Зайцева Н.В., Кокашвили Е.С.
КГУ ОСШ № 11
ЭЛЕМЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Развитие казахстанского образования и достижение нового качества его результатов, удовлетворяющих потребности граждан и общества, является национальным приоритетом Республики Казахстан XXI века. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступают развивающие технологии. Одной из важнейших мировых тенденций в образовании является переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к развивающим технологиям. Более того, одним из основных принципов реформирования казахстанской школы провозглашен принцип развивающего образования. Научное обоснование идей развивающего обучения было в начале прошлого века дано в трудах Л.С.Выготского [1]. Свое дальнейшее развитие они получили в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева [2], Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова [3], В.В.Давыдова [5] и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон единого процесса.
И по сей день время внимание педагогов все чаше привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе, так как развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной «взрослой» жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной и общественной сферах жизни, а именно развитие любознательности у ребенка младшего школьного возраста как основы развития познавательных способностей ученика в начальной школе; формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка; развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности.
Общеизвестно, что любое обучение в той или иной мере развивает учащихся. Приоритетное значение для развивающего обучения имеет методика: любой учебный материал может быть изучен с большим или меньшим развивающим эффектом в зависимости от того, как он изучается. Любая технология имеет свою цель, сущность и механизм. В контексте развивающего обучения целью является - развитие личности и ее способностей, сущность - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, механизм обучения - вовлечение обучаемых в различные виды деятельности. Учеными доказано, что дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод. Безусловно, развитием способностей у детей следует заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом.
Включение учащихся в творческую деятельность - основной путь развивающего обучения. Главное в методике развивающего обучения - включение учащихся в ситуацию творческой деятельности. Это влечет за собой усиление роли частично-поискового и исследовательского методов обучения.
Согласно ГОСО РК программа начального обучения предполагает овладение элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
С помощью развивающего обучения на уроках математики расширяется математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в самых простых закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Наибольший эффект может быть достигнут в результате применения разных форм работы над математической задачей. Остановимся подробнее на каждом из этапов.
1.Организация способа анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу. Цель - развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности.
2.Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать "картинку"). Педагог акцентирует внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мнимое участие в этой ситуации. Разбивка текста задачи на значимые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа в тетради или интерактивной доски. Цель- формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.
3.Объяснение готового решения задачи. Цель - математическое развитие и повышение качества математической подготовленности.
4.Использование приема сравнения задачи и ее решений. Цель - расширение математического кругозора.
5.Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного. Цель - умение видеть новые функции объекта.
Следует также выделить элементарные комбинаторные задачи. Их особенность заключается в том, что они имеют не одно, а несколько решений и при их решении детям необходимо осуществлять выбор решений в рациональной последовательности с тем, чтобы быть уверенным, что рассмотрены все возможные случаи и не пропущен ни один из них. Важно, чтобы дети увидели и осознали возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их выбора. Например: «Сколько раз за неделю стрелки часов проходят через 6»
В первом и во вторых классах рассматриваются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников; умение делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами, вторым и третьим; умения сравнивать числа, выражения, текстовые задачи, глубоко осознавая смысл операции сравнения; умения делать обобщения. Например: Сравни: 1) два числа 1 и 10. Такие задания направлены на более глубокое осознание взаимосвязей между изученными приемами, на проведение наблюдений, сравнений, на построение логических рассуждений и выводов.
Помимо задач необходимо включать и разнообразные упражнения, такие как - арифметические ребусы, «цепочки» примеров, «магические квадраты», шарады, задания логического характера, различные задачи на смекалку, игры математического содержания. Некоторые из заданий используем для работы со всем классом, другие - в качестве дополнительных заданий для работы с группами, отдельными учениками. При использовании этих заданий учащиеся часто оказываются перед проблемой выбора хода решения, им нередко приходится применять знания в совершенно новых условиях. Все рассуждения целесообразно проводить вслух. Этому следует уделять большое внимание на уроках.
Занятия с использованием методов развивающего обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями класса.
Литература
1.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М., 2000. - 112 с.
2.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - К.: Центр, 2007. - 272 с.
3.Занкова Л. В. Избранные педагогические труды. - М.: Нач. школа, 2001. - 122 с.
4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение, 2006. -240 с.