ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Основной целью программы является достижение того, чтобы понимание возможностей и функций организма человека интегрировалось с образовательным процессом гимназии, проходя через весь спектр предметов, каждый из которых может внести свой вклад в общий процесс.
Цель программы по формированию здорового образа жизни – воспитание в сознании гимназистов рассудительного отношения к собственному здоровью как важной ценности данной ему природой. Воспитание в ребенке активной жизненной позиции по формированию умственного, эмоционального и социального здоровья в гимназическом коллективе, в своей семье, в обществе друзей.
В процессе достижения поставленной цели программа по формированию здорового образа жизни призвана решать следующие задачи:
1) формировать знания о психофизиологических возможностях своего организма;
2) формировать мотивацию на здоровье;
3) активно способствовать самоутверждению гимназистов;
4) формировать хорошие, добрые взаимоотношения в детских коллективах (классах);
5) разъяснять социальные цели в классе и в гимназии;
6) стимулировать деятельность гимназистов по позитивному отношению к жизни;
7) улучшать окружающую среду, экологию микрорайона, гимназии, класса, города (работа гимназистов по благоустройству);
8) формировать связи между домом, гимназией, родителями, учителями, всеми компонентами микросоциума;
9) адаптировать образовательные программы учителей гимназии под программу по формированию здорового образа жизни;
10) создать гимназическую программу самоуправления для формирования здорового классного и гимназического коллектива;
11) формировать представление о здоровом образе жизни на личном примере учителей;
12) организовать питание для необходимого пополнения ресурсов детского растущего организма;
13) организовать службу здоровья в гимназии – медицинское обслуживание, всеобщая иммунизация,физическая и психологическая поддержка, медицинские осмотры, социально-гигиенический мониторинг, формирование базы данных учащихся (заполнение карточек учащихся классным руководителем, психологом и медицинским работником);
14) организовать летний отдых учащихся;
15) формировать культуру правовых и деловых отношений;
16) возрождать духовные традиции семьи;
17) широкая пропаганда здорового наследия предшествующих поколений.
Задачи программы по формированию здорового образа жизни в рамках образовательного пространства для 1 – 4(5)классов заключается в том, чтобы развивать: 1) конкретно-образное мышление; 2) логическое мышление; 3) способность к разным видам труда; 4) способность к коллективному самоуправлению; 5) формирование здорового образа жизни.
Задачи для 5 – 8(6 – 9)классов – развертывание сил личности на основе уже проявленных способностей: 1) к концептуальному мышлению; 2) к сопереживанию; 3) к осмысленной для себя деятельности; 4) к коллективному самоуправлению; 5) к целесообразным видам коллективного труда.
Задачи для 9 – 11(10 – 12)классов: 1) формирование творческой индивидуальности, способности к самостоятельному овладению основами интересующих предметов; 2) формирование личностных идеалов и социальных ориентаций, самоосознанный выбор основной сферы деятельности; 3) сохранение физического и психического здоровья, сохранение и развитие интеллектуального потенциала.
Планируемая результативность решения поставленных задач для 1 – 4(5)классов: 1) умение логически мыслить; 2) развитая познавательная деятельность; 3) хорошие вычислительные навыки, навыки чтения, письма; 4) овладение коллективным самоуправлением; 5) знание основных способов сохранения здоровья.
Планируемые результаты в 5 – 8(6 – 9)классах: 1) овладение основами знаний по предметам базовой школы, сформированность ключевых компетентностей учащихся, соответствующих стандартам; 2) владение разными видами учебной деятельности; 3) совершенствование логического мышления; 4) сохранение физического и психического здоровья.
Планируемые результаты в 9 – 11(10 – 12)классах: 1) сформированность ключевых компетентностей учащихся, согласно стандартам; 2) самореализация личности; 3) сформированность личностных установок; 4) здоровый образ жизни.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ МОНИТОРИНГ
Здоровьесберегающий мониторинг, проводимый медико-психологической службой, позволяет выяснить две основные причины ухудшения здоровья учащихся гимназии №1:
1) первая связана с характером образовательного процесса, построенном без учета актуализирующихся потребностей учащихся;
2) вторая связана с неспособностью самих учащихся, должным образом заботиться о собственном здоровье.
В результате первой причины у учащихся возникает психическое перенапряжение, которое провоцирует возникновение многих соматических заболеваний, у детей происходит деформация мотивационной сферы, вследствие чего снижается активность, замедляется развитие, формируются вредные привычки (аддиктивное поведение), в конечном итоге – ухудшается здоровье.
В результате второй причины можно вести речь о недостатках в системе гимназического образования и путях их устранения – заниматься валеологическим образованием детей.
Эффективность работы педагогического коллектива гимназии определяется устранением данных причин. Валеологический мониторинг позволяет определить, насколько обоснованным являются представления учащихся и учителей гимназии о валеологических проблемах современной гимназии и способах их разрешения. Для анализа суждения учащихся старших классов и учителей, исследования схожести понимания учениками и учителями поставленного вопроса медико-психологическая служба предлагает анонимно в письменной форме ответить на следующие вопросы.
Основанные суждения учащихся о том, как надо заботиться о здоровье детей в гимназии №1
№ |
Основные суждения |
Частота упоминаний, % |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Сократить количество уроков в гимназии. |
|
|
2 |
Проводить меньше контрольных работ. |
|
|
3 |
Меньше задавать уроков на дом. |
|
|
4 |
Заниматься в гимназии 5 (а не 6) дней в неделю. |
|
|
5 |
Улучшить расписание уроков. |
|
|
6 |
Учителям лучше относиться к ученикам (не вызывать у них стрессового состояния). |
|
|
7 |
Включить в программу обучения уроки здоровья (валеологии, психологии, сексологии). |
|
|
8 |
Увеличить количество уроков физкультуры. |
|
|
9 |
Лучше проводить уроки физкультуры. |
|
|
10 |
Обучать плаванию. |
|
|
11 |
Чаще проводить в гимназии «День здоровья». |
|
|
12 |
Организовать занятия в тренажерном зале. |
|
|
13 |
Чаще организовывать походы. |
|
|
14 |
Предоставлять возможность заниматься в спортивной секции при гимназии. |
|
|
15 |
Улучшить медицинской обслуживание (мед.осмотр, прививки, лекарства). |
|
|
16 |
Поддерживать нормальную температуру воздуха. |
|
|
17 |
Регулярно проветривать классное помещение. |
|
|
18 |
Поддерживать чистоту в классной комнате. |
|
|
19 |
Поддерживать нормальное освещение в классной комнате. |
|
|
20 |
Улучшить качество питания в школьной столовой. |
|
|
21 |
Включать в рацион больше витаминов (фруктов и овощей). |
|
|
22 |
Сделать питание в гимназии столовой бесплатным. |
|
|
Основные суждения учителей о том, как надо заботиться о здоровье учащихся в гимназии |
|||
1 |
Уменьшить учебную нагрузку. |
|
|
2 |
Не перегружать детей домашними заданиями. |
|
|
3 |
Расписание уроков составлять так, чтобы ученики не переутомлялись. |
|
|
4 |
Заниматься в гимназии 5 (а не 6) дней в неделю. |
|
|
5 |
Сократить количество учащихся в классе. |
|
|
6 |
Создавать благоприятный психологический фон учителя. |
|
|
7 |
Использовать индивидуальный подход в обучение. |
|
|
8 |
Проводить беседы о здоровом образе жизни и предупреждении заболеваний (с приглашением специалистов). |
|
|
9 |
Ввести в гимназическую программу предмет «Валеология». |
|
|
10 |
Чаще обсуждать учебу детей с их родителями. |
|
|
11 |
Чаще проводить физкультминутками на уроках (здоровьесберегающие паузы). |
|
|
12 |
Проводить подвижные игры на переменах. |
|
|
13 |
Чаще проводить «Дни здоровья». |
|
|
14 |
Увеличить количество уроков физкультуры. |
|
|
15 |
Увеличить качество уроков физкультуры. |
|
|
16 |
Предоставить детям возможность посещать бассейн. |
|
|
17 |
Предоставить детям возможность посещать спортивные секции при гимназии. |
|
|
18 |
Чаще организовывать подходы и загородные поездки. |
|
|
19 |
Улучшить медицинское обслуживание. |
|
|
20 |
Проводить тщательную уборку классной комнаты. |
|
|
21 |
Соблюдать в классной комнате нормальный температурный режим. |
|
|
22 |
Соблюдать в классной комнате нормальный световой режим. |
|
|
23 |
Следить, чтобы дети сидели за столами, соответствующими их росту. |
|
|
24 |
Улучшить качество питания в школьной столовой. |
|
|
Медико-психолого-педагогическая служба на основе анализа схожести понимания учениками и учителями гимназии поставленных вопросов акцентируют внимание в своей работе на следующих здоровьесберегающих проблемах: 1) выполнение физиолого-гигиенических требований к образовательному процессу в гимназии (в обобщенном виде это выражается примерно следующим образом: расписание занятий надо строить так, чтобы ученики в гимназии не переутомлялись); 2)соблюдение психологических требований во взаимоотношениях «учитель - ученик» (лучше относиться к ученикам, создавать благоприятный психологический фон учения); 30 поддержание нормальных санитарно-гигиенических условий на уроках (соблюдать чистоту, нормальный температурный и световой режимы в классной комнате); 4) увеличение количества уроков физкультуры и качества их проведения (при этом особое внимание обращается на посещение ими спортивных секций); 5) увеличение внеклассных оздоровительных мероприятий («Дней здоровья» и походов выходного дня); 6) введение в гимназическую программу учебной дисциплины, направленной на обучение детей здоровому образу жизни (валеологии); 7) улучшение медицинского обслуживания учащихся гимназии; 8) улучшение качества питания детей в столовой.
Как правило, в суждениях учителей о здоровьесберегающих проблемах (по сравнению с учащимися) возникают другие акценты: наибольшее значение учителя придают улучшению питания гимназистов, физиолого-гигиеническим, физкультурным и медицинским аспектам в обеспечении их здоровья и недооценивают роль учителя в формировании у учащихся основ здорового образа жизни. Такое обучение не побуждает лучше заботиться о своем здоровье, не имеет должного практического значения.
Методика преподавания учителя должна опираться на концепцию «актуализирующих (доминирующих) потребностей» и иметь универсальное значение, позволять использовать различные учебные действия учащихся в качестве средства игровой и креативной деятельности (в 1 – 4(5)классах), рефлексивной и смысловой деятельности (в 5 – 9(6 – 10)классах), а в конечном итоге – в качестве средства формирования основных компонентов их здоровья.
ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Реализации программы здорового образа жизни в гимназии происходит через следующие пилотные проекты:
1) «В гостях у Айболита»;
2) «В здоровом теле – здоровый дух»;
3) «Здоровый учитель – здоровый ученика»;
4) «Экология дома, гимназии, города»;
5) «Лето как источник здоровья»;
6) «Научился сам – научи другого».
«В гостях у Айболита»
Цель: создание медико-психологической службы.
Содержание мероприятий: 1) Проведение и исполнение социально-гигиенического мониторинга; 2) Исполнение требований СЭС; 3) Организация флюоробследования учащихся, службы здоровья учащихся гимназии; 4) Проведение плановых иммунизаций; 5) Контроль за организацией горячего питания.
«В здоровом теле – здоровый дух»
Цель: создание программы по физическому воспитанию и спортивному совершенствованию учащихся гимназии.
Содержание мероприятий: 1) участие в городских спортивных соревнованиях школьников; 2) проведение внутригимназических спортивно-массовых мероприятий; 3) информационно-методическое обеспечение необходимым материалом; 4) участие в городских спортивных соревнованиях учителей; 5) проведение соревнований допризывников; 6) восстановление спортивных секций в гимназии.
«Здоровый учитель – здоровый ученик»
Цель: создание условий для более полного удовлетворения нужд педагогического коллектива по охране их жизни и здоровья.
Содержание мероприятий: 1) реализация плана мероприятий профсоюзного комитета гимназии; 2) участие в городских спортивных соревнованиях учителей;
«Экология дома, гимназии, города»
1) Проведение экологической конференции в гимназии; 2) озеленение микрорайона гимназии, прилегающей территории; 3) участие учащихся гимназии в городских экологических мероприятиях по благоустройству города; 4) участие в городской, экологической конференции.
«Лето как источник здоровья»
Цель: организация летнего отдыха учащихся, оздоровления детей и подростков.
1) организация летней площадки в гимназии; 2) организация и проведение летнего лагеря в гимназии; 3) организация и проведение походов, экскурсий походов, экскурсий, соревнований; 4) оздоровление учащихся гимназии в загородных лагерях.
«Научился сам – научи другого»
Цель: пропаганда здорового образа жизни в гимназии.
Содержание мероприятий: 1) организация и проведение подписки на периодические издания, пропагандирующие здоровый образ жизни; 2) Акция «XXIвек – без наркотиков»; 3) проведение литературно-журналистского конкурса «Молодежь Казахстана – против наркотиков»; 4) проведение соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Для реализации программы здорового образа жизни в гимназии №1 необходимо решить следующие вопросы: кадровое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение. Конкретные изменения в учебно-воспитательном процессе гимназии будут охватывать урочную и внеурочную работу в соответствии с пилотными проектами.
В учебно-воспитательной работе: 1) структурирование учебных программ на основе валеологических принципов; 2) введение валеологических принципов; 3) организация ступенчатого режима повышения учебной нагрузки; 4) здоровьесберегающий анализ расписания уроков; 5) здоровьесберегающий анализ урока; 6) строгое регламентирование количество и длительности факультативных занятий; 7) контроль за правильным использованием технических средств обучения; 8) создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам; 9) проведение дней здоровья; 10) организация кружков и секций; 11) проведение малых спортивных олимпиад, соревнований с привлечением родителей; 12) организация туристических походов, экскурсий; 13) проведение классных часов «Уроки здоровья» с учетом возрастных особенностей; 14) проведений лекций, бесед со специалистами (гинеколог, стоматолог, нарколог и т.п.); 15) разработка цикла лекций «Познай самого себя»; 16) повышение валеологической грамотности учителей, формирование их готовности к валеологической работе с учащимися; 17) преподавание курса самопознания как самостоятельной дисциплины, включение вопросов с определенной здоровьсберегающей направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, трудовому обучению; 18) оказание помощи учителям в формировании здорового образа жизни учащихся.
В диагностической работе:
запуск медико-педагогического мониторинга при зачислении детей и подростков в гимназию;
выявление роли природно-климатических, биологических и социально- Экономических условий в процессе формирования личностных качеств и здоровья учащихся;
создание «паспорта здоровья учащихся»;
использование диагностических программ для выявления факторов риска, пр оектирование состояния здоровья учащихся гимназии;
осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки;
проведение здоровьесберегающей оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения.
В профилактической и коррекционной работе:
1) формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и учителей;
2) мониторинг санитарного состояния учебных помещений;
3) контроль за состоянием рабочей мебели, а также соответствием ее здоровьесберегающим требованиям;
4) контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдение правил его эксплуатации;
5) контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок, в процессе ремонта классных комнат;
6)мониторинг естественной и искусственной освещенности внутри учебного помещения;
7) оснащение необходимым сантехническим оборудованием комнат и туалетов;
8) оснащение медицинского кабинета;
9) плановое проведение медосмотров с использованием новых скрининг программ для выявления отклонений в самочувствии и здоровье учащихся с целью дальнейшей корректировки и предупреждения обострения;
10) проведение ежегодной диспансеризазии с привлечением квалифицированных специалистов;
11) создание кабинета психофизической разгрузки, оснащенного необходимым оборудованием;
12) обучение навыкам бесконфликтного общения, коррекция систем притязаний, ценностей, потребностей, образа жизни;
13) контролирование пищевого рациона;
14)анализ результатов медицинских и социологических исследований с указанием конкретных лечебно-профилактических мероприятий и контроль за их выполнением;
15) ознакомление администрации и всего педагогического коллектива с конечными результатами медицинского осмотра и профилактических мероприятий.
В информационно-просветительской работе:
1) использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: а) организация лекций, семинаров на здоровьесберегающие темы; б) публикации в газетах;
2) использование наглядной агитации: а) выпуск стенгазет; б) оформление уголков здоровья;
3) проведение консультаций по всем здоровьесберегающим вопросам с учителями, учащимися, родителямияя;
4) проведение родительских собраний на здоровьесберегающие темы.
В координационной работе:
1) формирование системы непрерывного здоровьесберегающего образования;
2) связь с научно-методическими центрами;
3) изучение опыта работы других гимназий, нормативной литературы и проведение семинаров с учителями.
Реализация программы по формированию здорового образа жизни в гимназии осуществляется в следующих направлениях: 1) сохранение физического здоровья; 2) сохранение психологического здоровья; 3) социальная адаптация учителей и гимназистов.
СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Медицинский работник гимназии каждый год проводит диспансеризацию учащихся с привлечением специалистов, плановые медосмотры с целью выявления отклонений в самочувствии и здоровье учащихся и учителей, с последующим ознакомлением с результатами осмотра и профилактических мероприятий. Нарушения в состоянии здоровья учащихся гимназии часто являются причиной трудностей в усвоении учебного материала.
Гимназия участвует в программе профилактики стоматологических заболеваний у учащихся. Основная цель программы- помочь учащихся гимназии в приобретении навыков по уходу за полостью рта в раннем возрасте, с тем чтобы они закрепились у них всю жизнь и помогли сохранить зубы.
При разработке учебных программ в гимназии №1 регламентируется объем, содержание учебного материала, объем домашнего задания, классной работы, научность и доступность программ.
Расписание уроков гимназии составляются в соответствии с санитарными требованиями, шестидневная неделя уменьшает число уроков в день, увеличивает продолжительность перемен.
В 1-5 классах каждом уроке обязательны физкультминутки (здоровьесберегающие паузы), в начале уроков и перед третьим уроком проводится гимнастика-зарядка.
Уроки физвоспитания оптимально сочетаются с математикой, физикой, химий и другими предметами. Они - основное звено в цепочке оздоровления учащихся.
Для учащихся с проявлением сколиоза организуются спецгруппы, в которых занятия ведет учитель, прошедший специальную медподготовку.
С целью оздоровления учащихся предрасположенных к простудным заболеваниям, медицинский работник гимназии использует методы психофизического воздействия: элементы точечного самомассажа, локальная гимнастика пальцев, шеи и других частей тела.
На основе интересов учащихся гимназии расширяется и закрепляется арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорт, которые также содействуют укреплению здоровья, закаливанию организма.
В гимназии проводятся уроки здоровья для всех возрастов, которые направлены на развитие образа жизни. Физическая культура с спорт в программе по формированию здорового образа жизни играют основную роль. Во внеурочное время учащихся гимназии посещают спортивные кружки и секции направленные на оздоровление (танцы, ритмика, плавание, теннис, шейпинг, борьба, волейбол, баскетбол).
Педагогический коллектив гимназии старается приобщать и поощрять тех, кто занимается спортом, а также привлекают родителей, которые помогают занимать детей после занятий.
В гимназии хороший выбор и сбалансированный набор продуктов. «Здоровое питание» также вносит вклад в формирование здорового образа жизни. На Уроках домоводства учитель рассказывает детям о здоровом питании, учит правильному выбору продуктов. Учащиеся учатся делать это самостоятельно.
СОХРАНЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Психическое здоровье является основной целью программы по формированию здорового образа жизни гимназии №1.
Цель психологов гимназии: установить диагноз и помочь отдельным учащимся справиться с их трудностями, адаптироваться к гимназии и составить программу помощи отстающим учащихся.
При этом особое значение для всех сторон жизни гимназии и ее достижений имеют:
1) взаимоотношения на основе поддержки;
2) высокая степень участия преподавателей и учащихся (прозрачность);
3) поощрение независимости.
Все это обеспечивает повышение успеваемости и заинтересованности, учащихся в изучении конкретных предметов; совершенствование педагогической работы; улучшение морального климата и сокращение пропусков занятий, как учителями, так и учащимися.
В первых классах зам. директора по УВР организует ступенчатый режим повышения учебной нагрузки с целью облегчения адаптации к новым условиям, а также дополнительные каникулы.
Большое значение в гимназическом обучении имеет развитие мышления, внимания, различных видов памяти, воображения. Для этого в гимназии используется методика гимнастики мозга, суть которой заключается в «вытягивании» из тела человека его возможностей, интеграция двух полушарий. Для этого используется специальные упражнения.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ
Моральный климат, благоприятствующий как укреплению здоровья, так и учебно-воспитательному процессу, создается в тех случаях, когда каждый человек считает гимназию местом, где он становится частью коллектива, где он ощущает заботу о себе, где его ценят, где он находится в безопасности, где созданы условия для его роста где всем даются возможности полностью проявить себя.
Социальная адаптивность включает умение выслушивать других людей и правильно отреагировать, понимание и интерпретацию социальных ориентиров, дух сотрудничество и осведомленность о том, как разрешать конфликтные ситуации, выступать в роли посредника и вести переговоры. Поэтому, проводя уроки внеклассные мероприятия, преподаватели гимназии учат детей управлять своими эмоциями, давать реалистическую самооценку, принимать решения, само мотивации.
СТРАТЕГИЯ И ЗАДАЧИ ГИМНАЗИИ №1
Стратегической проблемой инновационных школ на современном этапе является здоровье детей. Для решения данной проблемы необходимо разработка системы сбережение здоровья учащихся гимназии №1 посредством создания психолого-оздоровительной программы преподавателями, классными руководителями совместно с медико-психологической службой. Цель программы – введение здоровье сохранной работы, начиная с 1 ступени (начальных классов) по ознакомлению малышей с режимом, с азбукой доброжелательного общения, проведению с подростками психологических тренингов, увеличению спортивными играми и танцами. Проблемы здоровья детей, выполнение программы необходимо отслеживать на педсовете, административных совещаниях и совещаниях при директоре.
Гумманизация образования останется пустым лозунгом, если образовательный процесс будет по-прежнему угрожать здоровью гимназистов. В психолого-оздоровительную программу гимназии №1 необходимо включить:
1) создание и экспериментальную проверку модели эффективной системы формирования, сохранения и укрепления здоровья гимназистов;
2) разработку, внедрение в образовательный процесс разнообразных форм пропаганды ЗОЖ;
3) открытие новых спортивных секций, направленных на укрепление здоровья гимназистов;
4) ведение мониторинга ЗОЖ по следующим параметрам;
Проблему сохранения здоровья гимназистов нельзя решить, если не упорядочить объем содержание образования, не снять непосильные программные нагрузки, если не учить детей в соответствии с их природными способностями, а не всех скопом по одной и той же программе и учебному плану.
Отдельные, даже блистательные уроки физкультуры преодолеть разрушающие и психику влияние уроков математики, физики, химии, программу которых не осваивают 50% гимназистов.
Решить задачу по разработке плана мероприятий, направленных на внедрение позиций содействия здоровью учащихся в инновационных школах можно при условиях: 1)введения нормативных правовых документов, определяющих деятельность в системе образования, направленную на сохранение здоровья; 2) внесение в критерии аттестации и аккредитации образовательных учреждений показателей, характеризующих состояние здоровья учащихся; 3) дополнение программ повышения квалификации системы образования дисциплинами, ориентированными на здоровьесберегающие технологии воспитания и обучения; 4) разработки программ повышения квалификации системы образования, содержащих курсы, ориентированные на внесение принципов здоровья в образовательный процесс.
Необходимо осознать то, что стандарт образования и здоровье учащихся две несовместимые вещи. Еще 30 лет назад учителя и ученики сказали со всей определенностью: «То, что все должны учиться одинаковое количество лет и усваивать одинаковый объем знаний, с точки зрения генетики – абсурд. Сейчас мы сплошь и рядом заставляем ребенка делать то, что ему несвойственно… Недостаток физиологических знаний лежит в основе многих тяжелых педагогических ошибок и изнурительных трудностей в воспитании».
Образовательный процесс в инновационных гимназиях – вот сегодня причина всех бед, связанных со здоровьем гимназистов. Необходимо внедрение в работу инновационных школ опыта отдельно взятых педагогов по улучшению здоровья детей каждый день посещающих болезнетворные уроки математики, физики, химии, программу которых половина из них генетически неспособна освоить.
В инновационных школах очень часто непосильные нагрузки учащихся являются не только следствием объема учебных программ, но и результатом противоприродных методик изучения материала. До тех пор пока не будут созданы психолого-оздоровительные программы для инновационных школ такие предметы, как физкультура, театры здоровья, спортивные соревнования, телепередачи, публикации, изнуряющие учащихся уроки физики, математики, домашние задания будут проводиться, осуществляться, отражаться, а учащиеся при этом как болели дидактогенными неврозами, так и болеют и будут болеть.
Пока мы лечим не причину, а следствие, пока стратегическая задача - здоровье учащихся инновационных школ – решается формально-бюрократическим способом.
В инновационной школе каждый учитель считает свой предмет наиглавнейшим в системе образования, отсюда у учителей стремление как можно больше «загрузить» им головы учащихся, поэтому уроки физкультуры могут лишь частично возместить потери здоровья учащихся.
СЛАГАЕМЫЕ ЗДОРОВЬЯ В ГИМНАЗИИ №1 Г.КАРАГАНДЫ
Достижение основной цели гимназии – формирование личности, способной к самовоспитанию и самообразованию, гуманной и духовно свободной, уважающей себя и других – предполагает в первую очередь создание в гимназии условий, сохраняющих здоровье (физическое, психическое, социальное) субъектов образовательного процесса.
В связи с этим нами разработан мониторинг заболеваемости.
Для организации полноценного питания недостаточно только правильно подобрать продукты – важно обеспечить соблюдение санитарных правил при доставке и хранении продуктов, добиться максимального сохранения полезных качеств витаминов при кулинарной обработке и позаботиться о температуре пищи, находящейся на столе перед ребенком.
Так как наш регион относится к числу неблагополучных по заболеваниям эндокринной системы, регулярно используем в столовой морскую капусту (биологически активированная водоросль, содержит йод, калий, микро и макроэлементы). Проводим витаминизацию третьих блюд.
Учитывая систему полного дня, мы придаем большое значение таким факторам, влияющим на сохранение физического здоровья, как режим работы, расписание занятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Учебно-трудовая нагрузка учащихся не превышает предельно допустимой нормы. В то же время мы пришли к выводу, что длительное пребывание в гимназии может вызывать перегрузку у учащихся с особенностями нервной системы. Ведется систематическое наблюдение за состоянием таких учащихся, даются своевременные рекомендации родителям.
При уборке помещений проводится кварцевание. Гигиенические требования к состоянию учебной мебели и ее соответствию возрасту учащихся выполнены полностью.
Таким образом, в настоящее время в гимназии используются все имеющиеся возможности по сохранению здоровья учащихся, что подтверждается стабилизацией их уровня заболеваемости.
ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
ГИМНАЗИИ №1 Г. КАРАГАНДЫ
педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.
Задачи:
1) Введение в учебный план с 1 по 11 (12) классы учебного предмета «Валеология».
2) Применение учителями гимназии современных инновационных здоровьесберегающий технологий (интенсивной блочно-модульной рейтинговой системы обучения, метод проектов, уровневая дифференциация, лекционно-семинарская система, коллективно-групповые способы обучения и т.д.).
3) Профилактика мед. работником гимназии у учащихся нарушений опорно-двигательного аппарата, заболеваний органов дыхания и зрения, отклонений психического здоровья и т.д.
4) Мониторинг и диагностика здоровья учащихся и учителей гимназии.
5) Разработка комплекса мер по повышению защитных сил организма учащихся и учителей на протяжении всего учебного года (режим работы и организация витаминизированного питания в столовой).
Этапы внедрения Комплексной программы по формированию здорового образа жизни гимназии №1
Iэтап рассчитан на 2008-2011 годы. За этот период в гимназии необходимо создать систему мер комплексной медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей через:
1) использование оздоровительных методик;
2) мониторинг и диагностика здоровья гимназистов и учителей;
3) организация комплекса мер по формированию здорового образа жизни в гимназии;
4) введение в учебный план с 1 по 11 (12) классы предмета «Валеология».
Ожидаемый результат: теоретическое обоснование и разработка комплекса мер по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей гимназии.
IIэтап рассчитан на 2012-2015 годы. Этот период предназначен на функционирование и развитие системы мер медико-психолого-педагогической защиты учащихся и учителей гимназии на основе:
1) анализа мониторинга и диагностики изменений в состоянии здоровья учащихся и учителей;
2) работы учителей по современным инновационным здоровьесберегающим технологиям;
3) применения оздоровительных методик, направленных на формирование здорового образа жизни.
IIIэтап рассчитан на 2016-2019 годы. В этот временный интервал предполагается полностью внедрить в учебно-воспитательный процесс гимназии Комплексную программу по формированию здорового образа жизни посредством:
1) комплекса мер по валеологизации образовательного процесса;
2) реализации основных валеологических принципов через медико-психолого-педагогическую Службу;
3) сохранения и развития здоровья физического, психического, социального всех участников учебно-воспитательного процесса в гимназии.
Ожидаемый результат: создание единой предметной образовательной среды, формирующей способность к здоровому образу жизни и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого участника образовательного процесса.
Основные направления в образовательном процессе
Реализация Комплексной программы по формированию здорового образа жизни предполагает, прежде всего:
1) овладение учителями гимназии современными инновационными здоровьесберегающими технологиями;
2) методами диагностики здоровья и рядом оздоровительных методик;
3) формирование знаний у гимназистов о собственном здоровье и о факторах, влияющих на состояние здоровья.
Становление профессионального образования учителей гимназии через медико-психолого-педагогическую службу позволит:
1) вовлечь педагогический коллектив в деятельность по укреплению здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
2) сформировать устойчивое положительное отношение к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Управление развитием гимназии на основании ожидаемых результатов по внедрению Комплексной программы по формированию здорового образа жизни происходит через:
1) составление перспективного комплексного плана;
2) годовых планов работы;
3) формирование экспертного Совета (с привлечением специалистов для консультации по валеологизации образовательного процесса и научного руководства);
4) разработку требований к планированию работы учителей гимназии и предоставления ими отчетных материалов;
5) определение функций заместителей директора;
6) организацию семинаров, научно-практических конференций, «круглых столов»;
7) создание действующей лечебно-оздоровительной модели, состоящей из следующих компонентов: лечебной физкультуры, витаминотерапии, аэрофитотерапии, офтальмотерапии, «Уроков здоровья», внеклассных мероприятий.
Внедрение в образовательный процесс представлений о здоровом образе жизни наиболее целесообразно проводить посредством:
1) консультаций научного руководителя с учителями гимназии;
2) обсуждения хода работы и ожидаемых результатов;
3) анализ информации и получение рекомендаций от экспертного Совета;
4) обсуждение на педсовете гимназии результатов работы и принятия соответствующих управленческих решений.
Разработка системы мер медико-психолого-педагогической защиты
учащихся и учителей гимназии
Внедрение Комплексной программы по формированию здорового образа жизни невозможно без:
1) мониторинга и диагностики состояния здоровья всех участников образовательного процесса;
2) диспансерного обследования учащихся с привлечением узких специалистов;
3) анализа изменений в состоянии здоровья с учетом возраста и пола учащихся;
4) сравнительной оценки показателей здоровья гимназистов за 3 года;
5) общей заболеваемости по городу и хронической патологии (по класса, возрасту, полу).
Необходимо разработать систему мер по повышению защитных сил организма учащихся, организовать действенную систему внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся и учителей гимназии.
Педколлективу гимназии нужно освоить и использовать в работе следующие современные инновационные здоровьесберегающие технологии: интенсивную блочно-модульную рейтинговую систему обучения, метод проектов, уровневую дифференциацию, лекционно-семинарскую систему, коллективно-групповые способы обучения и т.д.
Мед. работнику гимназии необходимо:
1) освоить и использовать оздоровительные методики;
2) создать специальные группы лечебной физкультуры для детей с функциональными нарушениями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
3) проводить курс офтальмотерапии для детей с нарушениями и заболеваниями органов зрения, включающей гимнастику для глаз и пневмомассаж при помощи аппарата вакуумного массажа.
Планирование и систематизации ожидаемых результатов
Ежегодный анализ изменений в состоянии здоровья контингента учащихся гимназии позволит:
1) создать банк данных состояния здоровья:
2) вносить соответствующие коррективы.
Для получения положительных результатов по валеологизации образовательного процесса в гимназии необходимо:
1) систематически проводить тематические классные часы по проблемам здоровья и здорового образа жизни;
2) оформить классные уголки «В здоровом теле – здоровый дух», «Помоги себе сам»;
3) проводить «Дни здоровья» с организацией различных конкурсов, соревнований, викторин;
4) проводить рейды «Внешний вид»;
5) создать экологическую лабораторию;
6) организовать студию «Хореографии», спортивные секции «Волейбол», «Баскетбол»;
7) организовать кабинет офтальмотерапии;
8) оборудовать кабинет лечебной физкультуры (ЛФК);
9) открыть психологическую мастерскую по проблемам разрешения конфликтов;
10) организовать в процессе урока валеологические паузы для снятия мышечного утомления и проведения гимнастики «зоркость» с 1 по 11 классы;
11) организовать прогулки в классах предшкольной подготовки с использованием спортивных и народных игр;
12) провести мероприятия по витаминотерапии, по аэрофитотерапии.
Планируемые результаты:
1) снижение пропусков учебных занятий по болезни среди учащихся и учителей;
2) уменьшение простудных заболеваний среди учащихся и учителей гимназии;
3) улучшение показателей функциональных проб в результате проведения среди учащихся ЛФК;
4) улучшение межличностных отношений у учащихся и учителей, занимавшихся с психологом гимназии.
Перспективное планирование образовательного процесса гимназии по формированию здорового образа жизни
Медико-психолого-педагогической службе необходимо осуществить подбор научно-методической литературы по проблеме формирования здорового образа жизни. Заместителю директора по воспитательной работе нужно разработать примерные планы – конспекты для проведения классных часов и рекомендации по планируемым внеклассным мероприятиям. Заместителям директора по учебно-воспитательной работе, административно-хозяйственной части нужно создать комфортные условия для обучения учащихся, работы учителей с целью организации систематической работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.
Мед.работнику гимназии необходимо создать банк данных о состоянии здоровья каждого учащегося гимназии. Целенаправленно проводить мероприятия по стабилизации состояния здоровья учащихся.
Классным руководителям, учителям-предметникам при реализации принципа дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания удовлетворить интересы, потребности учащихся в выборе содержания образования по следующим направлениями: гуманитарному, физико-математическому, химико-биологическому.
Планируемые результаты:
1) изменение отношения к гимназии, учителям со стороны учащихся в положительном направлении;
2) создание комфортной остановки на уроках, доброжелательное отношение со стороны учителей к учащимся гимназии;
3) удовлетворение потребностей, интересов учащихся в спортивных секциях, в художественно-эстетическом направлении, в искусстве современного танца;
4) предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций между учителями и учащимися гимназии.