитие в нашей стране процесса включения (инклюзии) детей с ограниченными возможностями психического и/или физического здоровья в среду обычных сверстников является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на получение образования. Инклюзивная практика обучения предоставляет равный доступ к получению того или иного вида образования и создает  необходимые условия для достижения успеха в образовании всем без исключения детям, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их психических и физических возможностей.

  Создание модели психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзивного образования.

  В общеобразовательной школе №27 группу сопровождения детей с ОВР классов предшколы  представляют специалисты:  учитель-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог, врач-психоневролог, координатор кафедры инклюзивного  образования, социальный  педагог. Психолого-педагогическое сопровождение классов предшколы в образовательном учреждении строится на принципах: - Непрерывности. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

- Системности. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов, таких как семья детей с ОВР, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

- Обеспечение положительного эмоционального комфорта всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие детей с ОВР, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию коммуникативных навыков взаимодействия детей.

- Осуществление индивидуального подхода. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения детей с ОВР– индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

- Важную роль играет междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения классов предшколы.       То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка с ОВР и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе. Междисциплинарный подход выражается в таких конкретных вещах, как: опора на единую научно-методологическую концепцию в понимании нормативного и нарушенного развития ребенка; единое календарно-тематическое планирование; проведение специалистами коррекционно-развивающих занятий  как групповых, так  и индивидуальных , взаимопосещение уроков и занятий.

  В классы предшкольной подготовки приняты и зачислены  дети с ОВР на основании направления Областной психолого - медико  - педагогической комиссии  (далее ОБЛ. ПМПК),  которая рекомендует данному ребенку обучение в школе, в рамках инклюзивного образования.

   В начале учебного года специалистами сопровождения проведена комплексная диагностика детей с ОВР, зачисленных в классы предшколы, принятых с условием «пробного обучения»,  по заявке родителей, классного руководителя. Диагностика детей с ОВР в классах предшколы , сопряжена со значительными  трудностями, обусловленными индивидуально-личностными характеристиками. Поэтому важно обратить  внимание на ряд следующих моментов:

- Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком,  необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире.

- В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

- Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок с ОВР  инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

- Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса.

-  Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач (заданий), сосредоточенность и работоспособность ребенка с ОВР, умение пользоваться  предложенной ему помощью.

- Необходимо обратить внимание на общую эмоциональную реакцию ребенка с ОВР, на реакцию похвалы или неодобрения.

Целью диагностики является:

  Определение уровня актуального развития и ЗБР, причин и механизмов трудностей в обучении, общении, поведении. Учтены диагнозы, рекомендации врачей, специалистов  Областной  ПМПК. Принято во внимание своебразие  психоэмоционального развития детей с ОВР, состояние моторики, выраженности астенических проявлений (пониженная работоспособность, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти). Почти у всех детей с ОВР наблюдаются  трудности в формировании пространственных, временных и сенсомоторных  представлений.

    На основании диагностики, командной оценки специалистами сопровождения  детей с ОВР, каждым специалистом (в частности учителем - дефектологом), составлены индивидуальные коррекционно - развивающие программы.Разработка и составление  индивидуальных коррекционно - развивающих программ, является важным моментом, так как сопровождается поисками ответов на вопросы: каковы требования школьной программы, возрастного развития к актуальному и потенциальному личностному росту ребенка с ОВР.

  Таким образом, индивидуальная  коррекционно - развивающая программа отражает этапы личного развития, организует каждого ребёнка в соответствии с предметной нормой, помогает этому ребёнку «не выпадать» из возрастной нормы, включаться в ведущую возрастную деятельность, иметь позитивные сдвиги в психоэмоциональной сфере и, главное, - в пределах своей индивидуальной нормы реализовать свои резервы. Как показывает наблюдение, импульсивная активность у детей с ОВР обычно бесконтрольна. Дети с ОВР  в этом возрасте (6-8 лет) не могут быть сдержанными и уступчивыми, разумными и волевыми.

  Отсюда задачи совместных действий учителя и специалистов – обеспечить продвижение каждого ученика на уровне его возможностей. В начальный период к разработке программы были привлечены родители, с которыми обсуждены причины отставания и низкой мотивации к обучению, желательное направление развития, оптимальные способы воздействия на ребёнка. С целью успешной реализации индивидуальных коррекционно – развивающих программ,  были учтены рекомендации классных руководителей, специалистов.

  Подобран комплекс профилактических,  компенсаторных, коррекционно  – развивающих занятий и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, коррекции мелкой моторики рук).

  Индивидуальные занятия проводятся 20-25 минут три раза в неделю (в зависимости от специфики и сложности нарушений, от частных задач коррекционного воздействия, и психоэмоционального   состояния учащихся) по расписанию(внеурочное время).

  Учитывая быструю утомляемость детей с ОВР классов предшколы, каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных процессов, развитие и подготовки  мелкой моторики пальцев рук к письму, речевой активности, но и задания, направленные на нейтрализацию тревожных состояний, элементов творчества, развитию коммуникативных навыков.

 Занятия учителя - дефектолога имеют четкую структуру:

1. Разминка, эмоциональный настрой, психологический комфорт (дидактические игры на развитие внимания, творческого воображения) (3 – 5 мин.).

2. Основная часть занятия (15-17мин.)

- 1-2 дидактических и развивающих игр, упражнений на развитие познавательных психических процессов;

- динамическая пауза (энергетическая минутка или малоподвижная игра, познавательное конструирование);

- пальчиковая гимнастика;

- игра (задание) на развитие речи.

  3. Заключительная часть (рефлексия, самооценка) (3-5мин.)

  Занятия проводятся по плану, составленному в соответствии с программой индивидуального развития ребенка, и имеют непосредственную связь со всеми основными предметами предшкольного обучения, таким образом, осуществляется межпредметная связь. При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий стимулировали бы познавательную деятельность ребенка с ОВР. В начале каждого занятия включаются специальные  корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям с ОВР постепенно  включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Использование развивающих игр и упражнений на индивидуальных занятиях оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям к условиям обучения в школе. На каждого ребенка с ОВР заведены дневники наблюдений, в которых отмечается даже незначительная положительная динамика в развитии  познавательной деятельности, выполнение определенных заданий (динамичное наблюдение). Показателивыполнения учащимися тех или иных практических заданий представляют непосредственную информацию о текущем уровне развития ребенка.

  Большое внимание уделяется развитию психолого – педагогической компетентности педагогов, родителей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями проходит через консультирование, оказание практической помощи, проведение бесед, анкетирование, посещение занятий. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВР, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых домашних заданиях и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

   Таким образом, говоря о психолого – педагогическом сопровождении детей с ОВР, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ОВР. Деятельность качественного психолого-педагогического  сопровождения в общеобразовательном учреждении, создает особый морально-психологический климат в коллективе, помогает ученику с ОВР раскрыть и реализовать свои способности, стимулировать его к саморазвитию, максимально подготовить к условиям обучения в общеобразовательном учреждении.