Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№1 Гимназия" КММ

Learning the Kazakh language

қараңғы
тёмный
Question answer
Всего ответов: 215
Новых вопросов: 0

Образование и здоровье

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Основной целью программы является достижение того, чтобы понимание возможностей и функций организма человека интегрировалось с образовательным процессом гимназии, проходя через весь спектр предметов, каждый из которых может внести свой вклад в общий процесс.

Цель программы по формированию здорового образа жизни – воспитание в сознании гимназистов рассудительного отношения к собственному здоровью как важной ценности данной ему природой. Воспитание в ребенке активной жизненной позиции по формированию умственного, эмоционального и социального здоровья в гимназическом коллективе, в своей семье, в обществе друзей.

В процессе достижения поставленной цели программа по формированию здорового образа жизни призвана решать следующие задачи:

1) формировать знания о психофизиологических возможностях своего организма;

2) формировать мотивацию на здоровье;

3) активно способствовать самоутверждению гимназистов;

4) формировать хорошие, добрые взаимоотношения в детских коллективах (классах);

5) разъяснять социальные цели в классе и в гимназии;

6) стимулировать деятельность гимназистов по позитивному отношению к жизни;

7) улучшать окружающую среду, экологию микрорайона, гимназии, класса, города (работа гимназистов по благоустройству);

8) формировать связи между домом, гимназией, родителями, учителями, всеми компонентами микросоциума;

9) адаптировать образовательные программы учителей гимназии под программу по формированию здорового образа жизни;

10) создать гимназическую программу самоуправления для формирования здорового классного и гимназического коллектива;

11) формировать представление о здоровом образе жизни на личном примере учителей;

12) организовать питание для необходимого пополнения ресурсов детского растущего организма;

13) организовать службу здоровья в гимназии – медицинское обслуживание, всеобщая иммунизация,физическая и психологическая поддержка, медицинские осмотры, социально-гигиенический мониторинг, формирование базы данных учащихся (заполнение карточек учащихся классным руководителем, психологом и медицинским работником);

14) организовать летний отдых учащихся;

15) формировать культуру правовых и деловых отношений;

16) возрождать духовные традиции семьи;

17) широкая пропаганда здорового наследия предшествующих поколений.

 

Задачи программы по формированию здорового образа жизни в рамках образовательного пространства для 1 – 4(5)классов заключается в том, чтобы развивать: 1) конкретно-образное мышление; 2) логическое мышление; 3) способность к разным видам труда; 4) способность к коллективному самоуправлению; 5) формирование здорового образа жизни.

Задачи для 5 – 8(6 – 9)классов – развертывание сил личности на основе уже проявленных способностей: 1) к концептуальному мышлению; 2) к сопереживанию; 3) к осмысленной для себя деятельности; 4) к коллективному самоуправлению; 5) к целесообразным видам коллективного труда.

Задачи для 9 – 11(10 – 12)классов: 1) формирование творческой индивидуальности, способности к самостоятельному овладению основами интересующих предметов; 2) формирование личностных идеалов и социальных ориентаций, самоосознанный выбор основной сферы деятельности; 3) сохранение физического и психического здоровья, сохранение и развитие интеллектуального потенциала.

Планируемая результативность решения поставленных задач для 1 – 4(5)классов: 1) умение логически мыслить; 2) развитая познавательная деятельность; 3) хорошие вычислительные навыки, навыки чтения, письма; 4) овладение коллективным самоуправлением; 5) знание основных способов сохранения здоровья.

Планируемые результаты в 5 – 8(6 – 9)классах: 1) овладение основами знаний по предметам базовой школы, сформированность ключевых компетентностей учащихся, соответствующих стандартам; 2) владение разными видами учебной деятельности; 3) совершенствование логического мышления; 4) сохранение физического и психического здоровья.

Планируемые результаты в 9 – 11(10 – 12)классах: 1) сформированность ключевых компетентностей учащихся, согласно стандартам; 2) самореализация личности; 3) сформированность личностных установок; 4) здоровый образ жизни.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МОНИТОРИНГ

Здоровьесберегающий мониторинг, проводимый медико-психологической службой, позволяет выяснить две основные причины ухудшения здоровья учащихся гимназии №1:

1) первая связана с характером образовательного процесса, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся;

2) вторая связана с неспособностью самих учащихся, должным образом заботиться о собственном здоровье.

В результате первой причины у учащихся возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний, у детей происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддиктивное поведение), в конечном итоге – ухудшается здоровье.

В результате второй причины можно вести речь о недостатках в системе гимназического образования и путях их устранения – заниматься валеологическим образованием детей.

Эффективность работы педагогического коллектива гимназии определяется устранением данных причин. Валеологический мониторинг позволяет определить, насколько обоснованным являются представления учащихся и учителей гимназии о валеологических проблемах современной гимназии и способах их разрешения. Для анализа суждения учащихся старших классов и учителей, исследования схожести понимания учениками и учителями поставленного вопроса медико-психологическая служба предлагает анонимно в письменной форме ответить на следующие вопросы.

Основанные суждения учащихся о том, как надо заботиться о здоровье детей в гимназии №1

Основные суждения

Частота упоминаний, %

Да

Нет

1

Сократить количество уроков в гимназии.

 

 

2

Проводить меньше контрольных работ.

 

 

3

Меньше задавать уроков на дом.

 

 

4

Заниматься в гимназии 5 (а не 6) дней в неделю.

 

 

5

Улучшить расписание уроков.

 

 

6

Учителям лучше относиться к ученикам (не вызывать у них стрессового состояния).

 

 

7

Включить в программу обучения уроки здоровья (валеологии, психологии, сексологии).

 

 

8

Увеличить количество уроков физкультуры.

 

 

9

Лучше проводить уроки физкультуры.

 

 

10

Обучать плаванию.

 

 

11

Чаще проводить в гимназии «День здоровья».

 

 

12

Организовать занятия в тренажерном зале.

 

 

13

Чаще организовывать походы.

 

 

14

Предоставлять возможность заниматься в спортивной секции при гимназии.

 

 

15

Улучшить медицинской обслуживание (мед.осмотр, прививки, лекарства).

 

 

16

Поддерживать нормальную температуру воздуха.

 

 

17

Регулярно проветривать классное помещение.

 

 

18

Поддерживать чистоту в классной комнате.

 

 

19

Поддерживать нормальное освещение в классной комнате.

 

 

20

Улучшить качество питания в школьной столовой.

 

 

21

Включать в рацион больше витаминов (фруктов и овощей).

 

 

22

Сделать питание в гимназии столовой бесплатным.

 

 

Основные суждения учителей о том, как надо заботиться о здоровье учащихся в гимназии

1

Уменьшить учебную нагрузку.

 

 

2

Не перегружать детей домашними заданиями.

 

 

3

Расписание уроков составлять так, чтобы ученики не переутомлялись.

 

 

4

Заниматься в гимназии 5 (а не 6) дней в неделю.

 

 

5

Сократить количество учащихся в классе.

 

 

6

Создавать благоприятный психологический фон учителя.

 

 

7

Использовать индивидуальный подход в обучение.

 

 

8

Проводить беседы о здоровом образе жизни и предупреждении заболеваний (с приглашением специалистов).

 

 

9

Ввести в гимназическую программу предмет

«Валеология».

 

 

10

Чаще обсуждать учебу детей с их родителями.

 

 

11

Чаще проводить физкультминутками на уроках (здоровьесберегающие паузы).

 

 

12

Проводить подвижные игры на переменах.

 

 

13

Чаще проводить «Дни здоровья».

 

 

14

Увеличить количество уроков физкультуры.

 

 

15

Увеличить качество уроков физкультуры.

 

 

16

Предоставить детям возможность посещать бассейн.

 

 

17

Предоставить детям возможность посещать спортивные секции при гимназии.

 

 

18

Чаще организовывать подходы и загородные поездки.

 

 

19

Улучшить медицинское обслуживание.

 

 

20

Проводить тщательную уборку классной комнаты.

 

 

21

Соблюдать в классной комнате нормальный температурный режим.

 

 

22

Соблюдать в классной комнате нормальный световой режим.

 

 

23

Следить, чтобы дети сидели за столами, соответствующими их росту.

 

 

24

Улучшить качество питания в школьной столовой.

 

 

 

Медико-психолого-педагогическая служба на основе анализа схожести понимания учениками и учителями гимназии поставленных вопросов акцентируют внимание в своей работе на следующих здоровьесберегающих проблемах: 1) выполнение физиолого-гигиенических требований к образовательному процессу в гимназии (в обобщенном виде это выражается примерно следующим образом: расписание занятий надо строить так, чтобы ученики в гимназии не переутомлялись); 2)соблюдение психологических требований во взаимоотношениях «учитель - ученик» (лучше относиться к ученикам, создавать благоприятный психологический фон учения); 30 поддержание нормальных санитарно-гигиенических условий на уроках (соблюдать чистоту, нормальный температурный и световой режимы в классной комнате); 4) увеличение количества уроков физкультуры и качества их проведения (при этом особое внимание обращается на посещение ими спортивных секций); 5) увеличение внеклассных оздоровительных мероприятий («Дней здоровья» и походов выходного дня); 6) введение в гимназическую программу учебной дисциплины, направленной на обучение детей здоровому образу жизни (валеологии); 7) улучшение медицинского обслуживания учащихся гимназии; 8) улучшение качества питания детей в столовой.

Как правило, в суждениях учителей о здоровьесберегающих проблемах (по сравнению с учащимися) возникают другие акценты: наибольшее значение учителя придают улучшению питания гимназистов, физиолого-гигиеническим, физкультурным и медицинским аспектам в обеспечении их здоровья и недооценивают роль учителя в формировании у учащихся основ здорового образа жизни. Такое обучение не побуждает лучше заботиться о своем здоровье, не имеет должного практического значения.

Методика преподавания учителя должна опираться на концепцию «актуализирующих (доминирующих) потребностей» и иметь универсальное значение, позволять использовать различные учебные действия учащихся в качестве средства игровой и креативной деятельности (в 1 – 4(5)классах), рефлексивной и смысловой деятельности (в 5 – 9(6 – 10)классах), а в конечном итоге – в качестве средства формирования основных компонентов их здоровья.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Реализации программы здорового образа жизни в гимназии происходит через следующие пилотные проекты:

1) «В гостях у Айболита»;

2) «В здоровом теле – здоровый дух»;

3) «Здоровый учитель – здоровый ученика»;

4) «Экология дома, гимназии, города»;

5) «Лето как источник здоровья»;

6) «Научился сам – научи другого».

«В гостях у Айболита»

Цель: создание медико-психологической службы.

Содержание мероприятий: 1) Проведение и исполнение социально-гигиенического мониторинга; 2) Исполнение требований СЭС; 3) Организация флюоробследования учащихся, службы здоровья учащихся гимназии; 4) Проведение плановых иммунизаций; 5) Контроль за организацией горячего питания.

«В здоровом теле – здоровый дух»

Цель: создание программы по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию учащихся гимназии.

Содержание мероприятий: 1) участие в городских спортивных соревнованиях школьников; 2) проведение внутригимназических спортивно-массовых мероприятий; 3) информационно-методическое обеспечение необходимым материалом; 4) участие в городских спортивных соревнованиях учителей; 5) проведение соревнований допризывников; 6) восстановление спортивных секций в гимназии.

«Здоровый учитель – здоровый ученик»

Цель: создание условий для более полного удовлетворения нужд педагогического коллектива по охране их жизни и здоровья.

Содержание мероприятий: 1) реализация плана мероприятий профсоюзного комитета гимназии; 2) участие в городских спортивных соревнованиях учителей;

«Экология дома, гимназии, города»

1) Проведение экологической конференции в гимназии; 2) озеленение микрорайона гимназии, прилегающей территории; 3) участие учащихся гимназии в городских экологических мероприятиях по благоустройству города; 4) участие в городской, экологической конференции.

«Лето как источник здоровья»

Цель: организация летнего отдыха учащихся, оздоровления детей и подростков.

1) организация летней площадки в гимназии; 2) организация и проведение летнего лагеря в гимназии; 3) организация и проведение походов, экскурсий походов, экскурсий, соревнований; 4) оздоровление учащихся гимназии в загородных лагерях.

«Научился сам – научи другого»

Цель: пропаганда здорового образа жизни в гимназии.

Содержание мероприятий: 1) организация и проведение подписки на периодические издания, пропагандирующие здоровый образ жизни; 2) Акция «XXIвек – без наркотиков»; 3) проведение литературно-журналистского конкурса «Молодежь Казахстана – против наркотиков»; 4) проведение соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья».

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Для реализации программы здорового образа жизни в гимназии №1 необходимо решить следующие вопросы: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Конкретные изменения в учебно-воспитательном процессе гимназии будут охватывать урочную и внеурочную работу в соответствии с пилотными проектами.

В учебно-воспитательной работе: 1) структурирование учебных программ на основе валеологических принципов; 2) введение валеологических принципов; 3) организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки; 4) здоровьесберегающий анализ расписания уроков; 5) здоровьесберегающий анализ урока; 6) строгое регламентирование количество и длительности факультативных занятий; 7) контроль за правильным использованием технических средств обучения; 8) создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам; 9) проведение дней здоровья; 10) организация кружков и секций; 11) проведение малых спортивных олимпиад, соревнований с привлечением родителей; 12) организация туристических походов, экскурсий; 13) проведение классных часов «Уроки здоровья» с учетом возрастных особенностей; 14) проведений лекций, бесед со специалистами (гинеколог, стоматолог, нарколог и т.п.); 15) разработка цикла лекций «Познай самого себя»; 16) повышение валеологической грамотности учителей, формирование их готовности к валеологической работе с учащимися; 17) преподавание курса самопознания как самостоятельной дисциплины, включение вопросов с определенной здоровьсберегающей направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, трудовому обучению; 18) оказание помощи учителям в формировании здорового образа жизни учащихся.

В диагностической работе:

запуск медико-педагогического мониторинга при зачислении детей и подростков в гимназию; 

  выявление роли природно-климатических, биологических и социально-   Экономических условий в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;

 создание «паспорта здоровья учащихся»;

 использование диагностических программ для выявления факторов риска, пр оектирование состояния здоровья учащихся гимназии;

 осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки;

проведение здоровьесберегающей оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения.

В профилактической и коррекционной работе:

1) формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и учителей;

2) мониторинг санитарного состояния учебных помещений;

3) контроль за состоянием рабочей мебели, а также соответствием ее здоровьесберегающим требованиям;

4) контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдение правил его эксплуатации;

5) контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок, в процессе ремонта классных комнат;

6)мониторинг естественной и искусственной освещенности внутри учебного помещения;

7) оснащение необходимым сантехническим оборудованием комнат и туалетов;

 8) оснащение медицинского кабинета;

9) плановое проведение медосмотров с использованием новых скрининг программ для выявления отклонений в самочувствии и здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострения;

10) проведение ежегодной диспансеризазии с привлечением квалифицированных специалистов;

11) создание кабинета психофизической разгрузки, оснащенного необходимым оборудованием;

12) обучение навыкам бесконфликтного общения, коррекция систем притязаний, ценностей, потребностей, образа жизни;

13) контролирование пищевого рациона;

14)анализ результатов медицинских и социологических исследований с указанием конкретных лечебно-профилактических мероприятий и контроль за их выполнением;

15) ознакомление администрации и всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинского осмотра и профилактических мероприятий.

 

      В информационно-просветительской работе:

1) использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: а) организация лекций, семинаров на здоровьесберегающие темы; б) публикации в газетах;  

2) использование наглядной агитации: а) выпуск стенгазет; б) оформление уголков здоровья;

3) проведение консультаций по всем здоровьесберегающим вопросам с учителями, учащимися, родителямияя;

4) проведение родительских собраний на здоровьесберегающие темы.

          В координационной работе:

1) формирование системы непрерывного здоровьесберегающего образования;

2) связь с научно-методическими центрами;

3) изучение опыта работы других гимназий, нормативной литературы и проведение семинаров с учителями.

Реализация программы по формированию здорового образа жизни в гимназии осуществляется в следующих направлениях: 1) сохранение физического здоровья; 2) сохранение психологического здоровья; 3) социальная адаптация учителей и гимназистов.

 

СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

Медицинский работник гимназии каждый год проводит диспансеризацию учащихся с привлечением специалистов, плановые медосмотры с целью выявления отклонений в самочувствии и здоровье учащихся и учителей, с последующим ознакомлением с результатами осмотра и профилактических мероприятий. Нарушения в состоянии здоровья учащихся гимназии часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала.

 Гимназия участвует в программе профилактики стоматологических заболеваний у учащихся. Основная цель программы- помочь учащихся гимназии в приобретении навыков по уходу за полостью рта в раннем возрасте, с тем чтобы они закрепились у них всю жизнь и помогли сохранить зубы.

При разработке учебных программ в гимназии №1 регламентируется объем, содержание учебного материала, объем домашнего задания, классной работы, научность и доступность программ.

Расписание уроков гимназии составляются в соответствии с санитарными требованиями, шестидневная  неделя уменьшает число уроков в день, увеличивает продолжительность перемен.

В 1-5 классах каждом уроке обязательны физкультминутки (здоровьесберегающие паузы), в начале уроков и перед третьим уроком проводится гимнастика-зарядка.

Уроки физвоспитания оптимально сочетаются с математикой, физикой, химий и другими предметами. Они - основное звено в цепочке оздоровления учащихся.

Для учащихся с проявлением сколиоза  организуются спецгруппы, в которых занятия ведет учитель, прошедший специальную медподготовку.

С целью оздоровления учащихся предрасположенных к простудным заболеваниям, медицинский работник гимназии использует методы психофизического воздействия: элементы точечного самомассажа, локальная гимнастика пальцев, шеи и других частей тела.

На основе интересов учащихся гимназии расширяется и закрепляется арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорт, которые также содействуют укреплению здоровья, закаливанию организма.

В гимназии проводятся  уроки здоровья для всех возрастов, которые направлены на развитие образа жизни. Физическая культура с спорт в программе по формированию здорового образа жизни играют основную  роль. Во внеурочное время учащихся гимназии посещают спортивные кружки и секции направленные на оздоровление (танцы, ритмика, плавание, теннис, шейпинг, борьба, волейбол, баскетбол).

Педагогический коллектив гимназии старается приобщать и поощрять тех, кто занимается спортом, а также привлекают родителей, которые помогают занимать детей после занятий.

В гимназии хороший выбор и сбалансированный набор продуктов. «Здоровое питание» также вносит вклад в формирование здорового образа жизни. На Уроках домоводства учитель рассказывает детям о здоровом питании, учит правильному выбору продуктов. Учащиеся  учатся  делать это самостоятельно.

 

СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

 

         Психическое здоровье является основной целью программы по формированию здорового образа жизни гимназии №1.

         Цель психологов гимназии: установить диагноз и помочь отдельным учащимся справиться с их  трудностями, адаптироваться к гимназии и составить программу помощи отстающим учащихся.

         При этом особое значение для всех сторон жизни гимназии и ее достижений имеют:

1)    взаимоотношения на основе поддержки;

2)    высокая степень участия преподавателей и учащихся (прозрачность);

3)    поощрение независимости.

Все это обеспечивает повышение успеваемости и заинтересованности, учащихся в изучении конкретных предметов; совершенствование педагогической работы; улучшение морального климата и сокращение пропусков занятий, как учителями, так и учащимися.

В первых классах зам. директора по УВР организует ступенчатый режим повышения учебной нагрузки с целью облегчения адаптации к новым условиям, а также дополнительные каникулы.

Большое значение в гимназическом обучении имеет развитие мышления, внимания, различных видов памяти, воображения. Для этого в гимназии используется методика гимнастики мозга, суть которой заключается в «вытягивании» из тела человека его возможностей, интеграция двух полушарий. Для этого используется специальные упражнения.

 

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

Моральный климат, благоприятствующий как укреплению здоровья, так и учебно-воспитательному процессу, создается в тех случаях, когда каждый человек считает гимназию местом, где он становится частью коллектива, где он ощущает заботу о себе, где его ценят, где он находится в безопасности, где созданы условия для его роста где всем даются возможности  полностью проявить себя.

     Социальная адаптивность включает умение выслушивать других людей и правильно отреагировать, понимание и интерпретацию социальных ориентиров, дух сотрудничество и осведомленность о том, как разрешать конфликтные ситуации, выступать в роли посредника и вести переговоры. Поэтому, проводя уроки внеклассные мероприятия, преподаватели гимназии учат детей управлять своими эмоциями, давать реалистическую самооценку, принимать решения, само мотивации.

 

СТРАТЕГИЯ И ЗАДАЧИ ГИМНАЗИИ №1

Стратегической проблемой инновационных школ на современном этапе является здоровье детей. Для решения данной проблемы необходимо разработка системы сбережение здоровья учащихся гимназии №1 посредством создания психолого-оздоровительной программы преподавателями, классными руководителями совместно с медико-психологической службой. Цель программы – введение здоровье сохранной работы, начиная с 1 ступени (начальных классов) по ознакомлению малышей с режимом, с азбукой доброжелательного общения, проведению с подростками психологических тренингов, увеличению спортивными играми и танцами. Проблемы здоровья детей, выполнение программы необходимо отслеживать на педсовете, административных совещаниях и совещаниях при директоре.

     Гумманизация образования останется пустым лозунгом, если образовательный процесс будет по-прежнему угрожать здоровью гимназистов. В психолого-оздоровительную программу гимназии №1 необходимо включить:

1)    создание и экспериментальную проверку модели эффективной системы формирования, сохранения и укрепления здоровья гимназистов;

2)    разработку, внедрение в образовательный процесс разнообразных форм пропаганды ЗОЖ;

3)    открытие новых спортивных секций, направленных на укрепление здоровья гимназистов;

4)    ведение мониторинга ЗОЖ по следующим параметрам;

Проблему сохранения здоровья гимназистов нельзя решить, если не упорядочить объем содержание образования, не снять непосильные программные нагрузки, если не учить детей в соответствии с их природными способностями, а не всех скопом по одной и той же программе и учебному плану.

         Отдельные, даже блистательные уроки физкультуры преодолеть разрушающие и психику влияние уроков математики, физики, химии, программу которых не осваивают 50% гимназистов.

  Решить задачу по разработке плана мероприятий, направленных на внедрение позиций содействия здоровью учащихся в инновационных школах можно при условиях: 1)введения нормативных правовых документов, определяющих деятельность в системе образования, направленную на сохранение здоровья; 2) внесение в критерии аттестации и аккредитации образовательных учреждений показателей, характеризующих состояние здоровья учащихся; 3) дополнение программ повышения квалификации системы образования дисциплинами, ориентированными на здоровьесберегающие технологии воспитания и обучения; 4) разработки программ повышения квалификации системы образования, содержащих курсы, ориентированные на внесение принципов здоровья в образовательный процесс.

Необходимо осознать то, что стандарт образования и здоровье учащихся две несовместимые вещи. Еще 30 лет назад учителя и ученики сказали со всей определенностью: «То, что все должны учиться одинаковое количество лет и усваивать одинаковый объем знаний, с точки зрения генетики – абсурд. Сейчас мы сплошь и рядом заставляем ребенка делать то, что ему несвойственно… Недостаток физиологических знаний лежит в основе многих тяжелых педагогических ошибок и изнурительных трудностей в воспитании».

Образовательный процесс в инновационных гимназиях – вот сегодня причина всех бед, связанных со здоровьем гимназистов. Необходимо внедрение в работу инновационных школ опыта отдельно взятых педагогов по улучшению здоровья детей каждый день посещающих болезнетворные уроки математики, физики, химии, программу которых половина из них генетически неспособна освоить.

В инновационных школах очень часто непосильные нагрузки учащихся являются не только следствием объема учебных программ, но и результатом противоприродных методик изучения материала. До тех пор пока не будут созданы психолого-оздоровительные программы для инновационных школ  такие предметы, как физкультура,  театры здоровья,  спортивные соревнования, телепередачи, публикации, изнуряющие учащихся уроки физики, математики, домашние задания будут проводиться, осуществляться, отражаться, а учащиеся при этом как болели дидактогенными неврозами, так и болеют и будут болеть.

    Пока мы лечим не причину, а следствие, пока стратегическая задача - здоровье учащихся инновационных школ – решается формально-бюрократическим способом.

В инновационной школе каждый учитель считает свой предмет наиглавнейшим в системе образования, отсюда у учителей стремление как можно больше «загрузить» им головы учащихся, поэтому уроки физкультуры могут лишь частично возместить потери здоровья учащихся.

 

СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ В ГИМНАЗИИ №1 Г.КАРАГАНДЫ

Достижение основной цели гимназии – формирование личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, гуманной и духовно свободной, уважающей себя и других – предполагает в первую очередь создание в гимназии условий, сохраняющих здоровье (физическое, психическое, социальное) субъектов образовательного процесса.

В связи с этим нами разработан мониторинг заболеваемости.

Для организации полноценного питания недостаточно только правильно подобрать продукты – важно обеспечить соблюдение санитарных правил при доставке и хранении продуктов, добиться максимального сохранения полезных качеств витаминов при кулинарной обработке и позаботиться о температуре пищи, находящейся на столе перед ребенком.

Так как наш регион относится к числу неблагополучных по заболеваниям эндокринной системы, регулярно используем в столовой морскую капусту (биологически активированная водоросль, содержит йод, калий, микро и макроэлементы). Проводим витаминизацию третьих блюд.

Учитывая систему полного дня, мы придаем большое значение таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим работы, расписание занятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Учебно-трудовая нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой нормы. В то же время мы пришли к выводу, что длительное пребывание в гимназии может вызывать перегрузку у учащихся с особенностями нервной системы. Ведется систематическое наблюдение за состоянием таких учащихся, даются своевременные рекомендации родителям.

При уборке помещений проводится кварцевание. Гигиенические требования к состоянию учебной мебели и ее соответствию возрасту учащихся выполнены полностью.

Таким образом, в настоящее время в гимназии используются все имеющиеся возможности по сохранению здоровья учащихся, что подтверждается стабилизацией их уровня заболеваемости.

 

ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

 ГИМНАЗИИ №1  Г. КАРАГАНДЫ

 

педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.

Задачи:

1) Введение в учебный план с 1 по 11 (12) классы учебного предмета «Валеология».

2) Применение учителями гимназии современных инновационных здоровьесберегающий технологий (интенсивной блочно-модульной рейтинговой системы обучения, метод проектов, уровневая дифференциация, лекционно-семинарская система, коллективно-групповые способы обучения и т.д.).

3) Профилактика мед. работником гимназии у учащихся нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания и зрения, отклонений психического здоровья и т.д.

4) Мониторинг и диагностика здоровья учащихся и учителей гимназии.

5) Разработка комплекса мер по повышению защитных сил организма учащихся и учителей на протяжении всего учебного года (режим работы и организация витаминизированного питания в столовой).

 

Этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового образа жизни гимназии №1

Iэтап рассчитан на 2008-2011 годы. За этот период в гимназии необходимо создать систему мер комплексной медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей через:

1) использование оздоровительных методик;

2) мониторинг и диагностика здоровья гимназистов и учителей;

3) организация комплекса мер по формированию здорового образа жизни в гимназии;

4) введение в учебный план с 1 по 11 (12) классы предмета «Валеология».

Ожидаемый результат:     теоретическое обоснование и разработка комплекса мер по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей гимназии.

IIэтап рассчитан на 2012-2015 годы.  Этот период предназначен на функционирование и развитие системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей гимназии на основе:

1) анализа мониторинга и диагностики изменений в состоянии здоровья учащихся и учителей;

2) работы учителей по современным инновационным здоровьесберегающим технологиям;

3) применения оздоровительных методик, направленных на формирование здорового образа жизни.

IIIэтап рассчитан на 2016-2019 годы.  В этот временный интервал предполагается полностью внедрить в учебно-воспитательный процесс гимназии Комплексную программу по формированию здорового образа жизни посредством:

1)       комплекса мер по валеологизации образовательного процесса;

2)           реализации основных валеологических принципов через медико-психолого-педагогическую Службу;

3)           сохранения и развития здоровья физического, психического, социального всех участников учебно-воспитательного процесса в гимназии.

Ожидаемый результат: создание единой предметной образовательной среды, формирующей способность к здоровому образу жизни и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого участника образовательного процесса.

 

Основные направления в образовательном процессе

Реализация Комплексной программы по формированию здорового образа жизни предполагает, прежде всего:

1) овладение учителями гимназии современными инновационными здоровьесберегающими технологиями;

2)    методами диагностики здоровья и рядом оздоровительных методик;

3)    формирование знаний у гимназистов о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья.

Становление профессионального образования учителей гимназии через медико-психолого-педагогическую службу позволит:

1) вовлечь педагогический коллектив в деятельность по укреплению здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;

2) сформировать устойчивое положительное отношение к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.

Управление развитием гимназии на основании ожидаемых результатов по внедрению Комплексной программы по формированию здорового образа жизни происходит через:

1)    составление перспективного комплексного плана;

2)    годовых планов работы;

3)    формирование экспертного Совета (с привлечением специалистов для консультации по валеологизации образовательного процесса и научного руководства);

4)    разработку требований к планированию работы учителей гимназии и предоставления ими отчетных материалов;

5)    определение функций заместителей директора;

6)    организацию семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов»;

7)    создание действующей лечебно-оздоровительной модели, состоящей из следующих компонентов: лечебной физкультуры, витаминотерапии, аэрофитотерапии, офтальмотерапии, «Уроков здоровья», внеклассных мероприятий.

Внедрение в образовательный процесс представлений о здоровом образе жизни наиболее целесообразно проводить посредством:

1)    консультаций научного руководителя с учителями гимназии;

2)    обсуждения хода работы и ожидаемых результатов;

3)    анализ информации и получение рекомендаций от экспертного Совета;

4)           обсуждение на педсовете гимназии результатов работы и принятия соответствующих управленческих решений.

 

Разработка системы мер медико-психолого-педагогической защиты

учащихся и учителей гимназии

Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни невозможно без:

1) мониторинга и диагностики состояния здоровья всех участников образовательного процесса;

2) диспансерного обследования учащихся с привлечением узких специалистов;

3)  анализа изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся;

4)    сравнительной оценки показателей здоровья гимназистов за 3 года;

5)    общей заболеваемости по городу и хронической патологии (по класса, возрасту, полу).

Необходимо разработать систему мер по повышению защитных сил организма учащихся, организовать действенную систему внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся и учителей гимназии.

Педколлективу гимназии нужно освоить и использовать в работе следующие современные инновационные здоровьесберегающие технологии: интенсивную блочно-модульную рейтинговую систему обучения, метод проектов, уровневую дифференциацию, лекционно-семинарскую систему, коллективно-групповые способы обучения и т.д.

Мед. работнику гимназии необходимо:

1)       освоить и использовать оздоровительные методики;

2)           создать специальные группы лечебной физкультуры для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

3)           проводить курс офтальмотерапии для детей с нарушениями и заболеваниями органов зрения, включающей гимнастику для глаз и пневмомассаж при помощи аппарата вакуумного массажа.  

 

Планирование и систематизации ожидаемых результатов

Ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья контингента учащихся  гимназии позволит:

1)    создать банк данных состояния здоровья:

2)    вносить соответствующие коррективы.

Для получения положительных результатов по валеологизации образовательного процесса в гимназии необходимо:

 1) систематически проводить тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни;

 2) оформить классные уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги себе сам»;

 3) проводить «Дни здоровья» с организацией различных конкурсов, соревнований, викторин;

 4) проводить рейды «Внешний вид»;

 5) создать экологическую лабораторию;

 6) организовать студию «Хореографии», спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол»;

 7) организовать кабинет офтальмотерапии;

 8) оборудовать кабинет лечебной физкультуры (ЛФК);

 9) открыть психологическую мастерскую по проблемам разрешения конфликтов;

 10) организовать в процессе урока валеологические паузы для снятия мышечного утомления и проведения гимнастики «зоркость» с 1 по 11 классы;

 11) организовать прогулки в классах предшкольной подготовки с использованием спортивных и народных игр;

 12) провести мероприятия по витаминотерапии, по аэрофитотерапии.

Планируемые результаты:

1) снижение пропусков учебных занятий по болезни среди учащихся и учителей;

2) уменьшение простудных заболеваний среди учащихся и учителей гимназии;

3)  улучшение показателей функциональных проб в результате проведения среди учащихся ЛФК;

4)  улучшение межличностных отношений у учащихся и учителей, занимавшихся с психологом гимназии.

Перспективное планирование образовательного процесса гимназии по формированию здорового образа жизни

Медико-психолого-педагогической службе необходимо осуществить подбор научно-методической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни. Заместителю директора по воспитательной работе нужно разработать примерные планы – конспекты для проведения классных часов и рекомендации по планируемым внеклассным мероприятиям. Заместителям директора по учебно-воспитательной работе, административно-хозяйственной части нужно создать комфортные условия для обучения учащихся, работы учителей с целью организации систематической работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.

Мед.работнику гимназии необходимо создать банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося гимназии. Целенаправленно проводить мероприятия по стабилизации состояния здоровья учащихся.

Классным руководителям, учителям-предметникам при реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания  удовлетворить интересы, потребности учащихся в выборе содержания образования по следующим направлениями: гуманитарному, физико-математическому, химико-биологическому.

Планируемые результаты:

1) изменение отношения к гимназии, учителям со стороны учащихся в положительном направлении;

2) создание комфортной остановки на уроках, доброжелательное отношение со стороны учителей к учащимся гимназии;

3) удовлетворение потребностей, интересов учащихся в спортивных секциях, в художественно-эстетическом направлении, в искусстве современного танца;

4) предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций между учителями и учащимися гимназии.