Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№11 НОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Күту, тосу
ждать.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 21
Жаңа сұрақтар: 9

Литературный журнал «Бір аймақ, бір кітап»

 

 «Ы. Алтынсарин заложил основы казахского светского      образования, он – автор первых учебников на казахском языке»

 - так отметил Н.А. Назарбаев в Стратегии 2050».

    Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгжин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина.  Дед Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ыбраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука Ыбрая. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ыбрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

   В 1857 Ыбрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

     Летом 1860 года Ы.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. Именно с этого времени Ы.Алтынсарин начинает свою просветительскую деятельность, которой посвятит всю свою жизнь.

          В 1879г. Ы. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

         Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. Одновременно с открытием четырех школ Алтынсарин разрабатывает тип волостных и аульных школ. По инициативе Ы.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

       Много сил и энергии Ы.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ.

     Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей.

 В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия», которую он писал 3 года  и «Начальное руководство обучению киргизов русскому языку»

Эти и многие другие стихотворения   вошли в сборник литературных трудов просветителя. Его стихотворения направленных на защиту бедноты, критику эксплуататоров и духовенства. Сегодня стихотворения Ы.Алтынсарина также актуальны.

     Кроме стихотворений, Ы. Алтынсарин писал рассказы для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим ,справедливость. В них в социальном аспекте рисуются картины быта и нравов казахской жизни в 60—70-х годах XIX века.

      В рассказах «Сын бая и сын бедняка», «Кипчак Сейткул», «Юрта и деревянный дом», «Невежество», «Вред лжи» и других ставятся важные проблемы общественной жизни: социальное неравенство, преимущество оседлого образа жизни, вред невежества, польза знаний и науки.

   В рассказе «Сын бая и сын бедняка» повествуется о том, как два мальчика-ровесника, случайно оставшиеся на месте старого кочевья, разыскивали откочевавший аул. Рассказывая об их приключениях, Алтынсарин показывает характеры этих мальчиков, обусловленные их социальным положением, образом жизни, воспитанием, навыками и привычками.

    Смысл рассказа — в противопоставлении двух характеров, двух социальных типов. Усен — сын бедняка, он трудолюбив, и этим определяются все его достоинства. Именно труд воспитывает настоящего человека, способного преодолеть любые жизненные препятствия, а праздность — корень пороков.

    Рассказ «Сын бая и сын бедняка» преследует педагогические цели: он учит и наставляет. Алтынсарин стремится не к сложности, а к ясности и простоте характеров. Но эти характеры не абстрактны, они подсказаны реальной жизнью. Жизненная точность сделало рассказ «Сын бая и сын бедняка» популярным не только среди казахских школьников, но и среди русских читателей. Еще в 1890 году в журнале «Родник» рассказ был напечатан в русском переводе.

    Важным для понимания мировоззрения, демократических и гуманистических взглядов Алтынсарина является и рассказ «Кипчак Сейткул», написанный в 70-х годах и опубликованный в «Киргизской хрестоматии». В 70-е годы, в пору расшатывания устоев патриархально-феодального уклада в степи, казахские бедняки начинают переходить к оседлости, заниматься земледелием. Алтынсарин поддерживает их. В рассказе «Кипчак Сейткул» труженик Сейткул глубоко ненавидит баев, ищет избавления от них.

Он и его бедные сородичи поселяются в долине речки и занимаются земледелием. С теплотой описывает Алтынсарин совместный труд земледельцев, показывает, как укреплялось содружество бедняков, как оно все больше и больше притягивало к себе других: «... беднота из кочевого населения присоединялась к Сейткулу. По прошествии пяти-шести лет число хозяйств, руководимых им, дошло до четырехсот». Успехи Сейткула и его друзей Алтынсарин объясняет их исканиями, тем, что они приобщились к земледелию и торговле. В рассказе «Кипчак Сейткул» труженику Сейткулу противопоставлен его старший брат, стремившийся разбогатеть воровством и грабежом чужого скота. В конце концов, он был убит. Автор подчеркивает мысль о том, что добро, добытое насилием и грабежом, не идет впрок.

     Как и в рассказе «Сын бая и сын бедняка», Алтынсарин прославляет трудолюбие — человек труда нигде не пропадет, и счастье найдет его.

    Сказка «Кара-батыр» пронизана грячим патриотическим чувством, призывом к действию, к борьбе, к подвигам во славу Родины. Сюжет сказки построен на основе исторических событий, отражающих времена взаимных набегов казахов и туркмен. Повествует она об отважном герое Кара-батыре, которого в детстве при набеге на казахский аул захватили в плен разбойники. На чужбине мальчик пас овец, ходил в отрепьях, всегда голодный, питался лишь овечьим молоком, которое сам надаивал. С огромным трудом через ласточку, единственную из всех птиц, которая не отказалась сделать добро, мальчику удается передать в родной аул амулет. Таким образом убитые горем родители узнают, где находится их сын, отправляются в поход и возвращают его. И.Алтынсарин  очень убедительно показывает настойчивость мальчика в его стремлении вернуться на Родину, нежелание прозябать на чужбине.

     Сказки «Кара-батыр», «Каракылпаш», «Мудрый судья», «Золотой чуб» и другие поднимают вопросы патриотизма, моральной устойчивости, выдержанности, человечности и честности. С их помощью Алтынсарин стремился привить школьникам любовь к Родине, воспитать такие благородные качества, как мужество, смелость, сомопожертвование во имя интересов народа.   

 

   Значение творчества Ыбрая Алтынсарина в истории казахской литературы огромно. Видный просветитель и педагог, поэт и переводчик, создатель первых образцов казахской реалистической прозы, Алтынсарин был одним из тех, кто приобщил казахскую степь к миру высоких культурных ценностей. В рассказах, написанных им для детей, говорится о смелости и находчивости, о трудолюбии и скромности детей бедняков, о хвастливости и трусости байских детей.