Программа «Жаз – 2023» ШЦДО № 51
Обоснование программы:
Заканчиваются учебные занятия, и перед педагогами и родителями встаёт проблема летней занятости учащихся. Как сделать так, чтобы после трехмесячных каникул наши дети вернулись в школу здоровыми, полными сил, готовыми к новому учебному марафону?
Летние каникулы – особая и долгожданная пора в жизни каждого ребенка. Это не только из-за накопившего за долгий учебный год утомления, психических стрессов от ежеурочного оценивания, но и радостное ожидание нового, необычного.
Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.
Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.
Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Конечно же, готового рецепта организации летнего досуга не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.
Школа по-прежнему остается основным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей и подростков сегодня - это социальная защита, пространство для творческого развития, обогащение духовного мира и интеллекта ребенка, приобретение им социального опыта. Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:
1) физическое оздоровление школьников;
2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья учащихся.
В летнем школьном лагере решается не только проблема свободного времени ребенка, его досуга и отдыха, но и большое внимание уделяется оздоровлению школьников в самых различных его аспектах.
В настоящее время здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Именно поэтому каникулы рассматриваются как такой период оздоровления, который предполагает создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста школьника. Летний школьный оздоровительный лагерь – это место, где значительно расширяется практический опыт ребенка, опыт творческого осмысления новой информации, место формирования новых навыков и умений, способностей к общению, удовлетворения своих интересов. Все это так. И не обмануть эти предожидания нового жизненного этапа ребенка – задача и профессиональный долг каждого педагогического коллектива любого общеобразовательного учреждения. И здесь все большее значение отводится лагерям, организуемых на базе общеобразовательных учреждений.
Паспорт программы.
Образовательное учреждение |
КГУ «Школа –центр дополнительного образования№ 51» |
Юридический адрес |
г. Караганда ул. Заслонова 35а |
Контактный телефон |
53-72-12 |
И.о.директора школы |
Шералиева С.Е. |
Название Программы |
Программа организации летнего отдыха учащихся «Жаз-2023» |
Сроки реализации |
01.06.2023 – 31.08.2023 г. |
Основание для разработки Программы |
- Распоряжение Премьер–министра «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул» - Постановление акимата Карагандинской области «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул» - Постановление Акимата г. Караганды «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул» - Приказ ГорОО Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул |
Форма реализации |
- пришкольный лагерь «Улыбка» (с питанием) - пришкольная площадка «Улыбка» (без питания) - летняя школа - бригады по озеленению |
Участники Программы |
учащиеся 1-9 классов |
Разработчики Программы |
Байдакова О.Н. заместитель директора по ВР |
Основные цели Программы |
- Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период. |
Перечень основных мероприятий Программы |
1.Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы. 2.Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря дневного пребывания при школе. 3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе. 4. Создание материально- технических условий. 5. Научно- методическое обеспечение. 6. Оздоровление и профилактика заболеваний.
|
Исполнители Программы |
- определяются в порядке, установленном приказом директора ШЦДО № 51 |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся школы; - Увеличение к концу реализации Программы числа детей, охваченных организованным отдыхом; - Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде; - Укрепление здоровья детей; - Улучшение социально-психологического климата в лагере; - Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей; - Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей; - Снижение бродяжничества, правонарушений и преступлений среди детей и подростков; - Гражданская активность, общественная позиция на основе овладения социальными навыками и умениями. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за исполнением Программы осуществляется администрацией ШЦДО № 51 |
Пояснительная записка
Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году.
Лето – отпуск, а потому стремятся к свободной от принуждения жизни. Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Оно обуславливает настрой детей на проявления самостоятельности в оценки своих действий, осознание своего «Я» в контексте общего «МЫ».
Летом дети «выпадают» на время сразу из нескольких социальных ролей. В этот период разрушаются устоявшиеся субординационные, кооперативные, координационные связи и проявляются новые, не редко не менее значимые. Ребенок входит в новые для него группы, приобретает новый статус, получает возможность изменить свой имидж, если испытывает в этом необходимость.
Создание системы летнего труда, отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе: сложность социально-экономического положения, достаточно частый распад семей, криминализация жизни, рост числа переселенцев.
При таких условиях возникает опасность, что подростки, оказавшиеся не у дел, не имеющие сферы приложения своих сил в летний период, могут оказаться на пути совершения правонарушений и преступлений.
Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков:
- недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени;
- проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества;
- недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей или оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, существует и проблема совмещения летнего отдыха и полезной деятельности школьников. Понимание летних каникул как процесса «ничегонеделания» совершенно неверно. Процесс образования является непрерывным, а летний отдых должен приносить пользу.
Актуальность
Летние каникулы - самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне поселка, выехать из поселка к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
- необходимостью обновления сложившейся системы летнего отдыха;
- обеспечением преемственности в основных направлениях работы школы в течение учебного года и летнего периода;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций. Это имеет особое значения сегодня. Когда в Казахстане происходит значительный рост асоциальных явлений в детской среде.
Детская и подростковая безнадзорность в летнее время оборачивается многочисленными проблемами, как для самих детей, так и для их родителей.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних лагерей дневного пребывания при школах. Они выполняют очень важную миссию организации досуга и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по - прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это ещё и возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.
Цель открытия пришкольного лагеря, летней оздоровительной площадки при КГУ «ШЦДО № 51» - охватить как можно больше детей «группы риска» полноценным оздоровлением и занятостью с целью предупреждения бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних подростков.
На летней площадке, в пришкольном лагере дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год. В нашей школе на летний период ежегодно открываются пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей, они максимально соответствуют запросам родителей и ребенка, и имеют свое направление. Лето не всегда щедро на солнечные дни, но в любую погоду руководители - воспитатели предлагают школьникам провести весело и интересно свое свободное время.
Деятельность пришкольного лагеря «Улыбка» осуществляется в соответствии с Положением и данной программой.
Пришкольный лагерь «Улыбка» и пришкольная площадка выполняют очень важную миссию - помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, развить свои способности, научить понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются в пришкольном лагере
Также в течение лета учащиеся 5-9 классов работают в бригадах по озеленению пришкольного участка.
Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания программы «Лето – 2023».
Учитывая всё вышесказанное, в рамках программы «Лето – 2023» осуществляются следующие цели и задачи:
Цель:
- Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, раскрытие духовных творческих и физических потенциалов личности ребенка путем создания условий для его самореализации в период летних каникул.
Задачи:
- создать условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья детей;
- формирование у детей навыков здорового образа жизни;
- проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- развитие творческих способностей;
- воспитание культуры поведения;
- формирование у ребят навыков общения и толерантности;
- борьба с беспризорностью и безнадзорностью.
Программа предусматривает комплексное решение проблем организации летнего отдыха детей, увеличение количества детей, охваченных организованным отдыхом. Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся в период летних каникул.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный (апрель, май)
- подготовка начальников лагерей, воспитателей;
- составление программы «Жаз - 2023»;
- сбор информации по летней занятости обучающихся;
- анкетирование родителей и учащихся по летнему отдыху.
II этап. Организационный (май)
- формирование отрядов;
- утверждение списков;
- получение разрешений на открытие лагеря.
III этап. Практический (июнь).
- открытие и функционирование лагеря и объединений.
IV этап. Аналитический.
- анализ работы;
- обобщение результатов, оценка.
Приоритетные направления в организации летнего отдыха
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая материально- техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
- Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
- Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
- Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
- Оздоровление детей и профилактика заболеваний.
- Обучение принципам коллективного и личностно-ориентированного социального проектирования жизни, личностного и профессионального самоопределения
- Формирование у детей навыков самоорганизации и бесконфликтных ситуаций
- Организация отдыха, занятости, оздоровления с использованием воспитательного, развивающего и оздоровляющего потенциала лета и окружающей природы.
Ежегодно в ШЦДО № 51 в летний период (июнь, июль, август) работает пришкольный лагерь «Улыбка», с целью организации летнего отдыха детей. Пришкольный лагерь «Улыбка» (с питанием) посещают учащиеся 1-4 классов, учащиеся из малообеспеченных семей. Планируется охватить 30 человек за сезон. Всего планируется охватить за летний сезон 100-120 человек. Работа пришкольного лагеря планируется 4 сезона:
1 сезон – 05.06 – 16.06
2 сезон – 19.06 – 30.06
3 сезон – 01.07 – 14.07
4 сезон – 17.07 – 28.07
Для учащихся 5-7 классов планируется организация отдыха в пришкольной площадке «Улыбка» без питания, где учащиеся также смогут отдохнуть и оздоровиться. Всего за летний сезон в пришкольной площадке отдохнут 60 учащихся 5-7 классов.
Будут созданы бригады по благоустройству и озеленению. В них будет занято 90 учащихся 5-9 классов. Эти бригады займутся прополкой клумб вокруг школы, посадкой рассады цветов на клумбах возле школы.
С целью устранения пробелов в знаниях учащихся и привития им интереса к учебе в период летних каникул будет работать летняя школа для учащихся 1-8 классов. Летняя школа дает возможность учащимся поверить в возможность учиться лучше, восполнить пробелы в знаниях. Для учащихся создаются условия для проявления способностей, на которые можно опираться в дальнейшем учебном процессе. Всего летнюю школу посетят 40 учащихся.
Основные направления программы
- Творческая, культурно-досуговая деятельности
- Трудовая деятельность
- Спорт, двигательная активность, туризм как факторы оздоровления и физического развития растущего организма
- Активное общение с природой, воспитание экологической культуры
- Профилактика правонарушения и преступлений
- Психологические тренинги для самовыражения.
Основные формы работы с детьми и подростками в летнее время
- Коллективные творческие дела
- Трудовая деятельность
- Интеллектуальные игры
- Спортивно-массовые мероприятия
- Туризм
- Конкурсы, концерты, посещение культурных центров
- Летняя школа
- Ремонтно-строительные бригады
- Бригады по озеленению территории школы
Условия реализации программы
- Широкая поддержка родителей
- Добросовестная работа педагогического коллектива
- Финансирование из фонда всеобуч
Ожидаемые результаты реализации Программы
- Создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся школы;
- Увеличение к концу реализации Программы числа детей, охваченных организованным отдыхом;
-
Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и подростковой среде;
- Укрепление здоровья детей;
- Улучшение социально-психологического климата в лагере;
- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
- Снижение бродяжничества, правонарушений и преступлений среди детей и подростков;
- Гражданская активность, общественная позиция на основе овладения социальными навыками и умениями.
План работы по программе «Жаз – 2023»
№ |
Мероприятия
|
Цели |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Изучение Положения об организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха на базе ШЦДО № 51 |
Организация досуга в летний период |
до 15.05 |
Байдакова О.Н. |
2 |
Проведение анкетирования среди родителей, учащихся |
Организация досуга в летний период |
до 15.05 |
Остермиллер А.В. Классные руководители |
3 |
Анализ анкетирования, разработка плана мероприятий |
Организация досуга в летний период |
до 20.05 |
Байдакова О.Н. Остермиллер А.В.
|
4 |
Представление плана мероприятий и форм с предварительными данными по летнему отдыху в отдел образования |
Организация досуга в летний период |
до 20.05 |
Байдакова О.Н.
|
5 |
Формирование школьных комиссий по организации и проведению отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период 2023 года |
Контроль за организацией досуга в летний период |
до 20.05 |
Администрация |
6 |
Разработка и утверждение программы по организации и проведению отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период 2023 г. «Жаз-2023», предоставление в отдел образования |
Организация досуга в летний период |
до 20.05 |
Байдакова О.Н.
|
7 |
Организация работы с культурно-досуговыми организациями: кинотеатры, музей, зоопарк и т.д. |
Воспитание эстетической культуры |
июнь-август |
Начальник пришкольного лагеря |
8 |
Обеспечение участия Попечительских советов в вопросах организации летнего оздоровительного отдыха |
Организация досуга в летний период |
июнь-август |
Администрация |
9 |
Издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря, об организации питания, возложении ответственности |
Организация досуга в летний период |
до 01.06 |
Шералиева С.Е. |
10 |
Издание приказа по организации отдыха и оздоровления в загородном лагере «Салют» |
Организация досуга в летний период |
до 10.06 |
Шералиева С.Е. |
11 |
Готовность к приемке пришкольного лагеря (наличие документации лагеря, плана работы пришкольного лагеря, соответствие помещений доя отдыха детей требованиям СанПиН, противопожарной безопасности, кадровое обеспечение) |
Проверка готовности работы пришкольных лагерей |
01.06-02.06 |
Администрация |
12 |
Организация отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей |
Организация досуга в летний период |
июнь-август |
Байдакова О.Н.
|
13 |
Обеспечение занятости подростков в дворовых клубах, организация для них временных рабочих мест в период летних каникул в соответствии с трудовым законодательством |
Организация занятости в летний период |
июнь-август |
Родители |
14 |
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с девиантным поведением в школах, дворовых клубах с полным охватом |
Организация досуга в летний период |
июнь-август |
Байдакова О.Н.
|
15 |
Организация и проведение торжественной церемонии открытия пришкольного лагеря «Улыбка», Дня защиты детей |
Создание атмосферы дружбы, поддержки |
1 июня |
Начальник лагеря Воспитатели |
16 |
Активизация деятельности детского движения «Жас Ұлан» |
Формирование чувства патриотизма; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана |
июнь-август |
Ділдә Ж.Р. |
17 |
Организация турпоходов 1-9 классы |
Знакомство с родным краем, формирование туристических навыков, воспитание эстетической культуры, любви к природе |
июнь, июль |
Классные руководители |
18 |
Работа пришкольного лагеря «Улыбка» 1-4 классы |
Оздоровление детей, организация досуга в летний период |
июнь-июль |
Начальник лагеря |
19 |
Работа пришкольной площадки без питания 5-7 классы |
Организация летнего досуга |
июнь-июль |
Начальник площадки |
20 |
Работа спортивной площадки 5-8 классы |
Пропаганда здорового образа жизни |
июнь-август |
Созыкина Т.В.
|
21 |
Работа летней школы 1-4 классы |
Повышение мотивации к учебе, развитие познавательных интересов |
июнь -июль |
Учителя начальных классов |
22 |
Работа с учащимися, получившими осеннее задание 5-8 классы |
Повышение мотивации к учебе |
июнь, август |
Учителя предметники |
23 |
Экологическая акция «Красота спасет мир» работа бригад по озеленению |
Формирование трудовых навыков, озеленение пришкольного участка |
июнь-август |
Шералиева С.Е. |
24 |
Совместная работа с Кировским ОП |
Профилактика правонарушений |
июнь-август |
Байдакова О.Н.
|
25 |
Организация экскурсий в краеведческий музей, экологический музей 1-8 классы |
Воспитание эстетической культуры |
июнь-июль |
Классные руководители |
26 |
Поездки в бассейн «Дельфин» |
Оздоровление детей, организация досуга
|
июнь-июль |
Начальник лагеря |
27 |
Совместная работа с ДК «Молодежный» |
Организация досуга в летний период |
июнь-август |
Начальник лагеря |
28 |
Посещение библиотек города |
Развитие познавательных интересов |
июнь-август |
Начальник лагеря Воспитатели |
29 |
Посещение зоопарка |
Знакомство с животным миром |
июнь-август |
Начальник лагеря Воспитатели |
30 |
Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, их безопасность в пришкольном лагере |
Оздоровление детей |
июнь-август |
Начальник лагеря Воспитатели |
31 |
Освещение в средствах массовой информации хода подготовки и проведения летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков |
|
июнь-август |
Начальник лагеря Воспитатели |
32 |
Информирование отдела образования о ходе выполнения программы «Жаз-2023» |
Отчет о работе пришкольного лагеря |
ежемесячно |
Начальник лагеря |
33 |
Участие в городских конкурсах «Лучшая организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» |
|
август |
Администрация |