1.Общие положения
Реализация прав детей с ограниченными возможностями развития наобразование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики Республики Казахстан в области образования. Получение детьми с ОВР качественного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Законодательство РК в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями разывития - как взрослых, так и детей.
2. Цель и задачи системы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями развития в ОШ № 27
Цель Концепции:– создание оптимальных условий, обеспечивающих обучение, воспитание, социальную адаптацию и интеграцию в обществе детей с ограниченными возможностями развития, разработка и внедрение системной работы по инклюзивному образованию с целью обеспечения доступности и достижения качества образования для всех субъектовобразовательного пространства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- разработка локальной нормативной правовой базы, обеспечивающейвведение инклюзивного образования (обучения) в педагогическую практику ОШ № 27;
- создание Службы психолого-педагогического сопровождения,обеспечивающей раннюю диагностику образовательных потребностейучащихся с ОВР для обеспечения своевременной коррекционной помощи,разработки и реализации Индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы;
- создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения;
- формирование толерантного отношения к детям с ОВР на уровне школьного и местного сообщества;
- создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
3.Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции
3.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
- разработка локальных нормативных правовых документов,регламентирующих деятельность Службы психолого-педагогического сопровождения и обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями развития ((Положение о Службе ППС, о школьном ПМПк, должностные инструкций специалистов, реализующих инклюзивную практику, договоры с родителями и учреждениями, оказывающими комплексную помощь детям с ограниченными возможностями (ПМПК, ОПНДД), со специальными (коррекционными) школами).
- разработка механизмов психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями развития;
3.2.Кадровое обеспечение инклюзивной практики:
- наличие в штате специалистов сопровождения (логопедов, учителей-дефектологов, специального психолога, врача-психиатра, учителя ЛФК иритмики, учителя СБО, социального педагога);
- организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (курсы переподготовки педагогов, научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги).
3.3. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВР в условиях ОШ № 27:
- создание электронного банка диагностических материалов;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВР;
- разработка методических рекомендаций для педагогов по обучению и воспитанию детей с ОВР;
- создание и внедрение учебных пособий и методических материалов,электронных, аудио и видео материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВР;
- создание дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВР (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи).
3.4. Комплексное сопровождение субъектов образовательного процесса:
- апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВР в различных видах деятельности (учебный процесс, дополнительное образование);
- планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
- сопровождение родителей, имеющих детей с ОВР;
- психолого-педагогическое сопровождение педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВР;
- поддержка общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования.
3.5. Материально-техническое оснащение:
- создание материально - технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВР к образованию;
- наличие технических средств реабилитации, помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с дефектологом, психологом, логопедом, кабинета лечебной физкультуры, трудовой подготовки, СБО, их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;
3.6.Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями развития:
- создание позитивного отношения общества к детям с ОВР через реализацию комплексных социальных программ;
- работа с общественностью по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями развития.
3.7. Научное сопровождение инклюзивного образования в ОШ № 27
- проведение психологических, педагогических исследований по вопросам инклюзивного образования под руководством ННПЦКП.
3.8. Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования в ОШ № 27:
- создание школьного сайта, проведение форумов, конференций, семинаров. лекториев;
- укрепление социального партнерства с общественными организациями, медицинскими и образовательными центрами.
4.Ожидаемые результаты реализации настоящей Концепции Реализация настоящей Концепции в ОШ №27 позволит:
- обеспечить реализацию Государственной программы развития республики Казахстан до 2020г
- сформировать в ОШ № 27 систему инклюзивного образования детей с ОВР, позволяющую обеспечить их права на равный доступ к качественному образованию;
- обеспечить создание безбарьерной образовательной среды в ОШ № 27, способствующей полноценному включению детей с ОВР в образовательный процесс;
- обеспечить адекватное восприятие детей с ОВР в социуме.
5. Риски
1. Инклюзивное образование не может быть эффективным без оснащения ОШ № 27 соответствующей материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием;
2. Инклюзивное образование в ОШ № 27 не может быть эффективным без кадрового обеспечения соответствующими специалистами.
3.Возможное неполное освоение учебных программ учащимися с ОВР в силу типологических особенностей.
4. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений и системы итоговой аттестации учащихся, заложенной в стандартах.
5.Отсутствие опыта работы педагогов в инклюзивном пространстве среднего и старшего звена ОШ № 27