Қарағанды облысы білім басқармасының Қарағанды…
"№11 НОМ" КММ

Қазақ тілін үйренеміз

Жел – дауылдың шақырушысы.
Ветер бурю кличет.
Сұрақ-жауап
Барлық жауаптар: 21
Жаңа сұрақтар: 9

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Жарасова Е.В., Рябова И.А., учитель начальных классов КГУ СОШ № 11

Современная эпоха определяется выдающимися достижениями в области науки и техники, обилием информации в периодической печати, развитием информационно-коммуникационных технологий. Именно стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий служит ключевым фактором, определяющим ускоряющийся процесс информационной глобализации, которая становится характерным явлением настоящего времени.

Под современными информационно-коммуникационными технологиями в настоящее время понимают различные способы создания, фиксации, переработки и распространения информации [1].

Целью работы является определение основных признаков современных информационно­коммуникационных технологий, которые занимают ключевое место в системе наукоемких технологий, а их основная продукция - информация - становится одним из самых мощных и решающих факторов общественного развития. Традиционные информационные технологии, к которым относятся письмо, телефон, радио, телевидение, ориентируются лишь на способы фиксации, тиражирования и распространения информации. Все эти технологии не затрагивают самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания: собственно интеллектуальная деятельность до недавнего времени осуществляется исключительно «вручную». Современные информационно-коммуникационные технологии порождают интеллектуальную технологию, представляющую собой совокупность артефактов, программных продуктов и систем знаний, обеспечивающих рождение принципиально нового феномена в истории техногенной цивилизации. Этот феномен состоит в возможности продуцирования, трансформации, сверхскоростной передачи и реализации информации не только с помощью человеческою мозга и средств связи, но с помощью совершенно новых технических устройств, воплощающих идею искусственного интеллекта. Следовательно, роль современных информационно-коммуникационных технологий не сводится к чисто количественным показателям, как, например, освобождение от рутинных и громоздких операций. Наиболее значимый результат их внедрения - радикальное изменение всей системы духовно-практической деятельности и культурного творчества.

Интенсификация потоков информации с использованием этих новых информационно­коммуникационных технологий служит началом нового процесса развития техногенной цивилизации, который получил название информатизации.

Информатизация современного общества обусловила необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Безусловно, на сегодняшний день, педагогическая наука накопила огромный опыт по передаче знаний от учителя к ученику, созданию технологий образования и обучения, а также по построению их моделей. Но именно информационно-коммуникативные технологии оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п. [2- 3].

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к обучению, поиску необходимой информации, ее обработки, предоставлению другим людям, моделирования новых объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации. Особенностью

учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

В своей профессиональной деятельности часто использую мультимедийные презентации, ресурсы Интернета, электронные энциклопедии, копьютерные программы. Все вышеназванное по функциональному назначению условно можно разделить на четыре основных вида:

информационно-иллюстративные (заменяют обычные наглядные пособия и традиционные аудио-визуальные средства обучения); развивающие (ориентированы на развитие памяти, внимания, логики, пространственного мышления учащихся); обучающие (предполагают исследовательскую работу учащихся за компьютером или программы-тренажеры для получения определенных навыков); контролирующие (чаще всего программы тестирования уровня обученности учащихся. Такие программы предполагают индивидуальный опрос каждого учащегося

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

Использование компьютера на уроках дает положительные результаты, при условии правильной организация работы учебного процесса:

компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся; учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий; учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Согласно Сан Пи НУ ).

Инфрмационно-комуникативные технологии на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

Принцип паритетности (равенства позиций) Принцип доверительности Принцип обратной связи Принцип занятия исследовательской позиции учащимися.

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий существенно отличается от традиционного урока по ряду параметров: усилением наглядности, возможность показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация), расширение объёма предъявляемой учебной информации (расширение материала учебника), включение учащихся в коллективную деятельность, повышение интереса учащегося к изучению предмета (и к учению в целом), активизация творческого потенциала ученика, включение школьников в современное пространство информационного общества.

Педагогам, использующим в своей работе информационно-коммуникативные технологи! дают ряд преимуществ:                                   экономить время, повышать эмоциональную, научную убедительность

преподавания, оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы, развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы, повышать мотивацию преподавания и обучения.

Таким образом, использование информационно-комуникативных технологий при обучении создают особую информационную обстановку которая стимулирует интерес и пытливость ребёнка, способствует раскрытию заложенных природой потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ребёнка.

Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Список литературы:

Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с. Открытое образование - объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. - М.: МЭСИ, 2000. - 288 с. Романов А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в система заочного экономического образования. - М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. - 303 с.