Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№11 НОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Аласа
низкий
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 21
Жаңа сұрақтар: 9

Современное образование

                                                 Родюшкина С.А., Деринг О.В

                                                КГУ ОСШ № 11, КГУ ОШИ № 4

Сборник научных трудов «Современное образование» выпущенный КарГУ им.Букетова в 2015 г.

Интеллектуальное развитие младших школьников через интеграцию      предметов в начальной школе.

                Модернизация казахстанского образования на современном этапе нацелено на развитие личности обучающегося, удовлетворение его потребностей и интересов с целью подготовки целеустремленной, самостоятельной, мобильной личности. Это означает принципиальное изменение педагогических подходов процессу обучения, которое способствует формированию интеллектуально-развитой, инициативной личности, способной нестандартно, творчески мыслить.

                Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития служит фундаментов для последующего обучения.

                Современная начальная школа должна быть ориентирована на развитие личности младших школьников, в том числе – интеллектуальное развитие. Поэтому важным направлением деятельности педагогов выступает создание условий, обеспечивающих полноценное интеллектуальное развитие младших школьников, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

                В образовательных стандартах нового поколения говорится об использовании элементов интеграции в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы [1]. Интегрированный подход обеспечивает возможность показать окружающий мир во всем его многообразии. В процессе интегрированного обучения знания учащихся приобретают качество системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов, что способствует интеллектуальному, творческому развитию младших школьников.

                Вышесказанное обуславливает актуальность рассмотрения проблемы межпредметной интеграции, как средства интеллектуального развития младших школьников.

                Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы общеобразовательных школ по формированию интеллектуального развития младших школьников, а так же собственный опыт педагогической деятельности позволяет сделать вывод о недостаточном использовании педагогических возможностей меж предметной интеграции в данном направлении деятельности [2].

                В то же время обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

- интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей;

- форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

- интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи и памяти школьников;

- интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают тили углубляют определенные выводы.

                Интегрированный урок отличается от традиционного тем, что предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в разных учебных дисциплинах. Осуществленный на этом этапе синтез, как взаимодействие, соединение, выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной картины мира.

                Смысл использования приема интеграции заключается в том, что в урок включается эпизодически материал других предметов, но при этом сохраняется самобытность каждого предмета со своими целями, задачами, программой.

                Основными формами меж предметной интеграции, обладающими большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников, являются: интегрированный урок, интегрированный курс, интегрированный блок (день), интегрированная игра [3]. Рассмотрим подробнее каждый из блоков.

                Интегрированный урок предполагает интеграцию материала двух или более школьных предметов.

                В интегрированном курсе предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различным учебных дисциплинах.

                Интегрированный блок образуется в результате объединения тематики занятий внутри каждого учебного предмета при совпадении отдельных тем, разных учебных дисциплин в блоке.

                Интегрированный учебный день предполагает реализацию интегрированного блока в течение дня: проводится серия уроков, раскрывающих общую комплексную идею или проблему.

                Интегрированная игра – объединяет урочную и внеурочную деятельность младших школьников. Она объединяет несколько дисциплин, причем дисциплины объединяются между собой не стихийно, как захочет учитель, а в определенной последовательности.

                Первый период – уместно объединить такое дисциплины, как: чтение, история, русский, казахский и английские языки.

                Второй период – математика и информатика.

                Третий период – естественные науки.

                В рамках игры проводятся: интегрированные предметы олимпиады; внеклассные мероприятия: конкурсы, турниры, игры, викторины, праздники, выставки поделок, рисунком, фотографии и др..; организуется работа в творческих кружках.

                Основными методами меж предметной интеграции являются: исследовательский, проекты, дискуссия, диалог, мозговой штурм, круглый стол, шкала мнений,  интерактивных рассказов и др.; широко используются наглядные, аудиовизуальные ИКТ средства.

                Следует учитывать и педагогические условия, позволяющие наиболее эффективно применять меж предметную интеграцию [4]:

- учет психологических особенностей младших школьников;

- включение младших школьников в проектно-исследовательскую деятельность;

- интеграция материала традиционных предметов в начальной школе с новым содержательным материалом;

- использование инновационных технологий обучения на основе ИКТ;

- мониторинг интеллектуального развития младших школьников в процессе меж предметной интеграции;

- готовность учителя начальных классов к организации меж предметной интеграции.

                Исходя их вышесказанного, мы пришли к выводу, что интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся,

                обеспечивает овладение ими комплексным знаниям, системой универсальным человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и разработкой интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновением всех школьных дисциплин.

                Интеграция содержания позволяет исключить повторы в разных учебных предметах, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии.