Коммунальное государственное учреждение «Школа–центр дополнительного…
КГУ "ШЦДО №51"

Изучаем казахский язык

Жарық
светлый
Вопрос-ответ
Всего ответов: 28
Новых вопросов: 0

Лето 2023

 

                                                                            

Программа «Жаз – 2023» ШЦДО № 51

                                                                    

   Обоснование программы:

Заканчиваются учебные занятия, и перед педагогами и родителями встаёт проблема летней занятости учащихся. Как сделать так, чтобы после трехмесячных каникул наши дети вернулись в школу здоровыми, полными сил, готовыми к новому учебному марафону?

Летние каникулы – особая и долгожданная пора в жизни каждого ребенка. Это не только из-за накопившего за долгий учебный год утомления, психических стрессов от ежеурочного оценивания, но и радостное ожидание нового, необычного.   

Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Конечно же, готового рецепта организации летнего досуга не существует, но учителя нашей школы убеждены, что взаимопонимание и хорошее настроение – залог радостного лета.

Школа по-прежнему остается основным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей. Летняя занятость детей и подростков сегодня - это социальная защита, пространство для творческого развития, обогащение духовного мира и интеллекта ребенка, приобретение им социального опыта. Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:

1) физическое оздоровление школьников;

2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья учащихся.

В летнем школьном лагере решается не только проблема свободного времени ребенка, его досуга и отдыха, но и большое внимание уделяется оздоровлению школьников в самых различных его аспектах.

В настоящее время здоровье определяется как “состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”. Именно поэтому каникулы рассматриваются как такой период оздоровления, который предполагает создание условий не только для физического оздоровления, но и для личностного роста школьника. Летний школьный оздоровительный лагерь – это место, где значительно расширяется практический опыт ребенка, опыт творческого осмысления новой информации, место формирования новых навыков и умений, способностей к общению, удовлетворения своих интересов. Все это так. И не обмануть эти предожидания нового жизненного этапа ребенка – задача и профессиональный долг каждого педагогического коллектива любого общеобразовательного учреждения. И здесь все большее значение отводится лагерям, организуемых на базе общеобразовательных учреждений.

 Паспорт программы.

Образовательное учреждение

КГУ «Школа –центр дополнительного образования№ 51»

Юридический адрес

г. Караганда ул. Заслонова 35а

Контактный телефон

53-72-12

И.о.директора школы

Шералиева С.Е.

Название Программы

Программа организации летнего отдыха учащихся «Жаз-2023»

Сроки реализации

01.06.2023 – 31.08.2023 г.

Основание  для  разработки    Программы

- Распоряжение Премьер–министра «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул»

- Постановление акимата Карагандинской области «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул»

- Постановление Акимата г. Караганды «Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул»

- Приказ ГорОО Об организации оздоровительного отдыха, досуга и занятости детей в период летних каникул

Форма  реализации

- пришкольный лагерь «Улыбка» (с питанием)

- пришкольная площадка «Улыбка» (без питания)

- летняя школа

- бригады по озеленению

Участники Программы

учащиеся 1-9 классов

Разработчики  Программы

Байдакова О.Н. заместитель директора по ВР

Основные  цели  Программы

- Организация отдыха и  оздоровления   учащихся  школы в  летний период.

Перечень  основных  мероприятий  Программы

1.Создание   оптимальных   условий  для  организации  отдыха  и  оздоровления  учащихся  школы.

2.Обновление   содержания  и   форм   работы   по  организации  летнего лагеря  дневного  пребывания при школе.

3.Совершенствование    уровня  кадрового    обеспечения  и   деятельности  летнего  лагеря при школе.

4. Создание   материально-  технических   условий.

5. Научно- методическое  обеспечение.

6. Оздоровление  и  профилактика  заболеваний.

  1. Организация отдыха, занятости, оздоровления с использованием воспитательного, развивающего и оздоровляющего потенциала лета и окружающей природы.

Исполнители  Программы

- определяются  в  порядке,  установленном  приказом  директора ШЦДО № 51

Ожидаемые  результаты реализации  Программы

- Создание   благоприятных  условий  для  оздоровления и  организации   досуга  учащихся школы;

- Увеличение  к концу реализации  Программы числа  детей, охваченных организованным  отдыхом;

- Снижение  темпа  роста негативных   социальных  явлений  в  детской и  подростковой  среде;

- Укрепление здоровья детей;

- Улучшение социально-психологического климата в лагере;

- Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;

- Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;

- Снижение бродяжничества, правонарушений и преступлений среди детей и подростков;

- Гражданская активность, общественная позиция на основе овладения социальными навыками и умениями.

Система  организации   контроля за   исполнением  Программы

Контроль за исполнением  Программы осуществляется  администрацией  ШЦДО № 51

 Пояснительная записка

Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, заданиями, запретами, как в учебном году.

Лето – отпуск, а потому стремятся к свободной от принуждения жизни. Лето – период, благоприятный для разрешения многих проблем. Оно обуславливает настрой детей на проявления самостоятельности в оценки своих действий, осознание своего «Я» в контексте общего «МЫ».

Летом дети «выпадают» на время сразу из нескольких социальных ролей. В этот период разрушаются устоявшиеся субординационные, кооперативные,  координационные связи и проявляются новые, не редко не менее значимые. Ребенок входит в новые для него группы, приобретает новый статус, получает возможность изменить свой имидж, если испытывает в этом необходимость.

Создание системы летнего труда, отдыха и оздоровления детей осложнено процессами, идущими в обществе: сложность социально-экономического положения, достаточно частый  распад семей, криминализация жизни, рост числа переселенцев.

При таких условиях возникает опасность, что подростки, оказавшиеся не у дел, не имеющие сферы приложения своих сил в летний период, могут оказаться на пути совершения правонарушений и преступлений.

Таким образом, следует выделить следующие проблемы в организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков:

  • недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени;
  • проблемы профилактики детской безнадзорности и бродяжничества;
  • недостаточная организация работы в летнее время с детьми, оставшимися без попечения родителей или оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, существует и проблема совмещения летнего отдыха и полезной деятельности школьников. Понимание летних каникул как процесса «ничегонеделания» совершенно неверно. Процесс образования является непрерывным, а летний отдых должен приносить пользу.

Актуальность

Летние каникулы - самая лучшая и незабыва­емая пора для развития творческих способ­ностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные свя­зи, удовлетворения индивидуальных интересов и по­требностей.

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от социально – экономического положения их родителей и учебной успеваемости самого ребенка.

Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.

Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в лагеря вне поселка, выехать из поселка к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска.

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей  была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях  города;
  • необходимостью обновления сложившейся системы летнего отдыха;
  • обеспечением преемственности в основных направлениях работы школы в течение учебного года и летнего периода;
  • необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей освоения ими различных социальных ролей и функций. Это имеет особое значения сегодня. Когда в Казахстане происходит значительный рост асоциальных явлений в детской среде.

Детская и подростковая безнадзорность в летнее время оборачивается многочисленными проблемами, как для самих детей, так и для их родителей.

В  последние годы  очевидно  возрастание  внимания  к организации   летних   лагерей  дневного   пребывания  при   школах. Они  выполняют   очень  важную  миссию  организации  досуга  и   воспитания    детей,  когда   многие   семьи  находятся  в  сложных экономических  и  социальных  условиях. Реальность   такова,  что  система  образования  по - прежнему  остаётся  главным  организатором  отдыха  и оздоровления  детей. Летний  отдых   сегодня - это  не только  социальная  защита,  это  ещё  и   возможность  для  творческого  развития, обогащения духовного мира и интеллекта  ребёнка.

Цель открытия пришкольного лагеря, летней оздоровительной площадки при КГУ «ШЦДО № 51» - охватить как можно больше детей «группы риска» полноценным оздоровлением и занятостью с целью предупреждения бродяжничества и правонарушений среди несовершеннолетних подростков.

На летней  площадке, в пришкольном лагере дети могут свободно общаться удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год. В нашей школе  на летний период ежегодно открываются пришкольные лагеря с дневным пребыванием детей, они максимально соответствуют запросам родителей и ребенка, и имеют свое направление. Лето не всегда щедро на солнечные дни, но в любую погоду руководители  - воспитатели предлагают школьникам провести весело и интересно свое свободное время.

Деятельность пришкольного лагеря «Улыбка» осуществляется в соответствии с Положением и данной программой.

Пришкольный лагерь «Улыбка» и пришкольная площадка выполняют очень важную миссию - помочь детям интересно отдохнуть, получить новые позитивные впечатления, развить свои способности, научить понимать себя и других – вот основные задачи, которые решаются в пришкольном лагере

Также в течение лета учащиеся 5-9 классов работают в  бригадах по озеленению пришкольного участка.

Исходя из важности вышеперечисленных проблем, возникла необходимость создания программы «Лето – 2023».

Учитывая всё вышесказанное, в рамках программы «Лето – 2023» осуществляются следующие цели и задачи:

 

 

Цель:

- Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, раскрытие духовных творческих и физических потенциалов личности ребенка путем создания условий для его самореализации в период летних каникул.

Задачи:

  • создать условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья детей;
  • формирование у детей навыков здорового образа жизни;
  • проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование у ребят навыков общения и толерантности;
  • борьба с беспризорностью и безнадзорностью.

Программа  предусматривает  комплексное  решение  проблем    организации  летнего отдыха  детей, увеличение  количества  детей, охваченных организованным  отдыхом. Программа направлена на  создание благоприятных условий для  оздоровления  и организации  досуга  учащихся в период летних каникул.

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный (апрель, май)

  1. подготовка начальников лагерей, воспитателей;
  2. составление программы «Жаз - 2023»;
  3. сбор информации по летней занятости обучающихся;
  4. анкетирование родителей и учащихся по летнему отдыху.

II этап. Организационный (май)

  1. формирование отрядов;
  2. утверждение списков;
  3. получение разрешений на открытие лагеря.

III этап. Практический (июнь).

  1. открытие и функционирование лагеря и объединений.

IV этап. Аналитический.

  1. анализ работы;
  2. обобщение результатов, оценка.

Приоритетные направления в организации летнего отдыха

 Перечень   мероприятий  Программы  предусматривает  решение   конкретных  задач, взаимосвязанных и   скоординированных по  времени,  ресурсам  и  исполнителям, включая  материально- техническое, методическое, кадровое и организационное  обеспечение.  

  • Создание оптимальных условий для организации отдыха и оздоровления учащихся школы
  • Обновление содержания и форм работы по организации летнего лагеря с дневным пребыванием при школе
  • Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе
  • Оздоровление детей и профилактика заболеваний.
  • Обучение принципам коллективного и личностно-ориентированного социального проектирования жизни, личностного и профессионального самоопределения
  • Формирование у детей навыков самоорганизации и бесконфликтных ситуаций
  • Организация отдыха, занятости, оздоровления с использованием воспитательного, развивающего и оздоровляющего потенциала лета и окружающей природы.

Ежегодно в ШЦДО № 51 в летний период (июнь, июль, август) работает пришкольный  лагерь «Улыбка», с целью организации летнего отдыха детей. Пришкольный лагерь «Улыбка»  (с питанием) посещают учащиеся  1-4 классов, учащиеся из малообеспеченных семей. Планируется охватить 30 человек за сезон. Всего планируется охватить за летний сезон 100-120 человек. Работа пришкольного лагеря планируется  4 сезона:

1 сезон – 05.06 – 16.06

2 сезон – 19.06 – 30.06

3 сезон – 01.07 – 14.07

4 сезон – 17.07 – 28.07

Для учащихся 5-7 классов планируется организация отдыха в пришкольной площадке «Улыбка» без питания, где учащиеся также смогут отдохнуть и оздоровиться. Всего за летний сезон в пришкольной площадке отдохнут 60 учащихся 5-7 классов.

Будут созданы  бригады по благоустройству и озеленению. В них будет  занято 90 учащихся 5-9 классов.  Эти бригады  займутся прополкой  клумб вокруг школы, посадкой рассады цветов на клумбах возле школы.

С целью устранения пробелов в знаниях учащихся и привития им интереса к учебе в период летних каникул будет работать летняя школа для учащихся 1-8 классов. Летняя школа дает возможность учащимся поверить в возможность учиться лучше, восполнить пробелы в знаниях. Для учащихся создаются условия для проявления способностей, на которые можно опираться в дальнейшем учебном процессе. Всего летнюю школу посетят 40 учащихся.

Основные направления программы

  • Творческая,  культурно-досуговая деятельности
  • Трудовая деятельность
  • Спорт, двигательная активность, туризм как факторы оздоровления и физического развития растущего организма
  • Активное общение с природой, воспитание экологической культуры
  • Профилактика правонарушения и преступлений
  • Психологические тренинги для самовыражения.

Основные формы работы с детьми и подростками в летнее время

  • Коллективные творческие дела
  • Трудовая деятельность
  • Интеллектуальные игры
  • Спортивно-массовые мероприятия
  • Туризм
  • Конкурсы, концерты, посещение культурных центров
  • Летняя школа
  • Ремонтно-строительные бригады
  • Бригады по озеленению территории школы

Условия реализации программы

  • Широкая поддержка родителей
  • Добросовестная работа педагогического коллектива
  • Финансирование из фонда всеобуч

Ожидаемые результаты реализации Программы

  • Создание   благоприятных  условий  для  оздоровления и  организации   досуга  учащихся школы;
  • Увеличение  к концу реализации  Программы числа  детей, охваченных организованным  отдыхом;
  • Снижение  темпа  роста негативных   социальных  явлений  в  детской и  подростковой  среде;
    • Укрепление здоровья детей;
    • Улучшение социально-психологического климата в лагере;
    • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей;
    • Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
    • Снижение бродяжничества, правонарушений и преступлений среди детей и подростков;
    • Гражданская активность, общественная позиция на основе овладения социальными навыками и умениями.

002 003

План работы по программе «Жаз – 2023»

 

Мероприятия

 

Цели

Сроки

Ответственные

1

Изучение Положения об организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха на базе ШЦДО № 51

Организация досуга в летний период

до 15.05

Байдакова О.Н.

2

Проведение анкетирования среди родителей, учащихся

Организация  досуга в летний период

до 15.05

Остермиллер А.В.

Классные руководители

3

Анализ анкетирования, разработка плана мероприятий

Организация  досуга в летний период

до 20.05

Байдакова О.Н.

Остермиллер А.В.

 

4

Представление плана мероприятий и форм с предварительными данными по летнему отдыху в отдел образования

Организация  досуга в летний период

до 20.05

Байдакова О.Н.

 

5

Формирование школьных комиссий по организации и проведению отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период 2023 года

Контроль за организацией досуга в летний период

до 20.05

Администрация

6

Разработка и утверждение программы по организации и проведению отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков в летний период 2023 г. «Жаз-2023», предоставление в отдел образования

Организация  досуга в летний период

до 20.05

Байдакова О.Н.

 

7

Организация работы с культурно-досуговыми организациями: кинотеатры, музей, зоопарк и т.д.

Воспитание эстетической культуры

июнь-август

Начальник пришкольного лагеря

8

Обеспечение участия Попечительских советов в вопросах организации летнего оздоровительного отдыха

Организация  досуга в летний период

июнь-август

Администрация

9

Издание приказа по школе об открытии пришкольного лагеря, об организации питания, возложении ответственности

Организация  досуга в летний период

до 01.06

Шералиева С.Е.

10

Издание приказа по организации отдыха и оздоровления в загородном лагере «Салют»

Организация  досуга в летний период

до 10.06

Шералиева С.Е.

11

Готовность к приемке пришкольного лагеря (наличие документации лагеря, плана работы пришкольного лагеря, соответствие помещений доя отдыха детей требованиям СанПиН, противопожарной безопасности, кадровое обеспечение)

Проверка готовности работы пришкольных лагерей

01.06-02.06

Администрация

12

Организация отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Организация  досуга в летний период

июнь-август

Байдакова О.Н.

 

13

Обеспечение занятости подростков в дворовых клубах, организация для них временных рабочих мест в период летних каникул в соответствии с трудовым законодательством

Организация  занятости в летний период

июнь-август

Родители

14

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков с девиантным поведением в школах, дворовых клубах с полным охватом

Организация  досуга в летний период

июнь-август

Байдакова О.Н.

 

15

Организация и проведение торжественной церемонии открытия пришкольного лагеря «Улыбка», Дня защиты детей

Создание атмосферы дружбы, поддержки

1 июня

Начальник лагеря

Воспитатели

16

Активизация деятельности детского движения «Жас Ұлан»

Формирование чувства патриотизма; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана

июнь-август

Ділдә Ж.Р.

17

Организация турпоходов 1-9 классы

Знакомство с родным краем, формирование туристических навыков, воспитание эстетической культуры, любви к природе

июнь, июль

Классные руководители

18

Работа пришкольного лагеря «Улыбка»

1-4 классы

Оздоровление детей, организация досуга в летний период

июнь-июль

Начальник лагеря

19

Работа пришкольной площадки без питания 5-7 классы

Организация летнего досуга

июнь-июль

Начальник площадки

20

Работа спортивной площадки 5-8 классы

Пропаганда здорового образа жизни

июнь-август

Созыкина Т.В.

 

21

Работа летней школы 1-4 классы

Повышение мотивации к учебе, развитие познавательных интересов

июнь -июль

Учителя начальных классов

22

Работа с учащимися, получившими осеннее задание 5-8 классы

Повышение мотивации к учебе

июнь, август

Учителя предметники

23

Экологическая акция «Красота спасет мир» работа бригад по озеленению

Формирование трудовых навыков, озеленение пришкольного участка

июнь-август

Шералиева С.Е.

24

Совместная работа с Кировским ОП

Профилактика правонарушений

июнь-август

 Байдакова О.Н.

 

 

25

Организация экскурсий в краеведческий музей, экологический музей 1-8 классы

Воспитание эстетической культуры

июнь-июль

Классные руководители

26

Поездки в бассейн «Дельфин»

Оздоровление детей, организация досуга

 

июнь-июль

Начальник лагеря

27

Совместная работа с ДК «Молодежный»

Организация досуга в летний период

июнь-август

Начальник лагеря

28

Посещение библиотек города

Развитие познавательных интересов

июнь-август

Начальник лагеря

Воспитатели

29

Посещение зоопарка

Знакомство с животным миром

июнь-август

Начальник лагеря

Воспитатели

30

Обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, их безопасность в пришкольном лагере

Оздоровление детей

июнь-август

Начальник лагеря

Воспитатели

31

Освещение в средствах массовой информации хода подготовки и проведения летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков

 

июнь-август

Начальник лагеря

Воспитатели

32

Информирование отдела образования о ходе выполнения программы «Жаз-2023»

Отчет о работе пришкольного лагеря

ежемесячно

Начальник лагеря

33

Участие в городских конкурсах «Лучшая организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»

 

август

Администрация