Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа…
КГУ "ОШ №59"

Изучаем казахский язык

қараңғы
тёмный
Вопрос-ответ
Всего ответов: 154
Новых вопросов: 11

Абитуриент - 2019

Проект

 

Концепция

проекта«ТҮЛЕКТЕР ТАҚТАСЫ»

для выпускников образовательныхучреждений

во всех регионах республики

(Министерство по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан)

Экономически активное население нашей страны составляет 8,5 млн.человек, из них 2,1 млн.(24,7%.) – молодежь в возрасте от 14 до 29 лет. Среди них502,3 тыс. - самозанятые молодые люди и 20,7% (104,2 тыс.) – непродуктивно занятые.

Кроме того, у 50% самозанятой молодежи имеется специальное, среднее и общее образование, а 22% имеют высшее образование. 63% безработной молодежи имеют среднее профессиональное и высшее образование, 37% не имеют профессионального образования.

В настоящее время существуют проблемы с не учащейся и не работающей молодежью(NEET). Наблюдается тенденция роста доли молодежи в категории NEET (15-28 лет): если в 2011 году их доля от общего числа молодежи составляло 7,8%, то в 4-м квартале 2016 года составило 10%. (По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан).

Согласно мнению экспертов, одной из причин указанных проблемявляется отстутсвие должной профориентационной и информационно-разъяснительной работысреди выпускников учебных заведений.

В целях решенияданной проблемы предлагается реализация типового проекта «ТҮЛЕКТЕР ТАҚТАСЫ» вовсех регионах республикидля выпускников образовательных учреждений.

Цель проекта– дать профессиональное направление выпускникам образовательных учреждений страны для выбора нужной профессии путём информирования.

Задачи проекта:

1.Создать выпускникам всесторонние условия для осознанного выбора будущей профессии;

2.Привлечение возможности компетентных органов по предоставлению комплексной информации выпускникам;

3.Создание благоприятных условий для трудоустройства молодых специалистов;

4.Путем информирования дать профессиональное направление выпускникам образовательных учрежденийстраны для выбора нужной специальности;

5.Создание условий для поиска работыс указанием реальных потребностей рынка труда;

6.Увеличение возможностей получений государственной поддержки, направленной на молодых специалистов, а также создание для молодежи всесторонних условий для осознанного выбора будущей профессии;

7.Повышение уровня осведомленности школьников о современном рынке труда и о востребованных специальностяхна сегодняшний день в регионах и республике.

Проект состоит из 12 модулей:

1. Для выпускников 9 класса (необходимо обеспечить список колледжей района, города, области, республики, адрес, перечень специальностей, возможности и показатели трудоустройства и др.дополнительная информация);

2. Ежегодно не позднее июня размещать объявление в ВУЗах, ТиПОи для выпускников 9-11 классов о грантах в рамках проекта «Серпін» - «Мәңгілік ел жастарыиндустрияға»;

3. Для выпускников 11 классов общеобразовательных школ (необходимо обеспечить список колледжей и вузов района, города, области, республики, адрес, перечень специальностей и предоставляемых грантов, возможности и показатели трудоустройства и др.дополнительная информация);

4. Для выпускников колледжей (необходимо обеспечитьсписок вузов, адрес, перечень специальностей и предоставляемых грантов, возможности и показатели трудоустройства, а также правила трудоустройства специалистов в предприятия, заводы, компании, информацияо соответствующих вакансиях на региональном и республиканском уровнях);

5. Размещать информацию для выпускников ВУЗов и ТиПОо возможных бизнес-проектах для молодого предпринимателя;

6. Проведение cобеседованийс выпускниками;

7. Для выпускников вузов (список вакансий, другая необходимаяинформаця для молодых специалистов);

8. Размещение информации о возможности получения именных заявок от предприятий по итогам прохождения производственной практики студентов выпускного курса;

9. Размещать для выпускников список учитываемых рейтинговых баллов для успешного трудоустройства в престижные компании;

10. Выявление и размещение востребованных специальностей на рынке труда, согласно статистическим данным;

11. Освещение итогов и графиков проведения «Ярмарки вакансий», проводимых в регионах;

12. Предварительная публикация заявок работодателей.

Размер– 1.5х4 метр (не условно).

Цвет–будет синим как флаг Республики Казахстан и его края будут отделены орнаментом желтого цвета.

К проекту«Түлектер тақтасы» - прикрепляются14 или 16 прозрачных пластиковыхкармановв формате А4.

Информацияразрабатывается на государственном и русском языках.

Направления деятельности образовательных организаций в реализации проекта:

- распечатывает типовой «Түлектер тақтасы» на бюджетные или внебюджетные средства и размещает его на видном всем месте в организации;

- обработка эффективной модели профориентационной работы, направленной на самоформирование личности.

- системное информирование школьников по всем специальностям.

- создать раздел «АБИТУРИЕНТ» на сайтах образовательных учреждений.

Кроме того, в ходе подготовки доски выпускников возможно применение новых информационно-коммуникационных технологий и использование системных методов, предоставляющихзаинтересованностьмолодежи. Например: оформление различных форм использования информаций или размещение информаций в социальных сетях.

Перед доской выпускниковв школах устанавливается ящик собъемом 30Х50 сантиметров. Школьники могут оставить в этот ящик любые волнующие вопросы о выборе профессии в письменном виде и получить полную информацию.

Вузы и колледжи– с помощью электронной версии «Түлектер тақтасы» можноразместить информацию о вакансиях на рынке труда, а также о центрах занятости и адресах молодежных ресурсных центров надисплеиплазменныхили сенсорных экранов, на LED-экраны и на др. электронныедевайсы и техники.

Для реализации проекта будут привлечены волонтеры и преподаватели профориентационных образовательных учреждений.

Охватываемая категория населения - выпускники общеобразовательных школ, колледжей и высших учебных заведений всех регионов республикии их родители.

Территория реализации – территория Республики Казахстан.

Обновление информации – ежегодно.

Срок реализации – с сентября 2017 года на неограниченный срок.

Ожидаемый результат – будут приняты меры по занятости молодежи по необходимым государству специальностям, профилактика безработицы среди молодежи с помощью профориентационной работы. 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 9,11 КЛАССОВ

 

Профессии будущего

 

ВУЗы и колледжи Караганды и Карагандинской области

 

 

 

Рассмотрено:                                                                                   Утверждаю:

на методическом совете                                                      Директор школы

«______»___________                                   ___________   Балмуханова Д.К

 

 

 

Социально- педагогический проект гражданско –патриотического воспитания

«Болашақ біздің қолымызда»

«Будущее в наших руках»

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта:

Социально- педагогический проект гражданско – патриотического воспитания «Болашақ біздің қолымызда», «Будущее в наших руках»

 

Цель проекта:   

Развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся; обеспечение методического сопровождения и педагогического сотрудничества организаций образования по формированию современной казахстанской модели патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи проекта

1. Инструктивно-методическое обеспечение по реализации проекта, разработка критериев оценки эффективности;

2. Разработка и внедрение мониторинга по участию

3. Поддержка и развитие детско-юношеских инициатив, различных форм гражданской и творческой деятельности через интеграцию основного и дополнительного образования.

 

Гипотеза проекта Целенаправленная работа по формированию и развитию

гражданско-патриотического воспитания с применением  разнообразных форм и методов работы – способствует развитию гражданской позиции подростков, социальному становлению личностных и гражданских качеств, обогащению опыта социального взаимодействия на демократических принципах.

 

Направления  работы проекта

- формирование духовно-нравственных качеств личности  школьника;

- воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

- воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории государства;

- формирование социально-активной позиции учащихся;

- оказание помощи школьникам в социальной адаптации

(социализации), формирование коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

- усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации  проекта

В процессе реализации социально-педагогического проекта по патриотическому  воспитанию у обучающихся должны быть сформированы  следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

-способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, государства;

-чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

-духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

-способность к саморазвитию.

В результате реализации Проекта ожидается:

1. В организациях образования, как в образовательной системе:

- организация работы по патриотическому воспитанию;

- обогащение содержания патриотического воспитания;

-вовлечение в работу по патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

в познавательной сфере:

-развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой:

-осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной:

- способность к самореализации в пространстве казахстанского общества,

 - формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере:

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Проект отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Республики Казахстан.

 

Сроки реализации проекта

сентябрь 2016 года- май 2019 года

Одним из основных приоритетов образования является воспитательная работа. В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» Лидер нации Н.А.Назарбаев отметил: «Воспитание детей - это огромные инвестиции в будущее. Мы должны подходить в этом вопросе именно так и стремиться дать нашим детям лучшее образование».

Школа является основным социальным институтом, осуществляющим воспитательный процесс, основной целью которого является формирование патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе.

Воспитание патриотизма - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Фундамент казахстанского патриотизма- равноправие всех граждан, их общая ответственность за Родину, ее будущее.

Одним из основных принципов воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.

Обогащение понятия «гражданин» новым содержанием в условиях современного Казахстана связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства, актуальности духовно-нравственной ориентации воспитания современной казахстанской молодежи.

Целевая аудитория: учащиеся 1-11 классов.  

Участники проекта: Администрация, учителя –предметники, старшая вожатая, родители.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 года – май 2019 года.

Этапы реализации проекта:

 

І. Подготовительный:     (сентябрь- май 2016- 2017уч.год)

Подготовка  создания условий  для развития  системы патриотического воспитания (сентябрь  2016 года)

1. Изучение нормативной и методической литературы по патриотическому воспитанию;

2. Разработка, обсуждение и утверждение Проекта по патриотическому воспитанию;

3. Проведение обучающего семинара для участников проекта.

 

II. Практический:    (сентябрь – май 2017 -2018 уч.год)

Реализация Проекта по патриотическому воспитанию (сентябрь  2017г. – май  2018г).

1. Работа по содержанию деятельности, выбор наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия;

2. Разработка методических рекомендации по патриотическому воспитанию;

3. Вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

4.Проведение мониторинга реализации проекта;

5.Проведение практических семинаров по обмену опытом, участие в научно-практических конференциях, смотрах-конкурсах, военно-спортивных играх и 

соревнованиях, в поисково-исследовательской работе.

 

III. Обобщающий, аналитический:  (сентябрь – май 2018 -2019 уч.год)

Анализ достигнутых результатов, определение перспектив дальнейшей работы (май 2019 г.)

Оценка результативности реализации проекта 

Оценка результативности реализации осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

1. Сформированность гражданских навыков:

- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

- умение принимать и защищать свои решения;

- готовность к участию в общественных делах;

 - готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

- патриотизм и любовь к Родине;

- права и свобода человека и гражданина;

- государственным символам Республики Казахстан;

- национальное самосознание;

- уважение чести и достоинства других граждан;

- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

Методическое обеспечение проекта

Проект предусматривает организацию работы по программе, состоящей из пяти тематических разделов и ориентированной на возрастные группы учащихся. Программа направлена на формирование личности, обладающей развитыми духовно-нравственными качествами и чувством ответственности за судьбу страны, способной к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, активно участвующую в достижении главной цели Стратегии «Казахстан-2050».

В проекте используется система мониторинга (наблюдение, оценка), охватывающая как  важнейшие сферы развития ребенка (социальную, психологическую, духовную, нравственную), так и основные процессы формирования воспитательной системы в организациях образования.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса по гражданско-патриотическому воспитанию:

1.Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа);

- наглядный (показ иллюстраций, экспозиций);

- практический.

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно- иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично - поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;

- групповой - организация работы по малым группам;

- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ответственными за  осуществление работы в организациях образования

по реализации проекта являются:

- заместитель директора по воспитательной работе(общее руководство);

- вожатые (деятельность Жас қыран, Жас ұлан);

- руководители НВП (основы военной подготовки);

- учителя физической культуры (спортивные секции);

- педагоги-психологи, социальные педагоги (психологическая служба);

- педагоги дополнительного образования (занятия развивающего характера);

- классные руководители.

Основные формы координации деятельности организации образования по осуществлению проекта:  годовой план работы, программы воспитания, анализ и оценка эффективности проведённых  мероприятий, обсуждение вопросов  на педагогических советах, накопительный материал, тематические стендыпо гражданско-патриотическому воспитанию.

Основные формы работы:

-проведение различных конкурсов гражданско-патриотической направленности;

- организация и проведение концертов, вечеров, встреч;

-просмотр видеофильмов и фотоматериалов;

-акции памяти, уроки мужества, общественные акции;

-творческие конкурсы, викторины, выставки, конференции;

-сбор и оформление информации о ветеранах войны и тружениках тыла,

подготовка материалов для создания видеофильмов о ветеранах, тружениках

тыла;

-круглые столы с приглашением представителей этнокультурных

объединений, правоохранительных органов, писателей, ученых, политологов,

юристов, историков и др.;

- коллективные творческие дела;

- поисковая работа по пополнению фондов Комнаты Славы;

- участие в субботниках, экологических акциях.

Реализация  деятельности  центра ГПВ:

- через учебный  процесс (уроки истории, самопознания, обществознания, краеведения, литературы, биологии, физической культуры);

-через интеграцию системы дополнительного образования со школьной системой гражданско-патриотического воспитания;

- через внеурочную воспитательную работу: объединения, кружки, выставки, фестивали, экскурсии, конкурсы, акции, соревнования;

- через социальное партнерство школы;

-через работу с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, выставки, конкурсы.

Основные направления работы  Социально- педагогическиго проекта

По гражданско –патриотическому  воспитанию  «Болашақ біздің қолымызда», «Будущее в наших руках»

Программа  состоит из 5 тематических разделов:

Раздел «Туған жер» - история Малой родины, история города, семьи.

Раздел «Достық шанырағы астында» - культура, история народов, живущих в Казахстане.

Раздел «Туған елiм»- историко-краеведческий раздел.

Раздел «Отан» - гражданское правосознание.

Раздел «Отаншыл» - формирование модели современного гражданина патриота.

Программа ориентирована на возрастные группы учащихся:

I ступень: «Балдаурен» - учащиеся 1-4 классов.

II ступень: «Жасдаурен» - учащиеся 5-8 классов.

III ступень: «Тұлға» - учащиеся 9-11 классов.

Все три ступени проекта  осуществляют работу по пяти тематическим разделам по мере нарастания сложности.

 

Возрастная

группа

 

Тематический раздел.

Основные задачи

воспитания

 

Основные формы

воспитательной

деятельности

 

«Балдаурен»

учащиеся

1-4 классов

 

 

Раздел  «Туған жер»

- воспитывать любовь к

«малой родине», к своему

дому, к семье;

- формировать чуткое

отношение к окружающим;

- воспитывать стремление

оказывать помощь

нуждающимся: ветеранам,

престарелым, инвалидам;

- формирование

экологической грамотности

учащихся;

- заботливое отношение к

своему здоровью и к

здоровью окружающих

 

конкурсы: сочинений и

рисунков, чтецов и юных

художников,

- игра-путешествие «Мой край

родной»;

- операции «Милосердие»;

- День пожилого человека;

- беседы «Помоги тем, кто

рядом»;

- изготовление сувениров,

подарков, проведение акции

«Нет одинокой старости»;

- экологические праздники;

- выставка поделок из

природного материала;

- операции «Зеленая школа»,

«Кормушка»;

- «Веселые старты»;

- «День здоровья»;

- беседы о ЗОЖ;

- изучение команд и техники

строя, правила выполнения

спортивных упражнений.

Раздел «Достық шанырағы

астында»

- знакомить с традициями и

обычаями народов

Республики Казахстан, с

историческим

прошлым нашей страны

- День школы; - экскурсии в музей; - фольклорные праздники; - фестиваль юных дарований; - концерты ко Дню матери; - литературные викторины; - фестиваль искусств.

«Жасдаурен»учащиеся 5- 8 классов

Раздел «Туған елiм» -воспитание казахстанского самосознания и культурной идентичности, гражданской ответственности, толерантности и патриотизма, гордости за свой народ, чувства уважения к государственным символам и государственному языку, стремления максимально реализовать себя на благо Родины, добра и справедливости. - формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, здоровье, труд, культура) и ценностного отношения к социальной реальности в целом

- конкурсы патриотической песни; - шефство над памятниками, вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; - практические занятия по строевой и физической подготовке; - военно-спортивная игра «Қалқан»; - экскурсии в воинскую часть, в музей воинов- интернационалистов; - поздравление ветеранов; - линейки «Память», «День народного единства»; - цикл бесед о земляках участниках ВОВ; - работа «Зеленого патруля»; - конкурс экологических проектов; - акции «Чистота спасет мир», «Чистый город»; - кросс «Золотая осень»; -выступления агитбригады «Будь здоров»; - выпуск газет и бюллетеней против наркомании и СПИДа

 

Раздел «Отан» формирование правовой культуры юных граждан Казахстана, личностных, социальных, правовых компетенций, своих гражданских прав, обязанностей, чувства ответственности перед Законом.

- беседы «Наши права и обязанности»; - «Изучаем ПДД»; - встречи с представителями правоохранительных органов «Подростку о законе»; - выпуск бюллетеня «Я и закон»; - устный журнал «Закон и порядок».

 

«Тұлға»учащиеся 9-11 классов

 

Раздел «Отаншыл» - формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; - достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирование принимаемой обществом системы ценностей.

организация военно-полевых сборов;

- проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов; - работа по профориентации;

 - трудовая (производственная) деятельность;

- спортивно-оздоровительная деятельность;

- туристско-краеведческая деятельность.

 

Для организации различных форм занятий внеурочной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центров детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Основными принципами организации содержания воспитания являются:

- Принцип гражданско-патриотической направленности воспитания –устанавливает приоритет формирования патриотического, гражданского, национального самосознания, готовности к служению Отечеству, способности к совершенствованию социальных отношений и участию в управлении общественными делами во благо государства.

-Принцип единства воспитательных воздействий – предполагает объединение усилий всех основных субъектов воспитания и социализации:

педагогического коллектива, родителей обучающихся, органов МВД, общественных объединений, организаций культуры и спорта.

-Принцип ориентации на идеал, хранящийся в истории нашей страны, в культурах народов Казахстана, в культурных традициях народов мира.

Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность

согласования деятельности обучающихся, их родителей, педагогов, всех учреждений социального пространства школы.

 

Ожидаемые результаты.

 В процессе реализации социально-педагогического проекта по патриотическому воспитанию у обучающихся должны быть сформированы следующие качества личности:

- активная гражданская позиция;

- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, государства;

- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

- способность к саморазвитию.

В результате реализации Проекта ожидается:

1. В организациях образования, как в образовательной системе: организация работы по патриотическому воспитанию; обогащение содержания патриотического воспитания; вовлечение в работу патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе ученика:

в познавательной сфере:развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации в пространстве казахстанского общества, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере:осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической  деятельности.

Проект  отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации Проекта должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина Республики Казахстан.

Литература:

1.Концептуальные основы воспитания, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №227 от «22» апреля 2015 года.

2. Организация занятости детей во внеурочное время в общеобразовательных школах. (Методические рекомендации) - Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования, Астана, 2015 г., 143 с.

3. Абдулина Г.К. Воспитание патриотизма – основа успеха нашего общества

//Воспитание школьника - Оқушытәрбиесі.- 2014.- №3.- С. 16-18.

4. Акулова С. Гражданин в гражданском обществе: Внеклассная работа

//Внеклассная работа в школе.- 2009.- №9.-С.24-28

5. Бабаханов Р. Патриотическое воспитание молодежи Казахстана

//Начальная военная подготовка.- 2013.-№5-С.28

6. Балацкая С.В. Что такое патриотическое воспитание?

//Дошкольное образование в Казахстане.- 2013.-№6-С.3-5

7. Безрукова Н. Активная гражданская позиция – залог успешного развития

независимого Казахстана: Патриотическое воспитание

// Внеклассная работа в школе.- 2008.- № 12.-С.26-29

8. Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодежи

//Педагогика.- 2010. – №9. - С.10-20

9. Центр гражданско-патриотического воспитания «Айбар»

Автор идеи Аймагамбетов А.К. – руководитель управления образования Карагандинской области.